![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|органический мир в целом можно сравнить с | | |организмом, в котором все элементы связаны | | |между собой настолько тесно, что невозможно| | |допустить отсутствие какого-либо из них. | | |Концепция Бонне в своей основе не содержала| | |идеи развития, так как основывалась на | | |преформистских представлениях, согласно | | |которым эволюция — это развертывание вечно | | |существующих зародышей, исключающее | | |новообразования. Французский материалист Ж.| | |О. Ламеттри высказал идею о возникновении | | |живых форм из органических зародышей под | | |влиянием внешней среды. Единство | | |растительного и животного царства он | | |усматривал в сходстве составляющих их | | |элементов. | | |Важную роль в разработке идеи развития и | | |становления эволюционного учения сыграли | | |труды выдающегося французского | | |естествоиспытателя XVIII'в. Ж. Л. Бюффона, | | |автора знаменитой многотомной «Естественной| | |истории». Он вообще стал отрицать | | |возможность какой бы то ни было | | |классификации, полагая, что виды — не | | |реально существующие в природе единицы, а | | |искусственные, надуманные категории. Одним | | |из первых философов, сделавших попытку | | |применить современное ему естествознание | | |для объяснения строения и развития мира, | | |был И. Кант. Признание эволюции живого и | | |растительного мира явилось для Канта | | |логическим завершением его космогонической | | |гипотезы. Во времена Канта господствовала | | |идея неизменяемости и постоянства видов. | | |Возможность доказательства общности | | |происхождения «великого множества» видов | | |живых организмов, населяющих Землю, Кант | | |видел в создании естественной истории как | | |самостоятельной науки. Высказываясь в | | |защиту исторического подхода, Кант горячо | | |выступает против идеи множества локальных | | |актов творения. В этот же период немецкий | | |естествоиспытатель К. Ф. Вольф опубликовал | | |свою диссертацию «Теория зарождения», в | | |которой опроверг учение о преформации и | | |научно обосновал теорию эпигенеза. | | |В 1809 г. Ламарк опубликовал «Философию | | |зоологии», которая содержала его основные | | |возражения против метафизической идеи | | |вечности и неизменности видов. Впервые в | | |истории науки в этом труде была | | |последовательно изложена идея о постепенном| | |развитии всех организмов из простейших форм| | |жизни, сделана первая попытка объяснить это| | |развитие действием естественных сил, | | |влияющих на организацию растений и | | |животных. Согласно Ламарку, развитие | | |органического мира осуществляется путем | | |естественной «градации», как постепенный | | |переход от простейших форм биологической | | |организации к усложняющимся и | | |совершенствующимся. Накопленный длительным | | |развитием биологической науки фактический и| | |теоретический материал требовал своего | | |объяснения в рамках общей концепции, | | |диалектически отражающей противоречивые | | |процессы развития в живой природе. Такое | | |объяснение было дано Ч. Дарвином, который | | |вскрыл и объяснил источники и движущие силы| | |этой эволюции. В основу теории эволюции им | | |были положены следующие материальные | | |факторы: наследственность, изменчивость и | | |естественный отбор. Его учение о | | |естественном отборе стало ключевым в | | |решении многих проблем эволюции | | |органического мира. В 1859 г. был выпущен | | |главный труд всей жизни Ч. Дарвина — | | |«Происхождение видов путем естественного | | |отбора, или Сохранение благоприятствуемых | | |пород в борьбе за жизнь». Дарвин вскрыл | | |движущие силы эволюции живой природы. Он | | |попытался понять и объяснить действительную| | |природу внутренних противоречий | | |органического мира. Его теория не только | | |объясняет характер этих противоречий, но и | | |указывает пути, по которым они разрешаются | | |в мире животных и растений. Значительное | | |место во всех трудах Дарвина, и в | | |частности, в «Происхождении видов», | | |занимают доказательства самого факта | | |органической эволюции. Сейчас | | |общепризнанно, что в основе всего живого | | |лежат сходные химические соединения группы | | |белков, среди которых особое положение | | |имеют нуклеопротеиды. Это — соединения | | |белковых тел и нуклеиновых кислот. | | |Нуклеопротеиды составляют основной | | |компонент клеточного ядра растений и | | |животных. Исследования в области | | |молекулярной биологии показали, что | | |нуклеиновые кислоты ответственны за многие | | |важные процессы жизнедеятельности | | |организмов. При этом особую роль играют | | |макромолекулы дезоксирибонуклеиновой | | |кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты. | | |Доказательством эволюции служит и сходство | | |органов животных, выражающееся в их | | |положении, соотношении в общем плане | | |строения и в развитии из сходного зачатка | | |зародыша. Сходные органы называются | | |гомологичными органами. Эволюционная теория| | |объясняет сходство органов общностью | | |происхождения сравниваемых форм, тогда как | | |сторонники креационистских концепций | | |истолковывали это сходство как волю творца,| | |создававшего группы животных по | | |определенному плану. Подтверждением идеи | | |эволюции является отражение истории | | |развития организмов на их строении и на | | |процессах зародышевого развития, а также | | |географическое распространение организмов. | | |Особое место в разработке и углублении | | |эволюционных представлений занимает | | |генетика. Представления о неизменности | | |генов начинают преодолеваться в 20—30-е | | |годы XX в. в связи с возникновением | | |популяционной, эволюционной генетики. | | |Выяснение структуры популяций позволило | | |по-новому посмотреть на эволюционные | | |процессы, разыгрывающиеся на популяционном | | |уровне. Генетика дала возможность | | |проследить основные этапы эволюционного | | |процесса от появления нового признака в | | |популяции до возникновения нового вида. Она| | |принесла в исследование внутривидового, | | |микроэволюционного уровня точные | | |экспериментальные методы. | | | |35. Эмпирическое познание и его методы. | | |Эмпирическое познание предполагает | | |формирование на основе данных наблюдения | | |особого типа знания - научного факта. | | |Научный факт возникает как результат очень | | |сложной рациональной обработки данных | | |наблюдений: их осмысления, понимания, | | |интерпретации. Эмпирическое исследование в | | |основе своей ориентировано на изучение | | |явлений и зависимостей между ними. Оно | | |базируется на непосредственном практическом| | |взаимодействии исследователя с изучаемым | | |объектом. Оно предполагает осуществление | | |наблюдений и экспериментальную деятельность| | |- в этом заключается особая роль эмпирии в | | |науке. Эмпирический уровень познания имеет | | |сложную организацию. Можно выделить два | | |подуровня: во-первых, наблюдений, | | |во-вторых, эмпирических фактов. Переход от | | |данных наблюдения к эмпирическому факту | | |предполагает следующие познавательные | | |операции: во-первых, рациональную обработку| | |данных наблюдения и поиск в них устойчивого| | |инвариантного содержания. Во-вторых, для | | |установления факта необходимо истолкование | | |выявленного в наблюдениях инвариантного | | |содержания (широко используются ранее | | |полученные теоретические знания) Методы | | |эмпирического познания: наблюдение - | | |целенаправленное восприятие явлений | | |объективной действительности, в ходе | | |которого мы получаем знание о внешних | | |сторонах, свойствах изучаемых объектов; | | |описание - закрепляет и передает результаты| | |наблюдения с помощью определённых знаковых | | |средств. Описание подразделяется на два | | |основных вида качественное и | | |количественное. Количественное описание | | |осуществляется с применением языка | | |математики (фиксация данных измерения); В | | |основе операции измерения лежит сравнение | | |объектов по каким-либо сходным свойствам | | |или сторонам. | | |10. Конкретно-ситуативный характер | | |биологической психики, ее целесообразные | | |функции. | | |Психика-специфич форма отражения, кот | | |нач-ся с чувств-ти – непосредств-х | | |пепереживаний, связанных с присоб-ем к | | |среде. | | |Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы| | |– биоэлектр сигналы, кот не изменяют | | |физиолог. процессы, а явл средством связи с| | |биол-ки значимыми параметрами. | | |В ответ на изменение внеш среды ж-ое не | | |перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет | | |свое поведение и место пребывания. Так | | |шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет | | |ж-ое применить меры предосторожности. Он | | |ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ | | |сущ-нии биол-ки знач-го объекта. | | |Жив-ая психика отражая пространств-врем | | |парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. | | |св-ва, но этот момент не носит самост-го | | |хар-ра, а подчинен целям адаптации и | | |самосохр-я. | | |Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится | | |только к тому субъек-му переживанию, кот он| | |выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика | | |ж-го воспр-ит предмет, как абс-но | | |тождест-ый с самим отражающим субъектом. | | |Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно | | |принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит | | |конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, | | |что она привязана к конкр. ситуации и | | |помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое| | |как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош,| | |ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит | | |из сферы псих-го и сохр0ся на уровне | | |условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое | | |след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем | | |более осмыслить свое прошлое. | |11.Философский идеализм. Идеализм – |32. Понятие науки. Типы научной | |развитие мира определяется духовным |рациональности в истории науки. | |началом. |Наука – это учение о сущем. Наука сама по | |Гераклий (в 6 в. до н.э.) считал, что |себе есть система объективных истин, она | |космос разумен и чел-к в процессе дыхания |необходима как ср-во достиженияцели | |становиться причастным к нему. Мысль о |(дух,матер. порядка). Венцом науч познания | |причастности разумного нач |выст-т теория.. Наука есть вид дух деят-ти,| |ала к тайнам мироздания – развернутое |напр-ый на выработку, проверку и | |выражение впервые получило у Платона. Его |систематизацию знаний. На их основе созд-ся| |учение основывалось на противопоставлении |ср-ва, расшир-щие дух и прак-ие возм-ти | |двух миров6 мира «видимого» и мира |чел. Создаваемый ч-ком искус-й мир – это | |умопостигаемого (мира идей). |продолжение и усиление его ест-ых | |Объективный идеализм – фил-ия Платона, в |способностей. Сейчас насчит-ся 3 тыс наук, | |кот. идея выступает как основа мироздания и|увелич-ся число компл-ых наук(биохимия) | |объекта познания. Ее достижения были |поэтому клас-ция наук задача слож и | |закреплены в неоплатонизме, сделавшем |трудоемкая. По объекту отражения науки | |основной категорией Единое (Одно). |клас-ся на: 1. Естеств-е – науки о природе.| |Родоначальник неоплатонизма Плотин |Отличается четким и устойчивым предметным | |рассматривает Единое как неизъяснимую и |содержанием. 2. Гуманитар. – об обществе и | |неизменную, невыразимую с помощью обычного |чел-ке, изучают события, познание | |языка первосущность. Оно совершенно и |котсводится к описанию единичных, специф-х | |вечно, присутствует во всем и вместе с тем |явлений. 3. Технические – обеспечивают | |отлично от каждой отдельно входящей в |практич-ю реализацию знаний. Гл. объект – | |какое-либо множество вещи. "Всякое |технич. устр-во, машина. Матем. науки в | |множество вторично в сравнении с единым", -|качестве аппарата исследований проникают во| |говорит в своем трактате "Первоосновы |все три группы. | |теологии" другой классик неоплатонизма - |Науч. познание предст. собой единство | |Прокл. Доказательства его просты и |логич. формы мысли и опыта, | |убедительны: если множество не содержит |чувтст-конкретного содержания. От того что | |единства (не причастно ему), то оно не |из них преобладает в реальном | |является и множеством, так как распадается |познавательном процессе, выдел-ся два | |на отдельные части, и каждая часть, не |уровня – эмпирич. и теоретич-е. | |причастная какому-либо единству, повторяет |На эмпирическом уровне преобладает живое | |судьбу "несостоявшегося" множества. Через |созерцание (чувственное познание), | |промежуточные образования множества вещей, |рациональный момент и его формы (суждения, | |причастные единому, восходят к высшему |понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют| |единству - Абсолюту. Это единое, именуемое |подчиненное значение. Поэтому исследуемый | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |