![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|элемент научной теории. Каждая гипотеза | | |выдвигается для объяснения, предсказания | | |каких-то фактов. Соответствие фактам - | | |главное условие состоятельности научной | | |гипотезы. Другое требование - внутренней | | |непротиворечивости - это требование | | |последовательности, логической | | |безупречности гипотезы вытекает из того, | | |что внутренне противоречивая гипотеза | | |практически бесполезна, так как из нее, как| | |было доказано еще в Средние века Д. | | |Скоттом, можно вывести все, что угодно. | | |Важнейшим требованием к научной гипотезе | | |является ее проверяемость. Если гипотеза не| | |допускает принципиальной проверки, то она | | |становится недоказуемой и неопровержимой, | | |превращается в религиозную догму. Важным | | |требованием к научной гипотезе является ее | | |принципиальная опровержимость. Если | | |гипотеза в принципе не может быть | | |опровергнута, не допускается даже | | |возможность существования фактов, | | |противоречащих гипотез не является научной.| | |Четвертое требование к гипотезе есть | | |проявление, так называемого, принципа | | |соответствия в науке. | | |16. Антропогенез и его проблемы. |39. Этика науки и нравственная | |Современные концепции антропогенеза. |ответственность ученого. | |Человек — сложная целостная система, |Сила науки, ее эффективность определяются | |которая в свою очередь является компонентом|достижением высот знания. Но богатство | |более сложных систем — биологической и |человеческой жизни не исчерпывается | |социальной. Это обусловлено тем, что он — |институтом знания. Бескорыстное служение | |существо как биологическое, так и |идеалам научной истины деформируется, | |социальное. Одной стороной своего |причем весьма существенным образом, под | |существования человек принадлежит природе, |влиянием вненаучных и ненаучных факторов. | |другой — социальному миру. Первый вопрос, |Ученый, максимально информированный в | |на который следует ответить, заключается в |области своих изысканий, за их пределами | |гом, как биологический организм, |часто является некомпетентным человеком. | |принадлежащий к типу хордовых, подтипу |Раскрытие физиками тайн атомного ядра | |позвоночных, классу млекопитающих, отряду |позволило создать сначала атомную, а затем | |приматов, семейству гоминид превращается в |водородную бомбу — чудовищные средства | |человека — существо не только |уничтожения жизни на Земле. Создавать или | |биологическое, но и социальное, в носителя |не создавать атомную бомбу — это уже вопрос| |культуры. В этом и состоит суть проблемы |не физической теории, а скорее психологии, | |антропогенеза. Причем термин «проблема» |социологии, других гуманитарных наук. Между| |здесь как нельзя более кстати, ибо перед |тем он решался не учеными, а политиками, | |наукой стоит действительно актуальная |которые сумели привлечь к исполнению своих | |задача, требующая решения. |замыслов ряд выдающихся физиков и техников.| |20 в. своей культурно-исторической рев-цией| | |вызвал к жизни мн-во течений, отраж. |Рано или поздно необходимо разрешить | |духовные поиски западного мира в условиях |проблему правильного использования | |глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность |достижений науки. В таком случае мгновенно | |ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием |возникает вопрос об этике ученого, его | |глобальн. кризисов как в самих основах чел.|нравственности. Увы, но достижение истины | |сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и |не всегда ведет к добру. Прав французский | |природы. Трагические реальности 20 в. |философ М. Монтенъ, отмечавший: "Тому, кто | |заставили со всей остротой поставить вопрос|не постиг науки добра, всякая наука | |о самой природе человека. Впервые в истории|приносит лишь вред". | |сам ч-к стал проблемой. |Любой, кто серьезно относится к науке,— | |Все это стимулировало появление ф. |либо сам занимаясь научными изысканиями, | |антропологии, задачи к-рой создать |либо используя достижения науки,— попадает | |целостный "образ человека" в свете |в ситуации своеобразного выбора, который | |трагического опыта, пережитого |приходится делать. Занятия наукой | |человечеством в новейшую историю. |вырабатывают определенное ценностное | |Антропология – наука о происхождении и |отношение к миру. Подлинный ученый, как | |эволюции физической организации человека и |правило, высоко ценит логическую дисциплину| |его рас. Основные разделы антропологии – |ума, способность обосновывать делаемые | |антропогенез, морфология человека (учение о|выводы, стремление к истине, достоинства | |закономерностях роста и общих для всего |теории и эксперимента. В силу постоянного | |человечества вариациях в строении человека |роста научного знания ученый как бы | |На данный момент вопрос о возникновении |исподволь подпитывается стимулами, | |человека остается открытым |ставящими его в критическое отношение к | |До 17, 18 веков понятия эволюции не было. В|догмам, ко всякого рода авторитетам. Вместе| |19 в. стали раскапывать существа чем-то |с тем никакая наука не спасает от | |похожие на человека. Теория эволюции |догматизма и от неоправданного преклонения | |Дарвина и Ламарка заставила по-другому |перед авторитетами, если ученый не обладает| |взглянуть на эти находки. В 1859 г. Дарвин |необходимыми свойствами характера, | |выпустил первую книгу, в 1870 г. вторую, в |порядочностью, честностью, мужеством. | |которой вывел из обезьяны человека. Дарвин |Применение научных знаний не является | |нарисовал генеологическое дерево, которое |нейтральным ни в политическом, ни в | |вело к человеку, он не говорил, что |социальном, ни в экономическом, ни в | |обезьяна превратилась в человека. |экологическом, ни в моральном отношениях. | |В древе Дарвина нет промежуточного звена, |Ответственность за применение достижений | |нет до сих пор! После книги Дарвина, |науки в первую очередь несут сами творцы | |Уоллис тоже эволюционист, написал, что |науки, ученые. Никто не в состоянии лучше | |естественный отбор никак не подходит к |самих ученых оценить положительные и слабые| |человеку. Его выводы: 1) естественный |стороны применения результатов научных | |отбор обеспечивает приспособление к среде и|исследований. Прогресс науки — не самоцель | |ни на что больше претендовать не может; 2)|для человечества, он призван способствовать| |у человека преимущественное развитие |всемерному развитию человека, в том числе | |получил мозг, но говорить, что мозг дан, |улучшению материальных условий его жизни. | |чтобы выжить нельзя; 3) в процессе |Наука не отменяет первостепенную значимость| |естественного отбора появляются и |таких ценностей человеческой жизни, как | |закрепляются признаки, которые способствуют|свобода, справедливость, счастье. Она | |выживанию, а у человека наоборот – нет |должна помогать развитию человека и как | |шерсти, нет когтей, не может быстро бегать |творческой личности. Но будет ли наука | |и т.д. |действительно способствовать прогрессу | |За последний миллион лет не появилось ни |общества и человека или же, наоборот, она | |одно животное, а исчезло много. Уоллис |будет служить силам реакции — это уже | |сделал вывод, что эволюция – сила вопреки |зависит от людей данного общества, от их | |естественному ходу вещей и что в данном |ответственности перед будущим. | |случае сыграло роль сверхестественное, | | |поэтому многое не имеет объяснения. | | |Ф.Энгельс – «Труд создал человека», считал,| | |что появилась потребность общения – | | |изменилась нейрогормональная функция и | | |изменилась гортань. | | |Никакая трудовая деятельность не может быть| | |видообразующей. Индивидуально-приобретенные| | |признаки по наследству не передаются | | |. Философские версии антропогенеза: | | |1) деятельностные теории - связывают | | |появление человека с изменением качества | | |жизненной активности, приведшей к | | |формированию элементов преобразования и | | |контроля над окружающей ситуацией. К ним | | |относятся: а) трудовые концепции - | | |связывают становление чел. с изготовлением | | |орудий; б) концепции, связывающие новые | | |преимущества чел. с изменением качества | | |охоты, с развитием охотничьих стратегий; в)| | |игровые -определяют игровую активность как | | |тренажер на которым обкатывались новые | | |непрагматистисткие, собственно человеческие| | |модели поведения; г) общедеятельностные | | |концепции - связывают появление чел-го | | |образа жизни с развитием в нем элементов | | |планирования , самоорганизации, | | |целеполагания. | | |2) интеллектуалистсткие теории - объясняют | | |генезис человека становлением чел-го | | |мышления. Одни из них делают акцент на | | |развитие св-в предвидения - через | | |формирование способностей мысленного | | |моделирования вариантами предполагаемого | | |развития проблемной ситуации, тем самым | | |формировался более эффективный образ жизни,| | |нежели образ действия по методике проб и | | |ошибок, присущий большинству животных. | | |Другие полагают в качестве основного пути | | |эволюции мышления складывания его | | |фундаментальных структур: матрицы “Я” | | |(эго-формы), бинарных оппозиций, установок | | |на причинность, целесообразность и тому | | |подобное. | | |3) поведенческие теории - складывания основ| | |человеческого образа жизни как | | |интенсификации соц. аспектов | | |коллективистского поведения. таковыми | | |аспектами считают либо альтруизм, либо | | |формы саморегуляции коллективной жизни | | |(половая, властная и прочая). | | |Предполагается, что именно соц. отбор, т.е.| | |межгрупповой отбор, в котором эволюционные | | |преимущества имели либо общности с большим | | |% альтруистических особей, либо | | |саморегулирующиеся общности с новыми | | |формами поведения - и был главным фактором | | |антропогенеза. | | |4) коммуникативно-символические теории - | | |приоритет отдается либо развитию | | |лингвистической коммуникации, либо более | | |универсальной символической коммуникации. | | |Данные версии антропогенеза следует | | |рассмат. как взаимодополняющие, так как в | | |наст. вр. статус самоочевидной имеет | | |теории полифакторности антропогенеза, | | |объясняющая формирование человека | | |взаимодействием параллельных факторов | | |трансформаций: деятельности, поведения, | | |мышления и общения. | | | | | | | | | |41. Проблема достоверности чувственных | | |восприятий. | | |Восприятие – целостный образ, окружающий | | |непосредственно воздействующие на органы | | |чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это | | |более высокая ступень познания и | | |существенно отличается от ощущений – | | |отражение св-в предметов объективного мира,| | |непосредственно воздействующих на органы | | |чувств. | | |Восприятие – это уже мыслящее живое | | |созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а | | |видим внутренним взором. Глубина этой | | |осмысленности зависит от опыта чел-ка. | | |Проблема закл-ся в том – можем ли мы | | |получить знания о вещах как они сущ-ют сам | | |по себе посредством ощущения и восприятия. | | |Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой | | |специфики наших органов чувств. | | |Процесс чувственного восприятия очень | | |сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело | | |вкл-ся не только органы зрения, но и наше | | |видение, кот тесно связано с нашим | | |отношением к этому предмету – красивый, | | |некрасивый и т.д. | | |Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых | | |явлений, событий, фактов зависит от | | |содержания понятий, а также от того в какой| | |мере и на сколько полно содержание понятий | | |освоено данным человеком. | | |42. Взаимосвязь чувственного и | | |рационального познания. | | |Психика человека выступает как сложное | | |системное образование с многочисленными | | |цепями взаимоопределения. В силу этого, | | |например, содержание ощущения определяется | | |не только внешним раздражителем, но и | | |состоянием мышления, памяти, воображения. | | |Чувственное и рациональное "пронизывают" | | |друг друга. | | |Допустим, нас интересует психический образ | | |"этого яблока", желтого, круглого и | | |сладкого. Налицо три понятия: понятие | | |цвета, понятие геометрической формы и | | |понятие вкуса. Понятие цвета охватывает | | |собой различные цвета, среди которых в | | |данном случае имеется лишь желтый. | | |Соответственно понятие вкуса в данном | | |случае представлено вкусом "сладкий". | | |Психический образ яблока выступает как | | |пересечение многочисленных понятий и их | | |чувственных показателей. Только вместе, в | | |согласовании друг с другом, понятие и | | |восприятие яблока дают адекватный | | |психический образ "этого яблока". | | |Психические образования, выступающие | | |синтезом чувственного и рационального, | | |обладают целостностью и соответственно | | |интегральным качеством. Так, мелодия | | |воспринимается как целое, совсем | | |необязательно она структурируется субъектом| | |на чувственную и рациональную составляющие.| | | | |17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. |40. Научная деятельность как творчество. | |Понятие личности. |Пути и способы решения научной проблемы. | |Человек – существо биосоциальное. Строго | | |говоря, эволюция человека происходит на | | |всем протяжении его существования. Но она | | |относится к социальной стороне его жизни. | | |Что же касается биологической эволюции | | |человека, то с тех пор как он выделился из | | |животного мира, она перестала иметь по | | |крайней мере решающее значение. Даже люди с| | |ослабленным здоровьем благодаря успехам | | |медицины могут принимать активное участие в| | |жизни общества. Сила естественного отбора в| | |социальном мире все более ослабевает, так | | |как социальные институты, здравоохранение | | |постоянно сглаживают влияние индивидуальной| | |биологической изменчивости. Сегодня | | |наблюдается очень медленный темп | | |генетических изменений, производимых | | |отбором, и вместе с тем большое | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |