![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|у Плотина и его последовали Божеством, |объект отражается преимущественно со | |будучи переполненным собственным |стороны своих внешних связей и проявлений, | |совершенством, порождает все |доступных живому созерцанию и выражающих | |многообразие мира в результате |внутренние отношения. Сбор фактов, их | |эманации (от лат. - истечение), |первичное обобщение, описание наблюдаемых и| |осуществляющейся в три этапа. Каждая |экспериментальных данных, их | |последующая ступень эманации в творческом |систематизация, классификация и иная | |отношении слабее предыдущей. Эманация |фактофиксирующая деятельность – характерные| |завершается переходом в материю, которая по|признаки эмпирического познания. | |отношению к Божеству (Единому, Благу) есть |Теоретический уровень познания | |абсолютная лишенность, абсолютная бедность.|характеризуется преобладанием рационального| |Лишенная добра, материя выступает как |момента – понятий, теорий, законов и других| |«первичное здо» Поэтому высшая цель души - |форм мышления и «мыслительных операций». | |возвращение к Единому. Философские учения, |Живое созерцание, чувственное познание | |развивающиеся в русле платонизма, |здесь не устраняется, а становится | |представляют, как правило, сложные и |подчиненным (но очень важным) аспектом | |всеохватывающие теоретические построения, |познавательного процесса. Теоретическое | |которые по внешнему виду могут заметно |познание отражает явления и процессы со | |отличаться друг от друга. Так, в Новое |стороны их универсальных внутренних связей | |время Лейбниц создал монадологию - учение о|и закономерностей, постигаемых с помощью | |первичных простейших духовных образованиях,|рациональной обработки данных эмпирического| |или монадах, заключающих в себе всю полноту|знания. Эта обработка осуществляется с | |бытия и наделенных внутренней энергией. |помощью систем абстракций «высшего порядка»| |Монады представляют собой автономные |- таких как понятия, умозаключения, законы,| |"одушевленные атомы". Они образуют мир как |категории, принципы и т.д. Важнейшая задача| |согласованное целое на основании гармонии, |теоретического знания – достижение | |предустановленной центральной монадой - |объективной истины во всей ее конкретности | |Богом, из которого эманируют все остальные |и полноте содержания. При этом особенно | |монады. Аристотель выдвигает аргумент: |широко используются такие познавательные | |если идеи как сущности вещей отделены от |приемы и средства как абстрагирование – | |самих вещей, то они не могут быть причиной |отвлечение от ряда свойств и отношений | |их бытия, возникновения и измнения. Нельзя |предметов, идеализация – процесс создания | |сказать, что критика Аристотеля является |чисто мысленных предметов («точка», | |исчерпывающей: в платонизме, как и во |«идеальный газ» и т.п.), синтез – | |всякой идеалистической системе, многие |объединение полученных в результате анализа| |суждения «не поддаются» ни на достаточную |элементов в систему и др. | |аргументацию, ни на опровержение. Поэтому |Тип научной рациональности — это состояние | |для философствования открываются самые |научной деятельности, представленной как | |широкие возможности, даже если оно |отношение «субъект — средства исследования | |становится на путь фантазий и домыслов. |— объект» и направленной на получение | |Несмотря на очевидные узкие места, |объективной истины. На разных этапах | |платонизм оказал огромное воз действие на |исторического развития науки, наступающих | |христианство, а через него - на многие |после научных революций, доминировал свой | |философские концепции, особенно в Европе. |тип научной рациональности. Описанным выше | |Это исторически наиболее ранняя форма |научным революциям соответствуют, как | |идеализма, выросшая из попыток понять |считает В. С. Степин, классический, | |природу мыслительной деятельности, духовной|неклассический, постнеклассический типы | |жизни. Но уже античная мысль доросла до |научной рациональности. | |понимания того, что отношение человеческих |Классический тип рациональности в научной | |представлений к окружающему миру - в |деятельности, понятой как отношение | |значительной степени проблема |«субъект— средства — объект», выделяет | |самостоятельная, не укладывающаяся в |объект в качестве главного компонента | |платоновскую связку "вещь - идея вещи". |указанного отношения. При этом усилия | |Факт несовпадения наших представлений о |ученого тратятся на то, чтобы как можно | |вещах с самими вещами был впоследствии |полнее исключить из теоретического | |использован идеализмом для усиления своей |объяснения и описания объекта все, что | |позиции и стал той почвой, на которой |относится к субъекту, средствам и методам | |выросла другая его разновидность - |познания. В этом усматривается необходимое | |субъективный идеализм. Крупнейшим |условие получения объективного и истинного | |представителем его является английский |знания об объекте. | |философ Д.Беркли, выдвинувший в начале 18 |Неклассический тип научной рациональности, | |в. знаменитый тезис «существовать – значит |в отличие от классического, характеризуется| |быть воспринимаемым». Субъективный идеализм|осознанием влияния познавательных средств | |– с его точки зрения объективный мир, |на объект. Это влияние учитывается и | |независимый от человека, не существует, он |вводится в теоретические объяснения и | |есть не что иное, как порождение |описания. То есть в отношении «субъект — | |субъективных познавательных способностей |средства — объект» внимание исследователя | |человека, его ощущений (Беркли). |акцентируется на объекте и одновременно на | |Субъективные идеалисты считают, что выйти |средствах. А так как средства познания | |за пределы сознания невозможно. Беркли |использует субъект, то начинает приниматься| |считал, что окружающий человека мир |во внимание его активность. | |представлен ему в качестве содержания |Постнеклассический тип рациональности — это| |психических форм, за пределы кот-х он выйти|выход на уровень осознания того факта, что | |не может (в последствии эту мысль развил |знания об объекте соотносятся не только с | |И.Кант). Однако он впадает в крайности, |особенностями его взаимодействия со | |снимая по сути дела вопрос об источнике |средствами (а значит, соотносятся и с | |наших ощущений и восприятий, а в более |субъектом, использующим эти средства), но и| |широком контексте – об источнике знаний |с ценностно-целевыми структурами | |вообще. Очевидно, что отрицание |деятельности субъекта. Другими словами, | |объективного мира, лежащего за пределами |признается, что субъект влияет на | |форм созерцания, ведет к игнорированию его |содержание знаний об объекте не только в | |законов, абсолютизации мира субъективного |силу применения особых исследовательских | |со всеми вытекающими отсюда последствиями. |средств и процедур, но и в силу своих | |Поэтому система философии Беркли имеет не |ценностно-целевых установок, которые | |столь много сторонников, как объективный |напрямую связаны с вненаучными, социальными| |идеализм. |ценностями и целями. В постклассике | | |социальная жизнь, ее ценности и цели | | |признаны компонентами (явными или неявными)| | |научного знания об объекте, что с | | |неизбежностью перестраивает весь | | |категориальны > > аппарат философии науки и| | |гносеологии. | | |Смена типов рациональности есть процесс | | |углублена рефлексивной работы мышления, | | |сопровождающей познавательную деятельность.| | | | | | | | |33. Заблуждение в научном познание и пути | | |их преодоления. | | |Заблуждение — это содержание сознания, не | | |соответствующее реальности, но принимаемое | | |за истинное. История познавательной | | |деятельности человечества показывает, что и| | |заблуждения отражают — правда, односторонне| | |— объективную действительность, имеют | | |реальный источник, «земное» основание. Нет | | |и в принципе быть не может заблуждения, | | |решительно ничего не отражающего — пусть и | | |очень опосредованно или даже предельно | | |извращенно. Истинны ли, к примеру, образы | | |волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но | | |лишь отдаленно — они взяты из жизни и | | |преобразованы силой фантазии их творцов. В | | |любом вымысле содержатся нити реальности, | | |сотканные силой воображение в причудливые | | |узоры. В целом же такие образцы не есть | | |нечто истинное. Бытует мнение, будто | | |заблуждения — досадные случайности, Однако | | |они неотступно сопровождают историю | | |познания как плата^ человечества за | | |дерзновенные попытки узнать больше, чем | | |позволяют уровень наличной практики и | | |возможности теоретической мысли | | |Человеческий разум, устремленный к истине, | | |неизбежно впадает в разного рода | | |заблуждения, обусловленные как его | | |исторической ограниченностью, так и | | |претензиями, превосходящими его реальные | | |возможности. Заблуждения обусловлены и | | |относительной свободой выбора путей | | |познания, сложностью решаемых проблем, | | |стремлением к реализации замыслов в | | |ситуации неполной информации. Тут уместно | | |напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, | | |вынужден блуждать». В научном познании | | |заблуждения выступают как ложные теории, | | |ложность которых выявляется ходом | | |дальнейшего развития науки. Так было, | | |например, с геоцентрической теорией | | |Птолемея или с ньютоновской трактовкой | | |пространства и времени. | | |Итак, заблуждения имеют и гносеологические,| | |и психологические, и социальные основания. | | |Но их следует отличать от лжи как | | |нравственно-психологического феномена. | | |Чтобы глубже оценить истину и судить о ней,| | |необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. | | |Итак, заблуждения имеют и гносеологические,| | |и психологические, и социальные основания. | | |Но их следует отличать от лжи как | | |нравственно-психологического феномена. | | |Чтобы глубже оценить истину и судить о ней,| | |необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. | | |Ложь — это искажение действительного | | |состояния дел, имеющее целью ввести | | |кого-либо в обман. Ложью может быть как | | |измышление о том, чего не было, так и | | |сознательное сокрытие того, что было. | | |Источником лжи может также быть и логически| | |неправильное мышление. Мудрость гласит, что| | |все ложное болеет бессмысленностью. | | |Научное познание по самой своей сути | | |невозможно без столкновения различных, | | |порой противоположных воззрений, борьбы | | |убеждений, мнений, дискуссий, так же как | | |невозможно и без заблуждений, ошибок. | | |Проблема ошибок занимает далеко не | | |последнее место в науке. В | | |исследовательской практике ошибки нередко | | |совершаются в ходе наблюдения, измерения, | | |расчетов, суждений, оценок. Как утверждал | | |Г. Галилей, избегать ошибок при наблюдении | | |просто невозможно. | | |Однако нет оснований для пессимистического | | |воззрения на познание как на сплошное | | |блуждание в потемках вымыслов. До тех пор | | |пока человек стремится все вперед и вперед,| | |говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения| | |в науке постепенно преодолеваются, а истина| | |пробивает себе дорогу к свету. | |12. Материализм и его исторически формы. | | |(от лат. – вещественный) – направление в | | |фил-ии, сведение сущего к материи. Все | | |существующее – материально, хотя и не | | |обязательно вещественно. Материализм – одна| | |из форм натуралистического мировоззрения и | | |отрицает существование каких-либо | | |внеприродных начал (Бога, абсолютного | | |духа). | | |Позиция материализма – первичность материи | | |– объективной реальности, существующей вне | | |и независимо от сознания, духа, | | |развивающейся по своим законам. В | | |материализме нет учения о бытие. | | |В истории материализма были попытки | | |создания глобальных умозрительных | | |конструкций, так атомисты Левкипи и | | |Демокрит считали, что в основе мира лежат | | |невидимые частицы – атомы, отличающиеся др.| | |от др. формами, положением, порядком. | | |Демокрит утверждал, что душа состоит тоже | | |из атомов. | | |Логически доказать сущест-ие объективного | | |источника наших восприятий невозможно, но | | |без этого утверждения о материи теряют | | |смысл, поэтому материализм берет на | | |вооружение опыт и здравый смысл («наивный | | |реализм»). Философ-е учения Беркли, Канта | | |показывают, что опыт не доказывает того, | | |что мир существует независимо от нашего | | |сознания. Поэтому в поисках предельных | | |оснований бытия материализм был вынужден | | |смыкаться с науками. Возникают | | |механистический материализм - | | |абсолютизирует з-ны механики, экономический| | |мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – | | |сводит мышление к нейромозговым процессам. | | |Материализм не мог ответить на многие | | |вопросы и единственным выходом было | | |отказаться от теории бытия и сосредоточить | | |рефлексивные усилия на процессе познания, | | |устраняя абсолютную идею, Бога, такой | | |материализм назывался диалектическим – его | | |суть – вне человеческого сознания и | | |независимо от него существует объективная | | |реальность – материя. | | |Современный этап материалистической | | |философии связан с именем К.Маркса. | | |13. Категория общественного бытия. |36. Научное предвидение и его формы. | |Была выработана и введена Марксом в 50-х |Логические основы научного предвидения. | |гг. 19 в. Совокупность общественных связей |Научное предвидение – эмпирически и | |и общественных отношений образует |теоретически обоснованное предположение о | |общественное бытие – мир человека, в |будущем состоянии явлений природы, общества| |котором даже предметы природы существуют в |и духовных процессов, неизвестных в | |общественно-преобразованных формах. Маркс: |настоящий момент, но поддающиеся выявлению.| |«общество не состоит из индивидов, а | | |выражает сумму тех связей и отношений, в |Научное предвидение является основой | |которой эти индивиды находятся друг к |научного знания. | |другу». Общество – ансамбль, совокупность |Формы: 1 Предсказание – локализованное во | |общественных отношений. Между человеком и |времени и пространстве конкретное | |вещью существует общественное бытие, |предвидение (например, солнечное затмение).| |никакого другого бытия у человека нет. |2 Прогнозирование – специальное научное | |Общественное бытие предстает как совокупная|последование перспектив развития какого – | |общественная практика, как единство |либо явления (например, прогноз развития | |языкового общения и преобразовательной |экономики на 5- летку).Предвидение – | |деятельности. Труд пчел, муравьев |заключительное звено сложной цепи | |представляет систему бессознательных |познавательных процедур, основными из | |операций, в нем нет ничего человеческого, |которых является индукция, дедукция и | |общественного, не применимо понятие |аналогия. | |производство, однако непосредственные связи|Индукция – способ рациональной | |сохраняются, обеспечивая совместное |интерпретации явлений, которое даёт | |существование. Но общественное и совместное|возможность предсказать наступление событий| |не одно и тоже. Стадные животные не |с определённой степенью вероятности. | |являются общественными, разделение функций |Дедукция – движение мысли от знания общего | |объясняется биологическими причинами, а не |к частному, единичному, на основе отношения| |объективными условиями, которые |дедуктивной теории к прогнозируемым | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |