рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Аналитическая этика занималась проблемами не сущего, а должного. Принятие норм Хаар считал разумным актом, который должен быть рациональным и осознанным. Философы должны помочь людям в свою очередь определить их нравственную позицию.

Аналитическая этика имеет императивный характер моральных норм, т.е. все моральные требования были рассчитаны на человека, поэтому этические императивы были названы универсалиями, используя их человек избирает угодную ему норму поведения.

Кантовский категорический императив Хаар дополнил и соединил с элементами утилитаризма, т.е. аналитическая этика имела не чисто лингвинистический характер, а заключала в себе содержательные императивы иного характера.



ВОПРОС 38

Философия неопозитивизма стремилась объективировать дух и реакции, на это явилась философия экзенстенциалистов. Они отвергли науку вообще и научный метод исследования рассматривали как скольжение по поверхности бытия. Цель их философии - заменить научный метод экзенстенциальной аналитической бытия, который рассматривает реальность в ее подлинности. Экзенстенциалисты не скрывают иррационалистических мотивов свое философии. Экзенстанционализм - философия существования. Он представлен несколькими направлениями и школами. В основе их типологии различные признаки. В частности: по социокультурному признаку (немецкая, французская, русская, японская и другие школы); по отношению к сверхъестественному (религиозные и иные школы).

Экзенстанционализм сформировался в Западной Европе в период между 2-мя мировыми войнами. Он опирался на антрополого-персоналискую  традицию, которая имеет свои истоки у Сократа и софистов. Позднее на нее оказали влияние Русерль, но родоначальниками движения Хайдеггер, Ясперс, французы Сартр, Камю.

Экзенстанционализм в российской философии - выражение глубоких потрясений, постигших цивилизацию в современных условиях. Некоторые ученые экзенстанционализм  называют философией кризиса. Это учение возникшее в период кризиса разума и гуманности. Это направление протестует против капитуляции личности перед кризисом, т.к. это проявление не только индивидуального, но и человеческого бытия. Индивид в этой ситуации должен сосредоточить внимание на духовной выдержке во враждебном ему мире. Человек не субъект, а объект, свободное, самодеятельное и ответственное бытие. Призыв этой философии «Человек пробудись».

Рационализм представляет человека, как представителя рода человеческого, экзенстационалисты  считают индивида неповторимой личностью, отсюда вывод: бытие индивидуальности - смысл жизни человека, мир духовности и субъективности.

Установка экзенстанционалистом - противопоставление социального и  индивидуального бытия, радикальная их разорванность.

Экзенстационалисты утверждают, что человек не имеет сущности, имеет значение лишь существования, которое присутствует, которое предшествует сущности. Хайдеггер характеризует человека, как историческое существо, которое пребывает здесь и теперь. Он предлагал исследовать его с позиций сиюминутного переживания и опыта времени. Основой новой антологии должна быть по Хайдеггеру «тут бытие».

Экзенстенция, которая определяет конечность человека, его положение в мире, коммуникацию с другими людьми. Смерть человека самоочевидна - абсолютная граница любых человеческих начинаний. Человек это должен осознавать. Эта концепция в экзенстационализме получила название  «о пограничных ситуациях», т.е. предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность и ситуация перед лицом смерти - ничто.

Прагматичные ситуации служат для выбора поведения и ценности. В религиозной экзенстациональной философии  момент выбора связан с формой самореализации личности «за бога», т.е. в пути веры, любви и смирения.

«Против бога» - отречение от него и божественная кара. В секулярном экзенстационализме все определяется в самореализации личности, фактом случайности человеческого бытия, в заброшенности индивида в этот мир.

Вывод: человек никем не создан и не сотворен, появляется в мире по воле случая. Ему не на что опереться, бога нет, бог умер. Выбирая человека, близкого себе, индивид утверждает ценности, отсюда его тревога за будущее человечества.

Фундаментальным основанием человека является свобода, как духовно-нравственная позиция. Деятельность человека зависит от внутренних побуждений. Люди свободны в выборе средств для достижения конкретной цели.

Экзенстанционализм имеет слабости:

§                    не учитывается влияние на человека социальной среды;

§                    свобода не связана с ответственностью, но это ничто по сравнению с тем, что экзенстанционализм  утверждает и формирует активную жизненную позицию личности.



ВОПРОС 39

Новейшим направлением в современной западной философии является герменевтика, оформившаяся в 60 - 70 гг. 20 века, благодаря работе Гадамера «Истина и метод», хотя многие положения этой науки корнями уходят в древность. Название герменевтика происходит от имени бога Гермеса, который в древнегреческой литературе мифологического направления выполнял роль посланника богов и толкователя их воли. Ему было поручено доводит волю богов до людей. В христианском учении герменевтика - это искусство  и метод толкования священного писания, который необходим для объяснения иносказаний, неясных слов, различных противоречий. Непосредственными истоками герменевтики явились философия жизни Дильтея и экзистенциализм Хайдеггера. В философии жизни герменевтику привлек метод анализа культуры в истории, благодаря которому предполагалась элиминация, т.е. влияние личности интерпретатора и временного периода, отделяющих текст от исторической ситуации, в которой и осуществлялась интерпретация. Дильтей полагал, что влияние нынешней исторической ситуации может иметь только негативное значение для исследователя. Экзистенциализм, в лице Хайдеггера, оказал влияние на герменевтику через метод проникновения в феномены индивидуального человеческого существования. Некоторые ученые отождествляют два этих учения, но делать это неправомерно.

Гадамер заявлял - бытие - есть время. Он отверг представления об истинном бытие как о вне временном, ибо оно представляет объективное понимание событий независимо от исторических традиций. Фактически бытие оказывается субъективным, реальное познание, по Гадамеру, замыкается в своеобразном герменевтическом круге, т.е., изучая историю, исследователь сам всегда движется вместе с ней, находится постоянно в ее круге.

Предметом философского знания в герменевтике является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Именно в ней протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности, образуются формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права и принципы научного и философского обсуждения. Цель герменевтики - понять человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания  и отчуждения людей. Иначе, назначение герменевтики состоит в том, чтобы дать людям возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных явлений, социальных институтов, исторических событий.

Герменевтика имеет дело с объяснениями или интерпретацией и доведением до сознания различных смыслов. Таким образом, предметом герменевтики выступает человеческий культурный мир, с его историей и современной культурой. Философия герменевтики приобретает характер некоторой культурологии, которую интересуют не факты, как таковые, а интерпретация, установление и прояснение смысла. Центром герменевтики является язык. Выражение "бытие - есть язык" означает утверждение о лингвистическом строении мира. Гадамер утверждает, что мир в его непосредственной первозданности нам не доступен, мы имеем дело с миром оформленным в языке". В связи с этим, Гадамер приоритет отдавал интерпретации, как сфере человеческого общения и культуры. Он призывал интерпретатора обращать взор к тексту, а не к тому, что хотел сказать его автор. Интерпретация текста или культурного бытия происходит в конкретных условиях сегодняшнего дня, но на нее действует определенная традиция, порвать с которой невозможно. Отсюда понимание прошлого и настоящего зависит от интерпретатора и традиций страны. Методы герменевтики имеют большое значение в этнических и культурно-исторических исследованиях.



ВОПРОС40

В связи с тем, что семантический позитивизм решал только проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять требованиям философии неопозитивизма.

4-ое направление. И эту функцию решено взять на себя философии лингвистического анализа. Основы этой философии начал разрабатывать Вингенштейн. Он выдвинул идею идеального языка, содержащего высказывания только о фактах и исключающий возможность языковой путаницы. Позднее в дополнение идеи идеального языка была введена мысль о мудрости обыденного языка, который связан с деятельностью людей и отражает тысячелетнюю мудрость человека. Истинную философскую деятельность Вингенштейн усматривает в анализе языка, в выделении и описании многих способов употребления слов и выражений в различных “языковых играх”. Все существующие до сих пор философские суждения Вангейштейм определил как языковые игры. Мир у него представляет человеческий опыт. Он выступает в различных видах и формах, принимает различные очертания, сочетания в зависимости от того, как о нем думают, т.е. в зависимости, что о нем говорят.

В отличии от сторонников логического позитивизма, которые стояли в стороне от большинства философских проблем, представители аналитической философии пытаются их анализировать и обсуждать. Особый акцент они делают на сферу морали. Если логический позитивизм этические высказывания воспринимает как высказывания не о фактах, а только об эмоциональном состоянии субъекта, то сторонники философии лингвистического анализа приоритет отдают через слова чувственно-эмоциональному состоянию субъекта. На почве логического позитивизма выросло особое этическое суждение (течение) - метаэтика (эмотивизм, эмотивиская этика); основоположники Альтер и Стивенсон. Согласно эмотивизму функции моральных высказываний есть способность выражать эмоции говорящего и одновременно оказывать определенное эмоционально-психологическое воздействие на слушающего, чтобы побудить его к совершению рекомендованных действий или поступков.

Данное положение сближало логических позитивистов, сближало мораль с пропагандой и другие способы воздействия на людей. Под напором тоталитарной идеологии фашизма эмотивизм уступил место аналитическое этики. Ее ярким представителем был Хаар. Это не нормативная этика, задачей ее было - лингвинистический анализ языка морали, понятий справедливость, добро, долг. Представители аналитической этики отрицали моральные нормы в связи с тем, что они не могли быть научно обоснованы.

Аналитическая этика занималась проблемами не сущего, а должного. Принятие норм Хаар считал разумным актом, который должен быть рациональным и осознанным. Философы должны помочь людям в свою очередь определить их нравственную позицию.

Аналитическая этика имеет императивный характер моральных норм, т.е. все моральные требования были рассчитаны на человека, поэтому этические императивы были названы универсалиями, используя их человек избирает угодную ему норму поведения.

Кантовский категорический императив Хаар дополнил и соединил с элементами утилитаризма, т.е. аналитическая этика имела не чисто лингвинистический характер, а заключала в себе содержательные императивы иного характера.

Вопрос 40

ВИТГЕНШТЕИН  Людвиг  (1889— 1951)—философ и логик, один из соз­дателей  аналитической  философии. Родился в Вене. В «Логико-философ­ском трактате» (1921) выдвинул кон­цепцию «логически совершенного», или «идеального», языка, прообразом которого для него является язык математи­ческой логики, как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта кон­цепция есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Ло­гико-гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обосно­вание в виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схе­му «идеального» языка,— традицион­ная философия, этика и т. д.— объяв­ляется В. лишенным научного смысла; философия   признается   возможной лишь как «критика языка». Отвергая постановку вопроса об объективной реальности, существующей независимо от «языка», от сознания, В. приходит к солипсизму. Идеи «Логико-философ­ского трактата» были восприняты ло­гическим позитивизмом. Ряд логиче­ских идей В. (применение табличного, или матричного, метода определения значения истинности, взгляды на ве­роятность и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в работе «Философские исследования* (1953), оказали воздей­ствие на лингвистическую философию.



ВОПРОС 41

Социальная философия продолжает в структурном плане философию и представляет собой концепции взаимосвязи и развития. Социальная философия позволяет дополнить общие представления о мире в целом, об его универсальных законах существования и развития. Социальная философия - это обществоведческий срез философского знания, в целом, и большинства его структурных элементов, в отдельности, т.е. бытия экономического, социального, политического, экологического, духовного и т.д.

Одной из важных категорий социальной философии является понятие эволюция или социальная динамика, которая фиксирует развитие социокультуры и взаимодействие людей в тот или иной период прогресса. Ученые неоднозначно оценивают социальную динамику. Первые защищают в социальной динамике линейность, это означает, что любое общество, последовательно развиваясь, проходит одни и те же этапы развития, идентичные другим обществам. Другие ученые отстаивают цикличность социальной динамики и утверждают, что каждый социальный прогресс имеет фазы зарождения, расцвета, упадка. Эту точку зрения поддерживают ученые, которые рассматривают цивилизацию как последовательную смену культур. Третьи обосновывают спиралеобразность социальной динамики. Здесь приоритет отдается качественным показателям изменения и развития социальной динамики. Четвертые, социальную динамику рассматривают с позиции соотношения революционного и эволюционного в общественном прогрессе. Социальное познание предполагает анализ общественного сознания, использование при изучении социальных явлений и процессов общенаучных методов и форм знаний.

Социальная философия, как и иные формы познания, имеет две функции:

- мировоззренческую - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем;

- методологическую - это система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности.

Если говорить в целом о социально-философском познании, то мы должны признать, что в основе методологии лежат приемы и способы познания:

- всеобщий философский метод, как система принципов, законов и категорий диалектики;

- методы, имеющие общенаучный характер;

- специальные методы частных наук.

В истории философии есть два основных философских метода: диалектика и метафизика. Оба дают представление о мире, но имеют свою специфику:

1.                 диалектика признает универсальную взаимосвязь явлений и процессов; метафизика отстаивает только случайные связи, возводя их в абсолют, автономность, самостоятельность;

2.                 диалектика основывается на принципе развития, на качественных изменениях явлений и процессов; метафизика наоборот не учитывает качественных изменений и сосредотачивает внимание только на количественных;

3.                 диалектика исходит из внутренней противоречивости и закономерностей, присущих любому процессу или явлению; метафизика пытается найти противоречия в нашем мышлении, а не в объективной действительности;

4.                 диалектика признает борьбу, внутренне присущих явлениям и процессам, противоположностей, как главный источник их развития; метафизика помещает этот источник вне исследуемого объекта.

Таким образом, метод используемый учеными, свидетельствует о методологии научного познания мира. Знание о мире и метод, которые используют ученые, неразрывны. В зависимости от этого ученые делятся на метафизиков и диалектиков. На основе диалектики разрабатываются требования к мыслящему субъекту и к принципам осуществления им познавательной деятельности. Требования представляют собой выводы из всеобщих форм бытия и всеобщих законов действительности. Таким путем осуществляется теоретическое познание деятельности, формы перехода от эмпирических обобщений к теоретическим и затем, к выведению законов, которые, как правило, имеют всеобщий характер. Порядок применения различных методов в общем познавательном процессе, как и в конкретном научном исследовании, называют методикой.

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности. В основе характеристики научности методологии лежат принципы ее применения:

1.                 использование мировоззренческих установок к процессу познания;

2.                 применение принципа изменения к духовному творчеству вообще, равно как, и к социальной практике.

Методология - это стратегия познавательной деятельности человека, где устанавливается взаимосвязь субъекта и познаваемого объекта, человека с природой и обществом. Это сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных форм духовного освоения действительности. Идет процесс ориентации на внешний мир и построение социально-духовных структур, а также форм самодетерминации человека. Сегодня задача методологии в социальной философии является дать людям более совершенный аппарат познания, который строится на трех источниках:

1.                 материалистическое понимание и объяснение исторического процесса;

2.                 естественноисторический характер общественного развития;

3.                 определяющая роль субъекта истории и цивилизации - человек.

4.                 Таким образом, социальная философия как наука включает в себя следующую структуру:

5.                 методологические и общетеоретические проблемы науки;

6.                 специализированные теории;

7.                 прикладные науки.

Последние включают в себя этическую и социальную ценность (познание - это долг, ответственность ученого за свои решения). Таким образом, обе функции социальной философии взаимосвязаны, взаимно переходят друг в друга. Метод включен в мировоззрение, ибо он универсален. Мировоззренческие принципы входят в состав философского метода.



ВОПРОС 42

Исторический аспект понимания общества.

Наука считает, что общество или социум - над органическая реальность, где естественно соединено социальное и природное. Кроме этого, общество сегодня трактуется как подсистема биосферы, которая имеет качественную выделенность социального и уникальность бытия, фиксируемую в истории философской мысли. Понятие общества в научном и обыденном значении понимается неоднозначно. С одной стороны - страна, нация, народ, государство; с другой стороны - социальный коллектив, объединяющий людей интересами, трудовой деятельностью, потребностями и т.д. В социально-философском плане общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются и формируются  в процессе их совместной деятельности. Иначе, общество - продукт взаимодействия людей, это социальная форма движения материи. Понятие общества в этом плане формировалось исторически, как из сферы общественной жизни, каждый философ по-своему объяснял переход человека из естественного состояния в общественное. Но несмотря на многоаспектность точек зрения на общество, социальные философы выделяют два направления этого феномена. Основоположником первого направления является Платон. Учение об обществе в его работе "Государство" он разрабатывал в тесной связи с теорией идей в истинном бытие, которое вечно и неизменно. Поэтому, обосновывая понятие общества, Платон ввел три начала человеческой души:

4.                 разумное;

5.                 властное;

6.                 вожделяющее.

Им соответсвуют три сходных начала государства: совещательное (правители), защитное (воины), деловое (ремесленники). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом. В основу общества Платон положил и обосновал идею приоритета общего и общественного интереса. Маркс, характеризуя эту концепцию Платона, подчеркнул, что он создал модель афинской идеализации египетского кастового строя. Все слои государства служат цели сохранения единства и стабильности общества.

Второе направление в изучении общества было представлено Аристотелем. Он отстаивал идею приоритета интересов личности и индивида: "Каждый человек сам себе господин и должен любить более всего самого себя". Общество по Аристотелю - это совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов. Аристотель выделяет не общественное, а политическое государственное бытие и в связи с этим называет человека политическим животным.

В средние века в изучении общества выделился Августин Блаженный. Он рассматривает общество "град земной" в свете "града божьего". Это соответствовало мировоззрению человека, живущего в средние века, где теология была господствующей идеологией.

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства. Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле. Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех", люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.

Гегель представил общество как гражданское, т.е. продукт естественной необходимости, которое предшествует государству. Он считал, что индивиды не могут существовать вне временной связи, вне гражданского общества. В центре которого по его мнению должен стоять гражданский интерес, подавляющий формальный, общественный. Основой и условием развития гражданского общества он считал частный интерес, вне которого не может быть свободы личности. Таким образом, Гегель сделал первый шаг в разделении частных, имущественных и государственных интересов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.