рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

в самих вещах как их сущность или форме;

после вещей, т.е. в человеческом разуме, как результат познания абстракции.

За концепцию по универсалиям Аквинского назвали умеренным реалистом, в отличии от реализма Платона, который утверждал, что общее существует вне вещей.

Ортодоксальная церковь признала материю как одну их 2-х природ Христа. Фому назвали пятым учителем церкви. Идея - от бога, вещь - наш разум. Концепция Аквинского об универсалии повлияла на формирование учений о логике и гносеологии Гоббса и Локка. Признание общего в конкретной единичной вещи, универсалий до вещи, а это уже материализм позволил считать учение номиналистов, что универсалии существуют только в человеческом разуме, мышлении  и эта концепция была осуждена Собором в 1092 году. Тезис Аквинского о наличии общих понятий лег в последствии в идеалистический рационализм Лейбница, Декарта, а положение о независимости высших универсалий  использовали Кант и Гегель.

Августин Блаженный как основоположник учения  о божественном проникновении в человеческое познание  предопределил мистицизм.

Наиболее ярко это в православной традиции развили Иоанн Богослов и Василий Великий



ВОПРОС 22..Антропоцентризм и гуманизм как специфические черты философии эпохи Возрождения. (невесь)

Период 15 - 18 века. Этот период считается периодом возрождения ценностей и идеалов античности. Эпоха развития техники, естествознания, математики и механики.

Возрождение - это итог развития средневековой культуры, выявило все лучшее, что было в этот период.

Главная ориентация в эту эпоху - это человек.

Философия помогла найти человеку его место в жизни. Особое значение придавалось мышлению. Оно было в этот период антропоцентрическое - это бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Человек может все. Мировоззрение носит ярко выраженный гуманистический оттенок. Человек толковался как свободное существо, творец самого себя и свободного мира. Сотворив мир, а затем человека бог дал людям свободную волю.

В философии менее всего говорилось о греховной сущности человека, испорченности его природы. Ставка делалась на собственные силы человека.

Важным элементом был оптимизм, культ творчества. Материально-чувственная деятельность принимает сакральный характер, появилась идея прометивизма - человек как творец мира, сотрудник бога.

Философия в это время носит антисхоластический характер. Представителем антисхоластической философии являлся Николай Кузанский. Он утверждал пантеистическое направление - единому ничего не противоположно, единое есть век, оно тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное больше чего ничего быть не может. Единое - минимум. Отношение мира и бога, как отношение целого и части. Центр и окружность космоса- это бог, поэтому мир не бесконечен, у него нет предела, где мир был бы замкнут.

Учение Кузанского, а вместе с ним Коперника, Бруно заложили основы появления рационализма и эмпиризма в философии 17 - 18 века.

Растущие знания о природе требовали замены схоластического метода мышления новым непосредственно обращенным к реальному миру. Применение механистического вызвало прогресс в познании физического мира. Разум стал инструментом и механизмом преобразующим мир.

Философия возрождения – это своеобразный синтез античности и средневековья. С одной стороны присутствует Бог, с другой стороны Бог не является одним лицом как это было в средневековье.

Учение Кузанского о максимализме и минимализме – это диалектика. С другой стороны после Кузанского Коперник развивая свои идеи произвел революцию в астрономии и ее осмыслении.

Практически места для Бога не остается и это подтвердил Джордано Бруно, создав теорию бесконечности вселенной и бесчисленности миров находящихся в ней. Складываются основы новой мировозренческой установки, где человек становится центром мироздания.

В средние века активность вечности рассматривалась как способность к провиденциализму (сжигала научные книги, авторов в тюрьму и т.д.)

Провиденциализм заменяется личностной активностью, это практически освобождает человека от божественной зависимости. В этот период благодаря творчеству художников Л. Да Винчи, Микилеанжило, свободолюбивые идеи и культ человека проникают в культуру. Если раньше художественное творчество сосредотачивалось на написании божественных картин, библейских сюжетов, то теперь приоритет отдается творческой личности. Но личность была мифологизирована. Эпоха возрождения материалистического подхода понимания мира. Философия пыталась объяснить положение человека и его бытия. 



ВОПРОС 23

Философия и наука нового времени .Новоевропейский тип рациональности: Ф.Бекон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

Ф. Бекон в работе «Новый органон» провозгласил тезис «Знание - сила». Этим он обосновал цель и предназначение науки; разработал принципы индуктивного метода познания; развел теологические и философские знания.

Наука должна быть по нему знанием ради знания. конечная цель - открытие, изобретение, которое удовлетворяет потребности и улучшает жизнь, поэтому в науке надо усилить критическую и позитивную ее сторону.

Критическая сторона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению.  Здесь он говорит об учениях, об идоле и критикует метод познания. Говоря об идоле сознания, как  искаженных образах действительности ложных представлениях и понятиях Бекон выделил идола рода (ложное представление мира присуще всем людям, как результат ограниченности ума и чувств), идола пещеры (искаженное представление о действительности, связанное с субъективностью ее восприятия). Эти два идола можно преодолеть с помощью образования предлагал Бекон.

Идолы рынка - ложные представления, связанные с неправильным употреблением слов.

Идолы театра - ложные представления о мире, сформированы не критическим подходом к различным философским теориям.

Эти 2 идола приобретаются человеком с помощью ума, который осмысливает  общий опыт и приоритет отдается мыслителям.

Бекон делает вывод: схоластическая философия плодотворна на словах, она абстрактна, сосредоточена на выведении частного из общего. Этой теории познания (схоластической) он противопоставил индуктивный метод, который имел как практическое так и социальное значение. Бекон считал, что этот метод правильно ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека, увеличивает его власть над силами природы и содействует человеческому счастью. Он родоначальник эмпиризма, признание в познании ведущей роли опыта, который является ни чем иным как изображением внешнего мира в сознании человека. Опыты должны ставиться по методу индукции.

Т.о. индуктивный метод и обрыв схоластики от философии привели Бекона к теории двойственной истины. В ней он провел разграничение предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология изучает бога - это богознание. Цель теологии защитить и обосновать религиозное учение.

Философия изучает природу. Цель ее - изучение законов природы и разработка метода познания природы.

В зависимости от разных целей методы познания у теологии и философии различны.

Теология опирается на сверх естественные откровения, авторитет священного писания и церкви. Философия - на совпадение мысли с действительностью, и опирается на истину.

Бекон создал опытно-индивидуальную методологию, в соответствии с этим он разработал метод эмпирического познания.

В противоположность Бекону Декарт на 1 место поставил разум сведя тем самым опыт до проверки интеллекта. Исходя из рационализма Декарт стремился создать универсальный метод, который предполагал наличие в человеческом в уме врожденных идей, определяющих результат познания и преимущественная ориентация в познании должна быть на деятельность человеческого ума.

В процессе познания Декарт делает свою методологию рационалистической. К числу врожденных идей он относил большинство оснований математики и логики. Он выдвинул идею математизации научного знания. Природа огромный механизм, она изменчива, но первоначальный толчок дан богом. Образование звезд и планетных систем осуществлялось по Декарту благодаря вихревому движению материи. Мировая материя однородна, беспредельна, не имеет пустот, делима до бесконечности. Декарт в плотную подошел к идеи о материальном единстве универсума. Этим же законам он подчинил животный мир. Человек за счет своего разума и речи был выведен за пределы действия законов механики. Декарт разработал метод дедукции, определив его как поиск неизвестного через ранее известное.

Объясняя интеллектуальную интуицию - это сомнение перед любым исследованием. Реальность действующего субъекта первичное, исходное интеллектуальной интуиции. Я мыслю - значит я существую.

Принцип сомнения Декарта использовал Кант, но заслуга его в том, что мышлению он определил абсолютную и непосредственную достоверность. Я мыслю - это достоверная аксиома и основа единичного научного метода. Но этот метод может познание превратить в организационную деятельность, т.е. сферу человеческого бытия.

Вывод: если в средневековой философии центральное место отводилось  учению о бытие (онтологии), то с Беканом и Декартом на 1 план выходит учение о познании (гносеология). Действительность раскололась на субъект (носитель познавательного действия) и объект (это то, на что направлено действие).  Субъект Декарта - мыслящее «я» и т.о. он выходит на онтологию (на бога), именно он создал человека, вложил в него естественный свет разума. Самосознание человека открыто богу как источнику объективной значимости человеческого мышления. Это и связь с врожденными идеями. К ним он отнес бога, идеи чисел и фигур. Источник заблуждений ни разум человека сам по себе, а результат злоупотребления присущей уму свободы воли.

Бекон и Декарт заложили основы новой методологии познания.

Учение Декарта было развито Спинозой. свобода есть осознанная необходимость.

Философия нового времени характеризуется своеобразием процесса секумеризации и автомизации философского знания. Человек признается как мыслящее существо, познающий субъект у которого религиозное и разумное разделены.

В философии нового времени Декарта, Спинозы человеческий разум автономен и суверенен. Ученые выделили фундаментальное значение противоположности объективного и субъективного, объекта и субъекта. Таким путем они пытались преодолеть механистическую картину мира и механистические подходы к познанию. В этот период закладываются новая методология научного исследования. Учение о врожденных идеях, рационализм становятся основными проблемами в поисках  критерия истины. В этот период разработан метод науки. Бекон «О прагматическом преобразовании науки» и «Индуктивной методологии науки». Рационализм нового времени понимается в широком смысле как специфическое отличие философии этого периода от альтернативных эмпирических подходов. В социальной философии приоритет отдается правам и свободе человека, закладываются научные основы гражданского общества и теория всемирной истории.


ВОПРОС 24 . Социально-философские воззрения Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж .Руссо: проблемы естественного права и общественного договора

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства. Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле. Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех", люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.


ВОПРОС 25. Фундаментальные характеристики и специфические особенности немецкой классической философии.

Становление немецкой классической философии было своеобразным ответом на ряд проблем, возникших в науке и философии в 17 и 1-щй половине 18 века, с которыми не смогли справиться представители рационализма и эмпиризма.

Во-первых, это обоснование объективности научного знания и прежде всего механики, основанной на  математике и эксперименте, предполагавшем конструирование  идеального объекта.

Во-вторых, отказ от традиционной метафизики, который произошел  в 18 веке и разрушил основу единства всей системы знания.

В третьих,  исторический подход приобретал статус антологии субъекта в дополнение к господствующей антологии бытия.

В четвертых, исторический метод способствовал углубленному познанию изменений и развитие мира на основе противоположностей  и противоречий, оформившихся в строгую систему диалектики.

В пятых, существенное продвижение материализма в 18 веке все больше доказывает нетождественность реальности механистической формы материи.

Т.о. немецкая классическая философия являлась продуктом творчества: Канта, Гегеля, Шеленга, Фейербаха.

Немецкая классическая философия явилась итогом развития философии нового времени, которая разделила ум и веру, рационализм и эмпиризм, но она не удовлетворяла существующим отношениям.



ВОПРОС 26. Основы трансцендентальной философии И.Канта: от теоретического к практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания.

Родоначальником немецкого идеализма  являлся Кант, который считал, что предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей природы мира, человека, а исследование с одной стороны, познавательной деятельности личности, с другой - установление законов познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал  трансцендентальной  в отличии от рационализма 17 века. Кроме того он употребил в своей философии термины «критика», «критика чистого разума», «критика практического разума», которые представили критический период  его творческой деятельности, и сущность его «критической философии».

В докритический период Кант обосновал свою космогоническую гипотезу происхождения и структуры солнечной системы.

Предпосылкой критической философии стало его учение  о вещах в себе и явлениях, существующих независимо от нашего сознания.

Цель этой философии - критически осмыслить свою предшествующую философию и противопоставить ей критический подход  при оценке возможностей и способности человека.

Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о всеобщности субъекта. Кроме того он выделяет в субъекте 2 уровня:

- эмпирический (опытный)

- трансцендентальный (по ту сторону опыта)

К эмпирии он относит индивидуально психологические особенности человека.

К трансцендентальному - над индивидуальное в человеке, как представителе рода человека

Т.о. Кант достоверность научного познания конкретизирует в 3-х частных проблемах:

·как возможна математика

·физика (естествознание)

·метафизика

В первых двух частях (математика, физика) он не сомневается, а метафизику он отрицает в качестве научного познания.

Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со всеобщностью, но объективность знания обуславливается структурой трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи врожденные формы подхода к действительности, которые из не  выводятся. Пространство и время субъективные формы чувственности человека.

Чистый разум - не опирается на опыт, практический рассудок - опыт в основу берет доопытные формы чувственности. Реализация деятельности осуществляется с помощью рассудка, под которым он понимал мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Т.о. по Канту не предмет источник знаний о нем, а формы рассудка конструируют  предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем познать то, что сами создали.

Понятия и категории, которыми оперируют люди, носят не зависимый от индивидуального сознания  всеобщий характер, поэтому знания основанные на них объективны.

Объединяет все категории и понятия в целостность акт самознания субъекта: «Я мыслю». Это и есть по Канту трансцендентальное единство (объединение восприятий за пределами опыта).

Концепция Канта: вещи существуют сами по себе, действуют на органы чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность. Восприятия, полученные на основе форм мышления носят всеобщий и необходимый характер.

Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются субъекту. Явление их можно знать, а вот сущность, взаимоотношение их вне сознания - знать нельзя. Поэтому для человека вещи сами по себе не познаны и не раскрыты: «Вещи в себе». Кант делает вывод на этом основании: формам чувственности и рассудка человека доступен только мир опыта, все остальное доступно только разуму, который руководит рассудком, ставит ему цель. Рассудок оперирует идеями - о это представление о цели, к которой стремиться познание и задачи, которые оно ставит.

Разбуженный разум, рассудок выходит за пределы опыта. Идеям разума не может соответствовать реальный предмет ибо есть антиномии разума (противоречивое, взаимоисключающее положение). Антиномии имеют место там где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире вещей самих по себе. Поэтому мир вещей для чувственности и он закрыт для теоретического разума.

Человек по Канту - житель двух миров чувственного воспринимаемого и умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому  он относит мир природы, к умопостигаемому  - свободу, независимость, все то, что определяет причины чувственно воспринимаемого.

В сфере свободы действует не теоретический и практический разум, который определяет поступки человека. Движущая сила не мышление (разум), а воля.

Воля автономна, определяется не природной необходимостью или божественной волей, а индивидуальным законом личности. Поэтому Кант законы практического разума относит к нравственным законам, которые по существу представляют собой знания умопостигаемого мира. Это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Из этого он вывел категорический императив:  относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы они поступали к тебе. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. С ее помощью он разделил бытие на мир природы и мир человека, которые развиваются по своим законам и которые противоречат друг другу.

Субъект может познать мир, но он не может установить связи между явлениями на сущностном уровне, т.к. вещи существуют сами по себе.

В теории познания Кант большое место отводит  диалектике. Он утверждает противоречие - необходимый момент познания. Но диалектика для него лишь гносеологический принцип. В тоже время она субъективна, т.к. не отражает противоречий самих вещей, а только противоречие мыслительной деятельности. Диалектика имеет субъективный момент, все зависит от человека.

В целом философии Канта свободна от компромисса. Он стремиться с помощью мыслительной деятельности человека  примерить науку и религию. Таким способом он пытался ограничить область знания и оставить место для трансцендентального субъекта. Сделав это он разделил в своей философии понятие  трансцендентального субъекта и понятия в целом.



ВОПРОС 27.Принцип историзма и диалектика в немецкой классической философии. Учение Гегеля о «разумной действительности»

Гегель поставил задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого  только и существует противоположность объекта и субъекта. Снять эту противоположность по Гегелю можно путем поступательного развития сознания. При котором индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей истории. Таким путем Гегель сосредоточил внимание на тождестве субъекта и объекта, мышления и бытия, на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я».

Индивидуальное сознание двигаясь к отождествлению с абсолютным «Я»  преодолевает противоположности субъекта и объекта и приближается к общечеловеческому сознанию к духовному миру всего человечества.

Феноменология духа - это одновременный процесс, где есть развитие всемирной культуры, накопление опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидом в ходе своей социализации. Он подчеркивает, что каждый человек способен посмотреть на мир с позиции  мировой истории и мирового духа. Движение сознания - это поступательное восхождение, где все предыдущее воспроизводится на новом более высоком уровне от абстрактного к конкретному.

Схема Гегеля:

сознание, предмет противостоит человеческому «я» и определяется либо чувственно воспринимаемым, либо рассудком.

Самосознание - предмет и сознание тождественны, сознание практически действующая, желающее которое настигает свою всеобщность. Усматривает в себе абсолютную полноту реальности и выступает как разум.

Дух - сознание постигающее духовную реальность мира и себя как выражение реальности.

В движении сознания отмечаются не только ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни, но и осваивается язык философии, понятия. Человек выражает мысли в системе понятий и категорий логики. До Гегеля понятия относились к субъективной категории. Начиная с Гегеля понятия представляют собой абсолютное тождество объекта и субъекта.

Гегель назвал свою философскую систему абсолютным идеализмом, который должен охватить весь универсум, природный и духовный мир единым понятие. Это абсолютная идея. Он определял ее как разум, мышление, разумное мышление - это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

Разум есть субстанция, бесконечная мощь, бесконечное содержание, суть и истина. Для себя самого он предмет.

Абсолютная идея - саморазвивающаяся, существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит несколько стадий:

§                    научно-теоретическое осознание абсолютной идеи в ее всеобщем содержании в виде системы категорий. Категории находятся в состоянии непрерывного, самопроизвольного движения. Они составляют сущность вещей.

§                    природа как необходимое в развитии абсолютной идеи. Через природу абсолютная идея отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей.

Бог создает природу, чтобы из нее возник человек и вместе с ним человеческий дух, который имеет 2 стадии развития: субъективный дух (антропология, психология); объективный дух (сфера социальной жизни, как сверх индивидуальная, которая возвышается целостность над индивидуумами и проявляется через их различные отношения и связи.

Объективный дух проявляется в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации абсолютной идеи является абсолютный дух - это совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Абсолютный дух тождественен абсолютной идеи - это внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех действий и познаний. Но у Гегеля идея это субстанция, чистая всеобщность. Дух та же идея, но в ее реальном выражении, от чувственных форм до абсолютных знаний. В абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи, мышления и бытия. Идея познает бытие. Таким путем Гегель согласовал субъекта и объекта мышления и бытия. Движение абсолютной идеи и всего предметного мира имеет начало и конец замкнутого в определенный круг. Высшей формой и концом развития абсолютной идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь и становится абсолютный дух. Такова философская система Гегеля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.