|
Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 1. Вводные замечания Социологическое знание, рассмотренное в предыдущих главах, можно расположить на трех уровнях. Проблемы социализации личности, социального деиствия, социального взаимодействия и социализации, а также малой группы касаются микроуровня и размещаются на самом нижнем этаже. Этажом выше — на промежуточном уровне — расположены культура, состоящая из совокупности норм, обычаев и традиций, и социальная структура, первоисточниками которой служат социальные статусы и роли. Здесь же находится механизм социального контроля, включающий нормы и санкции. А на самом верхнем этаже — на макроуровне — нам предстоит рассмотреть строение общества в целом. Большие социальные группы, социальная стратификация и социальная мобильность характеризуют именно его. Однако картина останется неполной без такого крупного блока, каковым являются социальные институты — те самые столпы, на котором покоится любое общество, благодаря которым оно выживает и функционирует. Институты — базисный механизм регулирования общества. Именно социальные институты выводят нас на пони мание сущности человеческого общества, его составных элементов, признаков и стадий эволюции. Поскольку общество понимают в двух значениях — узком и широком, то неизбежен переход от отдельно взятого общества, рассматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ человечество как сущностное целое. Понятия «гражданское общество», «цивилизация», «историческая динамика неравенства и бедности» тесно связаны с обоими значениями общества. Таким образом, вначале мы рассмотрим весь спектр макросоциологических понятий: общество, страна, государство, цивилизация, мировая система, а также их разновидности и динамику. 2. Социальные институты Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского— установление, устройство. Со времени он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, — остался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание социальных институтов как столпов, на которых покоится общество. В социологии принято такое определение: социальные институты — относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление. Но начнем мы наш анализ издалека. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда — система условных значений, норм, статусов, правил, традиций. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Роль инстинктов в человеческом обществе выполню к) 1 социальные институты — мощные инструменты, вы ко ванные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать Но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Их прел назначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого — индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль, Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и миого. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов: • потребности в воспроизводстве рода (институт семьи И БРАКА), — потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство), — потребности в добывании средств существования (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, производство), — потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру), — потребности в решении духовных проблем, смысла ЖИЗНИ (ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ). Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» [1] появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества -это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями [1, с.200 — 201]. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет кровосмешения Он запрещал половые отношения между кровными родствен Никами, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт — институт семьи и брака. Сделаем вывод: социальный институт — приспособитель-ное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Злоумышленников (на языке социологии — девиантов) ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, почему родоначальник институцио-нализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним [1, с.6, 31, 203]. Собственно говоря, так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы. Отсюда и слово «институционализация». обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т. д. 3. Функционирования институтов Основные институты есть в каждом обществе — от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение — удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании — беда для всего общества. К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна мира. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, что бы догнать и перегнать нас. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Образовался серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников: на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много. А тут грянула перестройка конца 80-х, общество повернуло к рыночным отношениям. Появился новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Сделаем вывод: нормальное функционирование социальных институтов — благо для общества, а неправильное — колоссальное зло. Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т. п. Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т. п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики. Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических институтах, религии, образовании. 4. Типология и функции институтов Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но только неглавными, неосновными. Что они собой представляют? Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок. Функции и структурные элементы основных институтов общества | |||||||||||||||||||
функции |
Институты |
Основные роли |
Физические черты |
Символические черты |
||||||||||||||||
забота, выхаживание и воспитание детей |
семейно-брачные |
отец мать ребенок |
дом обстановка |
кольца обручение контракт |
||||||||||||||||
добывание пищи, одежды, жилья |
экономически |
работодатель наемный работник покупатель продавец |
фабрика офис магазин |
деньги торговля марка реклама |
||||||||||||||||
поддержание законов, правил и стандартов |
политические |
законодатель субъект права |
общественные здания и места |
флаг кодекс хартия |
||||||||||||||||
содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры |
религиозные |
пастор прихожанин |
собор церковь |
крест алтарь библия |
||||||||||||||||
социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам |
образование |
учитель ученик |
школа колледж учебник |
диплом степень |
Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т. д., относящихся к основному институту религии. Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти.
Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения.
Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты — это частные социальные практики либо обычаи.
Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу (к примеру, институт представителей президента России или институт наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаметальную потребность. Так, важнейший институт — собственность — Т. Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству [1].
Общая черта тех и других — выполняемые функции. функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово «функционирование» означает очень простую вещь — приносить обществу пользу.
Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.
Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы или функции укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т. е. дисфункции, его расшатывают. В 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. Понятно, в чем конкретно он выражается: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить.
Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).
Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда [2, р.713]. Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны я не абсолютны Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства. В таком случае пересечение функций. дисфункций. явных и латентных функции можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 33). Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям.
Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.
Мы закончили рассмотрение крупного тематического блока. Надо систематизировать полученные знания, сосредоточив внимание на ключевых понятиях:
фундаментальные потребности
явные функции
общества
латентные функции
социальные институты
функции института
главные институты
дисфункции института
неглавные институты
социальные практики
ЛИЧНОСТЬ
1. Человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Научное понимание Л. опирается на марксистское определение сущности человека как совокупности общественных отношений. Отсюда вытекает, что свойства, присущие Л., не могут быть врожденными, а в конечном счете определяются исторически данным строем об-ва. Об-во, основанное на частной собственности на средства производства, подавляет и уродует развитие Л. С ликвидацией капитализма и утверждением социализма открывается дорога к всестороннему, целостному развитию личности. На основе создания материально-технической базы коммунизма, развития коммунистических общественных отношений и осуществления культурной революции формируется новая человеческая Л., гармонически сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
2. В психологии — каждый отдельный человек с присущими ему индивидуальными особенностями характера, интеллекта, эмоциональной сферы. К психологическим свойствам Л. относятся характер, темперамент, способности человека, а также особенности протекания психических процессов. При непрерывном изменении психических состояний (переживаний, мотивов поведения и т. п.) психологический склад или облик Л. остается в известной мере постоянным, что связано с относительным постоянством условий жизни, с типологическими особенностями нервной системы индивида. Изменения психологического склада Л.— следствие тех изменений, к-рые происходят в бытии человека, следствие процесса общественного воспитания. Л.— это связная совокупность внутренних черт и особенностей человека, через к-рые преломляются все внешние воздействия. Источником активности Л. являются многообразные личные и общественные потребности человека. Субъективное в Л. (переживания, сознание, потребности) неотделимо от объективных отношений, складывающихся между человеком и окружающей действительностью. Уровень развития Л. зависит от того, насколько исторически прогрессивны эти отношения. Л. советского человека формируется в условиях социалистического об-ва в соответствии с требованиями коммунистической морали.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. Взаимоотношение Л. и о. различно в разные исторические эпохи, т. к. нет «об-ва вообще», а реально существуют определенные общественно-экономические формации, и нет «личности вообще», ибо Л. есть всегда продукт исторически данного общественного строя. Ложная теория о якобы вечном антагонизме личного и общественного выдает за «вечное» лишь то, что характерно в особенности для капитализма и имеет исторически преходящий характер. В условиях социализма взаимоотношение личного и общественного характеризуется новой закономерностью, сочетанием личных и общественных интересов, в конечной тенденции — их гармонией. При социализме и коммунизме совпадают источник удовлетворения, общая направленность личных и общественных интересов. Как О. в целом, так и каждый член его заинтересованы в научно-техническом прогрессе, в постоянном росте производительности труда, в растущем удовлетворении материальных нужд и культурных запросов членов О. Это совпадение интересов О. и Л. по коренным вопросам их жизни не исключает отдельных частичных и временных противоречий, когда, напр., требуется личное подчинить общественному. Правильное сочетание общественных и личных интересов зависит, с одной стороны, от роста общественного богатства, от деятельности руководящих организаций, от последовательного проведения ими в жизнь лозунга партии «Все во имя человека, для блага человека», с др. стороны — от каждого члена О., от его сознательного служения общественному интересу. Создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, дальнейшее развертывание социалистического демократизма, неуклонный подъем материального и культурного благосостояния народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда—таковы необходимые предпосылки для достижения полной гармонии личного и общественного важнейшие средства на пути к ассоциации, в к-рой, говоря словами Маркса и Энгельса, свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.
Относительная личная свобода предполагает ответственность личности перед другими. Проблема свободы личности напрямую связана с проблемой отчуждения. Отчуждение появляется с возникновением парцилярной собственности. Теоретически отчуждение получило свое развитие с теорией общественного договора, обосновывающего передачу индивидами части своих прав государству (Гоббс, Локк, Руссо). Гегель рассмотрел отчуждение с позиции духовного идеального, как отчуждение политических прав и духа. Возникшая частная собственность одновременно являлась продуктом и средством отчуждения труда. Таким образом, отчуждение представляет собой механизм всеобщей связи индивидов и интеграции общества и, одновременно, способ развития цивилизации, т.к. этот механизм заложен в акте производства и производственной деятельности, в создании продукта, его распределении, обмене и потребления в процессе взаимодействия собственных средств производства и собственника рабочей силы. В этом случае, труд не становится сущностью как производителя продукта, так и верхов, которые присваивают их. Парадокс состоит в том, что отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из под контроля, и представляют собой силу, господствующую над обществом. У отчуждения есть конкретное начало, этот феномен принадлежит общественным отношениям имманентно, поэтому он историчен. Разделение труда в любом обществе невозможно преодолеть, как и нельзя исключить отчуждение из общественного прогресса. На отчуждение влияют социокультура и психологические факторы. Чтобы сократить масштабы разрушающего влияния отчуждения на общество необходимо органичное сочетание социально-экономических реформ с целенаправленным воздействием на общественное сознание, чтобы смягчить ощущение индивидом своей отчужденности. Таким образом, задача состоит не в том, чтобы преодолеть отчуждение и вывести его из общественных отношений, а смягчить его последствия для людей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |