рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

4. ИНДУКЦИЯ - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям в выводах) и ДЕДУКЦИЯ - восхождение про­цесса познания от общего к единичному.

5. АНАЛОГИЯ (соответствие, сходство) - установление сходст­ва в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождест­венными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Его общая схе­ма: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно,, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

6. МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - моде­ли, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно су­ществовать известное подобие (сходство) в физических характерис­тиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма мно­гообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) модели­рование.

эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания. Она включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ - эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от дру­га, каждый из них имеет свою специфику. В чем она заключается?

На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное  познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значе­ние. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны сво­их внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эм­пирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с по­мощью таких приемов и средств, как сравнение, измерение, наб­людение, эксперимент, анализ, индукция (об этих приемах - ниже).  Однако не следует забывать, что опыт никогда, тем более в современной науке, не бывает слепым: он планируется, конст­руируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому ИСХОДНЫЙ ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ - это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, "концептуальные каркасы действительности". Они состоят из абстрактных объектов ("идеальных  конструктов") разного рода - постулаты, принципы, опре­деления, концептуальные модели и т.п.

Мы, оказывается, сами "делаем" наш опыт. Именно теоретик указывает путь экспериментатору. Причем, теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории. Соответственно, не может быть и "чистого языка наблюдений", так как все языки "пронизаны те­ориями", а голые факты, взятые вне и помимо концептуальных ра­мок, не являются основой теории.

Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания опреде­ляет преобладание рационального момента - понятий, теорий, за-конов и других форм и "мыслительных операций". Живое созерца­ние здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое поз­нание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью ра­циональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработ­ка включает в себя систему абстракций "высшего порядка", та­ких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

На основе эмпирических данных исследуемые объекты мыслен­но объединяются, постигается их сущность, "внутреннее движение", законы их существования, составляющие основное содержание тео­рий - "квинтэссенции" знания на данном уровне.

Важнейшая задача теоретического познания - достижение объ­ективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов ("точка", "идеальный газ" и др.), синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализаций служит показателем развитости теорети­ческого знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, т.е. исследо­вание самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объясне­ния и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, граница между ними условна и подвижна. В определенных точ­ках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

ЭМПИРИЗМ сводит научное познание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. "СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ" игнорирует значение эмпири­ческих данных, отвергает необходимость всестороннего анализа фактов как источника и основы теоретических построений, отры­вается от реальной жизни. Его продуктом являются иллюзорно-утопические, догматические построения, такие, например, как концепция о "введении коммунизма в 1980 г." или "теория" раз­витого социализма.

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные ком­поненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и те­ория ("узловые моменты" построения и развития знания на его теоретическом уровне).

ПРОБЛЕМА - форма знания, содержанием которой является то, что еще не  познано человеком, но что нужно познать. Иначе го­воря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения поз­нания) - ее постановку и решение. Правильное выведение пробле­много знания из предшествующих фактов и обобщений, умение вер­но поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдо­проблем), например, проблема создания вечного двигателя. Ре­шение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те или иные концептуальные идеи, в т.ч. и гипотезы.

ГИПОТЕЗА - форма знания, содержащая предположение, сфор­мулированное на основе ряда фактов, истинное значение которо­го неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипо­тез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизме­няются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения,  если проверка дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым перио­дический закон, и теория Ч. Дарвина, и т.д. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика (логический критерий ис­тины играет при этом вспомогательную роль). Проверенная и до­казанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, стано­вится научной теорией.

ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей опре­деленной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самооргани­зующихся целостных систем (синергетика) и др.

В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.


Вопрос5

Именно античная концепция идеи оценивается  сегодня, как смыслообразующая основа современной постиндустриальной цивилизации. Этот вывод подтверждает подход к философии, как max универсальный, всеохватывающий, основательным, фундаментальным, сущностным знанием.

Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии.

Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое прекрасное и безобразное, что истина и творчество?

Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется, осмысливает социокультуру на более высоком уровне.

Точку зрения, что философия наука, поддерживали Гегель, Гусер.

Другую позицию, что философия это искусство поддерживали Шопенгауэр, Шеллинг, Ницше, экзенстенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: Фуко утверждал, что в основе философии лежит не только разум, но и чувственно эстетическое которое стремиться не столько понимать сколько возвышать.

В данном случае акцент делается на индивидуальном алгоритме,  интуитивном и творческом.

В центре философии таким образом стоят не вопросы бытия в целом, а проблемы жизни и судьбы человека, не мировоззрение, а мироощущение.

Философия давая ответ на наиболее значимое для человека включает в него и искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной. Таким путем она вырабатывает  смысл человеческих деяний, она вплетается в человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой деятельности.

Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к высшим познаниям.

Высшее познание это:

—        выход из повседневности - бытие как понимание мира

—       использование способов познавательной деятельности - соединение теории и эмпирии

—       осмысление общественной жизни - превращение в субъекта познания

Высшая форма познания характеризуется как духовностью так и социальным оптимизмом.

Философия это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Платон под «Софией» понимал не только благо приобретения, но и великое присущее  только божеству. Это объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.

Человек не может слиться с «Софией» из-за своей смертности, но может любить ее почтительно, приближая «Софию» к истине он говорил об идеальном настрое души и ума.

Философия - это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие, истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности.

Философия утверждает рефлективное  в духовной культуре человечества . Философия - это особый тип мышления. Философское осмысление жизни  фиксируется общественным сознанием.

Философия имеет свой предмет исследования - это область духовной деятельности людей, в основании которой лежит рефлексия, над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью и формами в которых заложен смысл сущностных отношений человека к миру.

1.        Философия в отличии от мифологии  как форма духовной активности  переносит основное внимание с идеи бога на человека, который преобразует и творит окружающий мир.

2.        на человека познающего и исполняющего или опратистовывающего божественную идею. Т.о. философия как наука и как философский эмоциональный настрой система мировоззренческих чувств.

Философское творчество - это попытка разумного обоснования бытия, человечески значимого существования. С другой стороны это не только рефлективно-творческая система , дающая представление о мире, но и система принципов, помогающая жить нравственно, эстетически и интеллектуально. В основе отношения человека с миром есть и структура философского знания. Это учение о бытие (онтологический аспект - сущее), учение о познании (гносеологический аспект - эпистемология), учение о формах мышления.

Области наук, которые относятся к философии: этика, эстетика, история, философия, социальная философия.

Природа философского знания включает в себя соотношение  философия с другими формами общественного сознания.

Средние века: философия и религия.

Эпоха просвещения: философия и гуманитарные науки.

Сегодня: философская природа знания включает политику, науку как таковую, философию техники, философию.

Философия особое место в культуре, как познавательной, так и практической деятельности, она стимулирует мысль, обобщает социокультурный опыт. В связи с этим одни философы склонны к раннефилосовской позиции - философия включает в себя все (догматизм), другие отрицают ее роль как науки исчерпывающей себя окончательно, третьи ведут спор о природе философского знания, о предмете, о соотношении философии с политикой, другими науками и творческой деятельностью людей.

Фактически ответ необходимо дать на вопросы: Является ли философия следствием развития потребности человеческой жизни?  Имеет ли она объективные причины своего существования или является политической наукой (сегодня ее отстаивают новые философы Франции).

Философия не может подменить ни одну науку, не может заменить политику, но между ними есть связь как между сферами жизнедеятельности общества (духовная сфера и политическая). Философия включает в себя рациональные  научные знания - сциентизм (четкие критерии знания), и иррациональное знание.

Учитывая это Гегель говорил, что философия это согласованность с реальностью и опытом.

Философия дает общий познавательный смысл и этот мыслительный акт окрашивает знание человека духовностью.

Философия осмысливает фундаментальные открытия и не вмешивается в частные  науки, поэтому она является мировоззрением.

Вывод:   Философия - это наука о максимально универсальном, всеобщем, всеохватывающем, основательном, фундаментальном и сущем, существенном. В рассуждениях на абстрактном уровне  обосновываем мысли. Единого толкования, определения нет.


Вопрос 7

ДУХ (лат., буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, к-рое тождественно идеальному, сознанию как высшей форме психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления. Представители различных течений домарксистской философии выделяют субъективный Д. (субъект, личность, индивидуум), абсолютизация к-рого ведет к субъективному идеализму, и объективный Д. (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности к-рого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривала Д. как теоретическую деятельность (напр., для Аристотеля высшей формой деятельности Д. является мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая т. зр. внешне близка религиозной идеологии, согласно к-рой Д.— бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Нем. классическая философия подчеркивала активность Д., рассматривая его прежде всего с т. зр. деятельности самосознания. Так, Гегель понимал Д. как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие Д. есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Д., по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает Д. как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов Д. есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты 17—18 вв. (Гоббс. Локк., Ла-метри) понимали Д. лишь как комбинацию ощущений или общее чувство. в целом—как разновидность чувс.-венного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает представлапне о нем как о чем-то существующем независимо от материи. Духовное есть функция высокоорганизованной материи, результат материальной, обществснно-исторической практики людей. Духовная жизнь об-ва — общественное сознание — выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует па общественное бытие, на практическую деятельность человечества.

 ДУША — термин, с помощью которого религиозная философия и догматическое богословие обозначают одну из частей человеческого состава, неким таинственным образом связанную с телом и духом. С одной стороны, тело человека может вовлечь душу в поиски и удовлетворение своих, телесно-соматических потребностей-удовольствий. Это рождает дурной произвол души, ее покорность простому биологическому инстинкту. Тогда «душа, — как пишет И.А.Ильин, — становится служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с духом». О наличии такой борьбы свидетельствуют такие переживательные состояния души, как стыд, отвращение, жажда очищения и покаяния, сомнение, горечь утраты «чистоты» помыслов и т.д. С другой стороны, душа есть способность слышать зов Божий, принимать законы  духа. В этой ориентации на духов ность принимают участие все способ ности души, как высшие — мышление и воля, так и низшие — чувствен ное воображение, инстинкт, интуиция, сверхчувственное созерцание. Душа нужна духу, но «не запуганная, задерганная, во всех порывах своих пресеченная и психически полубольная», а «обращенная, узревшая пре-красность горних «вещей», возжаждавшая их и как бы влюбившаяся в них». Поэтому человеку следует не истощать свое тело, не удушать свою душу, а делать их «чистыми и радостными орудиями Духа» (ИАИльин).

 ФРАНК Семен Людвнговнч (1877-1950) — русский религиозный философ и психолог. В 1922 г. вместе с большой группой ученых, писателей, общественных деятелей выслан из Советской России. Жил в Германии, Франции, с 1945 г. — в Великобритании. От «легального марксизма» эволюционизировал в своих взглядах к религиозной философии. Разрабатывал проблемы логики, гносеологии, метафизики, антропологии, этики. Основной мотив его философии — стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. Считал, что рациональное знание — вторичное по отношению к переживанию, как единству жизни и знания.

«Пережить» что-либо - значит знать объект изнутри в силу своей объединенности с ним в общей жизни. То, что мы познаем в переживании, как бы само открывает себя нам. В отличие от знания-переживания знание-мысль есть итог бесстрастного внешнего наблюдения бытия, а потому оно недостаточно. Бытие можно постичь, если соединить рациональное и трансрациональное. Однако полное постижение бытия невозможно. Непостижимое окружает человека со всех сторон. В антропологии Франк исходит из духовности как основы человеческого бытия. Внутренний мир человека — это особая реальность, состоящая из переживаний душевных (чувства, связанные с физическим ощущением удовольствия, страха и т.д.) и духовных (подлинное содержание моего «я», связанное с трансцендированием, достижением трансрационального, каковым является прежде всего любовь к людям. Богу). Для истинного человека приоритетным оказывается реальность его духовного внутреннего мира в сравнении с эмпирическим материальным бытием. Внешний мир — не главная детерминанта подлинного бытия человека. В понимании общества он признает первичной его духовную основу: солидарность, свободу, служение. Движущей силой истории выступает человек как душевно-духовное существо, вмещающее в себя одновременно и идеи, и материальные потребности. Конечное назначение общественной жизни — «обожение» человека, т.е. возможно более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты Божественного мира или развитие человеческого духа в его способности проявлять любовь.

К основным формам бытия относятся:

1.        бытие вещей, явлений;

2.        бытие человека;

3.        бытие духовного;

4.        бытие социального.

Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны, бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-исторического характера и пространственно-временного существования человека.

Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи, убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно.

Бытие человека – сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и противоречивостью бесконечного общего бытия.

ДУХ — перевод встречающихся в ан­тичной философии и в Библии слов «spiritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дунове­ние», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая может вре­менно или навсегда покинуть тело; приви­дение; сама жизнь (Гете: «Ибо жизнь — это любовь, а жизнь жизни — дух»); сущ­ность Бога: «Бог есть дух»; сама внутрен­няя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи Гете, народный дух, кор­поративный дух (см. также Esprit).

Употребляемое в настоящее время фи: лософское понятие духа, как противоло,-ложного природе"Тсм."~/?рцроЭд)/~сложи-лось в период романтики и идеализма, а особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединя­ющий небо и землю, добро и зло» — Дрейер). Дух не является противником души, как считает Клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («оду­хотворяет») телесную^деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противополо­жен тенденции жизни совершенствовать человеческой вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям уча* ствовать в продолжении рода. Иногда qh так сильно обременяет индивида, что начя* нает страдать телесная жизнь: высококуль­турные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также Ресублими-рованм).

Дух выступает в трюь формах бытия: как дух отдельного ямивидаГ (личный дух), как общий дух (обиективный дух) « как объективироваинмй духТсовокупность завершенных творениХ духа). В то время как душевное так тесно включено в про­цесс ^ДЙбития органического,~что~его раз­витие идет рука об руку^ последним и в общем h целом может рассматриваться как передаваемое по наследств, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создаете посредством духовной работы, ко-торая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологиче-ские. потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много об­щего, и душа реагирует на них по опреде­ленному типу, с психологической законо­мерностью. Дух имеет свои закономерно­сти для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать Клагес). Он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансин­теллигибельного (см. Познание) является лишь принципиальной грлницей и оставля­ет каждому личному духу др. сферу для его развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.