рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

2.                 сфера непосредственного производства, где есть материальное производство и, одновременно, не решенные социо-культурные проблемы.

Таким образом, производственные отношения есть экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе непосредственного производства и распределения, обмена и потребления. Экономические отношения – это система, системообразующим фактором которой являются отношения собственности на средства производства. Экономические отношения имеют исторический характер. При капитализме есть капиталистическая собственность, собственность крупных землевладельцев, мелкая собственность, коллективные формы различной собственности. Это находит выражение в совокупном общественном прибавочном продукте, за счет которого идет капитализация и развивается общество. Эта теория была положена в основу конкретизации исторически известных типов производственных отношений (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический). Разработанная Марксом концепция роли и места отношений собственности в обществе признана всеми, но государство, используя тот или иной вид материальных отношений, трансформировало тип производственных отношений, который в философии называется всеобщей формой организации хозяйства.

История знает три формы организации общественного хозяйства:

1.                 натуральная, куда относятся все докапиталистические общественные отношения;

2.                 товарная – собственно капитализм;

3.                 плановая, регулируемая.

В момент расцвета любой из этих форм зарождаются новые формы организации общественного хозяйства, которые, в свою очередь, являются исходными моментами для формирования новых производственных отношений.



ВОПРОС 62

Понятие общественное сознание принадлежит к фундаментальным категориям общественных теорий. Жизнь общества, по сути своей, практическая, но целенаправленность человеческой жизни придают идеи, взгляды, ценности, целевые установки и теоретические концепции. Осознание бытия является основой для изменения жизнедеятельности людей. В социальной философии общественное бытие рассматривается как объективная общественная реальность, своего рода социальная материя. Общественное сознание - это осознание обществом самого себя и общественного бытия. Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания является детерминированным основанием, т.е. одно зависит от другого. Общественное сознание отражает реальные противоречия бытия и объективную необходимость его практического преобразования. Таким образом, общественное сознание мы рассматриваем в двух родах отношений: сознание и объективная действительность - это гносеологические характеристики. Сознание и социальные установки, т.е. материальная деятельность, общественная практика - это социально-философская характеристика. В соответствии с марксистской теорией общественное сознание рассматривается  в качестве продукта для определенных общественных отношений, т.е. как необходимый элемент самой связи людей и общества. Иначе, материальное отражается в идеальном, по терминологии Гегеля "свое - другое". В таком случае сознание выступает как идеализированная объективная форма общественного бытия. Человек предстает с одной стороны как идейная сторона субъективного фактора, в которой сосредоточены социальные интересы, с другой стороны, как объективная характеристика истоического прогресса духовной жизни общества. В обществе это раздвоение предстает с точки зрения сознания и духовности:

§                    сознание как отражение;

§                    сознание как деятельность и активность.

Это послужило тому, что сознание в концепции двух подходов рассматривается:

§                    сознание - философская категория;

§                    сознание - феномен общественно-экономической практики.

Некоторые ученые не соглашаются с такой трактовкой, они считают, что сознание - это функция человеческой деятельности, которая выходит на конкретные формы такие как философия, история, религия, правосознание. Общественное сознание - это генетическая категория, оно невозможно без мыслящей материи. Человек понимается как социально-исторический субъект детерминации. Общественное сознание - это деятельность людей в форме отношений, которые формируют объект и субъект.

Известный ученый Лекторский занимался проблемами общественного сознания. Он выделил два направления в изучении общественного сознания:

§                    как функционирование систем коллективной деятельности;

§                    как функция любой человеческой деятельности.

Мы будем рассматривать категорию общественного сознания как бытие в ином. В сознании формируется не то, что есть в субъективных мыслительных действиях индивида, что характеризует его внутренний мир, глубоко личное состояние, а то, что представляет собой объективное проявление сущности сознания, которое адаптируется и социализируется в ходе общественной деятельности. Социальные философы считают, что общественное сознание обусловлено безусловным, поэтому оно - это снятая форма реальности, она объективна, но не материальна. Идеи, сформировавшиеся с помощью общественного сознания, проникают в систему индивидуализированного, коллективного, нелинейного. Если бы это было так, то мы бы меняли в своем сознании общественные и духовно-нравственные представления, автоматически реагировали на изменение общественных условий, и связь человека с обществом осуществлялась ан уровне алгоритмов социально-исторических условий, минуя интересы и потребности личности. Общественное сознание всю смыслообразующую деятельность человека представляет в чистом виде. Связь общественного сознания и общественного бытия проявляется:

1.                 в форме взаимодействия людей через детерминацию их интересов;

2.                 в форме взаимодействия, которое преобразует сознание и самого носителя.

Сами категории общественное бытие и общественное сознание абстрактны, они дают представления о бытие человека на социальном уровне. Общественное бытие - это вся совокупность материальных отношений, в которых протекает процесс жизнедеятельности людей. Общественное сознание - это вся совокупность материальных отношений, в которых протекает конкретный процесс жизнедеятельности людей. Общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, привычек, которые отражают общественное бытие людей.

Точно определить адекватность отражения в общественном сознании общественного бытия сложно, поэтому Сен-Симон использовал понятие общественное сознание в качестве основы общественного прогресса. В соответствии с этим он выделил три фазы развития:

1.                 теологическая (господство религии, рабовладельческий строй, феодализм);

2.                 метафизическая (крушение теологической системы);

3.                 позитивистская (общественный строй, основанный на науке).

Кьеркегор определяет общественное сознание как бытийная, онтологическая структура личности. Гусер ввел понятие "феноменологическая реакция" - выдвижение на первый план смысловой связи сознания и мира. Пишвара сопоставлял различные сферы бытия для построения теологической картины мира с помощью сознания, идеального. Общественное сознание трансцендентально - это утверждает Меритян и Корет. Можно оспаривать, что первично, но остается связь общественного бытия и общественного сознания.

Экзистенциалисты назвали общественное сознание разумным основанием мира, которое по Шопенгауэру, подменяется иррациональной волей. По Ницше - имморальным произволом субъекта. В обоих случаях установка на общественное бытие подменяется рационализацией воли. Прав был Фихте, который говорил: "Философия такова, каков сам по себе философ". Общественное сознание получает такие определения: Шпенглер - коллективная душа, Юнг - коллективное бессознательное, Хайдеггер - бытие.

Таким образом, общественное сознание как объект социальной философии превратилось в "феномен движения воли к власти".

С одной стороны, общественное сознание обращено к объективной действительности, с другой, непосредственно к субъекту. Сознательность является одним из оснований самой жизни и сознания. Ученые делают вывод, что осознание бытия вырабатывается обществом в целом, и неотделимо от многогранной деятельности людей. Это одна из сфер или подсистем общественной жизни и ее функция.

Общественное сознание имеет свою структуру (сферы, уровни):

1.                 психологический;

2.                 идеологический;

3.                 научно-теоретический.

В зависимости от трех форм связи индивида с обществом выделяются три формы освоения мира: природно личная, вещная, действительно-социальная форма общности. Все эти три формы обеспечивают духовное освоение реальности, они историчны, беспрерывно видоизменяются и в своих рамках сохраняют устойчивость общих форм сознания: политика, право, искусство, мораль, религия. Всем этим формам в структуре общественного сознания выделяются конкретные области:

§                    обыденное сознание;

§                    общественная психология;

§                    идеология;

§                    массовое сознание;

§                    научное сознание.

Обыденное сознание является источником общественого сознания, постепенно превращалось в осознанную повседневную потребность людей. Энгельс характеризовал его как "здравый рассудок". Гегель к нему добавил понятие "несчастное сознание". Обыденное сознание фиксирует внешние связи и отношения общественной жизни на уровне явлений, не проникая в сущность вещей. В нем обнаруживают себя все формы знаний и заблуждений (предрассудки и суеверия, связанные с повседневной деятельностью).

Массовое сознание признается не всеми философами. Вебер и Бессонов выделяют в структуре общественного сознания только те элементы, которые несут в себе ценностный аспект, и только те, которые утверждают правоту действий конкретных субъектов. Массовое сознание может быть: ценностно-рациональным и полностью иррациональным. Оно влияет на ценностные установки людей в форме межличностного общения, в ходе которого вырабатываются стереотипы и внешние образцы поведения. В этом аспекте массовое сознание изучают Вунт, Паретте, Сенелли.

Отечественные ученые массовое сознание отождествляют с общественным мнением, как реакцию на факт или событие.

Теоретическое сознание или наука. В массовом сознании научный элемент, как и в обыденном, чаще всего не присутствует, но их взаимодействие дает основание для формирования теоретического сознания, которое способно видоизменять, модифицировать. Теоретическое сознание интеллектуализирует обыденное и массовое сознания. Теоретическое, массовое и обыденное сознания составляют гносеологическую сторону природы общественного сознания.

Идеология - система взглядов и идей, которые могут быть истинными или ложными, научными или иллюзорными, но отражают реальные связи и отношения между людьми. Марксисты считают, что идеология представляет собой систему принципов и идей, оперирующих преимущественно этическими, социальными представлениями, вне связи с конкретной оценкой действительности. Маркс назвал идеологию ложной, искаженной, превращенной формой сознания. Идеология защищает интересы конкретного социального слоя и поэтому Поппер, Арон, Бел выдыинули идею отсутствия идеологии в странах зрелого индустриального общества. Идеологию они перенесли в сферу социальных конфликтов. Любой политик может сформулировать любую идеологию. Функции идеологии они передали науке и доказали, что сегодня любое воззрение политиков может быть обосновано какой-то одной из наук.

Общественная психология. В условиях нестабильного общества вместо общественного сознания используется общественная психология, она преподносится как уровень общественного сознания, но доминирующим являются не знания о реальности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология характеризует психологический обмен и выражает интересы определенных социальных групп. Это неустойчивая, стихийно складывающаяся совокупность духовных образований, которое состоит из желаний, настроений, предрассудков людей, конкретно ситуационных явлений, навыков, привычек, психических процессов и психических реакций.

Идеология и общественная психология являются социально-философской, социологической стороной общественного сознания. Общественное сознание в каждой из своих структур должно иметь:

§                    связь с практической жизнью всего общества;

§                    и добавлять какой-то научно необходимый аспект в изучение человека.



Вопрос 63 (не весь)

СОЗНАНИЕ—высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объ­ективной действительности. С. пред­ставляет собой совокупность психиче­ских процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия, Оно возникает в процессе трудовой. общественно-производственной    дея­тельности людей и неразрывно связано с языком, к-рый так же древен, как и С. Человек с самого рождения попа­дает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в про­цессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непо­средственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. Овла­дение исторически выработанными спо­собами предметной деятельности, и особенно языком, делает отношение индивида к внешнему миру опосредст­вованным    знанием    объективных свойств предметов этого мира. Человек постольку выделяет и противопостав­ляет себя объективной действительно­сти, поскольку его действия целена­правленны, т. е. его активная жизне­деятельность направляется представ­лениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с по­ниманием, со знанием, способ его от­ношения к миру и называется С. Без понимания, без знания, к-рое несет с собой общественно-историческая пред­метная деятельность и человеческая речь, нет и С. Любой чувственный об­раз предмета, любое ощущение или представление постольку являются ча­стью С., поскольку они обладают оп­ределенным смыслом в системе приоб­ретенных через общественную деятель­ность знаний. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направ­ляют и дифференцируют чувства чело­века, волю, внимание и др. психиче­ские акты, объединяя их в единое С. Знания, накопленные историей, поли­тические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общест­венная психология представляют со­бой С. об-ва в целом (Общественное бытие  и  общественное сознание). Нельзя, однако,  отождествлять С. только с знанием, логическим мышле­нием. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы пси­хического мышление вообще не суще­ствует. Если бы человек только про­изводил одну за др. логические опера­ции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоян­ного соотнесения значения своих поня­тий с активными действиями и вос­приятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал бы ни действительности, ни себя самого, т. е.

не обладал бы ни С., ни самосознанием. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «С.», т. е нельзя считать, что все психически< процессы у человека в каждый данный момент включены в С. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» С. (Подсознательное). С., впитала в себя исторический опыт, знания 1 методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую   деятельность   человека С. формируется деятельностью, чтобы в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, об-во, а тем самым и сами за себя. В этом смысле, отмечал Ленин «сознание человека не только отражае1 объективный мир, но и творит его» (т. 29, с. 194). На всем протяжении идеологической,    мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и оси проблемой была и остается проблема С. и его отношения к материи (Основной вопрос философии). Благодаря материалистическому пониманию истории марксизму впервые удалось научно решить эту проблему и создать тем самым действительно научную философию.


Вопрос 64

РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к высшему (слож­ному),. гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого и воз­никновение нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого ми­ра, человеческого об-ва, познания под­чиняется общим законам диалектики. Для Р. характерна  спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и конец. Причем уже вначале в тенденции содержится ко­нец Р., а завершение данного цик­ла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются неко­торые особенности первого. Р.—им­манентный процесс: переход от низ­шего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содер­жатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся понятными наме­ки на высшее, содержащееся в низ­шем. Напр., сознание есть результат Р. материи, и лишь с этой т. зр. мож­но раскрыть лежащее в фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов диалектической ло­гики (см. напр., историческое и логи­ческое).

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два основных подхода к социальному развитию:

1.        эволюционистский;

—       стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие через интеграцию;

—       отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает развитие через социальную борьбу;

2.        принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений, классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом, некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к. идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий. Преодоление конфликта - это и есть гармония.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕ­СТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение   вперед, возвращение) — противополож­ные формы развития об-ва в целом или отдельных его сторон, означающие со­ответственно либо поступательное раз­витие об-ва по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, из­жившим себя формам, застой и дегра­дацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им над­строечных институтов, развития и рас­пространения науки и культуры, раз­вития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для ха­рактеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как фор­мы политической жизни, культура, об­разование и т. д., хотя они вторичны, производны и определяются экономи­ческим строем об-ва. Примером обще­ственного Р., обусловленного политиче­скими факторами, может служить ис­тория стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктатор­ские режимы (фашизм). Крайне про­тиворечиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в опре­деленные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва. Однако - тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в данном слу­чае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так и в раз­витии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями Р., тем не менее при капитализме наблю­дается П. мн. отраслей науки и тех­ники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки жизнен­ности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общест­венного развития. В философии и со­циологии понятия «П и «Р находят различные толкования. Мыслители пе­риода прогрессивного развития капита­лизма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его рацио­нально обосновать. Для периода упад­ка капитализма, начавшегося со вто­рой половины 19 в., характерны в осн. два подхода к истории: позитивист­ский, основы к-рого заложены Контом, и историко-культурный (основополож­ник—рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский: сторонникиДж. Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история дол­жна быть эмпирическим описанием на­учно установленных фактов, без про­никновения в сущность истории в це­лом и без попыток понять явления П. и р. Культурно-историческая концеп­ция считает важнейшим способом изу­чения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую историю она рассматри­вает как смену самостоятельных «ти­пов» культур или цивилизаций, с соб­ственными периодами П. и р. Лишь в совр. эпоху, согласно Тойнби и Соро­кину, благодаря расширению межкуль­турных связей (интеркультурные ком­муникации) усилилось взаимовлияние различных культур. Поэтому ГГ. мыс­лим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с т. зр. Тойн­би, должна осуществиться на основе капиталистической культуры Запада. Некоторые буржуазные психологиче­ские теории пытаются объяснять явле­ния истории субъективными фактора­ми, напр. особенностями тех или иных «исторических»  личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагоннстическом, комму­нистическом об-ве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.