рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Кин дает толкование гражданского общества с общецивилизационных позиций, выходя, тем самым, за рамки одной формации. С этих позиций он решает вопросы свободы и подчинения индивида обществу. Становление нового типа свободы рассматривается как сознательно контролируемое и упорядоченное политическим разумом состояние.

Соотечественник Мигронян под гражданским обществом понимает всю совокупность политических отношений, включая экономику, религиозно-нравственные отношения, национальные и другие.

Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы, потребности членов общества. Если говорить о политической жизни то таким гражданским институтом является депутатский корпус. В социальной жизни - благотворительные учреждения. В экономике - это различные ассоциации.

Одним из типов организации является государство - это крупная социальная общность, институт власти, политическая организация, поэтому вопрос о власти затрагивает коренные жизненные интересы различных социальных групп и индивидов. В функциональной роли государства отражаются отношения между социальными группами, которые проявляются в деятельности официальных учреждений и организаций. Государство является имманентным структурным элементом общества. Платон заметил, что в обществе с противоположными классовыми интересами создаются две системы политики:

1.                 правительство - субъект власти, защищающий права господствующего класса;

2.                 народные массы - тоже субъект, но борьбы против власти.

Взаимодействие этих двух сил представляет собой естественно-исторический прогресс, протекающий по законам функционирования общества. Уровень борьбы определяется развитием производственных сил и, соответствующих им, базисных и духовных отношений. В этих пределах развивается и функционирует государство. В классовом обществе власть в ее структурно-функциональном измерении - это политические отношения, в институциональном отношении - это господство государства в форме власти с конкретной правовой регламентацией. Право выступает в качестве формы принудительного подчинения интересу государственной власти и, с другой стороны, как общие правила, регулирующие типичные общественные отношения. Таким образом, выделяются следующие функции государства:

1.                 сформировать социальную среду, которая обеспечит развитие конкретных общественных отношений и самого класса собственников;

2.                 с помощью институциональных норм установить господство и подчинение одного социального слоя над другим;

3.                 утвердить в сознании масс принципы и идеалы определенной идеологии.

Таким образом, государство - это всеобщая общественная организация, политическая оболочка общества и орган приоритетности интересов одного класса. Государство, как социально-политический феномен, имеет конкретный исторический тип, форму и режим. Различаются по формам правления следующие типы государств:

—              республика;

—              монархия;

—              советы;

—              народная демократия.

По формам устройства:

—              простое;

—              унитарное;

—              федеративное;

—              конфедеративное.

По политическому режиму:

—              демократический;

—              теократический;

—              реакционный;

—              террористический;

—              фашистский.

Государству, как наиболее общей форме социальной организации отношений людей, противостоит такая форма социальной организации, как гражданское общество.



ВОПРОС 58

Общественные отношения - это способ существования, развития и самовыражения людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком общества является целостность и системность. Исторический прогресс с точки зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного многообразия, уникальности и определенности систем. Системность общества в истории представлена сферами его жизнедеятельности, которые органически вплетены в логику истории, общества и конкретную среду конкретной страны. История - развивающийся процесс, который важен не только с точки зрения всего человечества, но и для прогнозирования развития социальных отношений. Социальное движение осуществляется по кругу, по спирали, циклично. Определяющим в этом процессе являются три сферы жизнедеятельности человека: социально-экономическая, социально-демографическая, социально-культурная. Эти три сферы формируют три типа социальности:

1.                 отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и общества, человек становится частью общества через принуждение социальных структур;

2.                 отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной формы связи - денег;

3.                 отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я" и общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.

Общество, находясь в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи, функциональную структуру и отношения между ними. В ходе этого процесса возникают или исчезают определенные элементы, трансформируются как внешние, так и внутренние связи. Специфика социальных изменений состоит в том, что социальные общности, институты, организации переходят из одного состояния в другое, т.е. осуществляется их развитие, как направление изменения материальных и идеальных объектов.

Социальные философы выделяют различные типы механизмов социальных изменений: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. Социальные изменения обусловлены развитием связей, которые возникают в недрах общества и которые находятся в постоянном противоречии, конфликтах, дезорганизации. Именно они побуждают людей к общественным преобразованиям в социальных общностях. В результате происходит переход системы из одного состояния в другое, или даже смена качества элементов системы.

Марксистская концепция общественного развития использует изменения на качественном уровне для обоснования формационных процессов. Формация - это определенные производственные отношения, соответствующие определенной социальной структуре общества. Определенной социально-классовой структуре соответствует определенная политическая организация общества, с конкретной системой госвласти, институтов, учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами, нациями, государством. Всему этому соответствует определенное общественное сознание, психология, идеология. Такой подход к обществу позволил Марксу и Энгельсу выработать понятие общественно-экономической формации, т.е. характеристики общества в целом, во всей его многогранности и целостности. Формация предполагает социальную определенность и историческую конкретность. В общественно-экономической формации в качестве главных выделяют материальные отношения, они подчинены объективным законам развития общества. Используя формационный подход и историю человечества, Маркс и Энгельс:

§                    установили повторяемость этапов исторического развития во всей цивилизации;

§                    показали общее, особенное и специфическое в истории отдельных стран и народов;

§                    разработали модель общей тенденции развития человечества.

Развитие каждой формации осуществляется на основе конкретного способа производства материальных благ. Смена формаций, переход от одной к другой, рассматривается как процесс объективный и прогрессивный, однако не учитывался тот фактор, что любая формация прогрессивна до определенного периода после чего начинается упадок или регресс. Теория общественно-экономических формаций обеспечивает понимание и изучение человечества как ступеньки единого, закономерного во всей противоречивости прогресса. Формация представляет естественно-исторический процесс, как неравномерное и прямолинейное восходящее движение. Формация - это различия внутри цивилизации. Цивилизация включает в себя:

§                    всю преобразованную человеком социокультурную и историческую природу;

§                    средства этого преобразования и человека, усвоившего способы жизнедеятельности и способного жить в окультуренной среде.

Таким образом, цивилизация - это совокупность общественных отношений, как форм организации социокультуры, обеспечивающих продолжение и существование социокультурных образований. Серьезным упущением в теории Маркса является то, что из формационных знаний мы не получали познание человека. Приоритет отдавался общественному, по сравнению, с индивидуальным. Цивилизационный подход не исключает деление исторического развития человека на эпохи, на социокультурные образования ( Маркс, Тойнби), на деление общества по сущностным признакам (конкретно-технологическая цивилизация Виннера). Главное, что цивилизационные процессы идут, и в центр будет поставлен человек. Оба подхода - формационный и цивилизационный - имеют право на существование при анализе истории, все зависит от того, какую мы ставим цель и какие результаты мы хотим получить.



ВОПРОС 59

Социальное - это проблема сознания, это то, что способствует формированию специфического способа организации жизнедеятельности. Проблема социального напрямую связана с потребностями человека и общества, и с системой социального творчества, и социальными сообществами. С этим положением согласны все, но категориальный аппарат, сущность подходов к этой проблеме у многих ученых различны. Если говорить о современной социальной философии, то в западной школе социальное отождествляется  с понятием "социетальное" (общественное). Социальная сфера характеризуется такими параметрами как:

1.                 удовлетворение прямых жизненных потребностей членов общества;

2.                 их взаимодействие, различающиеся возрастом, имущественным положением, национальными признаками.

В основе подхода к использованию разных категорий лежат концепции ученых, которые они пытаются осмыслить отношения людей. Одной из первых категорий и наиболее большим философским направлением считается понятие "социальное действие", сюда входят ученые:

1.                 Макс Вебер - его сущностный фактор социального действия;

2.                 Парсонс - единичное действие;

3.                 Дюркгейм - социальный факт.

Второй подход - "социальная связь", иначе - интеракция. Представители:

1.                 Хомас - концепция "теория обмена" - каждый хочет максимального вознаграждения и минимальных затрат;

2.                 Кант - личностная целесообразность - поступай по отношению к другим так, как бы хотел ты, чтобы они к тебе поступали.

Третий подход - "социальная регуляция". Представители:

1.                 Парсонс - концепция "система ценностей", основой которой являются деньги, власть, закон;

2.                 Дюркгейм - социальный стандарт поведения, нормы, принципы;

3.                 Спенсер - "социальный контроль".

Второй подход связан с марксистской теорией, где социальная сфера предстает социальными общностями и их взаимосвязями. В основе марксистского подхода лежит совокупность мотивов и целей общества, "система смыслов". Эту часть марксистской теории, "целерациональность и ценностная рациональность", признавал Вебер. Вторую часть - социальная деятельность людей зависит от характера взаимодействия производительных и сил производственных отношений - признано только марксистами, другие течения эти взгляды не разделяют. Происходит это в связи с тем, что социальные действия типизируют конкретный тип личности, без учета его мотивов и целей бытия. Тем не менее оба направления предполагают наличие социальных институтов, которые представляют собой институализированную форму социальных взаимодействий. В социальные институты включаются такие сущностные характеристики:

1.                 социальное регулирование взаимоотношений;

2.                 распределение функций, прав и обязанностей членов общества;

3.                 обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института и, одновременно, его относительная независимость и способность к самовозобновлению;

4.                 выполнение круга определенных обязанностей;

5.                 наличие учреждений, которые организуют деятельность людей, осуществляют контроль и обладают необходимыми средствами и ресурсами для управления.

Социальные институты различаются по типам потребностей, задач, целей, которые они решают. Ученые считают, что это: экономические, политические, институты культуры и социализации. Социальная общность представляет собой интегративную системообразующую целостность - это реально существующая совокупность индивидов, имеющая не только целостность, но и самостоятельность субъектов социального действия и поведения. Характерные черты социальной общности:

1.                 это социальное явление реальной действительности;

2.                 это целостность, имеющая все черты целостных систем;

3.                 это объект социального взаимодействия, т.е. источник своего развития и самодвижения    (связи, отношения, взаимодействия).

Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают конкретно-историческими и ситуативно обусловленными. К конкретно-историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита, маргиналы и т.д.  В любой из общности есть базовый признак, который создает условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это связано с тем, что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией, ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от другой.

Социальные общности могут быть массовыми - это структурно не расчлененные аморфные образования (масса людей на стадионе). Групповые общности имеют общий социальный признак, выполняют общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Мертон, занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три основные их черты:

-                     взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);

-                     членство (высокая степень сплочения);

-                     единство (наличие признаков, присущих всем).

Групповые общности могут быть первичными. Этой проблемой занимался Кулли. В малых общностях (первичных) происходит социализация личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Малые общности обладают высоким уровнем эмоциональности (семья). Малые группы представляют собой связующее звено между обществом и личностью, в них осознается социальная роль, статус и принадлежность к социальной группе.

 Вторичные групповые общности характеризуются незначительными эмоциональными  отношениями, создаются для достижения конкретной цели. В них индивидуальное не имеет значение, определяющим является умение выполнять определенные функции. Вторичные социальные общности создаются для достижения конкретных целей организации. Иногда, социальные философы, как и социологи, кроме малых (первичных и вторичных) групп, выделяют в социальных общностях: формальные (все регламентировано) и неформальные группы; неорганизованные и частично организованные (публика в театре, маргиналы) группы. Маргиналы - это группа людей, поставленных обществом на грань двух миров, когда доминирующая группа их не принимает, а группа по происхождению их отторгла. Помимо названных социальных групп, выделяют еще скрытые социальные группы. Они оказывают непосредственное или косвенное влияние на главные сферы общественной жизни. первый слой в этой структуре - это элита - группа лиц, обладающая особыми личными свойствами, профессиональными качествами, желающие быть избранными в той или иной сфере деятельности. В изучении этой социальной группы большую работу провел Паретто. В основе его концепции - признание круговорота элит. Круговорот элит обеспечивает динамизм и равновесие в обществе. Паретто открыл немаловажный факт, что элита владеет инстинктом комбинации. Если этот инстинкт она утрачивает, начинается революция, наступает взрыв. В экономике к таким группам относятся бизнесмены, вкладчики. Чередование экономических и политических циклов связано с изменением в духовном производстве (интеллектуальном, художественном, религиозном). Здесь существуют группы давления, которые действуют в интересах определенных слоев (клика, мафия). При всем многообразии этих групп, они имеют общие черты:

1.      в них детерминирует материально-производственый фактор;

2.      приоритет субъективно-сознательного в их складывании, развитии и функционировании;

3.      связь объективного и субъективного, материального и духовного в личности;

4.      субъективный образ жизнедеятельности и субъективное отношение к другим общностям.

Социальные институты регламентируют и контролируют связь внутри и между социальными группами. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй. Таким образом, развитие общества идет через развитие социальных институтов, возникают новые, совершенствуются старые. Идет переориентация или институализация социальных связей. Главное для чего создаются и существуют социальные общности - это потребность в солидарности и взаимодействии (ситуативно обусловленная общность).

Не менее значительное место в социальной структуре занимает этнос, как естественное социально-биологическое явление - это особый исторически возникающий вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Сегодня на Земле насчитывается 2500 этносов. Среди ученых, занимающихся проблемами этноса, ведущее место принадлежит Бромлею и Гумилеву. Гумилев разработал своеобразную концепцию и определил этнос как биолого-географическую общность, которая возникла в результате действий особых людей - пассионариев, происхождение которых обусловлено действием космических лучей. Ряд ученых за основу происхождения этноса берут идею пришельцев из космоса. Марксизм исходит из того, что в основе этноса лежит материально-производственный фактор, который реализуется в форме материально-технического механизма приведшего к созданию наций. Основными чертами нации являются:

1.       Объективные черты: территория, которая включает среду хозяйствования, быт людей, характер и образ жизнедеятельности с появлением государства и государственной территории.

2.                 Субъективные черты: общий язык, общность психологического склада, самосознание нации, особенности трудовой деятельности.

Нация существует когда:

1.                 Объединяются глубинно-сущностный и эмпирическо-этнический уровни;

2.                 Когда объективно взаимосвязаны всеобщие черты и мера осознанности, принадлежности к нации каждым ее представителем;

3.                 Когда объективная общность классового положения в общности идеологического и психологического облика представителя данного класса.

Этнос - это определенная культурная целостность, ей присуща этнитеза (мы и другие). В общественной жизни встречаются разные этнические образования: метоэтносы - группы людей, имеющие общие черты культуры (африканский народ); субэтносы - определенные части какого-либо народа (сибиряки) - это следствие обособления территории. Этнос - это социально-биологическая категория, важнейший признак которого выражен понятием генофонд. Бердяев генофондом этноса считал "единство исторической судьбы", осознание этого единства, которое и представляет суть национального сознания.

Геллянер в работе "Нация и национальность" определяет характерную черту этноса, как врожденное свойство человека, т.е. его убежденность. Это свидетельствует о том, что взгляд на понятие нация в социальной философии неоднозначен. Существует ряд концепций:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.