рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

ОТЧУЖДЕНИЕ—понятие, характе­ризующее, во-первых, процесс и ре­зультаты превращения продуктов че­ловеческой деятельности (как практи­ческой — продукты   труда,   деньги, общественные отношения и т. д., так и теоретической), а также свойств и способностей человека в нечто незави­симое от людей и господствующее над ними: во-вторых, превращение к.-л. явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, иска­жение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Истоки идея О. можно найти у пред­ставителей фр. (Руссо) и нем. (Гёте, Шиллер) Просвещения. Объективно эта идея выражала протест против антигуманистического характера част­нособственнических отношений. Проб­лема О. разрабатывалась далее в нем. классической философии. Уже у Фихте полагание  чистым  «Я»  предмета (не-Я) выступает как О. Идеалистиче­скую интерпретацию О.  наиболее полно развил Гегель, у к-рого весь объективный мир выступает как «от­чужденный дух». Задача развития, по Гегелю, состоит в том, чтобы снять в процессе познания это О. Вместе с тем в понимании О. у Гегеля содержатся рациональные догадки о некоторых особенностях труда в условиях анта­гонистического об-ва. Фейербах рас­сматривал религию как О. человече­ской сущности, а идеализм — как О. разума. Однако, сводя О. только к явлениям сознания, он не нашел ре­альных путей его ликвидации, т. к, видел их лишь в теоретической кри­тике. В совр. буржуазной философии, а также в ревизионистской литературе О. характеризуется как фатально-неизбежное   явление,   порожденное либо техническим и научным прогрес­сом, либо внеисторическими особенно­стями человеческой деятельности. Тео­ретической основой такой концепции является отождествление О. с опредмечиванием (Опредмечивание и распредмечивание), а по своей социаль­ной сущности она исполняет апологе­тические функции. Маркс, к-рый уде­лил анализу О. большое внимание особенно в «Экономическо-философ­ских рукописях 1844 года», «Немецкой идеологии» ив экономических рукопи­сях 1857—59, исходит из того, что О. выражает противоречия определенной ступени развития об-ва. Оно порож­дено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственно­стью. В таких условиях общественные отношения  формируются  стихийно, выходят из-под контроля людей, а ре­зультаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и социаль­ных групп и выступают как навязан­ные либо др. людьми, либо сверхъ­естественными силами. В центре вни­мания Ма.ркса — анализ О. труда, при помощи к-рого он характеризует си­стему капиталистических отношений и положение пролетариата. Признание О. труда в качестве основы всех др., в т. ч. и идеологических, форм О. да­вало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат проти­воречий реальной общественной жизни. Т. обр., устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновре­менно Маркс обосновал задачу ликви­дации О. путем коммунистического пе­реустройства об-ва. В дальнейшем в своих классических произв. («Капи­тале») Маркс вычленяет различные аспекты О. и обосновывает методоло­гическую "роль этой категории для анализа функционирования и разви­тия всей системы общественных отно­шений капитализма (Фетишизм).


ВОПРОС 51

В истории философии есть два основных философских метода: диалектика и метафизика. Оба дают представление о мире, но имеют свою специфику:

5.      диалектика признает универсальную взаимосвязь явлений и процессов; метафизика отстаивает только случайные связи, возводя их в абсолют, автономность, самостоятельность;

6.      диалектика основывается на принципе развития, на качественных изменениях явлений и процессов; метафизика наоборот не учитывает качественных изменений и сосредотачивает внимание только на количественных;

7.      диалектика исходит из внутренней противоречивости и закономерностей, присущих любому процессу или явлению; метафизика пытается найти противоречия в нашем мышлении, а не в объективной действительности;

8.      диалектика признает борьбу, внутренне присущих явлениям и процессам, противоположностей, как главный источник их развития; метафизика помещает этот источник вне исследуемого объекта.

Таким образом, метод используемый учеными, свидетельствует о методологии научного познания мира. Знание о мире и метод, которые используют ученые, неразрывны. В зависимости от этого ученые делятся на метафизиков и диалектиков. На основе диалектики разрабатываются требования к мыслящему субъекту и к принципам осуществления им познавательной деятельности. Требования представляют собой выводы из всеобщих форм бытия и всеобщих законов действительности. Таким путем осуществляется теоретическое познание деятельности, формы перехода от эмпирических обобщений к теоретическим и затем, к выведению законов, которые, как правило, имеют всеобщий характер. Порядок применения различных методов в общем познавательном процессе, как и в конкретном научном исследовании, называют методикой.

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности. В основе характеристики научности методологии лежат принципы ее применения:

1.                 использование мировоззренческих установок к процессу познания;

2.                 применение принципа изменения к духовному творчеству вообще, равно как, и к социальной практике.

Методология - это стратегия познавательной деятельности человека, где устанавливается взаимосвязь субъекта и познаваемого объекта, человека с природой и обществом. Это сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных форм духовного освоения действительности. Идет процесс ориентации на внешний мир и построение социально-духовных структур, а также форм самодетерминации человека. Сегодня задача методологии в социальной философии является дать людям более совершенный аппарат познания, который строится на трех источниках:

1.                 материалистическое понимание и объяснение исторического процесса;

2.                 естественноисторический характер общественного развития;

3.                 определяющая роль субъекта истории и цивилизации - человек.

4.                 Таким образом, социальная философия как наука включает в себя следующую структуру:

5.                 методологические и общетеоретические проблемы науки;

6.                 специализированные теории;

7.                 прикладные науки.

Последние включают в себя этическую и социальную ценность (познание - это долг, ответственность ученого за свои решения). Таким образом, обе функции социальной философии взаимосвязаны, взаимно переходят друг в друга. Метод включен в мировоззрение, ибо он универсален. Мировоззренческие принципы входят в состав философского метода.



ВОПРОС 52

Гегель в связи с этим говорил, что общей мыслью в человеческом развитии является изменение вообще. Социальные философы считают, что изменение человеческой истории есть не что иное как единство существования и сущности общественной жизни.

Социальные философы считают, что изменение человеческой истории есть ничто иное как единство существования и сущности общественной жизни. Достигается это с помощью взаимодействия общесоциологических и собственно исторических законов.

Реальность включает в себя многовековую историю и многообразие исторических форм, совокупный опыт человечества и существования индивидов, деятельность человека на уровне производственных отношений, общественного договора, естественных прав человека. История имеет всеобщность, целостность, концептуальность, прочно стоит на социально-философском научном знании. Особенность истории заключается в том, что это действительность общественной жизни, соотношение общественного бытия и общественного сознания в структуре развития и функционирования движущих сил общества. В философии история - это решение основного вопроса философии, в качестве его важнейшего и основополагающего фактора применительно к обществу, его общим законам. Это общественная сущность человека, постигаемая с позиции человеческой сущности общества. Поэтому каждая ступень развития человеческой истории - это динамика предыдущего на более качественном уровне человеческой деятельности, которая имеет цель, мотивацию, интерес и, которая несет в себе достаточную степень субъективности; воспроизводит теоретически конкретное понимание человеческой истории.

Таким образом, исторический процесс и жизнедеятельность людей неразделимы. Отсюда создается впечатление альтернативности исторических действий людей и объективности законов истории. Осознанность действий людей - это внешняя сторона истории. На эту особенность обратил внимание Гегель, он обосновал, что во всемирной истории наглядно виден факт того, что действия людей дают несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся, о которых они знают и которых они желают. Люди добиваются осуществления своих интересов, но проявляется скрыто "нечто" такое, что или не осознавалось, или не входило в их намерения. Это иное выстраивается  в определенную логику истории и это иное представляет собой  воплощение разума. Гегель делал вывод: разум господствует в мире, так что и всемирный исторический процесс совершается разумно. Разум дает целостность логике истории, законы ее не могут быть объективными. Это первое направление во взгляде на историю, обоснованное Гегелем.

Другая линия истории связана с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Они тоже признавали сознательность человеческой деятельности, всех исторических преобразований, но они не только констатировали роль сознания в истории, но и рассмотрели глубинные детерминанты исторического процесса, более общие результаты исторических действий, которые подчиняются внутренним общим законам. Эта объективная направленность исторического процесса была воспринята, как основа реального человеческого духа.

Таким образом, идеи Гегеля и Маркса о многообразии осознанных, целенаправленных действий людей в общей объективной логике истории, развертываются параллельно. Для Гегеля - это развертывание разума, для Маркса - это объективный закон общественной жизни. В этих двух параллелях предстает обобщенная и сжатая характеристика общества, как естественно-исторический процесс, результат деятельности людей и история индивидуального развития человека. Такой подход позволяет:

1.                 познать историю со стороны единства ее сущности, многообразия форм существования;

2.                 понять развитие общества, как закономерный, объективно-субъективный, деятельностный процесс в его целостном образовании.

Целостность достигается путем изучения аспектов общественной жизни, т.е. во взаимодействии человека и общества. С позиции горизонтального измерения общество предстает как совокупность, взаимосвязь элементов, лежащих в одной и той же плоскости: типы общественных отношений, виды человеческой деятельности, сферы общества. Вертикальное измерение представляет собой единичные эмпирические чувственно воспринимаемые  общественные явления, которые отражают сущностные закономерности самого глубокого порядка. Оба эти измерения позволяют раскрыть глубину гносеологии, отражения общественных процессов в законах, категориях общественного бытия. Общество предстает как многокачественная, многомерная реальность, имеющая различные уровни общественной жизни, законы, которые позволяют объяснять общественные явления и конкретные взаимосвязи. Методологической основой изучения общественных процессов является учет различных принципов дифференциации общества:

1.                 обоснование диалектико-материалистического решения основного вопроса философии, мы характеризуем философскую грань теории общества;

2.                 раскрывая сущность общества, как определенной целостности, мы познаем систему общественной жизни.

Тем не менее, в центре общества стоит человек. Им общество создается, развивается, функционирует, является воплощением его труда. Решение основного вопроса философии в истории человечества - это:

1.      раскрытие сущности человека;

2.      раскрытие оснований его бытия и смысла жизнедеятельности;

3.      раскрытие всех аспектов взаимодействия человека и общества.

Таким образом, осуществляется познание жизни в категориальных формах.

Вебер выделил понятие "идеальный тип" и рассмотрел его роль в историческом познании. С помощью этой категории Вебер попытался охватить исторический процесс с помощью генетических понятий. Это абстрактная модель, имеющая чисто логическое совершенство для людей определенной эпохи. Это эвристическая конструкция, неадекватная действительности. Иначе, идеально типическая конструкция развития, которая позволяет по заранее обдуманному плану свести значительные исторические явления к их действительным причинам. Вебер заметил, что иногда  логический строй понятий и их эмпирическое упорядочение создают насилие над действительностью. Такой идеально типической конструкцией Вебер считал марксистские законы и модели процессов развития. Он отмечал, что их значение неповторимо и значимо для сравнения с реальной действительностью, но они могут быть опасными если рассматривать их как эмпирически значимые или, даже реальные, т.е., по существу - это метафизика в состоянии настоящего и тенденции. Таким образом, ошибка теоретиков научного коммунизма состояла в том, что общефилософские концепции Маркса интерпретировались как конкретно научные подходы к объяснению единства и целостности истории. В связи с этим, единство истории связывалось не столько с материальной природой ее структурных форм самодвижения, сколько с наличием причинных зависимостей одних материальных структур от других. Кроме того, многомерность истории подменялась проблемой соотношения  единства и многообразия. Способы существования индивидов у человеческих общностей оставались вне поля зрения. Это обстоятельство привело к универсализации историко-материалистического учения К.Маркса. В него       включались экономические, политические и иные основания измерения истории.

Социальная философия 20 века формировалась либо с позиции поддержки марксистских идей исторического материализма, либо отрицания этого учения как идеологической конструкции. К положительным моментам марксистской концепции можно отнести разработку и оформление социальной философии в категориальных понятиях. К издержкам мы относим:

1.                 политизацию и идеологизацию исторического процесса;

2.                 слабую связь социальной философии с реальной историей;

3.                 слабое развитие собственных философско-методологических аспектов.



ВОПРОС 53

Носителями социального выступают люди, продукты их символической деятельности. Социальное является свойством любой личности и усваивается индивидом в ходе его жизнедеятельности. Этот процесс называется социализацией. Философы сформировали сущность процесса социализации. Это:

1.                 влияние человека на других людей;

2.                 формирование его психики и перевод ее на новый общественный уровень;

3.                 отход сознания человека от нейрофизиологических процессов.

Из отдельных людей состоят макросоциальные образования в обществе, начиная от малых групп людей, коллективов, вплоть до наций, классов и других общностей. На основе психики и сознания отдельных индивидов образуется психика и сознание социальных групп людей, которые являются системным образованием по отношению к человеку. Кроме внешних проявлений социального существует внутренняя динамика личности, определяющая системные общественные процессы, они, в свою очередь, под влиянием хаоса и порядка формируют нормы общественных отношений, общественных связей, культуры, искусства, этики и морали. Социальное, как общественное никогда не исчерпывается социальным общим. Члены любой социальной группы имеют общие привычки, традиции, способы мышления, но они отличаются друг от друга специфическим. В связи с этим философы сделали вывод: социальное имеет в своей сущности, как общее, так и особенное, специфическое. Все это формируется в ходе деятельности людей и их общественных отношений.

Специфическое имеет два смысла: первый смысл - "все общественное" (в широком смысле); второй смысл - все, имеющее отношение к специфической сфере жизни общества (в узком смысле). В социальной философии, как правило, используется понятие "общественное отношение" в широком смысле, где представлено многообразие форм взаимодействия и взаимосвязей, которые возникают в процессе деятельности людей, входящих в большие социальные группы, а также взаимосвязи, возникающие внутри них.

Человек, как универсальный субъект есть совокупность характеристик, социальных ролей. В связи с этим делается вывод: человек выступает творцом своих собственных общественных отношений и это необходимая форма любой человеческой деятельности. Но, к сожалению, осознавая, предугадывая конечные результаты, человек не может предвидеть, возможную этой деятельности, эволюцию своих общественных отношений. Общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей. Объективный их характер позволяет глубже понять человека как совокупность общественных отношений. Отношения многомерны, понимая их мы понимаем общество как социум в целом. Тем не менее, все богатство социальных общественных отношений сведено к двум большим классам: материальные и духовные. Оба эти класса отношений в совокупности составляют объективную реальность, которая отражается в нашем сознании. Материальные отношения - определяются уровнем развития общества и его социокультурой. Духовные отношения - уровнем содержания и состоянием общественного сознания всей эпохи.

Платон и Гегель высказали зависимость общественного сознания и духовных отношений от объективной реальности. Таким образом, общественное сознание есть одновременно объективная и субъективная реальность. Материальные отношения - результат практической деятельности человека, непосредственное ее отражение. Духовные отношения в своем формировании проходят через сознание людей и являются опосредованными, их первопричина - идеи и духовные ценности. Первопричиной материальных отношений являются потребности и интересы личности. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности духовных не следует понимать по принципу "выводимости". Связь между ними опосредованная, как отражение материальных отношений в общественном сознании, которые становятся идеями и причиной духовных отношений. Классификация материальных отношений идет в соответствии с основными сферами общественного бытия. Классификация духовных (идеальных) отношений осуществляется в соответствии с общественным сознанием и его формами. Какими бы идеальными не были отношения они складываются в ходе практической деятельности. Поэтому в этом аспекте они материальные. Одним из феноменов социальных отношений являются межличностные связи, т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, но они не имеют отношения к их вхождению в большие социальные группы. Это отношения в приятельской и дружеской, служебной среде. Не менее важными являются межличностные отношения в период сложных исторических процессов. Во-первых, ослабляются общественные связи, усиливается апатия масс к различного рода политическим взаимодействиям, появляется установка на выживание  в кругу только близких людей. Во-вторых, в кризисные периоды наблюдается распад межличностных связей и на этой основе происходит всплеск нездоровых отношений в аспекте социальной патологии, появление девиантного поведения, а порой, вплоть до организованной преступности. Разграничения на общественные и межличностные отношения весьма условны, ибо:

1.                 как те, так и другие возникают между общественными индивидами;

2.                 межличностные отношения - это персонифицированная форма общественных отношений; как те, так и другие основаны на психике и сознании, которые образуют психику и сознание социальных групп, в конечном итоге психику и сознание социальных систем.

 Многие индивидуальные сознания, объединяясь, создают фундамент развития норм культуры и этики. Это способствует возникновению новых отношений, которые разрушают старые. Общество, как система, никак не исчерпывается социально общим. Представители любых социальных групп имеют много общего, но они отличаются друг от друга.

 


ВОПРОС 54

Социальное - это системный эффект, для которого характерно как общее, так и специфическое. В анализе социальных систем используется два подхода - структурно-компонентный и функциональный. Это вызвано двумя обстоятельствами: первое - развитие общества от эпохи к эпохи менялось и нужно было время, чтобы выработать четкие характеристики и специфические черты, которые отделялись от природы. Ибо в обществе есть как природное, так и социальное, надорганическое; второе - с развитием общества и науки менялись методы его анализа. Например: в17 -18 вв. приоритетным был механико-атомарный подход к исследованию общества. Гегель исследовал общество по трем принципиальным, связанным между собой подходам:

1.                 механизм - природа каждого при взаимодействии остается прежней;

2.                 химизм - природа взаимодействующих объектов качественно меняется;

3.                 организм - объекты характеризуются принадлежностью к единой системе и взаимодействие между ними - необходимое условие их существования.

Мысли Гегеля об органическом типе взаимодействия биологического и социального своим следствием имеют саморазвитие системы.

Системный подход к изучению общества сформировался в середине 19 века (основан К. Марксом). В этот период Маркс анализируя капиталистическое общество сформулировал научную теорию системы развития общества. Идея Маркса заключалась в том, что он аналитически расчленил целое на части. С помощью метода восхождения от абстрактного к конкретному и с учетом логического и исторического в изучении систем он обосновал эволюцию развития цивилизации. Он показал, что общество - это сверхсложная, иерархическая система, имеющая подсистемы, соподчиненность и подчиненность элементов и, одновременно, их автономность. Кроме того, он выделил интегративное качество присущее системе, которое притягивает к себе все другие ее компоненты. Маркс определил человека универсальным компонентом социальных систем. Исходя из этого, он делает вывод: социальная система - это самоуправляемая система. Самоуправление осуществляется путем определенных механизмов, институтов, что и обеспечивает интеграцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.