рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

1.                 Кон, Герхард, Стенхард считают, что нация - это всего лишь единство национальной идеи.

2.                 Пейдж, Маккайвер утверждают, что нация - это национальный характер.

3.                 Эмерсон, поддерживая Геллянера, Бердяева, считает, что с одной стороны - это общая судьба людей, с другой - это убежденность человека в принадлежности к конкретной социальной группе.

4.                 Кординер, Бонер и Макдауэл утверждают, что деление людей на нации лишено объективной значимости.

5.                 Сейвелл - в физическом мире наций не существует, поэтому эта категория вымышленная.

Национальность - это этническая категория, которая характеризует определенную социальную общность. Наций нет без национальности, но национальность сама по себе не означает принадлежность к одноименной нации( метис, мулат).

Идея национального самосознания возникла в 19 веке в Европе. Введенное понятие символизировало с одной стороны, уничтожение феодальной раздробленности и становление наций и национальных государств, с другой стороны фиксировало новые экономические отношения и единство экономической жизни.

"Декларация прав народов России", принятая в ноябре 1917 года, провозглашала:

§                    равенство и суверенность народов;

§                    право на свободное самоопределение;

§                    отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий;

§                    свободное развитие национальных меньшинств.

Фактически эта декларация была официальным документом по национальной унификации. В связи с этим не обращалось внимание ан межнациональные отношения, а также разработку теории взаимодействия этносов на уровне "культуры вины" и "культуры стыда". Носителями "культуры вины" считаются этносы европейского культурного круга, вина, как внутренняя правота. "Культура стыда" относится к восточному культурному кругу, стыд - это озабоченность оценкой достоинств личности и, в связи с этим, сокрытие слабостей этноса. "Культура вины" ориентирована ан собственную общность. Стыд существует между своими, поэтому культурные феномены достоинства, бесчестия соотносятся с внешними формами контроля (осуждение, похвала, наказание). "Культура стыда" наиболее устойчива, особенно это проявляется сегодня под влиянием исламского фактора. Этническое самосознание сегодня развивается по схеме: прошлое, как идеал будущего. Это накладывает отпечаток на этнопроцессы, происходящие во всем мире. Сегодня за пределами своих этнических территорий проживает 54 млн. человек. Структура межнациональных отношений пересматривается  по факту. Тем не менее, во всем мире существует два типа политического устройства национальных сообществ: федерация и конфедерация. Федерация имеет свою территорию, конституцию, права и полномочия заложены в единой общесоюзной конституции. Наряду с союзным гражданством, может быть гражданство субъектов федерации. Конфедерация - союз независимых государств, объединяющихся для координации в области экономических, внешнеполитических и военных отношений. В конфедерации нет единой территории и единого гражданства. Есть права нулификации, т.е., когда личные права не распространяются на другой территории. Ученые сегодня считают, что самым серьезным фактором, влияющий на национальные отношения, является ислам, который делит на "своих" и "чужих" и поощряет национальные конфликты. Следствием этого является депортирование народов и беженцы. Конвенция о статусе беженцев, принятая международным сообществом в 1951 году, не ратифицирована странами СНГ. Документы ООН в странах СНГ не действуют.



ВОПРОС 60

В социальной философии отмечены такие конкретно-исторические общности как этнос, население, класс, человечество и др.

Человечество - это совокупность людей, населяющих Землю. Человечество характеризует общественная социальная природа, выживание и сохранение жизни на Земле, совокупная деятельность по развитию цивилизации, активное содействие прогрессу и интимно-личностный интерес.

Меньшее по размеру- это народ. При формировании народа как общности основополагающим фактором выступает общественное производство - это совокупный труд, вырабатывающий общее отношение к жизни, созиданию, общие ценности, традиции, обычаи. Другим констатирующим фактором народа является роль в историческом процессе и цивилизационном преобразовании. Народ объективно заинтересован в прогрессивных преобразованиях, он преодолевает сопротивление реакционных сил ради движения к прогрессу. Созидательными факторами в социальной общности "народ" являются: духовные факторы; традиции и нравственные ценности. Как объективные, так и субъективные факторы носят в этой социальной общности относительный характер. Сущностными факторами не являются язык и территория, они выражают лишь естественно-исторические и естественно-семантические предпосылки. Народам свойственна общая устремленность, общность интересов и некоторые общие черты духовного облика. Народ - это качественно целое образование, имеющее внутреннюю границу, свой предел, который отделяет данный народ от других общностей.

Итак, народ - это общность, которая объединяет локализованную совокупность индивидов в масштабе определенного исторического отрезка времени. Народ - это реальная социальная общность. В социальной философии используется понятие народ в трех основных значениях:

1.                 в социально-политическом смысле, как объединяющий социальные классы и группы, которые являются движущей силой общественного развития;

2.                 в этическом смысле, для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей;

3.                 в эмпирически-социологическом смысле, как совокупность социальных групп, занятых в материальном производстве.

Социальная структура общества - это часть социальной системы, объединяющая два компонента: социальные связи и социальный состав. Центром социальной структуры являются индивиды, которые имеют социальный статус, определенную социальную позицию и социальную роль (определенная социальная функция). Социальная структура в узком смысле - это социально-классовые и социально-групповые отношения.

Учение о социально-классовых отношениях развивалось исторически. Платон выделил 3 сословия (класса): философы, воины, ремесленники. Цицерон в основу механизма разделения социальных функций положил рабство. Он сделал вывод: народ не способен быть свободным, его надо тешить видимостью политических свобод.

Гоббс считал, что люди существа эгоистические, но в них есть страх смерти, инстинкт самосохранения, что позволяет согласовать действия элиты и трудящихся. Эта мысль считается в социальной философии началом разработки проблемы справедливости. Руссо считал, что между повинуемыми и повинующимися как социальными группами должен быть договор. Гегель видел проявление абсолютного духа в субстанциональных сословиях дворян и крестьян. Остальные социальные группы он разделил на промышленные (фабриканты, ремесленники) и всеобщие (чиновники). Он отождествил понятие народ и класс.

Рассел заметил, что у Гегеля понятия народ и класс играли в истории ту же роль, что и классы у Маркса. Спенсер классовые различия в обществе объяснял такими понятиями как завоевание, разделение труда, складывающиеся традиции. Он выделил два типа общества:

1.                 военный тип общества, где личность подчинена обществу, отношения между классами идет через принуждение;

2.                 промышленный тип - добровольное подчинение индивидов на основе социальных ролей и статусов.

Современный американский ученый Алвин выделил в современной буржуазной структуре 3 класса: буржуазию (денежный класс, капиталистов); пролетариат; новый класс - интеллигенция, она обладает сегодня всеми характеристиками класса: обладает культурным капиталом, аналогичным собственности на средства производства; стремится к культуре критического дискусса, т.е. это типичная речевая общность.

В структуре интеллигенции есть научно-техническая и интеллектуальная, или гуманитарная. Сегодня реальной силой общественных изменений в России стремится стать интеллектуальная интеллигенция, которая выступает то от имени демократов, то от имени либеральных демократов.

Английский ученый Бертон марксизм считает крупнейшей парадигмой социальной философии, но в социальной структуре он не согласен с мнением марксизма и выделяет: касту, сословие, социальный класс и статусную группу. Особенностью класса является экономическая социальная группа, в марксизме ведущее место отводится  социально-классовой структуре. Эту категорию до Маркса широко использовали историки Тьери, Смит, Рекардо.

Маркс и Энгельс обосновали экономические причины возникновения и функционирования классов:

1.      результат общественного разделения труда;

2.      формирование частной собственности.

Этот экономический подход был зафиксирован в определении класса Лениным. Основное внимание уделялось месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда и праву одной группы присваивать труд других. Вывод: борьба классов - движущая сила общественного развития.

Современные социальные философы оспаривают эту точку зрения марксистов и считают, что не только классы, но и общественные слои, не имеющие прямого отношения к средствам производства, могут быть движущей силой общественного прогресса. Они делают вывод, что классы- это большие социальные группы, в которых воплощена общесоциологическая закономерность общественного производства. В классах заключен сущностный признак взаимопроникновения одного социального слоя в другой, осуществляемое за счет отталкивания, сопряжения и взаимодополнения. Любая социально-классовая общность - это качественная социальная целостность. В социальной философии эта целостность получила название гражданского общества. Она приобретает черты в каждой общественно-экономической формации. Противоречия в этой общности в социальной истории человечества проявляются в форме ведущей социальной роли. Марксизм ведущей социальной общностью считал пролетариат. С этой абсолютизацией не согласились ученые, т.к. не всегда классы играют ведущую роль; тот принцип сосуществования классов, который отстаивал марксизм (онтоганизм) сменился на принцип сосуществования. Тем не менее, ведущие социальные общности, основываясь на материальном производстве, раскрывают специфическую роль сознания, а оно констатирует социальные общности.

Деление общества на классы позволяет нам наглядно представить социально-классовые отношения. Начиная с 50-х годов этого столетия западные ученые придерживаются другой социальной структуры общества - стратификации. Из российских ученых проблемами социальной стратификации занимались: Абрикосов ("Отношение между социологией и психологией", 1903г.), Сорокин, Заславская. Западные ученые: Дж. Ленский, Парсонс. Сейчас в изучении страт сложилось три направления:

1.      в основу структурирования общества кладется социальный престиж, т.е. изучают общественное мнение о низшем и высшем положении в обществе;

2.      самооценка людей, относительно их социальной роли;

3.      использование таких объективных критериев как, доход, образование, профессия.

Такой подход к анализу социальной структуры общества удовлетворяет западных ученых и теоретиков марксизма, т.к. в основе лежит разделение общественного труда. Западные ученые осуществляют социальную стратификацию по двум факторам:

1.      дифференциация населения в иерархически оформленные группы, т.е. изучают общественное мнение о низшем и высшем положении в обществе;

2.      распределение социокультурных благ и ценностей.

П. Сорокин выделил четыре группы факторов, выступающих объектом социального неравенства:

1.      прав и привилегии;

2.      обязанность и ответственность;

3.      социальное богатство и нужда;

4.      власть и влияние.

Марксистская социальная философия не приняла концепцию Сорокина в связи с тем, что прямо не были указаны основные субъекты общественного развития, считая, что основа неравенства заложена в экономических отношениях. В западной социальной философии тоже не восприняли Сорокина в связи с тем, что в основу они взяли ценностно-нормативные факторы, которые регулируют поведение людей, формы групповой жизни, поведение и мотивацию личности. По их мнению наиболее приемлемой является стратификационная модель Парсонса, который дифференциальными признаками взял:

-                     врожденные свойства людей;

-                     признаки, связанные с исполнением роли;

-                     элементы обладания.

В основе социальной стратификации лежит неравенство в осуществлении социальных возможностей и целеполагания личности. В основе стратификации находится социальный статус, т.е. место индивида в иерархии социальных ролей и, в связи с этим, социальных благ. Статус определяется тремя критериями: престижностью, предпочтительностью, популярностью.

Дж. Ленский назвал стратификацию процессом распределения в обществе ценностей: власть, привилегии, престиж. В социальной стратификации существует феномен статусной инкосистенции, который характеризуется рядом обстоятельств:

1.                 человек с высоким уровнем образования может получать маленькую зарплату;

2.                 люди статусной несовместимости выражают радикальные взгляды в обществе, которые поддерживаются  определенными социальными кругами.

Классовая кристаллизация - когда статус и образование совпадают. Статус создает условия для самореализации личности.

У нас понятие власти  - это способ навязывать свою волю другим людям, вопреки их отношению к этому. На Западе (по Парсонсу) власть - это способ индивида и коллектива актуализировать свои интересы. Муром стратификацию назвал способом и механизмом распределения постов между квалифицированными работниками.

Впервые русское общество было стратифицировано Инкельсоном, который выделил 9 страт (1985 год):

§                    правящая элита;

§                    высший слой интеллигенции;

§                    аристократия рабочего класса;

§                    интеллигенция, в которую включены управленцы среднего звена;

§                    "белые воротнички" - разного рода служащие;

§                     преуспевающие крестьяне из колхозов-миллионеров;

§                    средние и малоквалифицированные рабочие;

§                    средний слой крестьянства;

§                    люди трудовых колоний.

Заславская выделила 79 социальных страт, т.е. каждый профессиональный слой разделила на квалифицированные и малоквалифицированные.

Венгерские ученые предложили проводить социальную стратификацию с введением индексов, куда включаются культурные различия и места проживания людей.



ВОПРОС 61

Говоря об обществе, мы подчеркиваем наличие в нем системообразующего компонента,

Который предопределяет деятельность людей и их взаимодействие. Материальное производство, или производство средств существования, является источниковой базой истории человечества - это его первый исторический акт. В связи с этим мы должны уяснить:

1.                 материальное производство нетождественно общественному производству, в общественное производство входят процесс как производства, так и воспроизводства непосредственной жизни и самого человека, а вместе с этим, и общественных отношений;

2.                 в структуру материального производства входят две взаимоопосредованные системы:

§                    технологический способ производства - это способы взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда;

§                    экономический способ производства - это тот общественный способ взаимодействия, который позволяет обществу нормально функционировать в определенный конкретно-исторический период.

Вычленение в материальном производстве технологического и экономического способов производства - вопрос спорный, дискуссионный. Вызвано это тем, что экономический способ производства, как способ производства материальных благ, включает в себя и технологический способ. Экономическая сфера жизни общества изучается многими дисциплинами. Это сегодня так, но исторически подобная концепция формировалась на протяжении двух столетий.

В первой половине 18 века Татищев рассматривал историю страны как историю судеб ее государственного строя. Щербатов, Карамзин, Погодин историю самодержавия рассматривали вместе с историей российского дворянства. Кавелин, Чичерин историю государства анализировали в связи с историей народа. Все три направления отдавали приоритет в изучении государственности, а не экономике.

Впервые роль экономического фактора в истории общества выделили Гиляровский, Рожков.

Начиная с 20-х годов приоритетной стала концепция противоречий между производственными силами, между производственными отношениями в ходе изучения истории. Тем не менее, в этот период историки Покровский (в качестве движущей силы прогресса считал торговый капитал и сферу обмена), Греков, Дружинин (рассматривали экономическую историю России, как самостоятельную в ее цивилизационном прогрессе), не были признаны.

Технико-технологические и экономические отношения взаимопроникают, создавая экономику страны. В 1977г. Каппа обосновал понятие техники как социального феномена. Он делает  вывод: в технике человек материализует свое мышление, опредмечивает его. Отношение к технике как материализму мышления идет с античности. В Древней Греции техника для человека - средство возвышения; в средние века - богохульство; Новое время, эпоха Возрождения и Просвещения - техника рассматривалась как материальная основа желаемого общества. Этот вывод основывается на философских размышлениях Коперника, Ньютона, Бекона.

20-й век технику рассматривает как феномен разрушающий культуру. В последнее десятилетие 20 века НТР характеризуется как гносеологический процесс, определяющий социальные и экономические последствия. В основе технологического оптимизма и пессимизма техника рассматривается как вершина судеб человека, т.е. она возводится в абсолют, как относительно самостоятельный феномен. Отношение общества и техники сегодня рассматривается как отношение любого компонента системы с его частью. Философы рассматривают технику как базис и продукт цивилизации, использование которого зависит от культуры. Речь идет о технических революциях, которые явились толчком  для создания материально-технической базы и, которые  создают конфликты между производственными силами и производственными отношениями в обществе.

В социальной философии выделены две категории:

1.                 экономическая революция - это переворот в экономическом способе производства;

2.                 техническая революция - переход всей социальной системы на более высокую историческую горизонталь, что приводит к смене господствующего технологического способа производства.

С этой точки зрения выделяются четыре способа производства:

1.                 присваивающий;

2.                 аграрно-ремесленный;

3.                 индустриальный;

4.                 информационно-компьютерный.

Каждый из способов производства представляет собой единство материально-технической основы и, соответствующих ей технологических отношений. Средства труда на каждом этапе развития материального производства меняются. Присваивающее хозяйство требует от человека мускульной силы. В аграрно-ремесленный период необходим человек как главная механическая сила. Индустриальное общество характерным типом личности считает мобильность переключения на управление. Информационно-компьютерное общество формирует человека как контролирующий элемент производства. Экономический способ производства имеет две стороны:

§                    производственные силы – это отношение общества к природе и степень овладения ею, включает средства и предметы, орудия труда;

§                    производственные экономические отношения, которые выражают общественные взаимосвязи и взаимодействия людей в процессе производства.

Научно-техническая революция на повестку дня поставила следующую проблему: в информационно-компьютерном обществе непосредственной производственной силой является наука, проникающая в средства, орудия и предметы труда. Это в свою очередь выводит на новый качественный уровень производителей материальных благ. Производственные отношения включают в себя две стороны:

1.                 материальное производство, где есть сферы производства, распределения и обмена:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.