рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

При оценке философской значимости трудов пифагорейцев мы должны подчеркнуть проницательность с точки зрения обращения и феномену чисел.

Оперируя числами они дошли до законов науки (количественные отношения, степень числа). Поиски пифагорейцев были устремлены к тому, чтобы достичь красивой количественной согласованности, т.е. их философский интерес был сосредоточен на обнаружении законов чисел.

Гераклит из Эфеса и Парменид, Зенон из Эллин  независимо сформулировали взаимодействие процессов и явлений в социальном мире.

Гераклит считает, что миром правит логос - это некое проявление закономерности, которую Гераклит представлял как связь событий и фактов. Обнаружив это Гераклит пришел к мысли, что все в мире состоит из противоположности, все проходит через противоборство, в борьбе обнаруживается внутреннее тождество. Гераклиту принадлежит известное изречение: «Нельзя в одну воду войти дважды». С одной стороны он обнаруживает таким способом взаимосвязь и относительность, с другой стороны он смысл заменяет понятием (жизнь одних, есть смерть других).

Гераклит мир рассматривает как огонь, а он образ вечного движения и изменения.

Парменид и его ученик Зенон анализируя события и факты всегда стремились сделать «сумасшедшие выводы». Уделяя внимание множественности они придумывали парадоксы, которые вызывали затруднения у других. Они утверждали, что используя чувственные впечатления нельзя помыслить множественность. Если вещи конечны, то между двумя конечными вещами всегда есть третья вещь.

По их мнению множественность как и движение не возможно. Рассуждая таким образом они доходили до отрицания любой идеи рассматривая априоре.

Вывод: Если для Гераклита важно изменение и движение и их истоки в борьбе за противоположности, то элеаты решают проблему интерпретации того, что является движением и изменением. Т.о. они приходят к выводу, что отсутствие не противоречивого объяснения природы движения под сомнением его реальность. Иначе говоря: не отрицая на прямую движение и изменение - эллиаты пытались осмыслить сущностное  содержание этих категорий. Допускали они это в философии, потому что в этот период софисты не задумывались над смыслом категорий, понятий и терминов.

Большое внимание атеистическому взгляду на мир уделяла школа Элеатов, представителем которых являлся Зенон. Свои теории познания они строили на парадоксах и апориях (затруднение, трудно разрешимая задача). Парадокс - это неожиданное высказывание.



ВОПРОС17. Атеизм «младших физиков» в античной философии, учение о бытии.(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит).

Атамисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что апории беспредельно делимы. Они предложили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить  бесконечно, т.к. в основе их находятся неделимые атомы. Движение по их мнению - преодоление определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время состоит из определенного числа своих квантов. Атамисты делают вывод: атомы неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов являлся Демокрит. По его мнению все в природе состоит из атомов и пустоты. Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде, воздухе и в огне. Сочетание атомов образует  мир, а коль этих сочетаний множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление в философии как доктрина.

Все явления природы считаются естественными и развиваются по присущим ей законам. Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в другое по причинно следственным связям. Демокрит вскрыл внутренние причины вечного движения материи во времени и пространстве, и признал существование богов, состоящих из вечных конфигураций атомов. Мир не создан богами, а существует вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство мира. Он создан не за счет внешнего источника движения.

Достоинства:

Т.о. древний атомизм - это следствие философских затруднений, методика их разрешения состоит в том, что новые идеи содержали в себе лучшее старых, тем самым старые были отвержены.

Парменид и Элеаты  утверждали о целостности, неизменности и неподвижности бытия, атомисты свели их бытие до атома.

Обнаружив атомарное, элементарное как неизменное и неподдающееся в объяснении.

Развитие вселенной, мира они объясняли механическим движением атома.

Недостатки:

Не смогли дать теоретическое обоснование атомарности. Многие их утверждения, в частности понятие «пустоты», «вакуума» в физике отвергнуты.

До сих пор физики не могут подтвердить наличие атомов времени, хрономов и атомов пространства.

Вместе с тем они доказали, что действие квантовано и его величина измеряется широко известной постоянной планкой «h». Цель познания считается причинно следственное понимание явления.



ВОПРОС 18. Философия Платона: мир идей и мир вещей.

Классической фигурой в философии в этот период явился Платон. В его учении о мире присутствуют мотивы пифагорейцев, элеатов, Гераклита, Сократа. Главное в учении Платона - это теория идей, учение о государстве, этика и гносеология.

Этически рационализм Сократа был продолжен Платоном в разрешении проблемы преодоления разрыва между нормальным сознанием и практическими нравами людей. Высшая нравственная цель - это овладение благом, которая дает очищение и возвышение души и одновременно достижение истины. Сократовская формула - справедливость - есть закон, нашла свое развитие в понимании Платоном государства, где человек должен быть предан своему делу и четко выполнять свои обязанности.

По Платону мир идей - это истинное бытие конкретной вещи. Это нечто среднее между бытием и не бытием.

Т.о. мир идей создает вещи которые по существу только тени идей. Идеи в широком понимании Платона - идеальные образы, образцы для чувственного воспринимаемого мира вещей. Т.о. абстрагировав идеи от разума людей Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Попадая в конкретное человеческое тело душа вспоминает о мире идей. Следовательно, познание - это вспоминание душой своего доземного существования.

По Платону чувства истинны. Для познания истины необходимо закрыть глаза и заткнуть уши и доверяться вечной душе, вспоминающей свое прошлое.

Объективный идеализм Платона соединился с диалектическим методом философских рассуждений:

§                    диалектикой единого и многого

§                    движения и покоя

§                    философия природы Платона связана с числовой символикой как управительницей чувств

 Разрабатываемая диалектика понятий числа, значения для развития диалектической логики.

Вывод по Платону: бытие - по Платону идеальное, бестелесное образование. Идея - это единственно существующая. В связи с тем, что она не имеет частей, она вечна и неизменна. Бытию противостоит мир чувственных вещей, где все изменяется, движется, но никогда не существует. Идеи - это сущности вещей данные нам в опыте, в отличии от этого мира они познаются только разумом.

В учении о космологии Платон в центр ставит учение о мировой душе: достоверное познание возможно только об истинно существующих идеях.

Диалектика - это метод познания, второй путь восхождения от низших понятий к высшим и наоборот.

У Платона более 30 работ, более значительная работа «Государство», где он высказал социально философские взгляды на общество, государство и человека.




ВОПРОС 19. Философия Аристотеля: учение о субстанции, соотношение материи и формы, метафизика, этика.

Аристотель ученик Платона. Он вобрал в себя все лучшее накопленное за этот период человечеством. В его философских воззрениях есть материалистические и идеалистические взгляды. Он формируется как философ постоянно оппонируя своему учителю Платону. Он пытался преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Он признавал объективное существование материи как вечной, сотворимой и низнечтожимой. Она не возникает  из ничего, но она пассивна и содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. В доказательство брал мрамор. Функцию формообразования он отводил уму как перводвигателю. Форма предшествующая уму - творческий момент. Это стимул и цель, идеальный образ, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Но чтобы из нее что-то вышло нужен бог перводвигатель форма всех форм, причина и вершина мироздания.

Т.о. Аристотель оторвал форму вещей от самих вещей и превратил в самостоятельную субстанцию по аналогии с Платоновскими идеями. Изучение мира по Аристотелю в открытии форм, но исходит не из самих форм, а от данной нам действительности, это материализм Аристотеля. Единичные вещи изменчивы, а их единичные формы неизменны. Т.о. Аристотель слил воедино диалектику и метафизику. Это потребовало от него разработки подробнейшей классификации форм и способов рационального мышления. Он выделил базовые категории количества, качества, отношения, сущность, время, пространство. Диалектика бытия и мышления легла  в основу теории познания. Т.о. Аристотель стал основоположником линии материализма в развитии философии в период античности.

Если Платон основоположник диалектической логики, то Аристотель - формальной логики. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но всего древнего мышления. Это наиболее обширная, наиболее разработанная в логическом смысле система познания. Фактически все другие науки имеют свои начала в произведениях Аристотеля. Он обобщил и развил познание своего времени в области естественно научных исследований. Содержательность и разработанность его системы универсальна.



ВОПРОС 20. Социально-философские воззрения Платона и Аристотеля.

В социально-философском плане общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются и формируются  в процессе их совместной деятельности. Иначе, общество - продукт взаимодействия людей, это социальная форма движения материи. Понятие общества в этом плане формировалось исторически, как из сферы общественной жизни, каждый философ по-своему объяснял переход человека из естественного состояния в общественное. Но несмотря на многоаспектность точек зрения на общество, социальные философы выделяют два направления этого феномена. Основоположником первого направления является Платон. Учение об обществе в его работе "Государство" он разрабатывал в тесной связи с теорией идей в истинном бытие, которое вечно и неизменно. Поэтому, обосновывая понятие общества, Платон ввел три начала человеческой души:

1.       разумное;

2.       властное;

3.       вожделяющее.

Им соответсвуют три сходных начала государства: совещательное (правители), защитное (воины), деловое (ремесленники). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом. В основу общества Платон положил и обосновал идею приоритета общего и общественного интереса. Маркс, характеризуя эту концепцию Платона, подчеркнул, что он создал модель афинской идеализации египетского кастового строя. Все слои государства служат цели сохранения единства и стабильности общества.

Второе направление в изучении общества было представлено Аристотелем. Он отстаивал идею приоритета интересов личности и индивида: "Каждый человек сам себе господин и должен любить более всего самого себя". Общество по Аристотелю - это совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов. Аристотель выделяет не общественное, а политическое государственное бытие и в связи с этим называет человека политическим животным.

Определяющую роль в характеристике общества играет выбор системообразующего элемента.. Платон - государство, Аристотель - личность. Таким образом, общество выступала как сложная система социальных действий.



ВОПРОС 21. Социально-культурные предпосылки средневековой философии. Апологетика и патристика.

Средневековье связано с эпохой феодализма, и как правило датируется 5 - 15 веком нашей эры. Развитие философии этого периода нельзя ограничить этими рамками. Вызвано это рядом обстоятельств:

§                    на средневековую философию оказало влияние христианская религия, которая вела борьбу с римским языческим многобожием (пантеизм).

§                    начиная с середины 1 века нашей эры христианская вера приобрела своих теоретических защитников в лице ряда христианских философов Августин, Ибн-Рушд, Бекон, Аквинский, Скотт.

§                    истоки средневековой философии ограничены, связаны с духовной культурой того времени. В средневековой философии выделяют несколько направлений:

 1). Самый ранний этап связан с патристикой (церковь). Особенностью является то, что отцы церкви христианское учение интерпретировали с основами священного писания. В патристике выделяются несколько этапов:

а). апостольский - до середины 1 века нашей эры;

б). Апологический - с середины 1 века до начала 4 века. Этот период характеризуется учениями христианских ученых философов. Они взяли на себя функции защиты христианского учения от официальной языческой религии и политики Римского государства. Среди философов можно назвать Арнобия, Климента Александрийского.

в). зрелая патристика (4 - 6 век нашей эры). Этот период характеризуется синтезом теологических положений и античной философской мыслью. В этот период в средневековой философии выделились 2 ветви:

§                    западная - Августин, Иероним.

§                    восточная (византийская) - Василий Великий, Григорий богослов.

Главной целью патристики была проповедь однобожия, учения о Христе, как посреднике между богом и человеком.

Среди учений патристики большое влияние имели: тринитарный догматизм (учение о соотношении эпостасий отца, сына и святого духа); креционизм (учение о сотворении мира); теонецизм (оправдание бога и эсхатология).

2). Схоластика (переводится школьный учитель) с 7 по 14 век нашей эры . Если отцы церкви постижение бога соотносили с мистической интуицией, со сверх разумным созерцанием, то философы софисты искали рациональные пути познания бога. Тертулиат на 1 место выдвинул безусловность и абсолютность. Он говорил верю ибо абсурдно.

Одним из основоположников схоластики являлся Ансельм - Кентей Берийский. Он веру рассматривал как предпосылку рационального знания.

Выделяя основные черты развития философской мысли этого периода надо подчеркнуть: связь со священным писанием; единство священного писания и священного придания; символический характер, где каждый религиозный образ священный и как многозначный символ  человеческой истории; традиционализм, консервативность, преемственность, дуализм божественного и человеческого, небесного и земного; идея божественного предопределения; эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Дальнейшее развитие средневековой философии развивалось на двух принципах:

§                    идея творения (средневековая антология)

§                    идея откровения (фундаментальное учение о познании)

Рассматривая проблему бытия средневековые ученые утверждают, что бог сотворил мир из ничего.  В философии этот подход зафиксирован как креционизм (творение). Бог как сверх природное создание  обладает истинным бытием, эту точку зрения поддерживал Августин Блаженный. Он утверждал, что от бога исходят все идеи и порядок в мире. Мир сотворен не по необходимости, а по доброй воле. Бог, сотворяя мир, представил лестницу существ, которая восходит к творцу. Человек - малый мир, он соединяет в себе природу  материальных тел и духовных сил. Душа не материальна, бессмертна, свободна в своих решениях. Христианский бог недоступен для познания, но открывает себя человеку, следовательно, откровение и познание возможно только сверх естественным путем в форме веры, хотя человек действует свободно, но все, что он делает свершает за него бог. Божественное предопределение источник двух противоположных царств: божьего (добро и благодать) и земного (разбойничий стан, где есть войны, насилие и грабежи).

Если говорить в философском плане, то мировоззрение Августина близко патристике. Ему принадлежат интересные идеи о времени, науках, разуме, что делает его и его взгляды отличными от патристики. Рассуждая о времени он выходит за пределы схоластики. Поэтому, когда мы говорим о понимании Августином времени, которое не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего - то время по нему это некоторая протяженность. По Августину к изучению наук ведет 2-ий путь: авторитет, разум.

По отношению ко времени первенствует авторитет, по отношению к существу дела первенствует разум.

Разум - это взор души, что схватываем мы чувством, чувствуем существующим вне нас, заключенным в пространстве.

Августин делает вывод, что в разуме то разумею, но не все то знаю чему верю (соединение в разуме знаний и чувств). Чувственное познание не всегда истина. Августин закладывает начало теоцентрической философии, где в исторической форме определено место субъектов в мировоззрении.

Теоцентрическая философия

Принцип абсолютной личности - принцип бога, в нем заключено более глубокое понимание  субъективности, единственности и неповторимости.

Античные философы, склонные к пантеизму, умоляли принцип субъекта в философской литературе того времени. В теоцентризме - бог - господин.  Бога сын ближе к мирянам. Т.о. Христос - это Богочеловек, человек-учитель, наставник и человеческая природа Христа основа средневекового гуманизма..

Теоцентризм уточнил такие понятия как бытие, сущность, существование, свойство, качество. В этой концепции Августин рассмотрел время как вечность, (Аристотель считал время числом, не зависимо от его специфики оно имеет движение , измерение времени осуществлялось циклическими процессами).

В теоцентризме время растягивалось, выделялись наиболее значительные пункты, касающиеся бого-отца и Христоса. В этом моменте соотносилось святое и земное время. Т.о. средневековое время представлялось линейным, связанным с таким понятием как прогресс, т.е. время было многообразным и несвязанным с природными процессами (у Августина время исчислялось значительными событиями, со дня рождения Христова).

Время не было связано с природными явлениями.

Для средневековой философии кроме теоцентризма (историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании), кринционизма - учение о сотворение мира богом из ничего, провиденциализм - учение, понимающее историю как осуществление заранее предусмотренном богом плана спасения человека. Это путь к царству божьему, символизм - это учение, которое искало своеобразные пути вызова умению человека находить скрытое значение того или иного предмета. Простые люди для разгадывания символов  использовали таинства. Философы занимались толкованием текстов-экзетеза. Основным текстом стала библия. Внимание к символике слов породило спор об универсалиях между номиналистами и реалистами. Это спор, который восходит к Платону и Аристотелю, разрешающий проблему о соотношении единичного и общего.

Для реалиста в споре об универсалиях - общее существует в боге, вещах, головах, т.е. в мыслях людей. Это утверждал и Фома Аквинский.  По его мнению слово обозначает общее, тем самым реалисты продолжали линию Платона в споре с Аристотелем.

Номиналисты (Окка)  считали, что общее как таковое на существует, а понятия есть имена и знаки.

Чтобы примерить номиналистов и реалистов Фома Аквинский согласовал учение Аристотеля с требованиями католической веры и достиг компромисса между верой и разумом, теологией и наукой.

Фома Аквинский высшим началом мира как и Августин Считал бытие, это христианский бог, сотворивший мир , но в отличии от Августина , он различал актуальное и потенциальное состояние мира. В зависимости от актуальности он выделяет 4 уровня бытийности вещей, т.е. в какой форме актуальное начало реализуется  в вещах.

1 форма - определенность вещи

2 форма - как конечна причина

3 форма - как действующая причина

4 форма - как организующий принцип

Форма существует сама по себе независимо от материи. Это дух, ум, разумная душа. В связи с этим высшее из сотворенных сущих. Причем разумная человеческая душа не погибает со смертью тела. В этом плане Фома Аквинский отдал дань Платону.

Компромисс между верой и разумом он толковал: для спасения человеческого рода необходимо существование некоторой науки, которая базируется на божественном откровении ибо человек соотносится с богом, как со свое целью. Именно с ним соотносятся усилия и действия людей, поэтому человеку нужно для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, но дается через божественное откровение.

Природу наук он обосновал как двоякую. Одни из них непосредственно исходят из естественно познавательной способности (геометрия, химия, арифметика - мы познаем это в ходе обучения). Другие науки, основанные на высшем смысле, на идеях относятся к священному учению, которым обладает бог.

В связи с этим Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования бога:

1.                   из понятия движения: в мире все движется, должен быть перводвигатель - это бог.

2.                  из производящей причины в мире существует некая производящая причина, которая обуславливает все и это бог.

3.                  из понятия возможности и необходимости - есть вещи, которые могут быть и не быть, если нет сущего, то и нет бытия. А коль есть бытие, то есть в мире то, что необходимо кроме случайного - это и есть бог.

4.                  из понятия совершенства вещей: есть сущность которая для всех является сущностью - это есть бог.

5.                  из распорядка и целесообразности: в природе по его мнению все целесообразно и исправлено к лучшему исходу. Любая цель достигается не случайно, а руководима сознательностью воли. Цель для всего полагает бог.

Бог, являясь распорядителем всего сущего, провидит отдельные недостатки, которые есть в жизни. Но эти недостатки бог не устраняет дабы не потерпела ущерба совершенство всеобщего блага. Зло для того, чтобы вещь отступала от блага.

Спор между номиналистами и реалистами  идет по существу между восприятием действительности и наименованиями, которые мы используем. Сформировав универсалии, которые существуют в троичном виде Аквинский примерил их (номиналистов и реалистов). Он утверждает, что универсалии существуют до вещей в божественном разуме;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.