рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

справкой оперативного работника. В них отмечается ход обследования,

обнаруженные при этом предметы, используемые технические средства и

специальные окрашивающие средства, указывается, образцы каких веществ и в

каком количестве изымались, другие оперативно важные обстоятельства.

Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, наделенных правом выносить постановления о

проведении обследования жилых помещений, и некоторые другие аспекты

проведения этого оперативно-розыскного мероприятия определены в

межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения

соответствующих технических мероприятий (см. комментарий к ст. 4).

14. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений —

осуществляемое в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности

получение информации путем перлюстрации корреспонденции, проводимой по

заданию оперативных работников спецподразделениями правоохранительных

органов в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или

соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность.

Ограничение конституционных прав граждан на тайну почтовых отправлений,

телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и

почтовой связи, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной

деятельности, допускается только на основании судебного решения по

мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации,

указанной в ч. 2 ст. 8.

Не подлежат контролю почтовые отправления задержанных или

заключенных под стражу лиц, а также лиц, арестованных и осужденных, если в

них содержатся предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы

прокуратуры, суды или в государственные органы, обладающие правом контроля

за деятельностью мест содержания под стражей и уголовно-исполнительных

учреждений.

В соответствии с законодательством контроль почтовых отправлений,

телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, возлагается на органы ФСБ России. Непосредственная

реализация этого мероприятия возложена на спецподразделения указанных

органов. Проведение такого рода оперативно-розыскных мероприятий в ином

порядке противоречит законодательству и может привести к нарушению

конспирации в работе правоохранительных органов, необоснованному

ограничению конституционных прав граждан.

Представляется, что контроль почтовых и иных отправлений, содержащих

сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться с

соблюдением режима секретного делопроизводства по мотивированному

постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, и согласованному с соответствующим руководителем органа

государственной власти, наделенного полномочиями по отнесению сведений к

государственной тайне, по разрешению судьи.

Максимальный срок контроля — 180 суток со дня вынесении постановления,

если иное не указано в самом постановлении. При необходимости продления

контроля судья принимает об этом решение на основании вновь представленных

материалов.

Иные сообщения подпадают под этот режим только в том случае, если

отправитель и адресат принимают меры для обеспечения тайны его содержания.

В данном случае «иные» означает другие, наравне с почтовым и телеграфным,

«закрываемые» способы передачи сообщений. В числе таких способов следует

назвать использование посыльных, ведомственной связи и т. п. В связи с этим

представляется, что при необходимости осуществления контроля за такими

отправлениями также нужно вынести постановление и получить разрешение

судьи.

Контроль за сообщением и информационными отправлениями,

распространяемыми гласно, без принятия мер по обеспечению неизвестности их

содержания посторонним лицам (например, радиопереговоры), может

осуществляться в обычном режиме, без испрашивания разрешения у судьи.

Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, наделенных правом выносить постановления о проведении

контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных «закрытых» сообщений, а

также другие аспекты проведения этого оперативно-розыскного мероприятия

определены в соответствующей межведомственной Инструкции (см. комментарий к

ст. 4).

Результаты контроля оформляются рапортом и (или) справкой. К ним могут

прикладываться полученные от специализированных подразделений,

непосредственно осуществляющих контроль почтовых отправлений и телеграфных

сообщений, копии документов, рефераты, справки и другие документы.

15. Прослушивание телефонных переговоров (ЛТП) — это осуществляемое

оперативно-техническими подразделениями органов ФСБ России или МВД РФ по

заданиям оперативных подразделений органов, наделенных правом проведения

оперативно-розыскной деятельности, получение информации в результате

прослушивания ведущихся по линиям телефонной связи переговоров людей,

причастных или к преступлению или к лицам, его совершившим.

В соответствии с законодательством непосредственный слуховой контроль и

запись прослушиваемых переговоров, связанные с подключением к станционной

аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги

связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических сил и

средств органов ФСБ России. В определенных случаях, по согласованию с ними,

это оперативно-розыскное мероприятие может проводиться органами внутренних

дел России, в том числе и в интересах других органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность.

Ограничение конституционных прав граждан на тайну телефонных

переговоров, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной деятельности,

допускается только на основании судебного решения по мотивированному

постановлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации, изложенной в ч.

2 ст. 8.

Представляется, что ПТП, содержащих сведения, составляющие гостайну,

может проводиться с соблюдением режима секретного делопроизводства по

мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, и согласованному с руководителем органа

государственной власти, наделенного полномочиями по отнесению сведений к

гостайне, по разрешению соответствующего судьи.

Максимальный срок прослушивания — 180 суток со дня вынесения

постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом

(решение на основании вновь представляемых материалов. Прослушиванию могут

быть подвергнуты переговоры, ведущиеся с домашнего или служебного телефона

либо телефонов-автоматов, с использованием линий проводной, космической и

сотовой связи. Результаты ПТП оформляются рапортом и (или) справкой, в

которых (отражается время и место прослушивания и средства звукозаписи (с

указанием их технических характеристик), содержание фонограммы

прослушиваемых переговоров (с изложением лишь фактов, обстоятельств,

имеющих (отношение к делу). К ним обычно прикладывается фонограмма

переговоров, осуществляемая спецподразделениями правоохранительных органов,

(которая в полном виде без изъятия или монтажа звукозаписи приобщается к

составляемой сотрудниками этого подразделения справке и вместе с ней

[представляется инициатору задания в опечатанном виде. Результаты ПТП могут

передаваться органам дознания, следователю, а также использоваться в

доказывании по уголовным делам (см. комментарий к ст. 11).

При наличии данных о возникновении угрозы жизни, здоровью,

собственности и других насильственных действий в отношении отдельных лиц по

их заявлению или с их согласия в письменной форме возможно осуществление

ПТП, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного

руководителем органа, наделенного правом проведения оперативно-розыскной

деятельности. В таком случае судья должен быть уведомлен о проведении этого

мероприятия в течение 48 часов.

16. Снятие информации с технических каналов связи — это осуществляемое

для решения задач оперативно-розыскной деятельности получение информации

путем контроля специальными техническими средствами за электромагнитными и

другими полями, возникающими в результате (передачи различных данных по

сетями электрической связи, работы компьютерных сетей, баз данных,

телекоммуникационных информационных (систем, осуществляющих сбор,

обработку, накопление, хранение, поиск и (распространение информации.

Снятие информации с технических каналов осуществляется на основании

постановления руководителя органа, уполномоченного на ведение оперативно-

розыскной деятельности, с разрешения судьи. Условия и основания проведения

указанного мероприятия аналогичны ПТП.

17. Оперативное внедрение — это осуществляемая в целях решения задач

оперативно-розыскной деятельности совокупность взаимосвязанных:

а) действий по продвижению сотрудника правоохранительных органов или

лица, оказывающего ему содействие в решении возложенных на них задач, в

преступное формирование; б) совершаемых ими в составе преступного

формирования общественно опасных действий (бездействия), хотя и имеющих все

признаки деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ, и причиняющих

реальный вред, но вынуждено совершаемых с соблюдением установленных

законодательством условий и пределов.

Как правило, оперативное внедрение проводится в рамках специальной

(тактической) операции. Объектами такой операции являются: представляющие

повышенную общественную опасность устойчивые преступные формирования лиц,

заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или

особо тяжких преступлений (см. ст. 15 УК РФ); группы по предварительному

сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ); организованные группы (см. ч. 3 ст. 35 УК

РФ): банды (см. ч. 1 ст. 209 УК РФ); преступные сообщества (см. ч. 4 ст.

35, ст. 210 УК РФ); незаконные вооруженные формирования (см. ст. 208 УК

РФ); формирования, планирующие осуществление насильственных захвата власти,

удержания власти, изменения конституционного строя или вооруженного мятежа

(см. ст. ст. 278— 279 УК РФ); организации, используемые ими в качестве

прикрытия для ведения преступной деятельности или осуществляющие

вспомогательные функции и др.

В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации

право осуществлять внедрение предоставляется подразделениям органов,

уполномоченных на ведение оперативно-розыскной деятельности, исключительно

в пределах полномочий, установленных соответствующими законодательными

актами (см. комментарий к ст. 4).

Оперативное внедрение в силу своей сложности готовится и проводится

соответствующими подразделениями правоохранительных органов, ведущими

борьбу с преступностью, самостоятельно или с привлечением других

заинтересованных подразделений или органов. Основаниями для внедрения

являются исключительно основания, указанные в ст. 7.

Операции по внедрению проводятся в случаях, когда применение других

форм и методов оперативно-розыскной деятельности не позволяет эффективно

обеспечить выполнение возложенных законодательством на правоохранительные

органы задач по борьбе с преступностью.

Подразделение, непосредственно осуществляющее операцию по оперативному

внедрению, в рамках своих полномочий осуществляет координацию проводимых

мероприятий, в необходимых случаях организует взаимодействие участвующих в

ней органов, в том числе и совместных с соответствующими органами других

государств мероприятий по внедрению в международные преступные группы.

Внедрение с участием сотрудников правоохранительных органов готовится в

порядке, определяемом требованиями соответствующих ведомственных

нормативных актов и с соблюдением необходимых мер зашифровки в зависимости

от особенностей конкретной ситуации.

Представляется целесообразным предложения о проведении операции

представлять руководителю органа рапортом с приложением проектов

постановления о внедрении, плана операции и т. д.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 операция по внедрению осуществляется на

основании постановления, утвержденного руководителем органа,

уполномоченного на проведение оперативно-розыскной деятельности, и в

порядке, предусмотренном планом операции.

В постановлении кратко обосновываются: необходимость внедрения,

имеющиеся возможности для его осуществления, решаемые при этом задачи,

линия поведения внедряемого лица для действий в экстремальных ситуациях и

другие необходимые сведения.

В случае вынужденного причинения внедренным лицом вреда правоохраняемым

интересам его действия могут быть признаны правомерными или оно может быть

освобождено от уголовной ответственности или наказания на основании ч. 4

ст. 16 Федерального закона, ст.ст. 37—42, 75, примечаний к ст.ст. 204, 205,

208, 222, 223, 228 и 291 УК РФ, п. 2 ст. 5, ст.ст. 6 и 7 УПК РС^СР. В ином

случае правоохранительные органы могут ходатайствовать о помиловании такого

лица (см. ст. 85 УК РФ). Постановление о внедрении выступает документом,

определяющим пределы правомерности действий внедренного лица.

18. Контролируемая поставка — это осуществляемое при наличии указанных

в законе оснований и с соблюдением установленных процедур под контролем

органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность,

перемещение товаров и предметов в целях пресечения противоправных действий

и выявления лиц, причастных к совершению преступления[16].

Практическая реализация контролируемой поставки осуществляется в

соответствии с национальным законодательством.

Кроме того, правовой основой взаимодействия правоохранительных и других

компетентных органов нескольких государств при проведении контролируемой

поставки на территориях ряда стран являются двухсторонние или

многосторонние договоры об оказании правовой помощи, а также

межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о

взаимодействии в борьбе с преступностью (так называемые полицейские

соглашения).

При проведении контролируемой поставки возможно применять специальные

окрашивающие средства. В связи с этим необходимо иметь в виду, что в

соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона о милиции для выявления лиц,

совершивших преступления, могут применяться специальные окрашивающие

средства. Об их применении, как правило, составляется акт. На объектах

собственности окрашивающее вещество наносится в присутствии собственника

или уполномоченного им лица. Акт или другие способы фиксации хода и

результатов применения окрашивающих веществ могут представляться в органы

следствия и после надлежащего оформления использоваться в качестве

доказательств по уголовным делам, а присутствующие при этом граждане

допрашиваться в качестве свидетелей.

Необходимо также учитывать, что перемещение предметов, оборот которых

запрещен или ограничен, является правонарушением, Не принятие должностным

лицом правоохранительных или иных государственных органов или гражданином,

располагающим информацией об этом, мер по его пресечению является

недонесением, халатностью или злоупотреблением властью[17].

Отметим и то, что новый УК РФ расширил перечень так называемых

поощрительных норм, т.е. норм, стимулирующих добровольное прекращение

преступной деятельности. Так, в примечании к ст. 222 «Незаконные

приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия,

боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» подчеркивается, что

лицо, добровольно сдавшее оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и

взрывные устройства, освобождается от уголовной ответственности, если в его

действиях не содержится иного состава преступления. Этот подход находит

отражение и в судебной практике. В постановлении Пленума Верховного Суда

Российской Федерации от 25 июня 1996 г. № 5 «О Судебной практике по делам о

хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ»

отмечается, в частности, что «в случае добровольной сдачи независимо от

мотивов огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, от

уголовной ответственности освобождаются лица, которые хранили их без

соответствующего разрешения, а также незаконно приобрели, изготовили или

носили». А в примечании к ст. 228 УК РФ «Незаконные изготовление,

приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических

средств или психотропных веществ» отмечается, что лицо, добровольно сдавшее

наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее

раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом

наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их

совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем,

освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Эти положения имеют прямое отношение к проводимым правоохранительными

органами контролируемым поставкам оружия, наркотиков и некоторых других

предметов. Наличие таких новелл позволяет освобождать от уголовной

ответственности лиц, которые своими действиями способствовали ликвидации

устойчивых международных каналов незаконного оборота наркотиков и оружия.

Кроме того, в ст.ст. 227—228 Таможенного кодекса закреплен частный

случай контролируемой поставки, имеющий следующие особенности:

он осуществляется только таможенными органами;

этот метод осуществляется в целях пресечения международного незаконного

оборота контролируемых предметов;

он применяется в соответствии с договоренностями с таможенными и иными

компетентными органами иностранных государств или на основе международных

договоров;

решение об использовании метода контролируемой поставки принимается

только ГТК РФ;

если страной назначения наркотиков является иностранное государство, то

уголовное дело в России не возбуждается, а о принятом решении таможенный

орган немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке;

если страной назначения наркотиков является Россия, то, исходя из

ст.ст. 3 и 112 УПК РСФСР, возбуждение уголовного дела и направление

соответствующего постановления прокурору обязательно.

В Федеральном законе не содержится специальных разъяснении по вопросу о

возбуждении уголовного дела в процессе осуществления оперативно-розыскных

мероприятий, в частности контролируемой поставки. В данном случае

необходимо руководствоваться положениями УПК РСФСР, определяющего, что при

наличии оснований возбуждение уголовного дела обязательно. Поводами в

соответствии с Федеральным законом и УПК РСФСР могут быть результаты

оперативно-розыскной деятельности (см. ст. 11 Федерального закона и п. 6

ст. 108 УПК РСФСР). Уголовное дело в таких случаях, как правило,

возбуждается не по признакам совершения преступления конкретным лицом, а по

факту, событию преступления. Это расширяет возможность маневра при

проведении как следственных действий, так и оперативных мероприятий. В то

же время если имеющиеся сведения о признаках преступления не содержат

достаточных данных для возбуждения уголовного дела, то оно не возбуждается,

а контролируемая поставка призвана добыть недостающие данные для принятия

решения.

В качестве контролируемых предметов могут выступать предметы, вещества

и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых

ограничен (наркотические средства, оружие, культурные ценности, драгоценные

камни и драгоценные металлы и т.п.), либо предметы добытые преступным путем

или сохранившие на себе следы преступления, а также орудия или средства

совершения преступления.

Анализ практики работы правоохранительных органов показывает, что

контролируемые поставки могут проводиться путем: наблюдения за грузовыми

перевозками (железнодорожным, морским, речным, автомобильным, авиационным

транспортом, в том числе в тайниках); слежения за почтовыми отправлениями

(письма, бандероли, посылки, в том числе и на подставные адреса), а также

за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом

других предметов или товаров.

В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации

право проводить контролируемую поставку предоставляется подразделениям

органов, уполномоченным на ведение оперативно-розыскной деятельности,

исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими

законодательными актами России.

Основаниями для проведения контролируемой поставки являются основания

проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанные в ст. 7 Федерального

закона.

Для проведения контролируемой поставки лицо, осуществляющее оперативно-

розыскную деятельность, обязано вынести об этом постановление, где

указывается занимаемая им должность, существо добытых сведений,

преступление, признаки которого содержатся в имеющихся данных о лицах,

фактах или событиях (со ссылкой на соответствующие статьи УК РФ), а также

когда, где и в отношении каких предметов предполагается осуществить

контролируемую поставку. В соответствии со ст. 8 постановление утверждается

начальником определенного органа. Уведомления или согласования с прокурором

закон не требует. Постановление, являясь документом, в котором закреплены

обоснования правомерности перемещения предметов, оборот которых запрещен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.