![]() |
|
|
Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностимероприятий (см. подп. 2 п. 2 и п. 5ч. 1, п. 5 ч. 2); изменен ряд конкретных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в частности, по выполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (ранее запросы выполнялись при наличии договоров о правовой помощи; теперь — в соответствии с международными договорами Российской Федерации); улучшено технико-юридическое оформление изложенных в статье предписаний. 2. Цель статьи — в систематизированном виде представить предписания о всех имеющихся законных основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий. В данной связи нельзя не отметить то обстоятельство, что в комментируемой статье по существу отсутствует важнейшее основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, то, которое предопределяет предупредительный, поисковый характер оперативно-розыскной деятельности. Без которого все без исключения оперативно-розыскные мероприятия, согласно предписаниям ч. 1 ст. 7, обязаны проводиться с заранее заданным опозданием, а решение задач и достижение цели оперативно-розыскной деятельности выглядит достаточно проблематично. Речь идет о явной недостаточности фиксации в оперативно-розыскном законе только группы оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий исключительно в связи с наличием «ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений» о ряде деяний, событий и лиц (см. п. 2 ч. 1). Возникает законный вопрос: как «сведения» стали известны субъекту оперативно-розыскной деятельности без совершения соответствующего оперативно-розыскного действия? ведь согласно предписаниям комментируемой статьи их наличие не следствие (результат) осуществления оперативно- розыскных мероприятий [действий), а первичное основание для их проведения. Полагаем, что необходимо предусмотреть в Федеральном законе предписание о соответствующем основании. Такое предписание сняло бы имеющееся противоречие и нормативно закрепило практическую необходимость осуществления оперативно-розыскных мероприятий так называемого поискового характера. 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, по замыслу законодателя должна охватывать всю оперативно-розыскную деятельность. Однако наличие значительного пробела законодательного регулирования (см. п. 2 настоящего комментария) не позволяет нам так утверждать. 4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного уяснения ее содержания и применения содержащихся в ней правил требуется руководствоваться предписаниями не только и не столько Федерального закона, сколько нормами ряда российских законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правилами соответствующих международных договоров России (см. ид. 6—8, 10,11 и 13 комментария к настоящей статье). 5. Под основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий в Федеральном законе понимаются поводы к началу оперативно-розыскной деятельности. Указанные в ст. 6 оперативно-розыскные мероприятия могут проводится лишь при наличии: фактических оснований, т.е. выработанной практикой и закрепленной в ведомственных актах совокупности сведений о признаках действий и событий, входящих в предмет оперативно-розыскной деятельности и юридических оснований, т.е. наличия в законе указания о возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности при наличии соответствующего круга признаков. В оперативно-розыскной практике фактические основания иногда определяют через достаточность данных для проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. 6. Наличие возбужденного уголовного дела, поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве дела (см. пп. 1 и 3 ч. 1 комментируемой статьи), является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий вне зависимости от того, кто его возбудил: следователь, прокурор, судья или орган дознания. Порядок и основания возбуждения уголовного дела определены в ст.ст. 108, 112 и др. УПК РСФСР. Если уголовное дело возбуждено следователем, прокурором или судьей, то органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, могут их проводить только при наличии данного им соответствующего письменного поручения или указания (см. ч. 2 ст. 14). В этом документе излагаются (в необходимом для выполнения поручения объеме) обстоятельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть оперативным путем. Выбор конкретного оперативно-розыскного мероприятия — дело работников, его осуществляющих. Поручение или указание следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий направляется тому органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, в предмет ведения которого входит осуществление оперативно- розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения и раскрытия соответствующих общественно опасных деяний[22]. Исходя из этого следователи могут давать оперативным подразделениям этих органов поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий только делам, входящим в предмет их ведения. В то же время необходимо учитывать, что исходя из положений, закрепленных в п. 1 ст. 117 УПК РСФСР, органы милиции являются органами дознания общей компетенции и они могут осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению, выявлению, пресечению и раскрытию и тех преступлений, производство предварительного следствия по которым является исключительной прерогативой следователей органов прокуратуры. Полученные в итоге таких мероприятий данные передаются следователю, прокурору или судье, естественно, с соблюдением указанных в законодательстве условий, прежде всего связанных с необходимостью соблюдения конституции. Поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определение суда могут выступать в качестве основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий только в том случае, если они даны по уголовным делам, находящимся в их производстве. При выполнении в соответствии с ч. 3 ст. 132 УПК РСФСР следственного поручения, рассмотрении гражданского дела, проведении доследственной проверки соответствующие органы не вправе требовать осуществления оперативно-розыскных мероприятий. 7. Указанные в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи основания для производства оперативно-розыскных мероприятий связаны с решением органами дознания (являющимися одновременно и органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность) закрепленной в ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР задачи обнаружения преступлений и лиц их совершивших. Как правило, источниками сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, являются (см. п. 1 настоящего комментария): анализ и оценка оперативной обстановки; изучение образа жизни лиц, предрасположенных, исходя из их прошлого поведения, к совершению преступлений; рассмотрение причин и условий совершения уже расследованных преступлений; анализ материалов уголовных дел, сообщений средств массовой информации и др.; результаты оперативно-розыскных мероприятий; итог деятельности других государственных органов (например, СВР России, контролирующих органов, вскрывших, например, перевод крупных сумм денег в зарубежные банки) и т. д. Причем на практике сведения о подготавливаемых или совершающихся преступлениях, являющиеся основанием для осуществления соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, как правило, получают из различных источников и окончательное решение принимается только после их всестороннего рассмотрения и оценки. 8. Основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях реализации полномочий органов обеспечения безопасности Президента, Председателя Правительства, председателей Совета Федерации и Государственной Думы, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов и Генерального прокурора России в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» выступают положения подл. 1 и 2 п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона (т.е. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации). 9. Поступившие в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов в рамках определенных соответствующими законодательными актами полномочий выступают них основаниями проведения ими соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Такие данные могут поступить из официальных источников, от других государственных, в том числе и правоохранительных, органов либо могут быть получены при оперативно-розыскных мероприятий по другим основаниям. 10. Запросы других российских органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье, также выступают в качестве поводов для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такие запросы направляются в порядке, предусмотренном межгосударственными или межведомственными соглашениями (договорами). Например, основой для взаимодействия органов безопасности и таможенных органов в настоящее время служит Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между ГТК России и ФСК России от 24 августа 1994 г. В соответствии с ним органы безопасности и таможенные органы: осуществляют взаимодействие между собой на территории Российской Федерации; своевременно обмениваются информацией о готовящихся операциях по методу контролируемой поставки наркотических средств, психотропных веществ и иных предметов и при необходимости проводят их совместно, а в необходимых случаях проводят в интересах друг друга оперативно-розыскные мероприятия. 11. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц также выступает основанием дня проведения созданными в соответствии с Федеральным законом о государственной защите специализированными подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны и федеральных органов налоговой полиции оперативно-розыскных мероприятий. Постановление о государственной защите может быть вынесено только в отношении указанных в законе категорий лиц[23]. Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. Применение мер безопасности возлагается: в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких — на органы внутренних дел; в отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, а также их близких — на указанные органы соответственно; в отношении должностных лиц органов государственной налоговой службы и федеральных органов налоговой полиции, а также их близких — на федеральные органы налоговой полиции. В целях выполнения функций по обеспечению безопасности в этих органах созданы специальные подразделения. Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, а равно их близких осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения. Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются: заявление указанного лица; обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны; получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица. Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица. Орган, обеспечивающий безопасность, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно. В случае принятия решения о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления. При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности. Такое постановление является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий только для подразделения, обеспечивающего безопасность защищаемых лиц. Другие подразделения могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения защиты только по запросам специализированных подразделений. Порядок проведения мер защиты, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, порядок взаимодействия с другими подразделениями определяется ведомственными нормативными актами. 12. Органы Российской Федерации на основании запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России могут проводить оперативно-розыскные мероприятия. Российские органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют с соответствующими органами других государств на основании двусторонних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о взаимодействии в борьбе с преступностью (см. п. 7 комментария к ст. 4 и п. 18 комментария к ст. б). Проводимые по запросам международных правоохранительных органов или правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством России. Если необходимо проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, то соответствующее разрешение необходимо испрашивать у судьи по месту его проведения. 13. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены основания оперативно- розыскных мероприятий, проводимых в цепях обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при принятии соответствующих решений. Часть 7 ст. 8 запрещает в этих целях (кроме обеспечения собственной безопасности — см. п. 5 ч. 2 настоящей статьи) проводить обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (см. пп. 8— 11 ч. 1 ст. 6). В соответствии с Законом о государственной тайне допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные ограничения их прав и на проведение в отношении них проверочных мероприятий. Объем проверочных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью их проведения является выявление оснований, препятствующих допуску лица к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с законом в качестве таковых могут выступать: признание судом лица, претендующего на допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него не снятой судимости за эти преступления; наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну; постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности России; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных. Оперативно-розыскные мероприятия также могут проводится в целях выяснения изложенных в ст. 6 Закона о частной детективной и охранной деятельности оснований, препятствующих выдаче лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью. В качестве таковых выступают недостижение лицом двадцати одного года, наличие у лица психического заболевания, алкоголизма или наркомании; наличие судимости за совершение умышленного преступления; предъявление обвинения в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); увольнение с государственной службы из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям; служба в правоохранительных органах, связанная с осуществлением контроля за частной детективной (охранной) деятельностью, если со дня увольнения не прошел год, и др. Для начала осуществления соответствующих оперативно-розыскных мероприятий необходимо соответствующее обращение гражданина о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасть для людей и окружающей среды, либо о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Порядок и сроки проведения проверочных мероприятий, осуществляемых в этих целях, определяются ведомственными нормативными актами. Гражданин вправе обжаловать в суд отказ о допуске к соответствующим видам работ или о выдаче лицензии на занятие частной детективной (охранной) деятельностью, принятый на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, в порядке, установленном Законом об обжаловании в суд. С т а т ь я 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (1) Гражданстве, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное а социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятии на территории Российской Федерации, и иное не предусмотрено федеральным законом. (2) Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: 1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или. совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно. 2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно. 3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. (3) В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической (в экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-взыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |