![]() |
|
|
Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностиуслуг в области шифрования информации. Указ Президента от 3 апреля 1995 г. № 334; Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств. Указ Президента от 12 июля 1995 г. Ли 673; Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Утвержден Указом Президента от 30 ноября 1995 г. № 1203; О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Указ Президента от 9 января 1996 г. № 21; О мерах по усилению борьбы с терроризмом. Указ Президента от 7 марта 1996 г. № 338; О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Указ Президента о№ 18 апреля 1996 г. № 567; Вопросы Службы Безопасности Президента Российской Федерации. Указ Президента от 22 апреля 1996 г. № 586; Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента от 18 июля 1996г. № 1039м др. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ Президента от 6 марта 1997 г. № 188 и др. В частности, согласно Перечню сведений, отнесенных к государственной тайне, к таковым в области оперативно-розыскной деятельности относятся: сведения, раскрывающие ее силы, средства, методы, планы и результаты, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; сведения, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (см. п. 82); сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к подразделениям по борьбе с организованной преступностью, а также проводимые ими оперативно-поисковые и оперативно- технические мероприятия (см. п. 83). Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 на ФСБ России возлагается выявление и пресечение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий неуполномоченными лицами, а также координация работы оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по выявлению нарушений установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, неуполномоченными лицами (см. п. 1) и др. Правительством Российской Федерации приняты следующие нормативные акты, в той или иной мере регламентирующие различные правоотношения в области оперативно-розыскной деятельности и в связи с ее осуществлением: Вопросы Департамента налоговой полиции Российской Федерации. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1037; Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью. Утверждено Постановлением Правительства от 17 ноября 1994 г. № 7272; О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации. Постановление Правительства от 15 апреля 1995 г \№339; Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Постановление Правительства от 4 сентября 1995 г. № 870; Об утверждении перечня предметов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения. Постановление Правительства от 6 марта 1996г. №260; О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 годы. Постановление Правительства от 17 мая 1996 г. №600; Об утверждении положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Постановление Правительства от 11 июля 1996г. № 770; О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите. Постановление Правительства от 17 июля 1996г. № 831; Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола. Постановление Правительства от 14 октября 1996г. № 1190 и др. Согласно п. 12 НЦБ Интерпола в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные бюро Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов. Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих. Во-первых, это нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность. Данную группу нормативных правовых актов можно условно «разбить» на акты, принимаемые: конкретным министерством или ведомством; совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Нормативные правовые акты этой группы носят, как правило, закрытый (служебный или секретный) характер и должны регламентировать, согласно ч. 2 ст. 4, исключительно организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для вступления в силу данных нормативных правовых актов предусмотрен особый порядок. Так, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность органы издают их, во-первых, в пределах своих полномочий (т.е. в пределах правомочий, установленных в законодательных актах, регламентирующих организацию таких государственных органов) и, во-вторых, в соответствии с действующим российским законодательством. Среди совместных ведомственных нормативных правовых актов назовем следующие: Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп[9]; межведомственная Инструкция об основах организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий, объявленная совместным приказом ФСБ, МВД, СВР, ФСО, СБ, ФПС, ФСНП и ГПК от 19 июня 1996 г.; Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Во-вторых, это нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Ее ведомственные акты (приказы и др.), согласно ст. 4 Федерального закона, не входят в число актов, принадлежащих к правовой основе оперативно-розыскной деятельности (прокуратура не указана в ст. 13 среди иных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Тем не менее значение ее актов для законного осуществления оперативно-розыскной деятельности весьма ощутимо (см. комментарий к ст. 21). В число данных актов входят, например, следующие: О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июня 1994 г. № 31; Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступления. Приказ Генерального прокурора от 21 февраля 1995 г. №70; О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур. Приказ Генерального прокурора от 9 апреля 1996г. №24; Положение о управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности. Утверждено Генеральным прокурором 9 августа 1996г.; Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Приказ Генерального прокурора от 9 августа 1996г. № 48 и др. В частности, в приказе № 48 содержатся следующие положения: прокуроры, уполномоченные надзирать за исполнением законов в оперативно- розыскной деятельности, должны иметь для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом (см. п. 7); при осуществлении или организации надзора исходить из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (см. п. 2); уполномоченные прокуроры вправе требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно- служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета (см. п. 4); прокурорам надлежит использовать определенные законом методы прокурорского надзора и, в частности, опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность (см. подп. «е» п. 5). Необходимо отметить, что нормативные правовые акты данной группы источников правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Она проводится на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. № 1187 (см. л. о) и в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305, а также в соответствии с правилами отбора и направления нормативных актов, имеющимися в каждом из ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Шестую, или особую, группу источников правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности составляют следующие акты и документы. Во-первых, самостоятельную группу нормативных источников правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регулировать специфические оперативно-розыскные отношения[10], однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном порядке реализуемых в оперативно-розыскной деятельности: а) Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями); б) Законы Российской Федерации: «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с последующими изменениями)2; «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.3; в) Федеральные законы: «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.4; «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.5; «Об оружии» от 13 декабря 1996 г.« и др. Во-вторых, к источникам правового регулирования оперативно-розыскной деятельности относятся некоторые акты международно-правового характера. Основанием отнесения такого рода документов к указанным источникам служат предписания ч. 4 ст. 15 Конституции. В соответствии с последней общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная группа источников включает: международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные Российской Федерацией. В частности, к таким документам международного (или регионального) значения относятся (см. также п. 14 комментария к ст. 6): Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. Вступила в силу 3 сентября 1953 г.). Так, согласно ст. 8 Конвенции каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции (см. ч. 1). Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц (см. ч. 2); Международный пакт о гражданских и политических правах (принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята 10 декабря 1984г.); Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» (принята в 1988 г.); Декларация о защите всех лиц от насильственного исчезновения (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г. № 47/33) и др. Кроме того, Содружеством Независимых Государств (СНГ) 22 января 1993 г. принята Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (далее — Конвенция)[11]. На изложении ее отдельных положений остановимся особо. Согласно Конвенции правоохранительные органы государств — участников СНГ вправе в обоюдных интересах оказывать (получать) правовую помощь по расследуемым уголовным делам посредством проведения как уголовно-процессуальных, так и иных действий (включая оперативно-розыскные). Руководствуясь ст. 5 Конвенции, органы предварительного расследования (по их поручениям и оперативные подразделения) по запросам определенного участника Конвенции проводят уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные и иные действия, не требующие санкции прокурора или судебного решения (допросы, осмотры, выемки, установление места жительства лица и др.). Такие контакты проводятся через центральные органы соответствующего ведомства-исполнителя. Вместе с тем контакты участников Конвенции по вопросам выдачи лиц, уголовного преследования и исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора (судебного решения) с учетом предписаний ст. 80 Конвенции, осуществляются через Генеральную прокуратуру или Верховный Суд конкретного участника Конвенции. Подвидом данной группы правовых источников оперативно-розыскной деятельности являются акты, заключенные отдельными правоохранительными органами России с аналогичными органами государств — участников СНГ (группы государств). Такими актами являются: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (заключено на совещании министров внутренних дел независимых государств в Алма-Ате 23—24 апреля 1992 г.)[12]. Согласно ст. 2 Стороны, руководствуясь национальным законодательством, осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, в частности, в следующих сферах: а) исполнения запросов и просьб по уголовным делам и делам оперативного учета; б) обмена оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; в) содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий. Причем каждая из сторон обеспечивает конфиденциальность сведений, передаваемых другой Стороной, если эти сведения носят закрытый характер или передающая Сторона считает нежелательным разглашение их содержания (см. ст. 5); Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (совершено в г. Чолпон-Ата Республика Кыргызстан 3 августа 1992 г.). В частности, Стороны обязались в интересах предупреждения, раскрытия и расследования преступлений безвозмездно предоставлять друг другу по запросам имеющиеся у Сторон сведения в оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетах (см. ст. 1); Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (совершено в Киеве 21 октября 1992 г.). Стороны договорились осуществлять сотрудничество в таких формах, как: проведение по запросам Сторон оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с наркотиками, включая осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением сбытчиков наркотиков, располагающих межгосударственными связями (см. п. «б» ст. 7); осуществление согласованных мероприятий (операций) по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотиков, включая проведение «контролируемых поставок» (см. п. «в» ст. 1) и др.; Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной деятельности (совершено в Ереване 13 мая 1993 г.); Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (совершено в Ашгабате 17 февраля 1994 г.). Так, предусмотрено планирование и осуществление скоординированных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп, включая в необходимых случаях проведение «контролируемых поставок» (см. п. 4 ст. 2) и др. Кроме того, МВД РФ заключило двусторонние соглашения с отдельными зарубежными правоохранительными органами, в которых, наряду с другими, предусмотрены положения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности. В частности, к ним относятся следующие: Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан от 9 января 1993 г. (см. л. «в» ст. 3 и др.); Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Армения от 12 мая 1993 г. (см. п. «б» ст. 3, ст. 5 и др.); Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Грузия от 21 марта 1994 г. (см. п. 2 ст. 3 и др.); Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики от 26 апреля 1996 г. (см. п. 1 ст. 2 и др.). Наряду с этим Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров и соглашений (в том числе с сопредельными государствами). Во-первых, это соглашения по пограничным вопросам. Как правило, в них предусмотрены правила совместного осуществления оперативно-розыскной деятельности российскими пограничниками и пограничниками соответствующего государства. Среди этих соглашений назовем следующие: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования от 30 сентября 1992г.; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Кыргызстан, от 9 октября 1992 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, от 25 мая 1993 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Грузия о статусе и условиях функционирования Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Грузия, от 3 февраля 1994г.; Соглашение между Пограничными войсками Российской Федерации и Пограничной стражей Республики Польша о сотрудничестве в охране государственной границы и контроле пограничного движения от 26 марта 1994г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам от 15 апреля 1994г.; Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в охране внешних границ от 15 июля 1994 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |