рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

услуг в области шифрования информации. Указ Президента от 3 апреля 1995 г.

№ 334;

Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных

мероприятий с использованием технических средств. Указ Президента от 12

июля 1995 г. Ли 673;

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Утвержден Указом

Президента от 30 ноября 1995 г. № 1203;

О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации,

приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее

пределы, а также использования специальных технических средств,

предназначенных для негласного получения информации. Указ Президента от 9

января 1996 г. № 21;

О мерах по усилению борьбы с терроризмом. Указ Президента от 7 марта

1996 г. № 338;

О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью. Указ Президента о№ 18 апреля 1996 г. № 567;

Вопросы Службы Безопасности Президента Российской Федерации. Указ

Президента от 22 апреля 1996 г. № 586;

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Утверждено Указом Президента от 18 июля 1996г. № 1039м др.

Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ

Президента от 6 марта 1997 г. № 188 и др.

В частности, согласно Перечню сведений, отнесенных к государственной

тайне, к таковым в области оперативно-розыскной деятельности относятся:

сведения, раскрывающие ее силы, средства, методы, планы и результаты, а

также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают

перечисленные сведения; сведения, о лицах, сотрудничающих или

сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность (см. п. 82); сведения, раскрывающие

принадлежность конкретных лиц к подразделениям по борьбе с организованной

преступностью, а также проводимые ими оперативно-поисковые и оперативно-

технические мероприятия (см. п. 83). Согласно Указу Президента Российской

Федерации от 9 января 1996 г. № 21 на ФСБ России возлагается выявление и

пресечение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий

неуполномоченными лицами, а также координация работы оперативных

подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по

выявлению нарушений установленного порядка разработки, производства,

реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и

вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для

негласного получения информации, неуполномоченными лицами (см. п. 1) и др.

Правительством Российской Федерации приняты следующие нормативные акты,

в той или иной мере регламентирующие различные правоотношения в области

оперативно-розыскной деятельности и в связи с ее осуществлением:

Вопросы Департамента налоговой полиции Российской Федерации.

Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11

октября 1993 г. № 1037;

Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью. Утверждено

Постановлением Правительства от 17 ноября 1994 г. № 7272;

О порядке привлечения граждан к охране государственной границы

Российской Федерации. Постановление Правительства от 15 апреля 1995 г

\№339;

Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную

тайну, к различным степеням секретности. Постановление Правительства от 4

сентября 1995 г. № 870;

Об утверждении перечня предметов, запрещенных к пересылке по сети

почтовой связи, и порядка их изъятия и уничтожения. Постановление

Правительства от 6 марта 1996г. №260;

О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на

1996—1997 годы. Постановление Правительства от 17 мая 1996 г. №600;

Об утверждении положения о лицензировании деятельности физических и

юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной

деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией,

приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее

пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных,

приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации,

и перечня видов специальных технических средств, предназначенных

(разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного

получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной

деятельности. Постановление Правительства от 11 июля 1996г. № 770;

О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите.

Постановление Правительства от 17 июля 1996г. № 831;

Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола.

Постановление Правительства от 14 октября 1996г. № 1190 и др. Согласно п.

12 НЦБ Интерпола в установленном порядке принимает, обрабатывает и

направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные бюро

Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и

сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской

Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших

преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за

границу доходов от преступной деятельности, похищенных документов,

проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий

по делам, находящимся в производстве этих органов.

Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.

Во-первых, это нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения

непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность. Данную группу

нормативных правовых актов можно условно «разбить» на акты, принимаемые:

конкретным министерством или ведомством;

совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам

обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Нормативные правовые акты этой группы носят, как правило, закрытый

(служебный или секретный) характер и должны регламентировать, согласно ч. 2

ст. 4, исключительно организацию и тактику проведения оперативно-розыскных

мероприятий. Для вступления в силу данных нормативных правовых актов

предусмотрен особый порядок. Так, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность органы издают их, во-первых, в пределах своих полномочий (т.е.

в пределах правомочий, установленных в законодательных актах,

регламентирующих организацию таких государственных органов) и, во-вторых, в

соответствии с действующим российским законодательством.

Среди совместных ведомственных нормативных правовых актов назовем

следующие:

Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах)

органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для

пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп[9];

межведомственная Инструкция об основах организации и тактики проведения

соответствующих технических мероприятий, объявленная совместным приказом

ФСБ, МВД, СВР, ФСО, СБ, ФПС, ФСНП и ГПК от 19 июня 1996 г.;

Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29 июля 1996 г.

№ 44/15 и министра внутренних дел Российской Федерации 25 июля 1996 г. №

1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для

осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об

оперативно-розыскной деятельности».

Во-вторых, это нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры

Российской Федерации. Ее ведомственные акты (приказы и др.), согласно ст. 4

Федерального закона, не входят в число актов, принадлежащих к правовой

основе оперативно-розыскной деятельности (прокуратура не указана в ст. 13

среди иных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную

деятельность). Тем не менее значение ее актов для законного осуществления

оперативно-розыскной деятельности весьма ощутимо (см. комментарий к ст.

21). В число данных актов входят, например, следующие:

О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее

предупреждении. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29

июня 1994 г. № 31;

Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием

преступления. Приказ Генерального прокурора от 21 февраля 1995 г. №70;

О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров

специализированных прокуратур. Приказ Генерального прокурора от 9 апреля

1996г. №24;

Положение о управлении по надзору за исполнением законов о федеральной

безопасности. Утверждено Генеральным прокурором 9 августа 1996г.;

Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об

оперативно-розыскной деятельности». Приказ Генерального прокурора от 9

августа 1996г. № 48 и др.

В частности, в приказе № 48 содержатся следующие положения:

прокуроры, уполномоченные надзирать за исполнением законов в оперативно-

розыскной деятельности, должны иметь для работы с документами допуск,

оформленный надлежащим образом (см. п. 7);

при осуществлении или организации надзора исходить из того, что

предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека

и гражданина, порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий,

установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих

законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность (см. п. 2);

уполномоченные прокуроры вправе требовать у руководителей органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-

служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного

учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета (см.

п. 4);

прокурорам надлежит использовать определенные законом методы

прокурорского надзора и, в частности, опротестовывать противоречащие закону

приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность (см. подп. «е» п. 5).

Необходимо отметить, что нормативные правовые акты данной группы

источников правового регулирования оперативно-розыскной деятельности,

затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие

межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в

Министерстве юстиции Российской Федерации. Она проводится на основании

Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного

постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4

ноября 1993 г. № 1187 (см. л. о) и в соответствии с Положением о порядке

государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденным

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305, а

также в соответствии с правилами отбора и направления нормативных актов,

имеющимися в каждом из ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность.

Шестую, или особую, группу источников правового регулирования

общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности составляют

следующие акты и документы.

Во-первых, самостоятельную группу нормативных источников правового

регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности

составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых

институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных

регулировать специфические оперативно-розыскные отношения[10], однако в

силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном

порядке реализуемых в оперативно-розыскной деятельности:

а) Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (с изменениями и

дополнениями);

б) Законы Российской Федерации: «Об обжаловании в суд действий и

решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с

последующими изменениями)2; «О праве граждан Российской Федерации на

свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах

Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.3;

в) Федеральные законы: «Об основах государственной службы Российской

Федерации» от 31 июля 1995 г.4; «О порядке выезда из Российской Федерации и

въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.5; «Об оружии» от 13

декабря 1996 г.« и др.

Во-вторых, к источникам правового регулирования оперативно-розыскной

деятельности относятся некоторые акты международно-правового характера.

Основанием отнесения такого рода документов к указанным источникам служат

предписания ч. 4 ст. 15 Конституции. В соответствии с последней

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если

международным договором России установлены иные правила, чем

предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Данная группа источников включает:

международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные

Российской Федерацией. В частности, к таким документам международного (или

регионального) значения относятся (см. также п. 14 комментария к ст. 6):

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята

Советом Европы 4 ноября 1950 г. Вступила в силу 3 сентября 1953 г.). Так,

согласно ст. 8 Конвенции каждый человек имеет право на уважение его личной

и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции

(см. ч. 1). Не допускается вмешательство государственных органов в

осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено

законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной

безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния

страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях

предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты

нравственности или защиты прав и свобод других лиц (см. ч. 2);

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят на XXI

сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения и наказания (принята 10 декабря 1984г.);

Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота

наркотических и психотропных средств» (принята в 1988 г.);

Декларация о защите всех лиц от насильственного исчезновения (Резолюция

Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г. № 47/33) и др.

Кроме того, Содружеством Независимых Государств (СНГ) 22 января 1993 г.

принята Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам» (далее — Конвенция)[11]. На изложении ее

отдельных положений остановимся особо. Согласно Конвенции

правоохранительные органы государств — участников СНГ вправе в обоюдных

интересах оказывать (получать) правовую помощь по расследуемым уголовным

делам посредством проведения как уголовно-процессуальных, так и иных

действий (включая оперативно-розыскные). Руководствуясь ст. 5 Конвенции,

органы предварительного расследования (по их поручениям и оперативные

подразделения) по запросам определенного участника Конвенции проводят

уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные и иные действия, не требующие

санкции прокурора или судебного решения (допросы, осмотры, выемки,

установление места жительства лица и др.). Такие контакты проводятся через

центральные органы соответствующего ведомства-исполнителя.

Вместе с тем контакты участников Конвенции по вопросам выдачи лиц,

уголовного преследования и исполнения следственных поручений, затрагивающих

права граждан и требующих санкций прокурора (судебного решения) с учетом

предписаний ст. 80 Конвенции, осуществляются через Генеральную прокуратуру

или Верховный Суд конкретного участника Конвенции.

Подвидом данной группы правовых источников оперативно-розыскной

деятельности являются акты, заключенные отдельными правоохранительными

органами России с аналогичными органами государств — участников СНГ (группы

государств). Такими актами являются:

Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых

государств в сфере борьбы с преступностью (заключено на совещании министров

внутренних дел независимых государств в Алма-Ате 23—24 апреля 1992 г.)[12].

Согласно ст. 2 Стороны, руководствуясь национальным законодательством,

осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, в частности, в

следующих сферах:

а) исполнения запросов и просьб по уголовным делам и делам оперативного

учета;

б) обмена оперативно-розыскной, оперативно-справочной и

криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях

и причастных к ним лицах;

в) содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий и

процессуальных действий. Причем каждая из сторон обеспечивает

конфиденциальность сведений, передаваемых другой Стороной, если эти

сведения носят закрытый характер или передающая Сторона считает

нежелательным разглашение их содержания (см. ст. 5);

Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена

информацией (совершено в г. Чолпон-Ата Республика Кыргызстан 3 августа 1992

г.). В частности, Стороны обязались в интересах предупреждения, раскрытия и

расследования преступлений безвозмездно предоставлять друг другу по

запросам имеющиеся у Сторон сведения в оперативно-справочных, розыскных,

криминалистических и иных учетах (см. ст. 1);

Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в

борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

(совершено в Киеве 21 октября 1992 г.). Стороны договорились осуществлять

сотрудничество в таких формах, как:

проведение по запросам Сторон оперативно-розыскных мероприятий и

процессуальных действий по делам о преступлениях, связанных с наркотиками,

включая осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением

сбытчиков наркотиков, располагающих межгосударственными связями (см. п. «б»

ст. 7);

осуществление согласованных мероприятий (операций) по перекрытию

каналов незаконного перемещения наркотиков, включая проведение

«контролируемых поставок» (см. п. «в» ст. 1) и др.;

Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по

технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной деятельности

(совершено в Ереване 13 мая 1993 г.);

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с

организованной преступностью (совершено в Ашгабате 17 февраля 1994 г.).

Так, предусмотрено планирование и осуществление скоординированных

мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение

преступной деятельности организованных групп, включая в необходимых случаях

проведение «контролируемых поставок» (см. п. 4 ст. 2) и др.

Кроме того, МВД РФ заключило двусторонние соглашения с отдельными

зарубежными правоохранительными органами, в которых, наряду с другими,

предусмотрены положения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности. В

частности, к ним относятся следующие:

Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел

Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан от

9 января 1993 г. (см. л. «в» ст. 3 и др.);

Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел

Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Армения от

12 мая 1993 г. (см. п. «б» ст. 3, ст. 5 и др.);

Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел

Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Грузия от 21

марта 1994 г. (см. п. 2 ст. 3 и др.);

Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел

Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики

от 26 апреля 1996 г. (см. п. 1 ст. 2 и др.).

Наряду с этим Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров

и соглашений (в том числе с сопредельными государствами).

Во-первых, это соглашения по пограничным вопросам. Как правило, в них

предусмотрены правила совместного осуществления оперативно-розыскной

деятельности российскими пограничниками и пограничниками соответствующего

государства. Среди этих соглашений назовем следующие:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе

Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории

Республики Армения, и условиях их функционирования от 30 сентября 1992г.;

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о

статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории

Республики Кыргызстан, от 9 октября 1992 г.;

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о

статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории

Республики Таджикистан, от 25 мая 1993 г.;

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Грузия о статусе и

условиях функционирования Пограничных войск Российской Федерации,

находящихся на территории Республики Грузия, от 3 февраля 1994г.;

Соглашение между Пограничными войсками Российской Федерации и

Пограничной стражей Республики Польша о сотрудничестве в охране

государственной границы и контроле пограничного движения от 26 марта

1994г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством

Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам от 15 апреля

1994г.;

Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и

Республикой Узбекистан о сотрудничестве в охране внешних границ от 15 июля

1994 г.;

Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.