![]() |
|
|
Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностигосударства). Конфиденциальные отношения с указанными лицами могут устанавливаться независимо от постоянного или временного их нахождения на территории России. В оперативной практике недопустимо привлечение к конфиденциальному сотрудничеству дееспособных лиц, по состоянию здоровья не способных принимать участие в мероприятиях оперативно-розыскной деятельности или имеющих признаки психических отклонений. 10. Волеизъявление граждан в установлении конфиденциальных отношений с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может осуществляться в письменной форме в виде контракта. Контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон. Контракт может заключаться органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, только с совершеннолетним дееспособным лицом, способным самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. В соответствии со ст. 60 Конституции гражданин приобретает такие права и обязанности с 18-летнего возраста. С этого возраста гражданин своими действиями приобретает не только права, но и создает юридические обязанности, а равно способен нести ответственность за последствия своих действий по российскому законодательству. Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вступают с отдельными гражданами в специфические гражданско- правовые и трудовые отношения. Контракт выступает юридической гарантией для такой категории граждан, являющихся одной из сторон в установлении специфических трудовых отношений (о социальной и правовой защите см. комментарий к ст. 18). Отсюда следует, что контракт как разновидность договора имеет определенные правовые последствия для обеих сторон, а потому он должен отвечать юридически значимым требованиям. Так, в контракте обязательно должны быть определены его общие положения. Помимо договаривающихся сторон, в нем должны быть указаны порядок, условия и основания продления сроков действия контракта либо внесения в него добавлений, изменений — по необходимости. В предмете контракта должно быть в общих чертах указано, какие обязательства принимают на себя стороны в решении задач оперативно- розыскной деятельности и срок, на который он заключается. Оговариваются особенности действия сторон. В частности, для конфидентов указывается, в чем заключается их содействие при подготовке или проведении оперативно- розыскных мероприятий. Содержание этих сведений носит индивидуальный характер и зависит от личных и деловых качеств конфидента, характера выполняемых им заданий, а также реальных возможностей в решении задач оперативно-розыскной деятельности. При этом в контракте запрещается указывать сведения, составляющие государственную тайну. В правах и обязанностях договаривающихся сторон в первую очередь должны быть оговорены требования к предмету договора, в том числе в какой форме (устной, письменной, образцов документов, изделий и т. д.) конфидент будет представлять информацию в процессе участия в проведении оперативно- розыскных мероприятий; обязательства органа, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность, в создании необходимых благоприятных условий для выполнения оперативно-розыскных заданий; обязательства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в организации для конфидента отдельных видов подготовки (специальной, психологической и др.). Среди особенностей прав и обязанностей сторон необходимо указать пределы использования оперативной информации и т. д., а также обязательства, связанные с обеспечением личной безопасности конфидента, членов его семьи и т. д. В контракте необходимо отражать вид, размер и порядок вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств по контракту. Кроме того, в контракте могут быть указаны иные виды расчетов в зависимости от основы мотивации конфиденциального сотрудничества. Стороны контракта несут обоюдную ответственность за выполнение его условий. При этом ответственность сторон должна предусматривать возмещение понесенного в связи с подготовкой или проведением оперативно-розыскных мероприятий не только материального или морального ущерба, но и, например, ограничение прав конфидента на срок, установленный контрактом. Кроме того, в контракте должны быть предусмотрены меры социального обеспечения конфидента или членов его семьи и другие обстоятельства в соответствии с действующим гражданским законодательством и Федеральным законом. В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с результатами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну. В этой связи контрактом могут устанавливаться конкретные требования к конфиденту, например, связанные с ограничением его прав выезда за границу в пределах установленного срока после окончания действия контракта при выполнении условий сотрудничества. Содержание контракта должно быть изложено понятным языком и не быть двусмысленным. Письменный текст контракта составляется для договаривающихся сторон в двух экземплярах и подписывается конфидентом и руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подписи скрепляются гербовой печатью органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, после чего контракт вступает в законную силу. Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке. Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются: разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве; утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; приобретение конфидентом статуса народного депутата, судьи, прокурора, адвоката, священнослужителя или полномочного представителя официально зарегистрированного религиозного объединения; совершение конфидентом преступления (в частности, вступление конфидента в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и сокрытии преступления); использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности; разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженное с нанесением ущерба оперативно-розыскной деятельности; умышленное предоставление заведомо ложной информации; сокрытие оперативно значимой информации или ее умышленное искажение; уклонение от сотрудничества в различной форме; грубое нарушение требований конспирации, чреватое расшифровкой конфиденциального сотрудничества; неудовлетворительное состояние здоровья; другие нарушения условий контракта о конфиденциальном сотрудничестве. Более детально порядок заключения контракта с лицами, принимающими участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, может быть изложен в ведомственных нормативных актах органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность. 11. В комментируемой статье изложен исчерпывающий перечень лиц, привлечение которых к сотрудничеству на контрактной основе запрещено. В этом перечне законодатель выделяет две группы граждан. Первую составляют народные депутаты, судьи и прокуроры. Вторую — адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений. Запрет на привлечение к конфиденциальному сотрудничеству на контрактной основе первой группы граждан связан с тем, что ее представители наделены в установленном законом порядке определенными законодательными, судебными и надзорными полномочиями. При этом введение в Федеральный закон запретительных санкций на привлечение к сотрудничеству представителей законодательной и судебной ветвей власти на контрактной основе обусловлено рядом факторов. Во-первых, установление конфиденциального сотрудничества с гражданами является специфическим условием решения задач оперативно-розыскной деятельности субъектов, которые в системе государственного управления наделены исполнительно-распорядительными полномочиями. С позиций занимаемого правового положения в системе государственных органов они не вправе осуществлять негласное руководство представителями законодательной и судебной власти. Данное положение относится также к прокурорам, которые в России осуществляют прокурорский надзор (в том числе за исполнением законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности). Во-вторых, нельзя допустить, чтобы привлечение к конфиденциальному сотрудничеству указанной категории граждан на контрактной основе использовалось органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и работу судов. Согласно ст. 120 Конституции судьи независимы и обязаны выполнять требования только Конституции и федеральных законов (в частности, для обеспечения их независимости в ст. 294 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда). В-третьих, государственные служащие указанной категории граждан не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (см. Федеральный закон об основах государственной службы). В части, касающейся запрещения использования конфиденциального содействия на контрактной основе адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных объединений, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следует отметить, что, помимо адвокатов, речь идет об особой категории граждан, которые: возведены в духовный сан и таким образом наделены каноническим правом самостоятельно совершать богослужение, обряды и таинства, в том числе исповедь (например, по канонам Русской Православной Церкви дьяконы не наделены правом исполнять религиозные таинства); в законном порядке имеют право выполнять юридические действия от имени официально признанных государством религиозных организаций и объединений; обладают полномочным правом от имени официально зарегистрированных религиозных объединений участвовать на временной или постоянной основе в деятельности различных организаций (общественных, коммерческих, государственных, международных и т.д.). На практике такими полномочиями, как правило, наделяются также лица духовного звания. Запретительные санкции на привлечение к сотрудничеству на контрактной основе второй группы граждан в значительной мере обусловлены этическими соображениями. В частности, по этическим соображениям недопустимо использование органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, специфических трудовых и гражданско-правовых отношений с адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений для получения конфиденциальной информации, например, ставшей им известной в процессе тайной исповеди верующего, защиты подозреваемого, обвиняемого и т. д. Кроме того, использовать такой вид отношений для оказания через указанную группу граждан влияния на верующих, подзащитных, содержание и характер деятельности общественных, коммерческих, государственных и международных организаций, где они являются полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Зарегистрированные в установленном законом порядке религиозные организации осуществляют свою деятельность на основании документов внутреннего содержания. В этой связи органы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность, не вправе негласно влиять на характер и содержание деятельности религиозных организаций, если она не противоречит российскому законодательству. Положения комментируемой статьи не исключают возможности для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству указанной группы граждан с их добровольного согласия и на любой иной (кроме контрактной) основе. При этом предписания комментируемой статьи не распространяются, в частности, на священнослужителей и официальных представителей религиозных организаций, согласившихся добровольно оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на неконтрактной основе, а также на священнослужителей, участвующих в деятельности религиозных организаций, не зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке. Требования статьи также не распространяются на: священнослужителей и официальных представителей религиозных организаций, согласных сотрудничать с органом, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, без заключения контракта и по их инициативе; священнослужителей и других лиц из религиозных организаций (не зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке) и занимающихся противоправной деятельностью, относящейся к компетенции субъектов оперативно-розыскной деятельности. 12. Порядок установления отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и условия их документального оформления ввиду их секретного характера определяются ведомственными нормативными актами. 13. Государственным и частным организациям, не являющимся субъектами оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с российским законодательством запрещается устанавливать с гражданами отношения конфиденциального сотрудничества для решения задач, не относящихся к их компетенции (см. комментарий к ст. 13). Статья 13. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (1) Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. (2) Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. (3) При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры но предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. (4) Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (5) Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются а в декларациях о доходах не указываются. (6) Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. (7) В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (8) В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. (9) При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности. 1. Статья заменила собой ст. 16 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят в следующем: указано, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не только выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, но и правовую защиту, связанную с правомерным выполнением этими лицами общественного долга и возложенных на них обязанностей; сформулировано новое предписание, предусматривающее условия освобождения от уголовной ответственности лица из числа преступной группы; предусмотрена выдача вознаграждения и других выплат лицам, оказывающим помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также установлен их льготный порядок; уточнено, что проведение спецмероприятий допускается в целях обеспечения безопасности любых лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей, а не только лиц, сотрудничающих с этими органами по контракту. 2. Цель статьи — нормативно закрепить надежную и достаточно эффективную систему социальных и правовых гарантий. 3. Предписания статьи регулируют только те отношения в оперативно- розыскной деятельности, которые складываются по поводу социальной и правовой защиты граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. 4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная), поскольку реализация ее предписаний предполагает обращение к нормам других законодательных и иных нормативных правовых актов. 5. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность', реально способствует эффективному выполнению ими добровольно взятых на себя обязанностей. Федеральный закон в основных чертах устанавливает статус лиц, содействующих на негласной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Этот статус имеет особенности, обусловленные спецификой выполняемых гражданами обязанностей, а также условий, при которых это происходит. Статус граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включает в себя совокупность их прав, обязанностей и ответственности, а также предписания, адресованные государству и касающиеся социальной и правовой защиты этих граждан. Такие лица и органы находятся в правовых отношениях. Отношения конфиденциального и иного сотрудничества контролируются и охраняются государством. Конфиденциальный характер взаимоотношений лица и государственного органа в процессе оперативно-розыскной деятельности не означает умаления каких-либо прав и свобод негласного сотрудника или их ограничения помимо случаев, прямо предусмотренных законом. 6. Положение ч. 1 комментируемой статьи о нахождении граждан под защитой государства означает, что оно в лице своих представителей (соответствующих государственных органов) обязано неукоснительно выполнять все предусмотренные Федеральным законом предписания, направленные на обеспечение законных интересов граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (как на контрактной, так и на безконтрактной основе). 7. Важнейшая обязанность государства — гарантировать защиту граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей от насилия, угроз применения насилия, посягательства на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и от других неправомерных действий, которые могут быть совершены в связи с оказанием ими такого содействия. Неприкосновенность жизни, здоровья, жилища и других социальных ценностей граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, и членов их семей обеспечивается прежде всего Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |