рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

недвусмысленных предписаний на этот счет не имеется[29].

9. Важным элементом реализации принципа законности в оперативно-

розыскной деятельности является предписание комментируемой статьи о том,

что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,

может быть изменен или дополнен только федеральным законом (см. ч. 3 ст.

13). Это положение следует понимать, во-первых, как указание законодателя

на исключительный характер наделения тех или иных субъектов правомочиями в

столь специфическом виде государственной деятельности, каким является

оперативно-розыскная работа. Исключительность проявляется в том, что только

сам законодатель компетентен наделять те или иные органы (государственные

органы и органы дознания) полномочиями на проведение оперативно-розыскной

деятельности. Во-вторых, данное положение следует понимать как требование

законодателя рассматривать осуществление оперативно-розыскной деятельности

правомочных на то субъектов в системе, вне отрыва деятельности одних

государственных органов от аналогичной деятельности других элементов

государственного механизма. Наконец, в-третьих, любые изменения в

количественном составе оперативно-розыскных органов считаются законными

исключительно после принятия соответствующего федерального закона, а не

принятия иного нормативного правового акта (допустим, указа Президента

России или закона субъекта Российской Федерации).

Федеральный закон — это нормативный правовой акт высшей юридической

силы, регулирующий общественные отношения в определенной области[30].

Только путем принятия такого акта возможно изменить содержание перечня

оперативно-розыскных органов. Вместе с тем законодатель не счел

целесообразным в тексте комментируемой статьи указать на то обстоятельство,

что перечень оперативно-розыскных органов может быть изменен или дополнен

лишь тем федеральным законом, предписания которого подлежат включению в

комментируемый Федеральный закон. Поэтому будет небезосновательным

допустить, что в перспективе в ином федеральном законе данный перечень

может быть каким-либо образом изменен (например, в будущем не исключено

создание новой государственной структуры — военной полиции, наделенной

полномочиями оперативно-розыскного органа).

10. Руководители оперативно-розыскных органов определяют перечень

оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную

деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Данное

предписание законодателя позволяет российским правоохранительным органам и

спецслужбам своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке.

Наделение руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, полномочиями по определению конкретных подразделений, которые

должны осуществлять оперативно-розыскную работу, способствует ее

эффективности и наступательности в деле борьбы с преступностью.

11. Конкретизация принципа законности в оперативно-розыскной

деятельности и системного видения законодателем порядка ее осуществления

различными государственными органами закреплена в ч. 4 комментируемой

статьи. Согласно последней, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность органы решают определенные настоящим Федеральным законом

задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных

соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Несмотря на

наличие единых целей и задач общей оперативно-розыскной деятельности,

осуществляющие ее оперативные подразделения государственных органов решают

такие задачи самостоятельно, в рамках отведенных им законодателем

полномочий (см. о полномочиях п. 11 комментария к ст. 1). Это

предопределяется различным функциональным предназначением конкретных

органов как относительно самостоятельных элементов единого государственного

механизма. Формы, методы и тактика взаимодействия определяются

непосредственно в правоохранительных органах и спецслужбах исходя из целей

и задач, поставленных перед ними законодателем.

Относительно полномочий оперативно-розыскных органов отметим

-следующее. Во-первых, они определяется исключительно в соответствующих

законодательных актах Российской Федерации (см. пп. 2 и 3 настоящего

комментария и комментарий к ст. 4). Во-вторых, данную нормативную

формулировку не следует толковать расширительно, т.е. на практике

оперативники должны руководствоваться прежде всего предписаниями,

изложенными в ст.ст. 14 и 15 Федерального закона. И только в случае

отсутствия в этих статьях конкретного правила, определяющего права или

обязанности органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,

допускается действовать по правилам, изложенным в федеральных законах,

регламентирующих деятельность правоохранительных органов и спецслужб

России.

С т а т ь я 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность

При решении, определенных настоящим Федеральным законом задач

оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять,

обязаны:

1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите

конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также

по обеспечению безопасности общества а государства.

2. Исполнять в пределах своих полномочии поручения в письменной форме

органа дознании, следователя, указания прокурора и решения суда о

проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым

ими к производству.

3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренном международными

договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных

правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных

служб иностранных государств.

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными

фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов,

и оказывать этим органам необходимую помощь.

5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной

деятельности.

6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих

сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также

членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

1. Статья заменила собой ст. 12 ранее действовавшего Закона об

оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят

в следующем*

уточнен круг обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, по исполнению поручений следователя и других должностных лиц;

значительно сужен круг обязанностей таких органов по защите и

обеспечению прав и свобод личности. Если ранее на них возлагалась

обязанность защищать все законные права и свободы человека (см. п. 1 ч. 1

ст. 12 прежнего Оперативно-розыскного закона), то согласно предписаниям п.

1 комментируемой статьи такая обязанность ограничена необходимостью защиты

исключительно «конституционных прав и свобод человека и гражданина». Эта

новелла вступает в серьезное противоречие с требованиями ст. 1 о проведении

оперативно-розыскной деятельности «в целях защиты жизни, здоровья, прав и

свобод человека и гражданина» (всех, а не только конституционных).

Проведена существенная работа по технико-юридическому улучшению

редакции статьи.

2. Цель статьи — сконцентрировать законные предписания об обязанностях

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и

систематизировать их для лучшего восприятия правоприменителями.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, по замыслу

законодателя, должна охватывать всю оперативно-розыскную деятельность.

Однако в их системе наличествуют пробелы (см., например, п. 1 комментария).

Кроме того, нельзя не отметить следующее. Анализ текста Федерального

закона свидетельствует, что в нем отсутствует системное изложение правил,

регламентирующих как обязанности, так и права оперативных сотрудников и

других лиц, причастных к проведению оперативно-розыскной деятельности.

4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного

уяснения ее содержания и действенного практического применения требуется

руководствоваться предписаниями ряда законодательных и иных нормативных

правовых актов (включая секретные ведомственные), а также международных

договоров Российской Федерации (см. пп. 7, 8 и 10 комментария к настоящей

статье).

5. Конституция, определяя человека, его права и свободы высшей

ценностью, подчеркивает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и гражданина — обязанность государства и всех его органов. Исходя

из этого конституционного положения одной из первых обязанностей органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выступает обязанность

принимать в пределах полномочий все необходимые меры по защите

конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также

по обеспечению безопасности общества и государства.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина

могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это

необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны

и безопасности государства. Кроме того, Конституцией запрещается создание и

функционирование общественных объединений и организаций, деятельность

которых направлена на насильственное изменение основ конституционного

строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности

государства. Поэтому законодатель возложил на государственные органы,

осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязанность принимать в

соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты

охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности

общества и государства.

Пределы полномочий соответствующих государственных органов закреплены в

законах, определяющих их предназначение (см. комментарий ст.ст 4 и 13).

6. Государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, должны выполнять в пределах своих полномочий поручения органа

дознания, следователя, указание прокурора и решения суда о производстве

оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к своему

производству. Такие поручения, указания и решения суда должны быть изданы в

письменной форме и содержать ссылку на конкретное уголовное дело,

находящееся в производстве у органа дознания, следователя, прокурора или

суда.

Вид оперативно-розыскных мероприятий и тактику их проведения определяет

орган, их осуществляющий. Он же несет ответственность за законность и

обоснованность проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

Поручения, указания и решения органов дознания, следователя, прокурора

или суда, должны направляться органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, с учетом полномочий последних. Так, оперативные подразделения

ГТК России осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие,

в частности, контрабанды (см. ст. 188 УК РФ). Соответствующие подразделения

органов ФСБ России на основании Федерального закона об органах федеральной

службы безопасности также ведут работу по выявлению и пресечению

контрабанды (в части незаконного перемещения через таможенную границу

России сырьевых ресурсов, материалов, технологий, оружия, боеприпасов,

наркотических средств, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ, а

также предметов, являющихся национальным достоянием Российской Федерации).

Исходя из такого разделения компетенции правоохранительных органов в борьбе

с контрабандой и должны направляться поручения о производстве оперативно-

розыскных мероприятий при расследовании контрабанды. Причем подразделениями

дознания таможенных органов, а также следователями органов внутренних дел и

органов федеральной службы безопасности указания об осуществлении

оперативно-розыскных мероприятий направляются в оперативные подразделения

этих ведомств.

7. В соответствии со ст. 7 запросы международных правоохранительных

организаций, правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств

являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. В

связи с этим выполнение таких запросов является одной из обязанностей

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Российская Федерация заключила ряд международных многосторонних и

двусторонних соглашений о борьбе с преступностью. Порядок, основания и

другие вопросы направления и исполнения таких поручений определяются этими

договорами и конкретизируются в ведомственных нормативных актах (см.

комментарий к ст. 4).

Сотрудничество осуществляется путем исполнения запросов о проведении

оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, такие запросы направляются в

письменном виде. В некоторых межгосударственных соглашениях определено, что

в безотлагательных случаях запросы могут передаваться устно, однако

впоследствии они должны быть подтверждены письменно. При возникновении

сомнения в подлинности или содержании запроса об оказании содействия может

быть запрошено его подтверждение.

Обычно соответствующим международным договором предусматривается, что

запрос об оказании содействия должен содержать ряд данных:

наименование органа, запрашивающего содействие, и органа, к которому

обращен запрос; изложение существа дела; указание цели и обоснование

запроса; содержание запрашиваемого содействия; имена и фамилии, клички,

гражданство лиц, имеющих отношение к делу, даты и места их рождения,

занятие, места жительства и пребывания; названия и места нахождения фирм и

организаций, имеющих отношение к делу; описание деяния или события, а по

уголовным делам — квалификация деяния в соответствии с законодательством

запрашиваемого государства и текст применяемого закона; перечень вопросов,

на которые необходимо получить ответ; описание особого порядка, которому

необходимо следовать при исполнении запроса, и обоснование этой

необходимости; любую другую информацию, которая может быть полезна для

облегчения исполнения запроса.

Кроме того, договорами, как правило, предусматриваются случаи, когда в

оказании содействия может быть отказано полностью или частично. В ячестве

таких оснований чаще всего называется: возможность нанесения ущерба

интересам государства; противоречие законодательству государства или его

международным обязательствам, а также если деяние, в язи с которым поступил

запрос, не является преступлением по законодательству запрашиваемого

государства.

В международных договорах обычно предусматривается порядок действий при

невозможности исполнения запроса. Как правило, в таких случаях об отказе в

исполнении запроса письменно уведомляется его инициатор. Если исполнение

запроса не входит в полномочия органа, получившего его, то запрос

передается соответствующему компетентному органу и об этом уведомляется

орган, направивший запрос. При наличии обстоятельств, препятствующих или

существенно задерживающих исполнение запроса, об этом уведомляется

запрашивающий орган. При необходимости орган, исполняющий обращение об

оказании помощи, вправе запросить дополнительные сведения, необходимые, по

ее мнению, для исполнения запроса.

В международном сотрудничестве Россия исходит из принципа, в

соответствии с которым при исполнении запроса применяется законодательство

государства запрашиваемой Стороны, однако по просьбе запрашивающей Стороны

может быть применено законодательство ее государства, если это не

противоречит законодательству или международным обязательствам государства

запрашиваемой Стороны.

Передача результатов оперативно-розыскной деятельности

правоохранительным органам другого государства должна осуществляться таким

образом и в таком объеме, чтобы исключить разглашение сведений,

составляющих государственную тайну.

Если орган, исполняющий запрос, считает, что его исполнение может

помешать уголовному преследованию или иному производству, осуществляемому в

России, он может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с

соблюдением соответствующих условий. Если помощь принимается на таких

условиях, то взаимодействующие правоохранительные органы должны соблюдать

их.

При наличии просьбы иностранного партнера российский правоохранительный

орган, исполняющий международный запрос, принимает все необходимые меры для

обеспечения конфиденциальности запроса и его содержания. В случае

невозможности соблюдения этого условия исполнения об этом информируется

инициатор запроса и дальнейшее выполнение осуществляется только после

консультации с ним.

При наличии просьбы соответствующие российские правоохранительные

органы информируют его о ходе исполнения и в максимально короткие сроки о

результатах исполнения запроса.

Как правило, в рамках сотрудничества с органами государств СНГ русский

язык используется в качестве рабочего языка общения.

Информация, получаемая в результате проведения оперативно-розыскных

мероприятий, осуществляемых в рамках межправительственных или

межведомственных соглашений, может использоваться правоохранительными

органами запрашивающего государства, как правило, лишь в оперативно-

розыскных целях или служить основанием для формирования запроса о

проведении следственных действий в рамках договоров о правовой помощи и

правовых отношениях[31].

Кроме того, Россия является членом Интерпола. Обмен информацией

российских правоохранительных органов с аналогичными органами других

государств, являющихся членами Интерпола, осуществляется через Национальное

бюро Интерпола (НЦБ) в Российской Федерации, которое является структурным

подразделением МВД России.

На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской

Федерации, и принципа взаимности сотрудники правоохранительных органов

других государств могут прибыть на территорию России для координации

действий при проведении запрашиваемых оперативно-розыскных мероприятий.

Однако их участие в таких мероприятиях исключается. На территории России

оперативно-розыскную деятельность могут осуществлять только специально

уполномоченные на это федеральным законом российские государственные органы

(см. комментарий к ст. 1!).

8. В процессе оперативно-розыскной деятельности в поле зрения органов,

ее осуществляющих, попадают сведения о преступлениях, выявление,

предупреждение и раскрытие которых входит в компетенцию других органов

России, обладающих необходимыми силами, техническими средствами и иными

возможностями для наиболее оптимального решения этой задачи. В связи с этим

в п. 4 комментируемой статьи установлена обязанность информировать другие

правоохранительные органы об относящихся к их компетенции фактах

противоправной деятельности и оказывать этим органам необходимую помощь.

Круг вопросов, по которому осуществляется взаимное информирование, его

порядок, а также основания и процедура привлечения возможностей других

органов для решения задач оперативно-розыскной деятельности и совместного

проведения мероприятий определяются межведомственными нормативными актами

правоохранительных органов и строятся на основе-Взаимности по принципу

«каждый с каждым».

Обмен информацией необходим и в связи тем, что в соответствии с ч. 4

ст. 6 осуществление оперативно-розыскных мероприятий (связанных с контролем

почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.п.) проводится с

использованием оперативно-технических сил и средств только органов ФСБ

России и органов МВД РФ. Порядок и объемы предоставления необходимой для

проведения таких мероприятий информации, а также обмен полученными

результатами определяются межведомственными нормативными актами или

соглашениями между соответствующими органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, и органами ФСБ России и внутренних дел.

Обмен информацией также может осуществляться непосредственно между

различного рода подразделениями одного государственного органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такая необходимость

возникает в тех случаях, когда в процессе проведения оперативно-розыскной

деятельности имеет место получение информации, которая требует действий,

выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения.

Обмен информацией может быть организован на постоянной основе или

носить разовый характер.

9. Обязанность соблюдения правил конспирации при осуществлении

оперативно-розыскных мероприятий обусловлена необходимостью сохранить в

тайне, прежде всего от лиц, подозреваемых в причастности к подготовке или

совершении преступлений, сам факт проведения оперативно-розыскных

мероприятий.

Ведомственными нормативными актами применительно к различным видам

мероприятий закреплены соответствующие правила конспирации, соблюдение

которых является должностной обязанностью сотрудников правоохранительных

органов. Правила конспирации включают в себя выработанные в процессе

деятельности правоохранительных органов и спецслужб государства приемы и

навыки по скрытному проведению оперативно-розыскных мероприятий,

направленных на добывание и использование сведений, необходимых для решения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.