![]() |
|
|
Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельностируководители государственных органов); конкретизированы источники финансирования оперативно-розыскной деятельности (см. пп. 4 и 8 комментария); уточнена структура статьи, а также проведена редакционная «чистка» изложенных в ней предписаний, что значительно улучшило ее восприятие. Кроме того, из статьи изъято указание на то, что субъектам, «уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, выделяются на эти цепи финансовые средства» (т.е. только для финансирования оперативно-розыскных мероприятий и ни для чего иного). Тем самым в настоящее время руководители правоохранительных органов полномочны по своему усмотрению направлять выделяемые такому органу финансовые средства на обеспечение того или иного вида деятельности данного органа, а не обязательно на проведение оперативно-розыскной деятельности. Отсюда следует, что предписания, изложенные в чч. 1 и 2 комментируемой статьи, перестали нести должную функциональную нагрузку, а потому их фиксирование в Федеральном законе потеряло смысл. 2. Цель статьи — изложение предписаний, регулирующих один из видов обеспечения оперативно-розыскной деятельности — ее финансирование. 3. Комментируемая статья бланкетная (отсылочная). Для правильного уяснения и применения ее предписаний требуется руководствоваться нормами отдельных нормативных правовых актов (см. пп. 4—9 комментария к настоящей статье). 4. В комментируемой статье изложен закрытый (исключительный) перечень источников финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Тем самым исключено произвольное толкование норм законодательного акта относительно возможных источников финансирования органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Основным источником такого финансирования служит, согласно ч. 1 ст. 19, федеральный бюджет (об иных источниках см. п. 4 комментария). В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, правомочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, получают финансовые средства на ее проведение из республиканского (федерального) бюджета Российской Федерации'. Важно помнить, что, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне данные о финансировании оперативно-розыскной деятельности могут быть отнесены к государственной тайне, если эти данные раскрывают силы, средства, источники, методы, планы и результаты оперативно- розыскной деятельности. Поэтому в Федеральном законе достаточно лаконично изложен нормативно-правовой материал, касающийся финансирования оперативных подразделений (с учетом принципа конспирации он детализирован в закрытых ведомственных нормативных актах). 5. Государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, финансовые средства из федерального бюджета выделяются. Главным распределителем финансовых средств является Правительство России, которое в соответствии с предписаниями п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Бюджетные статьи ассигнований на оперативно-розыскную деятельность являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых Правительством России конкретному государственному органу на планируемый период. 6. Под финансовыми средствами следует понимать совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении Российской Федерации в свою очередь денежные средства — это аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий и организаций (включая частные), населения, легко обращаемые в деньги. Финансирование осуществляется путем выделения соответствующему министерству или ведомству денежных средств — валюты. Определение валютных средств дано в Законе Российской Федерации от 9 о» 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно его предписаниям под валютой Российской Федерации понимаются: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот Центрального банка Российской Федерации и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежу в Российской Федерации; в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством России и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства (см. и. 1 ст. 1)[34]. 7. Финансовые средства, выделяемые на обеспечение оперативно-розыскной деятельности, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст. 22). Механизм данного порядка не произволен. Во-первых, устанавливая порядок финансирования оперативно-розыскной деятельности, руководители не вправе превышать свою компетенцию. Как правило, полномочия руководителей излагаются в соответствующем положении2. Во-вторых, порядок изложен в соответствующих нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В-третьих, порядок расходования финансовых средств в оперативно-розыскной деятельности должен определяться в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством. Первые руководители государственных органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, являются главными распорядителями кредитов (финансовых средств), получаемых от Минфина России в соответствии с ежегодными заявками. 8. В соответствии с предписаниями ч. 2 комментируемой статьи законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации). По существу речь идет о дополнительных источниках финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Однако следует помнить о двух обстоятельствах. Во-первых, данное предписание Федерального закона не может действовать напрямую. Его реализация возможна только при условии наличия аналогичной разрешительной нормы в законодательстве конкретного субъекта Российской Федерации. Это вызвано тем, что согласно п. «з» ст. 71 Конституции в исключительном ведении России находится только федеральный бюджет. К совместному ведению России и субъектов Российской Федерации бюджеты субъектов Российской Федерации не относятся (см. ст. 72 Конституции). Вне же пределов ведения России и полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (см. ст. 73 Конституции). Во-вторых, законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе только увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, но не полномочны их сокращать. 9. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст. 13). Такой контроль проводится, как правило, первыми руководителями (их заместителями) указанных органов (см. также комментарий к ст. 22). Финансовый контроль основывается на действующем российском законодательстве (комментируемом Федеральном законе, законодательных актах, регламентирующих организацию и деятельность органов обеспечения безопасности России, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также законодательных актах, регулирующих оборот финансовых средств, и др.) и осуществляется в соответствии с ведомственными нормативными актами (приказами, указаниями и др.). Кроме того, контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, согласно предписаниям ч. 3 комментируемой статьи, возлагается на специально уполномоченных на то представителей Минфина России. На этих представителей возлагаются обязанности и им предоставляются права в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Минфина России. Важно отметить, что представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. После допуска они являются полномочными должностными лицами, которым соответствующие документы о финансировании оперативно-розыскной деятельности должны предоставляться в полном объеме. Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Согласно заголовку гл. VI предназначена систематизировать нормативно- правовой материал исключительно в сфере контроля и надзора за оперативно- розыскной деятельностью. Однако сравнительный анализ структуры и содержания настоящей главы со структурой и содержанием аналогичного раздела ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности (см. разд. VI) свидетельствует об ином. Во-первых, в гл. VI включены предписания по меньшей мере двух групп правовых норм, различных по своему предназначению: о надзоре и контроле за оперативно-розыскной деятельностью и о вступлении в силу Федерального закона. Такое их изложение является недостатком структуры Закона. Более продуктивно выглядит их «размежевание» и размещение в различных главах. Во-вторых, размещение предписаний о ведомственном контроле в Федеральном законе (см. ст. 22), а не в подзаконных нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных ведомств представляется излишним. С т а т ь я 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. 1. Статьей фактически заменена ст. 18 «Парламентский контроль» ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят в следующем. Во-первых, вместо контроля только со стороны парламента предусмотрен также контроль со стороны Президента и Правительства России. Во-вторых, предусмотрено, что такой контроль возможен исключительно в указанных в комментируемой статье пределах. Вместе с тем в конструкции действующей статьи имеются и определенные недоработки. Так, анализ ее редакции позволяет сделать вывод о декларативности ряда содержащихся в ней предписаний (см. пп. бив комментария к настоящей статье). Кроме того, в предписаниях статьи не отражен конституционный принцип разделения властей (не упомянуто об одной из ветвей власти в Российской Федерации — суде). 2. Цели статьи состоят, во-первых, в системном изложении взглядов законодателя на проблему контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью и, во-вторых, в нормативной регламентации вневедомственного контроля для исключения любой возможности использования оперативно- розыскных сил, средств и методов помимо целей и задач, указанных в Федеральном законе. 3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, формально охватывает всю оперативно-розыскную деятельность. Фактически значительно сужена из-за декларативности ряда ее предписании (см. пп.6 и 8 комментария). 4. Статья носит бланкетный характер. Для уяснения изложенных в ней предписаний и их правильного применения требуется руководствоваться предписаниями Конституции, отдельных конституционных законов и федеральных законов, а также ряда подзаконных нормативных актов (см. пп. 5—8 комментария) 5. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации в пределах полномочий, п Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Согласно ст.ст. 80—90 Конституции Президент наделен широкими полномочиями, однако за пределы их он не вправе выходить. Важнейшей функцией Президента является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ст. 80). В частности, в круг основных полномочий Президента в сфере обеспечения безопасности России входит следующее: он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом (ст. 83); при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории Российской или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88). 6. Федеральное Собрание Российской Федерации также является одним из субъектов, согласно комментируемой статье осуществляющим за оперативно- розыскной деятельностью. В соответствии со ст. 9 Конституции Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом России. Парламент состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Дум Контроль со стороны законодателя за оперативно-розыскной деятельностью является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении (см. преамбулу). Однако с учетом предписаний Конституции парламентский контроль реально возможен только за расходованием выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности финансовых средств. Причем он опосредован, так как происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета (с 101 Конституции), отдельные статьи которого предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст. 19). Остальные виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью со стороны парламента (в частности, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за соответствием ведомственных правовых актов, касающихся оперативно-розыскной деятельности, действующему законодательству; за кадровой политикой оперативно-розыскных органов) в настоящее время не имеют под собой конкретной конституционной основы. 7. Третьим субъектом вневедомственного контроля законодателем указано Правительство России. Именно оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 110 Конституции). Правительство России состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (см. ч. 2 ст. 110). Полномочия Правительства ограничены Конституцией (см. ст. 114). В частности, к ним относится осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Кроме того, компетенция Правительства в сфере оперативно-розыскной деятельности может быть определена исходя из содержания ряда законодательных актов Российской Федерации'. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о безопасности Правительство в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности России, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами Российской Федерации и субъектов в ее составе. 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют субъекты, указанные в комментируемой статье, в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Характер конституционных полномочий рассматриваемых субъектов контроля раскрыт ранее, в пп. 1—3 комментария. Что же касается полномочий данных субъектов, определяемых в федеральных конституционных законах, то необходимо отметить следующее. Из всех федеральных конституционных законов, которые согласно Конституции обязательно должны быть приняты (а их более десяти), в России в настоящее время принято и действует всего четыре2. В этих законодательных актах не содержится правовых норм, непосредственно предназначенных регулировать общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности. Поэтому в данной части комментируемая статья носит декларативный характер. Относительно же их полномочий, указанных в федеральных законах, отметим следующее. В круг этих законов прежде всего входят законодательные акты, регламентирующие организацию и деятельность российских правоохранительных органов и спецслужб (см. комментарий к ст. 4). Из числа последних, согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона, оперативно-розыскную деятельность в полном объеме проводят подразделения семи государственных органов (см. комментарий к ст. 13). Анализ содержания законодательных актов об этих субъектах оперативно-розыскной деятельности дает основания для следующего вывода. Во-первых, три закона — «О милиции», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и «О федеральных органах налоговой полиции» — хотя и содержат нормы о вневедомственном контроле (см. соответственно ст. ст. 27, 38 и 21), однако возможная ссылка на них в рассматриваемом случае неуместна, так как эти законодательные акты принимались ранее ныне действующей Конституции и их нормы о вневедомственном контроле требуют приведения в соответствие с ней; не являются федеральными законами. Во-вторых, в двух других, действительно федеральных законах изложено буквально следующее: «контроль за деятельностью (определенного органа. — А.Ш.) осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации... в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами '. В Федеральном законе «О внешней разведке» установлено, что «парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами...» (см. ч. 1 ст. 24). Таким образом, в этих федеральных законах отсутствуют правила, предусматривающие конкретные полномочия контролирующих инстанций2. В-третьих, в Таможенном кодексе (основополагающем законодательном акте для таможенных органов, чьи оперативные подразделения проводят оперативно- розыскную деятельность) вообще не содержится норм о контроле со стороны субъектов, указанных в комментируемой статье. С т а т ь я 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (1) Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. (2) По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведении этих мероприятий. (3) Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно- розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят. (4) Руководители органов прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведении, содержащихся в представляемых прокурору оперативно- служебных документах. 1. Статья заменила собой ст. 19 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят в следующем: более точно сформулирован предмет прокурорского надзора; уточнено, что надзор за исполнением законов Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводит Генеральный прокурор и уполномоченные (а не подчиненные, как ранее) им прокуроры; статья дополнена указанием на то, в каких случаях руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны представлять прокурору оперативно-служебные документы; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |