рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также

ряд действий, с этим связанных. Правила конспирации могут включать также

рекомендации по порядку работы с документами, отражающими проведение и

результаты оперативных мероприятий, изменению внешнего облика лица,

морфологических, динамических признаков и признаков одежды (маскировка),

осуществляемых сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, условиям

использования документов зашифровки и т. п.

В систему правил конспирации включаются также разработанные на основе

анализа практики оперативных подразделений положения и рекомендации по

эффективному контролю информации, касающейся противоправной деятельности, и

способов ее получения в процессе проведения, оперативно-розыскных

мероприятий.

10. Одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, выступает содействие в обеспечении личной безопасности

сотрудников, членов их семей и близких, защиты имущества указанных лиц в

связи с выполнением сотрудниками своих служебных обязанностей в борьбе с

преступностью, а равно иных лиц, перечисленных в п. 6 комментируемой

статьи. Это корреспондирует предписаниям Федерального закона о

государственной защите. В соответствии с этим Законом в каждом из органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, создаются

спецподразделения по обеспечению собственной безопасности, на которые

возлагается непосредственная обязанность обеспечивать безопасность

сотрудников.

Комментируемое положение возлагает на руководителей органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их структурных звеньев

обязанность содействовать этим специализированным подразделениям (см.

комментарий к ст. 22).

Основанием для оказания содействия может быть обращение

специализированного подразделения или указание руководства. Объем мер,

необходимых для обеспечения безопасности, определяется в каждом конкретном

случае с учетом складывающейся обстановки.

Содействие органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в

обеспечении безопасности сотрудника или его близких может выразиться в

осуществлении (совместно со спецподразделением или самостоятельно)

предусмотренных законом мер безопасности[32].

Поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его

близких или иных лиц являются, как правило, их заявления (рапорт) или

непосредственное получение оперативной и иной информации о наличии угрозы

безопасности указанного лица.

В случае принятия решения о применении мер безопасности органом,

обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с

указанием конкретных мер безопасности, сроков их осуществления, а в

необходимых случаях и других органов, привлекаемых для содействия

обеспечения безопасности. Порядок проведения мер защиты, осуществления

оперативно-розыскных мероприятий, порядок взаимодействия с другими

подразделения определяется ведомственными нормативными актами.

Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность

(1) При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы,

уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия,

перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их

проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать

предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы

жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной,

экономической ила экологической безопасности Российской Федерации.

2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения

сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на

конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность.

3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по

договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий,

учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые

помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность

должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений,

организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан,

оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации

порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые

для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(2) Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и

юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

(3) Неисполнение законных требований должностных лиц органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование

ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную

законодательством Российской Федерации.

1. Статья заменила аналогичную ст. 13 ранее действовавшего Оперативно-

розыскного закона. Основные изменения и дополнения состоят в следующем:

сформулировано право на создание органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, соответствующих предприятий (см. п. 5 ч.1);

проведен ряд редакционных уточнений.

Наряду с этим в текст статьи внесены изменения, трактуемые

неоднозначно, более того, признаваемые отдельными учеными как отрицательно

повлиявшие на ход и развитие необходимых в правовом государстве

преобразований в области правового регулирования оперативно-розыскной

деятельности. Так, при проведении оперативно-розыскных мероприятий теперь

разрешено изымать предметы, материалы и сообщения (см. п. 1 ч. 1).

2. Цель статьи — сконцентрировать нормативные предписания о правах

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и

систематизировать их для более эффективного восприятия правоприменителями.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, по замыслу

законодателя должна охватывать всю оперативно-розыскную деятельность. В

данной связи отметим следующее. Решение законодателя, с одной стороны,

направленное на сокращение обязанностей органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность (см. п. 1 комментария к ст. 14), а с другой — на

расширение прав этих органов (см., например, пп. 1 и 5 ч. 1 ст. 15),

внесло, как нам представляется, диспропорцию в установленную законом

компетенцию субъектов оперативно-розыскной деятельности.

4. Предписания статьи в основном бланкетные (отсылочные). Для их

правильного уяснения и применения требуется руководствоваться нормами

многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актов (см. пп.

5—10 и 12 комментария к настоящей статье).

5. В соответствии с принципами правого государства государственные

органы вправе осуществлять только те действия, в отношении которых в

законодательстве имеется прямое указание о возможности их проведения

конкретным органом (причем с соблюдением закрепленных в законодательстве

процедур). Именно это положение нашло свое отражение в комментируемой

статье. В ней дан закрытый (исключительный) перечень полномочий

соответствующих государственных органов в сфере оперативно-розыскной

деятельности. Однако полномочия этих органов в сфере административной и

уголовно-процессуальной деятельности определяются не этим Законом (см.,

например: Закон о милиции. Закон о федеральных органах налоговой полиции.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, УПК РСФСР и др.).

6. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную

деятельность, имеют право проводить ее гласно и негласно (см. также

комментарий к ст. 1). Под гласными оперативно-розыскными мероприятиями

следует понимать такие, которые оперативные работники проводят без сокрытия

от посторонних лиц своей личности, ведомственной принадлежности, целей и

характера проводимых действий для решения оперативных задач.

Под негласными оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать

такие, которые оперативные работники проводят с сокрытием от посторонних

лиц своей ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых

действий для решения оперативных задач. Сокрытие обеспечивается системой

оперативных, режимных, административно-правовых, воспитательных и других

мер по сохранению в тайне всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в

ст. 6, разрешается проводить изъятие предметов, материалов и сообщений, а

также прерывать предоставление услуг связи (в установленных в Федеральном

законе случаях). Предусмотренный в комментируемой статье правовой режим

изъятия иной, чем тот, который закреплен в ст. 244 Кодекса РСФСР об

административных правонарушениях, ст. 336 Таможенного кодекса и в других

нормативных актах, регулирующих административные отношения. Материалы,

предметы и сообщения в процессе оперативно-розыскной деятельности могут

изыматься только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и

здоровью людей, а также угрозы государственной, военной, экономической или

экологической безопасности России. При этом необходимо учитывать, что в

соответствии со ст. 35 Конституции никто не может быть лишен своего

имущества иначе как по решению суда.

В случае изъятия предметов или материалов в процессе оперативно-

розыскного мероприятия об этом в обязательном порядке делается указание в

справке или рапорте о проведении этого мероприятия. Изымаемые материалы и

предметы детально описываются. В справке или рапорте, составляемом по

итогам осуществления мероприятия, указываются условия их изъятия, упаковки

и хранения.

Изъятие может быть сопряжено с ограничением конституционных прав

граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и на неприкосновенность

жилища. В таком случае необходимо соблюдать условия осуществления этих

мероприятий (вынесение постановления, получение разрешение у судьи т.п.).

7. Конфиденциальное сотрудничество — это отношения между

уполномоченными на то Федеральным законом государственными органами,

которые представляют их должностные лица, и гражданами, изъявившими

согласие оказывать содействие на негласной основе и на определенных

условиях. Эти условия могут быть оговорены в контракте. Форма контракта и

другие атрибуты устанавливаются ведомственными нормативными актами (см.

комментарий к ст. 17).

Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях

решения определенных законодательством задач и исполнения обязанностей,

возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Отношения конфиденциального сотрудничества с гражданами устанавливаются

только уполномоченными на то должностными лицами. Сотрудники, наделенные

правом установления конфиденциального сотрудничества с гражданами и ведения

работы с ними, отвечают за законное и целенаправленное использование

конфиденциальной помощи граждан в интересах решения задач по обеспечению

безопасности личности, общества и государства.

Оперативный сотрудник в случае несогласия с указаниями

непосредственного начальника, касающимися работы с гражданами,

привлеченными на конфиденциальной основе к сотрудничеству с

правоохранительными органами, вправе обжаловать действия и решения

руководителя в установленном порядке.

При нарушении лицом взятых на себя обязательств, в том числе по

контракту, сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, имеет право вносить предложения об изменениях оговоренных

ранее условий сотрудничества или о его прекращении.

Непосредственные руководители оперативных сотрудников, работающих с

гражданами, привлеченными к негласному сотрудничеству, обязаны и вправе

контролировать деятельность своих подчиненных и оказывать им помощь.

8. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе

использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий служебные

помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей,

а также жилые и нежилые помещения, транспорт, иные средства и иное

имущество частных лиц (см. и. 3 ч. 1 ст. 15). Договором в соответствии с

гражданским законодательством признается двух или многостороннее

соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение

гражданских прав и обязанностей. Он может быть заключен только на основе

согласия лица, являющегося собственником этого имущества или на законной

основе владеющего или распоряжающегося им. форма соглашения, исходя из

положений гражданского законодательства (см. ст. 158 и другие ГК РФ),

может быть устной или письменной (простой или нотариальной).

Устный договор считается совершенным и в том случае, когда из поведения

лица явствует его воля на соответствующие установление, изменение

или прекращение гражданских прав и обязанностей. Молчание признается

выражением воли вступить в договор в случаях, предусмотренных законом или

соглашением сторон.

Договор в письменной форме заключается путем составления документа,

выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, вступающими в

отношения, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Законодательством устанавливаются дополнительные требования, которым

должна соответствовать форма определенных договоров (совершение на бланке

определенной формы, скрепление печатью и т. п.), и предусматриваются

последствия несоблюдения этих требований. В простой письменной форме

заключаются договоры юридических лиц между собой и с гражданами, а также

граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз

установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях,

предусмотренных законом,— независимо от суммы сделки.

Договор аренды зданий, сооружений, транспортных средств определяется

положениями гл. 34 ГК РФ. Он заключается в письменной форме в двух случаях.

Во-первых, если он заключается на срок более года. Во-вторых, если хотя бы

одной из сторон договора является юридическое лицо (в частности, орган,

осуществляющий оперативно-розыскную деятельность).

Ст. 651 ГК РФ предусматривает, что договор аренды здания или сооружения

заключается в письменной форме путем составления одного документа,

подписанного сторонами. Несоблюдение этого требования влечет признание

соглашения недействительным. Договор аренды здания или сооружения,

заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и

считается заключенным с момента такой регистрации.

9. Реализация принципа конспирации проявляется, в частности, в том, что

компетентным органам предоставляется право использовать в целях конспирации

документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную

принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств

(см. п. 4ч. 1 ст. 15). Это полномочие базируется, в частности, на общем

положении гражданского права. В ст. 19 ГК РФ закреплено, что случаях и в

порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним

(вымышленное имя).

Главное назначение этих мероприятий заключается в сокрытии от

окружающих лиц действительной службы должностного лица (действительной

принадлежности подразделения, организации, помещения и транспортного

средства) в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Зашифровка этих сил и средств включает в себя: выбор легенды прикрытия;

определение соответствующего поведения; обеспечение необходимыми

документами; проведение мероприятий по закреплению легенды. Документы,

зашифровывающие личность должностного лица и граждан, сотрудничающих с

органами на конфиденциальной основе, могут быть использованы лишь

непосредственно в оперативно-розыскной деятельности.

Зашифровка обеспечивается системой оперативных, режимных,

административно-правовых, воспитательных и других мер по сохранению в тайне

всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

10. В целях реализации задач оперативно-розыскной деятельности органы,

ее осуществляющие, имеют право создавать в установленном законодательством

порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения. Порядок

создания предприятий, организаций и учреждений определяется гражданским

законодательством. Создаваемая организация или предприятие, как и все

юридические лица, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении или

оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим

обязательствам этим имуществом. В соответствии с законом создаваемое

предприятие также подлежит государственной регистрации в органах юстиции в

порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные

государственной регистрации включаются в единый государственный реестр

юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо

считается созданным с момента его государственной регистрации.

Нарушение установленного законом порядка образования предприятия или

организации, а также несоответствие их учредительных документов закону

влечет отказ в государственной регистрации. В тоже время отказ в

регистрации по мотивам нецелесообразности создания конкретного предприятия

или организации не допускается.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного

договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях,

предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой

организацией, может действовать на основании общего положения об

организациях данного вида.

Учредительный договор заключается, а устав утверждается его

учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на

основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах должны определяться наименование

юридического лица, место его нахождения, порядок управления, предмет и цели

деятельности, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом.

Законодательство предусматривает возможность создания юридическими

лицами представительств и филиалов. Представительством является

обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его

нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет

их защиту. Филиалом признается обособленное подразделение юридического

лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его

функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются

имуществом предприятий, организаций, создавших их, и действуют на основании

утвержденных ими положений. Руководители представительств и филиалов

назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Создаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е.

преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей

деятельности, и некоммерческими, т.е. не имеющими такой цели и не

распределяющими полученную прибыль между участниками.

Под предприятием как объектом гражданских прав понимается имущественный

комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности,

производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях

удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Необходимое

предприятию имущество передается ему государственными или муниципальными

органами, создавшими его.

Учреждением признается организация, созданная собственником для

осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций

некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении

денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность

по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Термин «организация» сопоставим с термином «юридическое лицо» и по сути

является собирательным. В соответствии со ст. 48 ПС РФ юридическое лицо

(организация) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном

управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим

имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и

личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде в

качестве истца и ответчика.

После выполнения поставленных перед предприятием, организацией,

учреждением и подразделением задач они прекращают свою деятельность, если

нет необходимости в их дальнейшем использовании.

11. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и

юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Законы,

определяющие деятельность соответствующих государственных органов, наделяют

их должностных лиц правом требовать от граждан и должностных лиц исполнения

определенных действий. Такие властные предписания должны быть законными,

т.е. отданы при наличии указанных в законе оснований, с соблюдением

необходимых процедур и направлены на решение задач оперативно-розыскной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.