рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

приговоре.

10. Жалобы на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, могут приноситься в вышестоящий орган или

прокуратуру, или в областные, краевые и им равные суды. К подсудности таких

судов относятся дела, связанные с государственной тайной. Вопросы

обеспечения ее сохранности неизбежно возникают при рассмотрении любых

споров вокруг оперативно-розыскной деятельности.

Принесение жалобы в вышестоящий орган, ответственный за проведение

оперативно-розыскной деятельности, исключает одновременное обращение в суд.

Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в

течение месяца со дня ее подачи, он в течение месяца вправе обратиться в

суд. Такое обращение возможно, как правило, не позднее трех месяцев со дня,

когда ему стало известно о нарушении его права (см. ст. ст. 4 и 5 Закона об

обжаловании).

Гражданин должен «располагать фактами проведения в отношении его

оперативно-розыскных мероприятий». Из изложенного следует, что, принося

жалобу, лицо должно указать, какой орган нарушил его права и свободы, в чем

состояло это нарушение, а также когда и из какого источника ему об этом

стало известно.

Жалоба, направленная в суд, рассматривается по правилам гражданского

судопроизводства в порядке, предусмотренном для дел, вытекающих из

административных отношений. Как уже было изложено, некоторые изъятия из

этого порядка установлены чч. 3—5 комментируемой статьи.

Судья, который принимая решение о дозволении оперативно-розыскных

мероприятий, затрагивающих конституционные права личности, не вправе

рассматривать жалобу на действия органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность.

В вышестоящем в порядке подчиненности органе, а также прокурором жалоба

должна быть рассмотрена в месячный срок, в суде — в течение 10 дней,

11. Нарушения настоящего Федерального закона влекут различные виды

ответственности, в том числе: дисциплинарную, гражданско-правовую,

уголовную, а также уголовно-процессуальную.

Субъектами, подлежащими ответственности, согласно правилам

Федерального закона могут являться:

государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность (см. ст. 13 и др.);

должностные лица этих органов, непосредственно осуществляющие

оперативно-розыскные мероприятия или руководящие либо контролирующие

осуществление оперативно-розыскной деятельности (см. ст. ст. 14, 15 и др.);

должностные лица, санкционирующие осуществление отдельных оперативно-

розыскных действий или надзирающие за ней — судьи, прокуроры и пр. (см. ст.

21 и др.);

отдельные граждане, привлеченные к сотрудничеству с государственными

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (см. ст. 77и

др.);

иные граждане, нарушающие предписания Федерального закона.

Гражданско-правовая ответственность наступает при рассмотрении судом

жалобы гражданина и признании незаконными действий органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность. Государственные органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность, могут подвергаться исключительно

гражданско-правовой (гражданской) ответственности. Она состоит в применении

к правонарушителю (государственному органу) установленных законом или

договором (см. комментарий к ст. 17) определенных мер воздействия. Такие

меры могут повлечь для государственного органа невыгодные последствия

имущественного характера (возмещение убытков), а также последствия

морального свойства (возмещение морального вреда). Требование о возмещении

морального вреда может предъявляться гражданином, в частности, при

распространении не соответствующих действительности сведений, порочащих

честь и достоинство и деловую репутацию граждан (см., например, ст. 62

Закона о средствах массовой информации). Все остальные указанные выше

субъекты (физические лица) могут нести не только гражданскую, но и иные

виды ответственности.

Дисциплинарная ответственность — это разновидность воздействия на

нарушителей служебной или трудовой дисциплины путем наложения на таких лиц

различных дисциплинарных взысканий.

К уголовной ответственности могут быть привлечены должностные лица,

осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также судьи и прокуроры

(в связи с нарушением правил санкционирования оперативно-розыскных

действий) за совершение ряда должностных и иных преступлений, составы

которых предусмотрены ст.ст. 285, 286, 311 и др. УК РФ.

12. Уголовно-процессуальная ответственность состоит в признании

ничтожными результатов оперативно-розыскной деятельности. Так, проведение

оперативно-розыскной деятельности при отсутствии оснований (см. ст. 7) или

осуществлении оперативно-розыскных мероприятий без соблюдения

соответствующих условий (см. ст. 8) влекут невозможность использования

полученных данных в процессе доказывания при расследовании и судебном

разбирательстве уголовного дела. Такие же последствия наступают, если дело

оперативного учета ведется без учета перспектив уголовно-процессуальной

деятельности и при ее проведении не выявлены источники возможных уголовно-

процессуальных доказательств.

Доказательства, источники которых были обнаружены с нарушением закона,

не во всех случаях могут быть использованы при осуществлении правосудия

(например, прослушивание телефонных переговоров подозреваемого проведено

без соответствующего разрешения). Если при расследовании уголовного дела

фонограмма таких переговоров будет все же приобщена к делу в качестве

вещественного доказательства, суд обязан будет исключить ее из числа улик

при назначении дела к слушанию.

Уголовно-процессуальная ответственность за нарушение законодательства

об оперативно-розыскной деятельности может состоять и в указании суда,

прокурора или следователя на допущенное правонарушение. Формой такого

указания является частное определение суда, представление прокурора или

следователя.

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Предназначение гл. II состоит в регламентации общих правил

осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Сравнительный анализ ее

структуры со структурой аналогичного раздела ранее действовавшего

оперативно-розыскного закона (см. разд. II) показывает, что законодатель

внес в структуру главы ряд существенных изменений и дополнений. Так, вместо

пяти статей стало семь (добавлены статьи «Основания и порядок судебного

рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при

проведении оперативно-розыскных мероприятий» и «Защита сведений об органах,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»).

Проведена также работа по упорядочению нормативно-правового материала,

рациональному размещению нормативных предписаний. В частности, из ст. 16

прежнего оперативно-розыскного закона в ст. 12 Федерального закона

перенесено предписание о том, что сведения о лицах, оказывающих на

конфиденциальной основе помощь в проведении оперативно-розыскной

деятельности, составляют государственную тайну. В данной связи содержание

почти всех статей гл. II претерпело значительное изменение. Основные

изменения и дополнения сводятся к следующему:

вместо оперативно-розыскных действий теперь речь идет об оперативно-

розыскных мероприятиях;

вместо оперативной проверки — о делах оперативного учета;

вместо санкционирования «острых» оперативно-розыскных мероприятий

прокурором — их санкционирование судьей.

Вместе с тем в системе предписаний данной главы остались значительные

пробелы, что не позволяет в должной мере охватить значительную часть

реальных отношений, возникающих в оперативно-розыскной практике (в

частности, применительно к регламентации решений в оперативно-розыскной

деятельности остались вне уровня законодательного регулирования положения

о: должностных лицах, правомочных принимать решения; видах решений и

предъявляемых к ним требованиях; составных частях решения; условиях

вступления решения в силу).

Те же из них, которые охвачены законодательным регулированием,

изложены, порой, бессистемно. Так, законодатель пренебрег системным

подходом при изложении предписаний об оперативно-розыскных мероприятиях.

Этим термином им названы и оперативно-розыскные действия, т.е. конкретные

поступки, акты поведения должностных лиц — субъектов оперативно-розыскной

деятельности, а равно лиц, привлекаемых к участию в этой деятельности,

направленные на решение задач, предусмотренных Федеральным законом (см.,

например, опрос граждан), и собственно оперативно-розыскные мероприятия,

т.е. совокупность отдельных действий, объединенных целью защиты жизни,

здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения

безопасности общества и государства от преступных посягательств (см.,

например, прослушивание телефонных переговоров), и оперативно-розыскные

операции, т.е. система согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и

месту оперативно-розыскных мероприятий, гласных и конспиративных методов и

средств, применяемых по единому плану и направленных на решение задач,

предусмотренных в Федеральном законе (см., например, оперативное

внедрение). Данное обстоятельство следует учитывать на практике.

С т а т ь я 6. Оперативно-розыскные мероприятия

(1) При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся

следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос граждан.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, здании, сооружений, участков местности и

транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

(2) Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть

изменен или дополнен только Федеральным законом.

(3) В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются

информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также

другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью

людей и не причиняющие вред окружающей среде.

(4) Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых

отправлений, телеграфных а иных сообщений, прослушиванием телефонных

переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений

и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических

лиц предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с

технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-

технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов

внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными

актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность.

(5) Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и

проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных

лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными

знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной

основе.

(6) Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и

использование специальных и иных технических средств,

предназначенных(разработанных, приспособленных, запрограммированных) для

негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим

Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

(7) Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи,

ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических

средств, предназначенных для негласного получения информации, не

уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности

физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке,

устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(8) Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для

негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-

розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской

Федерации.

1. Статья заменила собой ст. 6 ранее действовавшего Закона об

оперативно-розыскной деятельности. Основные позитивные изменения состоят в

следующем:

уточнен перечень оперативно-розыскных мероприятий;

конкретизировано правило, согласно которому перечень оперативно-

розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным

законом;

сведен к рациональному минимуму круг субъектов, непосредственно

использующих оперативно-технические силы и средства;

установлен запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий и

использование специальных и иных технических средств, предназначенных для

негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным

законом физическими и юридическими лицами, а также определены правила,

устанавливающие перечень и порядок применения указанных средств;

уточнена структура статьи (вместо шести частей стало восемь), а также

проведена ее редакционная «чистка», что в определенной мере улучшило

технико-юридическое оформление изложенных в ней предписаний.

Вместе с тем в текст статьи внесены изменения спорного характера. В

частности, изъято предписание о проведении оперативно-розыскных мероприятий

только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач,

указанных в законе (прежде всего — совершая уголовно-процессуальные

действия). Его ликвидация устранила факт официально признанной иерархии, в

которой оперативно-розыскная деятельность законодателем признавалась

вспомогательной относительно как уголовно-процессуальной, так и любой иной

гласно проводимой представителями государства работы, направленной на

борьбу с преступностью.

Кроме того, в статье не сделано прямого указания на то, что внесенные

новым федеральным законом в перечень оперативно-розыскных мероприятий

изменения вступают в силу только после их включения в комментируемый

Федеральный закон. Наконец, изъято предписание о том, что

оперативно-розыскные мероприятия реализуются путем совершения

конкретных действий.

2. Цель статьи — системное изложение предписаний, определяющих перечень

оперативно-розыскных мероприятий, а также устанавливающих элементы порядка

их проведения.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает по

существу всю оперативно-розыскную деятельность, так как она может

проводиться только «посредством проведения оперативно-розыскных

мероприятий» (см. ст. 1).

4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная). Для правильного уяснения

ее содержания и применения содержащихся в ней правил, требуется

руководствоваться предписаниями ряда законодательных и иных нормативных

правовых актов (см. комментарий к настоящей статье).

5. В комментируемой статье содержится перечень оперативно-розыскных

мероприятий, которые могут осуществляться для решения задач оперативно-

розыскной деятельности. Под оперативно-розыскным мероприятием понимается

проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке,

предусмотренном законодательством России, добывание фактических данных,

входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или

первичным материалам, а также необходимых для решения других задач

оперативно-розыскной деятельности (см. также комментарий к гл. III).

В оперативных документах, отражающих основания, ход и результаты

оперативно-розыскных мероприятий, их наименование должно соответствовать

положениям закона.

Осуществление сложных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с

задействованием усилий нескольких подразделений или органов, длительной

подготовкой, организацией взаимодействия с рядом российских и иностранных

государственных органов или проведение которых связано с опасностью для

жизни лиц, участвующих в их реализации, либо с риском наступления

общественно опасных последствий, осуществляются, как правило, в рамках

специальной операции, т.е. совокупности проводимых различными субъектами

действий, согласованных по месту, времени, кругу лиц и иным обстоятельствам

(см. также комментарий к гл. III). Такие оперативно-розыскные мероприятия

проводятся, как правило, по плану, который санкционируется соответствующими

руководителями[13].

Сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскного

мероприятия и ряде других его компонентах составляют государственную тайну

(см. комментарий к ст. 12). Организация и тактика определяется

межведомственными или ведомственными нормативными актами государственных

органов, уполномоченных на проведение таких мероприятий. Оперативно-

розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы

граждан, проводятся на основании судебного решения и только при наличии

информации, указанной в ч. 2 ст. 8.

Острые оперативно-розыскные мероприятия (внедрение, контролируемая

поставка веществ и предметов, оборот которых запрещен или ограничен,

оперативный эксперимент) осуществляются на основании постановления,

утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность. Перечень категорий таких руководителей определяется приказами

руководителей ведомств, наделенных правом осуществления оперативно-

розыскной деятельности.

Оперативно-служебные документы о проведенных оперативно-розыскных

мероприятиях систематизируются в делах оперативного учета с соблюдением

требований секретного делопроизводства (см. комментарий к ст. 10).

Результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются, как правило,

оперативным работником его проводившим, справкой и (или) рапортом. В них

отражаются ход, результаты, условия проведения оперативно-розыскных

мероприятий, а также указываются лица, которые участвовали в их

осуществлении. Кроме того, в целях обеспечения доказательств целесообразно

указывать, в частности, данные (фамилия, место жительства и т. д.) тех лиц,

которые могли независимо наблюдать за ходом интересующего

правоохранительные органы события, или же те объекты материального мира, на

которых могли отразиться его следы. К справкам и (или) рапортам могут

прилагаться в качестве приложений документы, полученные в процессе

оперативно-розыскного мероприятия, фотодокументы, аудио-, видеопленки и т.

д. Справка, как правило, является документом внутреннего обращения, где

наряду с результатами, отражаются сведения об организации и тактике

проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. Рапорт как

документ, содержащий фактические данные, подтверждающие или исключающие

наличие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это

деяние, может в соответствии с правилами ст. 11 Федерального закона

представляться в органу дознания, следователю или в суд, а также, при их

соответствии требованиям ст.ст. 69, 88 и др. УПК РСФСР, использоваться в

доказывают по уголовным делам.

6. Опрос граждан — получение информации из ответов на вопросы в ходе

разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об

исследуемом событии или причастных к нему лицах. Организует опрос, как и

любое другое оперативно-розыскное мероприятие, оперативный работник. Но его

непосредственное осуществление возможно как лично им, так и по его заданию

гражданином, оказывающим содействие в проведении оперативно-розыскной

деятельности.

В процессе разговора интересующие оперативного сотрудника вопросы могут

задаться «в открытую» или маскироваться. Возможно также использование

специальных приемов выведывания. Но в любом случае участие в беседе

опрашиваемого гражданина может быть только добровольным.

Результаты беседы могут фиксироваться в рапорте и (или) справке,

сселяемых оперативным работником после беседы, к ним могут прилагаться

аудиопленки с записью разговора, даваемых опрашиваемым объяснений, которые,

однако, уголовно-процессуальных последствий не несут.

Опросы могут проводиться конфиденциально. Причем инициатива об этом

может исходить как от оперативного работника, так и от опрашиваемого лица.

Если субъекты оперативно-розыскной деятельности заинтересованы в сохранении

в тайне факта беседы или ее содержания, то об этом необходимо предупредить

гражданина до начала беседы. В случае его несогласия взять на себя

обязательства по неразглашению таких сведений в ход опроса необходимо

вносить соответствующие коррективы, вплоть до отказа от его проведения.

Опрос — самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие и его нельзя

отождествлять с процессом получения сведений от лица, осуществляющего по

заданию правоохранительных органов наблюдение за конкретными лицами или

событиями.

Опрос может проводиться в любом месте и в любой обстановке. При его

осуществлении в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи могут

использоваться открыто или с соблюдением мер конспирации технические

средства.

Успех опроса во многом зависит от подготовки к нему, которая

складывается из: определения целей опроса; ознакомления с имеющимися

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.