рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

следователь и суд признали необходимым применить такой способ проверки, как

установление обстоятельств, связанных с возникновением материального

предмета в действительности, то решающее значение при этом имеет допрос в

качестве свидетеля лица, которому известны такие обстоятельства. Никакими

другими процессуальными действиями допрос заменить нельзя.

14. Вещественными доказательствами по уголовному делу могут стать

материальные предметы, изъятые оперативными сотрудниками в ходе

осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Этот довольно непростой

вопрос нуждается в отдельном рассмотрении.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 при решении задач оперативно-розыскной

деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить

гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6,

производить при их проведении «изъятие предметов, материалов и сообщений...

в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а

также угрозы государственной, военной, экономической или экологической

безопасности Российской Федерации».

Известно, что изъятие материальных предметов и документов, связанных с

преступлением, осуществляется по возбужденному уголовному делу путем

производства следственных действий (см. ст. ст. 70, 167, 168. 178 УПК

РСФСР). В результате формируются такие виды доказательств, как вещественные

доказательства (см. ч. 2 ст. 69, ст. 83 УПК РСФСР) и иные документы (см. ч.

2 ст. 69, ст. 88 УПК РСФСР). Но теперь в связи с принятием нормы,

сформулированной в п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона, «монополии»

уголовного процесса положен конец. При ее реализации могут возникать

вопросы, разрешить которые будет не так просто. Один из них: при проведении

каких именно оперативно-розыскных мероприятий возможно изъятие предметов,

материалов и сообщений. Для практических работников предпочтительнее было

бы найти ответ на этот вопрос в самом законе.

Представляется, что изъятие материальных предметов и документов

возможно прежде всего при проведении обследования помещений, зданий,

сооружений, участков местности и транспортных средств, оперативного

эксперимента, а также конфиденциальным источником при выполнении задания

оперативного сотрудника.

В правоприменительной деятельности непременно должно соблюдаться

следующее правило: если имеются необходимые правовые предпосылки для

изъятия материальных предметов и документов способами уголовного процесса,

то совершение этих действий при производстве оперативно-розыскных

мероприятий должно признаваться недопустимым. Поэтому в ходе оперативно-

розыскной деятельности прежде всего необходимо создавать реальные условия

для решения данного вопроса именно таким путем.

Из рассматриваемой нормы Федерального закона вытекает, что изъятие

предметов, материалов и сообщений при проведении оперативно-розыскных

мероприятий возможно только тогда, когда имеются явные признаки

преступления, создающего угрозу жизни и здоровью лица, а также угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасность

России. Однако при их наличии должно возбуждаться уголовное дело, и тогда

изъятие предметов и документов будет осуществлено путем производства

соответствующих следственных действий.

Таким образом, при правильном представлении о связи оперативно-

розыскной и уголовно-процессуальной деятельности можно избегать весьма

нежелательного изъятия материальных предметов и документов при проведении

оперативно-розыскных мероприятий. Стремиться к этому нужно всегда. Однако

это не всегда возможно. Иногда возникают ситуации, когда в целях

предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также

угрозы безопасности России необходимо изъять определенные материальные

предметы (как правило, это орудия и средства совершения преступления), но

возбуждать уголовное дело и осуществлять эти действия уголовно-

процессуальным путем явно нецелесообразно, поскольку необходимо продолжить

оперативно-розыскную деятельность в целях выявления всех участников

преступной группы. Тогда изъятие предметов и материалов допустимо

оперативным сотрудником при проведении негласного обследования или

конфиденциальным источником по заданию оперативного сотрудника.

Такие предметы и материалы, связанные с преступлением, являются его

следами. Поэтому после возбуждения уголовного дела они должны быть

вовлечены в процесс доказывают по уголовному делу. Орган, осуществлявший

оперативно-розыскную деятельность, должен направить изъятые в ходе

проведения оперативно-розыскных мероприятий материальные предметы

следователю, в производстве которого находится уголовное дело. После их

осмотра и приобщения к уголовному делу материальные предметы приобретут

статус вещественных доказательств. Но сложность может возникнуть при

выполнении требования закона тщательно и всесторонне проверить полученные

вещественные доказательства (см. т. 70 УПК РСФСР). Это предполагает

раскрытие способа получения материальных предметов, т.е. содержания

конкретного оперативно-розыскного мероприятия. Лицо (лица), которое его

проводило, подлежит допросу качестве свидетеля. Совершенно очевидно, что

все это сопряжено с разглашением той стороны оперативно-розыскной

деятельности, которая составляет государственную тайну.

Следует учитывать и то, что в рассматриваемой ситуации следователю и

суду труднее будет доказывать наличие объективных связей материальных

предметов, изъятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий, с

совершенным преступлением. Преступники чаще будут отказываться от этих

предметов.

В материалах дела оперативного учета могут находиться различные

официальные документы, отвечающие всем требованиям документа в его правовом

значении. Они вполне могут быть использованы в качестве средств доказывания

по уголовным делам в уголовно-процессуальном режиме такого вида

доказательств, как иные документы (см. ч. 2 ст. 69, ст. 88 УПК РСФСР). Для

этого соответствующие документы должны быть официально направлены

следователю или истребованы им из оперативного подразделения и приобщены к

материалам уголовного дела (см. ст. 70 УПК РСФСР).

Следует отметить, что органы, осуществлявшие оперативно-розыскную

деятельность, не вправе составлять какие-либо документы с изложением в них

данных, полученных оперативно-розыскным путем, для использования их в

качестве доказательств по уголовным делам. Не вправе и следователь

составлять какие-либо справки на основании оперативных материалов.

15. В ходе оперативно-розыскной деятельности оперативные сотрудники

нередко становятся очевидцами события преступления или отдельных связанных

с ним обстоятельств. При наличии таких оснований их правомерно допрашивать

в качества свидетелей по уголовному делу, так как согласно закону в

качестве свидетеля дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому

могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по

данному делу (см. ч. 1 ст. 72 УПК РСФСР).

16. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в

доказывании по уголовным делам предполагает также использование сведений

оперативно-розыскного характера для планирования предварительного

расследования, выдвижения следственных версий и для избрания наиболее

целесообразных тактических приемов производства следственных действий.

17. Практически важным является вопрос о том, можно ли использовать

результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе по

указанным направлениям, если они получены с нарушением Федерального закона.

В гражданском, арбитражном и уголовно-процессуальном законодательстве

наряду с другими существуют санкции ничтожности. Суть их состоит в

аннулировании результатов судебных и следственных действий, проведенных с

нарушением процессуальных требований. Такими санкциями охраняются

преимущественно нормы доказательственного права. В отличие от этого

Федеральный закон не предусматривает санкций ничтожности. Они не выводятся

и путем логического анализа его нормативных предписаний, а также их

функциональных связей. В большинстве случаев нарушение требований

Федерального закона препятствует получению тех результатов, ради достижения

которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность.

Вместе с тем возможна и такая ситуация, когда нарушался закон, но само

нарушение не стало помехой для достижения значимого для уголовного процесса

результата, например обнаружения признаков преступления. Представляется,

что вывод о неправомерности принятия решения о возбуждении уголовного дела

в рассматриваемой ситуации был бы весьма сомнителен. Конечно, каждый факт

нарушения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности должен

быть установлен, тщательно проанализирован и виновное лицо (лица) должно

быть привлечено к дисциплинарной, административной, а то и к уголовной

ответственности. Однако сам факт нарушения Федерального закона не должен

повлечь аннулирование полученных результатов.

Аналогичный подход необходимо применять и при решении вопроса о

придании процессуального статуса вещественного доказательства материальному

предмету, полученному оперативно-розыскным путем с нарушением Федерального

закона. Дело в том, что данное нарушение находится за рамками уголовного

процесса и не означает нарушения предусмотренной уголовно-процессуальным

законом процедуры формирования вещественного доказательства. Правда,

существенным здесь должно быть признано то, что факт нарушения закона при

осуществлении оперативно-розыскной деятельности может стать предметом

уголовно-процессуального исследования при условии, если это необходимо для

установления достоверности вещественного доказательства.

18. Сведения, полученные оперативно-розыскным путем, которые указывают

на местонахождение лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда,

используются для задержания этих лиц, применения к ним ранее избранной меры

пресечения и доставления в орган, вынесший постановление об объявлении

розыска обвиняемого. На основании таких сведений следователь (орган

дознания, суд) выносит постановление о возобновлении производства по

уголовному делу. Они также могут служить основаниями для производства

дополнительных следственных действий.

Побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под

стражи и уклонение от отбывания наказания представляют собой

самостоятельные составы преступлений. Поэтому сведения оперативно-

розыскного характера о лицах, совершивших такие действий, служат

основаниями не только для их задержания и доставления в исправительно-

трудовые учреждения, но и для возбуждения уголовных дел и производства

следственных действий.

19. В предписании комментируемой статьи о возможности использования

результатов оперативно-розыскной деятельности для проведения оперативно-

розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию

преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих,

совершавших или совершивших, по существу, выражено требование

обоснованности проведения таких мероприятий, перечень которых предусмотрен

в ст. 6. Прежде чем производить то или иное оперативно-розыскное

мероприятие, оперативный сотрудник также должен располагать данными,

которые с определенной степенью вероятности указывали бы на возможность

достижения непосредственной цели намеченного мероприятия. Например,

необоснованно осуществлять контроль почтовых отправлений исходя из каких-то

абстрактных или интуитивных побуждений. Для принятия такого решения

необходимо иметь достаточно проверенные данные о том, что в почтовых

отправлениях конкретного лица могут содержаться сведения, необходимые для

успешного решения задач оперативно-розыскной деятельности. Такой подход

должен применяться к каждому оперативно-розыскному действию. Особенно

тщательным должен быть анализ оснований для проведения тех оперативно-

розыскных мероприятий, которые затрагивают конституционные права граждан

(обследование помещений, прослушивание телефонных переговоров и др.).

Основаниями для осуществления конкретных оперативно-розыскных

мероприятий могут служить любые данные, полученные в ходе оперативно-

розыскной деятельности. Эти первоначальные сведения о признаках

преступления, содержащиеся в письмах, заявлениях и сообщениях граждан,

должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также в средствах

массовой информации. В качестве оснований для проведения оперативно-

розыскных мероприятий могут выступать также сведения, содержащиеся в

поручениях и указаниях следователей о производстве розыскных действий,

постановлениях об объявлении розыска и приобщаемых к ним материалах и т. д.

Наконец, такими основаниями могут служить сведения, полученные в

результате проведения самих оперативно-розыскных мероприятий. Например,

сведения, полученные при опросе граждан, могут стать основаниями для

осуществления наблюдения, отождествления личности и т.д.

20. Как было сказано раньше, мотивы заинтересованных лиц получить

сведения о без вести пропавших гражданах состоят прежде всего в их желании

удостовериться в том, жив или мертв данный гражданин и признать в судебном

порядке его безвестно отсутствующим или объявить умершим. Для установления

этих юридических фактов заинтересованное лицо должно обратиться с

заявлением в суд по месту жительства заявителя. Согласно требованиям

гражданского процессуального закона в заявлении должны быть изложены

обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо

обстоятельства, угрожавшие пропавшему без нести смертью или дающие

основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Поэтому сведения о перечисленных обстоятельствах, полученные оперативно-

розыскным путем, используются заинтересованными лицами в обоснование их

заявлений в суд. Ради получения таких сведений в основном и обращаются

заинтересованные лица в органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность. Поэтому сведения оперативно-розыскного характера должны быть

достаточно полными, доброкачественными и убедительными.

21. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной

деятельности, могут служить основаниями для принятия соответствующими

должностными лицами решений об отказе в допуске конкретных лиц к сведениям,

составляющим государственную тайну; в допуске к работам, связанным с

эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и

здоровья людей, а также для окружающей среды; в допуске к участию в

оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материалам, полученным в

результате ее осуществления; в установлении или поддержании с лицом

отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных

мероприятий; в выдаче разрешений на частную детективную и охранную

деятельность. Учитывая назначение таких сведений, они должны быть тщательно

проверенными и достоверными.

Хотя в комментируемой статье прямо об этом и не сказано, но из

предписаний п. 5 ч. 2 ст. 7 вытекает, что результаты оперативно-розыскной

деятельности могут быть использованы также для принятия необходимых мер по

обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность.

Наконец, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные одним

органом, осуществляющим эту деятельность, могут быть направлены и

использованы другим государственным органом, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность. Это происходит в случаях, когда использование

полученной информации не входит в компетенцию органа, который ее получил.

Статья 12. Защита сведший об органах, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность

(1) Сведения об используемых или использованных при проведении

негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках,

методах, платах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах,

внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных

сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о

лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об

организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий

составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на

основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность.

(2) Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные

преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или

оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их

согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными

законами.

(3) Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного

мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого

решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность.

(4) Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-

розыскной деятельности, могут быть представлены органу дознания,

следователю, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, в порядке и случаях, установленных настоящим Федеральным

законом.

1. Комментируемая статья новая. Аналогичной статьи в ранее

действовавшем Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской

Федерации» не имелось.

2. Цель статьи — комплексное изложение и фиксация (в обобщенном виде)

предписаний, регулирующих отношения, которые возникают в связи с

необходимостью защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность.

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает группу

общественных отношений, возникающих по поводу организации и порядка защиты

данных об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Эти

предписания составляют основу одного из правовых институтов формирующегося

в рамках оперативно-розыскной деятельности уголовно-розыскного процесса

(см. пп. б и 7 комментария к ст. 7).

4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного

уяснения и применения ее предписаний требуется руководствоваться нормами

ряда нормативных правовых актов (см. комментарий к ст. 4 и пп. 7—9 и 13

настоящего комментария).

5. Выполнение предписаний комментируемой статьи призвано обеспечить

эффективность оперативно-розыскной деятельности в рамках производства

конкретного дела оперативного учета, а также исключить вероятное нанесение

ущерба ее участникам со стороны заинтересованных в этом лиц.

6. В части 1 комментируемой статьи конкретизирован перечень сведений,

который в соответствии с Законом о государственной тайне составляет

государственную тайну. Отнесение указанных в этом списке сведений к

государственной тайне обусловлено тем, что их распространение может нанести

ущерб интересам оперативно-розыскной деятельности, снизить ее эффективность

и таким образом поставить под угрозу безопасность России. Поэтому

государство возлагает на себя обязанность надежно защищать сведения,

составляющие государственную тайну в области оперативно-розыскной

деятельности. Такая защита предполагает создание и обеспечение надлежащего

режима получения, использования и хранения соответствующих данных, при

котором они не могли бы стать достоянием посторонних лиц. Данный режим

обеспечивается совокупностью правовых и организационных средств.

В рамках Федерального закона правовыми средствами защиты сведений,

составляющих государственную тайну, являются:

практическая реализация принципов конспирации и сочетания гласных и

негласных методов и средств (см. ст. 3);

право лица истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах,

допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения

государственной тайны (см. ч. 3 ст. 5);

непредставление судье сведений о лицах, внедренных в организованные

преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на

конфиденциальной основе (см. ч. 4 ст. 5), а также об организации и тактике

проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 3 ст. 9);

обязанность руководителей судебных органов создавать условия,

обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье

оперативно-служебных документах (см. ч 7 ст. 9);

представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу

дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления

руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (см.

ч. 3 ст 11).

Кроме того, правовые средства защиты сведений, составляющих

государственную тайну, указаны в ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст.

15, ч. 1 ст. 17 и ч. Зет. 21.

7. Ответственность за надежную защиту сведений об органах,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, лежит на руководителе

органа, осуществляющего эту деятельность (см. ч 4 ст. 20 Закона о

государственной тайне); оперативных сотрудниках, которым такие сведения

стали известны в связи с исполнением ими служебных обязанностей; органах и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.