рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

08.00.10

«Финансы, денежное обращение и кредит»

КАНДИДАТСКИЙ

ПО

ФИЛОСОФИИ

Вопросы к кандидатскому экзамену по философии на 2004 год:

1. Динамика научного знания: сущность, альтернативные модели развития

знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода

научного поиска и социальная ответственность учёного.

2. Активность сознания и особенности его проявления.

3. Аналитическая философия (Г. Фриге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

5. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты

философского мировоззрения эпохи Возрождения.

6. Бытие, субстанция, материя, природа.

7. Возникновение науки. Практика и познание. Основные функции социальной

практики и социальной теории в процессе научного познания мира.

8. Детерминация и индетермизм. Детерминизм и закономерность. Формы

детерминизма.

9. Диалектика: сущность и основные принципы. Всеобщие законы и категории

диалектики.

10. Духовная сфера общества. Понятие духовного производства.

11. Зарождение философской теоретической мысли, её социально-

культурные и природные предпосылки. Формирование восточного и

западного стилей мышления

12. Информационное общество и проблема манипулирования общественным и

массовым сознанием, сознанием человека.

13. Истоки и духовные начала философии: мифология, религия, духовный опыт,

зарождающиеся научные знания.

14. Исторический процесс: проблемы развития цивилизации.

15. Классификация наук, проблемы и критерии периодизации истории науки.

Специфика социального познания.

16. Классическая философия Средневековья. (Ф. Аквинский).

17. Конец индустриальной эпохи. Переход западной цивилизации в

индустриальную, информационно-технологическую стадию развития.

18. Космопланетарные факторы социального развития. Проблема

существования и поиска внеземных цивилизаций.

19. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии,

её место в историко-культурном развитии человечества.

20. Культура как детерминанта развития общества. Искусство - важнейший вид

духовной деятельности.

21. Материалистическая концепция истории общества К. Маркса.

22. Метафизика как форма мышления и знания. Диалектика и метафизика - два

подхода к развитию

23. Методы научного познания и их классификация.

24. Наука как социокультурный феномен. Социальные функции науки.

25. Наука как сфера духовно-теоретического освоения действительности по

производству достоверного (истинного) знания.

26. Научное знание как система, его особенности и структура. Идеалы и нормы

научного знания.

27. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное (эзотеризм) знание.

28. Общество как единая и саморазвивающаяся система.

29. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля, учение о "разумной

действительности".

30. Объективный характер законов функционирования и развития общества.

31. Основные виды бытия. Проблемы бытия в современной философии и науке.

32. Основные источники, этапы развития, реалистическое и идеально-

утопическое в социально-философской доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса.

Историческая судьба марксизма в России.

33. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика,

схоластика.

34. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Её основные школы

и направления: ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса

и др.) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм).

35. Основы трансцендентальной философии И. Канта: от теоретического к

практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания,

36. Особая роль научного познания в развитии современной цивилизации.

37. Особенности и периодизация русской философии.

38. Понятие "свобода" и его эволюция. Свобода и необходимость; свобода и

ответственность; свобода выбора.

39. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход. Формация и цивилизация.

40. Правовая сфера общества: правообразующие принципы - равенство, свобода,

справедливость. Концепции правового государства и гражданского

общества.

41. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

42. Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности и

множественности во Вселенной.

43. Проблема сознания в философии и науке. Сознание, подсознательное,

бессознательное. Интуиция и воображение.

44. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпеглер, К Маркс, А.

Тойнби, М. Вебер).

45. Проблема философского осознания исторического пути России (русская

идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

46. Пространство и время: эволюция философских и научных представлений.

47. Реальная опасность ухода Российской цивилизации с мировой арены в

историческое небытие и пути её преодоления.

48. Религия как мировоззрение и как явление культуры. Атеизм в прошлом и

настоящем, его формы.

49. Роль социальной и культурной среды в формировании личности.

50. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции преодоления и судьбы

человека в философии прошлого и настоящего времени.

51. Социально - философские воззрения Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо:

проблемы естественного права и общественного договора.

52. Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и

общественный прогресс. Проблемы исторического сознания. Идеи Н.Н.

Моисеева и коэволюции природы и общества: поиски новой парадигмы

развития общества.

53. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы,

направления, основные проблемы. Постановка и решение проблемы о

первооснове мира.

54. Социально-философские воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А.

Бердяева.

55. Социальные общности. Проблемы этносов и этнической дифференциации,,

национального самосознания и межнациональных отношений в конце XX и

начале XXI века.

56. Специфика философского знания, его роль и значение в системе познания.

Осознанность человеческого бытия.

57. Сущность марксовой теории формации. Её судьба в европейской мысли XX

века и в советском марксизме.

58. Сциентизм и антисциентизм: сравнительный анализ парадигм.

59. Теория познания в философии Нового времени.

60. Теоцентризм -системоразвивающий принцип философии Средневековья.

61. Учение о бытии, мире и человеке в античной философии. Значение

творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.

62. Философия "всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути

богочеловечества (Вл. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л.

Франк).

63. Философия "общего дела" Н.Фёдорова - представителя русского космизма.

64. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

65. Философия и наука Нового времени: эмпиризм, рационализм, методология

знания.

66. Философия и наука: единство и отличие познавательных и практических

функций.

67. Философия истории о динамизме общественного развития ( Н. Бердяев, Н

Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондросе, Ж.-Ж.

Руссо).

68. Философия истории. Направленность и смысл истории

69. Философия как методология. Конкретно-научные, общенаучные и философские

методы познания мира. Проблемы противоречий и гармонии.

70. Философия неопозитивизма и постпозитивизма.

71. Философия Платона: мир идей и мир теней; учение о душе и теле,

диалектика Платона.

72. Философия политики и её категории: политика, власть, государство.

Гражданское общество и государство.

73. Философия прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс). Взаимодействие

рационального и прагматического в философии XXI века.

74. Философия: сущность и роль в обществе. Глобальные проблемы

современности и поиски нового образца философии.

75. Философская антропология, её комплексный и междисциплинарный характер.

76. Философские проблемы экономической сферы общества: объективные

экономические законы, экономические отношения, экономические интересы.

Отношения собственности: экономический и правовой аспекты.

77. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.

78. Формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, теория,

научное предвидение.

79. Характерные черты философии Древнего Китая, особенности их проявления в

философских учениях (даосизм, конфуцианство, легизм и др.).

80. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей.

Моральные и нравственные ценности, их теоретическое обоснование в

рамках этики.

81. Человек как ядро философии. Философия в эпоху кризисов.

82. Человек, индивид, личность. Личность и массы.

83. Энциклопедизм философской системы Аристотеля.

84. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема

искусственного интеллекта.

1. Динамика научного знания: сущность, альтернативные модели развития

знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного

поиска и социальная ответственность учёного.

2. Активность сознания и особенности его проявления.

3. Аналитическая философия (Г. Фриге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).

Немецк. математик Готтлоб Фриге был одним из многочисл.

исследователей, стремившихся средствами логики усовершенствовать

математику. Но в подходе Ф. была одна важнейшая особенность: согласно его

интуиции, следовало существенно развить саму логику, создать

формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного

языка с его многочисленными недостатками. По Ф., тогдашняя формальная

логика и естественный язык страдали одним и тем же недостатком -

допущением, что все предложения имеют субъект предикатную форму.

Изобретения Ф. преобразили логику, которая получила доступ не только к

математике и различного рода формализованным языкам, но и к естественному

языку, а значит и к философии.

Англ. логик, математик и философ Бертран Рассел был убежден, что

новая логика позволит более адекватно, чем когда-либо ранее, найти

окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов

реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов. Рассел

руководствовался 3 идеями:

– Здравая философия является логикой, т.к. она начинается с

объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это -

задача логики.

– Знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно,

прежде. всего в чувственных данных.

– Он использовал свой вариант приема: предметное содержание следует

сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах чего-либо еще.

Для Р. философия совпадает с наукой, не имеющая ничего общего со

старой метафизикой.

Кульминацией 1-го этапа развития аналитической философии явилась

книга философа Людвига Витгенштейна. "Логико-философский трактат" В. более

настойчиво, чем Р. концентрирует свое внимание на языке. Мысль выражается в

языке, а значит именно язык есть граница мышления.

Есть только один мир – мир фактов, событий, который описывается

совокупностью всех естественных наук. Предложение – картина мира, она имеет

с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичным, то

его нельзя было бы представить в форме предложений. Смысл предложений

выражают факты. Все предложения являются обобщениями элементарных

предложений, которые в качествеве моделей соотносятся непосредственно с

фактами. Итак, "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано

ясно." Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Для 1 этапа аналитической философии характерны логико-лингвистический

акцент, а также пересмотр статуса философии, которые подвергается суровому

логико-лингвистическому экзамену. Философия понимается либо как наука

(Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей

(Витгенштейн). В связи с тем, что семантический позитивизм решал только

проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять

требованиям философии неопозитивизма.

ВИТГЕНШТЕИН Людвиг (1889— 1951)—философ и логик, один из создателей

аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате”

(1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”,

языка, прообразом которого для него является язык математической логики,

как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта концепция

есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире

свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении

знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой

логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-

гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в

виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему

“идеального” языка,— традиционная философия, этика и т. д.— объявляется В.

лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как

“критика языка”. Отвергая постановку вопроса об объективной реальности,

существующей независимо от “языка”, от сознания, В. приходит к солипсизму.

Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим

позитивизмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или

матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность

и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в

работе “Философские исследования* (1953), оказали воздействие на

лингвистическую философию.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его

философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к

младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии

Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь

обосновал принципы материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А

подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.

Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его

неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,

нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог

объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует

идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,

идее, понятиям - всемогущество равное божеству.

Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться

от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и

творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к

человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную

силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод

Фейербах положил в основу новой философии, которая по его мнению

превращает человека, включая и природу как его базис единственный,

универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил

антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он

сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой

выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и

человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум,

любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах делает

вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть.

Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.

Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и

взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность

различия между "я" и "ты".

Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение -

есть свобода и бесконечность.

Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и

достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.

Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не

тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот

период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие

материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от

бога, ни от философии людей.

Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к

натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит

антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он

стоит на позициях сенсуализма.

Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится

в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.

Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в

себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.

Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим

мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.

Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической

философии, материализма Маркса и Энгельса.

5. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм как специфические черты философского

мировоззрения эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения характеризуется рядом специфических

черт, которые отражают особенности появления и формирования нового типа

личности, обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом.

Здесь были гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте,

Ботичели и это далеко не полный перечень имен.

Термин Возрождения понимается в двух смыслах:

Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания

мира.

Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в

безграничные возможности человека

Возрождение как преодоление установившегося взгляда на мир, где было

провозглашено творчество Бога

Возрождение – самоценность и неповторимость человека

Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а

уважительно отнеслась к наработкам ученых предшествующих поколений, т.е.

было сохранено уважительное отношение к творческому потенциалу ученых

прошлого.

С социально-экономической точки зрения осуществляется переход от

феодального общества к капиталистическому, который предполагал освобождение

личности от феодальной, сословной зависимости.

Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с

расширением границ мореплавания, переворотом машиностроения и заменой

частнопредпринимательского труда мануфактурным.

Феодальное дворянство уступало место новой буржуазии и

способствовало формированию наций, буржуазных государств и образованию

государственных монополий.

Основными чертами Философии эпохи Возрождения являются:

Человек воспринимался, как высшая ценность, обладающая божественным

свойством разума.

Человек утверждался не только в практической деятельности, но и в

искусстве.

Личностность, индивидуальность, неповторимость были связаны со

свободой и гуманизмом.

Стремление к творческой новизне обеспечивает компромисс между

антропоцентризмом и гелиоцентризмом и между идеологией жизнеутверждения и

чувством трагичности жизни.

Утверждается пантеистическое понимание мира.

Крупнейшим мыслителем эпохи возрождения является Н. Кузанский,

(занимал пост кардинала римской католической церкви) составил

географическую карту, предложил реформу Юлианского календаря. Высказал

мысль о решении задачи о квадратуре круга и о бесконечности вселенной на

основе диалектики максимума и минимума. На взгляды Н.Кузанского большое

влияние оказал Сократ, который утверждал: «Знает по настоящему тот, кто

понимает свое незнание». В учении о бытии Н. Кузанский отрицал характерный

для Платона дуализм бытия и небытия единого и бесконечного. Единому ничего

не противоположно, оно тождественно.

Бесконечность то, больше чего ничего не может быть, это максимум.

Абсолютный максимум единственен. Это высший предел, ему ничего не

противостоит. С ним совпадает минимум, таким образом, максимум находится во

всем и раз он абсолютен, то он воздействует на все окружающее, поэтому

максимум представляет собой непоколебимую веру и его почитают как Бога.

Н.Кузанский в отличие от христианства считает Бога надприродным

существом. Бог - свернутый мир, вселенная развернутый мир. Бог заключается

во всем и является развитием всего. Бог не является абстракцией,

извлеченной из вещи посредством разума. Таким образом, по Н. Кузанскому

нельзя соединять идею Бога с вещами, но мы должны помнить о том, что все

сотворено Богом. Бог во всех вещах и как все они в нем, поэтому он

существует и во вселенной и в вещах и в человеке.

Иисус Христос, по мнению Н. Кузанского, существует соединенный с

человечностью и в человеке он пребывает максимально. Но коль он равен

всякому бытию, как в Божьем сыне, так он пребывает в лице троицы и все

существует в нем как в слове.

Н. Кузанский пытается таким образом растворить Бога в вещах и вещи в

Боге. Этот пантеизм как бы завершает философский взгляд на мир, где явно

просматривается антропоморфизм в видении Бога.

Для доказательства бесконечности бытия Кузанский использовал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.