рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

закономерностей самого познавательного процесса и т.п.

7. Философско-методологические принципы выполняют функцию

вспомогательного, производного от практики, критерия истины, о чем уже шла

речь.

II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Они широко развиваются и

применяются в науке XX.в. и представляют собой своеобразную промежуточную

методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими

положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие

понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос - одинаковый и

морфо - форма), структура, функция, система, элемент и т.д.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие

методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное

взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его

методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и

структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование.

формализация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу

своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход

философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).

III. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. совокупность способов, принципов

познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной

отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это

методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

IV. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. системы приемов, применяемых в той или

иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке

наук. Каждая фундаментальная наука, как мы уже выяснили, представляет собой

комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные

методы исследования.

V. МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ как совокупность ряда

синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания

элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на

стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная,

целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней,

сфер действий, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом

конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного

исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

НАУЧНЫМИ МЕТОДАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются НАБЛЮДЕНИЕ -

целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их

описанием и измерением), СРАВНЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ, где происходит активное

вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ чаще всего выделяют

формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы;

1. ФОРМАЛИЗАЦИЯ - отображение содержательного знания в знаковой форме

(формализованный язык). Он создается для точного выражения мыслей с целью

исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации

рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования знаками

(формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и

отношениях предметов. Формализации играет существенную роль в уточнении

научных понятий. Однако формальный метод - даже при последовательном его

проведении - не охватывает всех проблем логики научного познания (на что

уповали логические позитивисты).

2. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ построения научной теории, основанный

на некоторых исходных положениях-аксиомах (постулатах), из которых все

остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем,

посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних

формул из других) формулируются специальные правила вывода.

3. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - способ теоретического исследования,

сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между

собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об

эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции)

заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых

неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного

метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

В науке широко используются т.н. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Из них можно выделить:

1. АНАЛИЗ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части

и СИНТЕЗ - их объединение в единое целое.

2. АБСТРАГИРОВАНИЕ - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений

изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя

свойств.

3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ - мыслительная процедура, связанная с образованием

абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в

действительности ("точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и

т.п.). Данные объекты не есть "чистые фикции", а весьма сложное и очень

опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой

некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и

построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с

абстрагированием и мысленным экспериментом.

4. ИНДУКЦИЯ - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их

обобщениям в выводах) и ДЕДУКЦИЯ - восхождение процесса познания от общего

к единичному.

5. АНАЛОГИЯ (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых

сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На

основании выявленного сходства делается соответствующий вывод -

умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а,

в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно,, объект С,

возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а

вероятное знание.

6. МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод исследования определенных объектов путем

воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая

представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности

(вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом,

интересующим исследователя, должно существовать известное подобие

(сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы

моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и

знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное)

моделирование.

Методология научного познания, как и сама наука, - явление конкретно-

историческое. Что касается современного, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО этапа развития

науки, то для него характерны следующие основные МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ:

1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится

саморазвивающиеся открытые сложные "человекоразмерные системы") и усиление

роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.

2. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

Отсюда - сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами),

восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и

вненаучных подходов и т.п. Все более характерным для современной науки

становится методологический плюрализм.

3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и

методов синергетики - теории самоорганизации, ориентированной на поиск

законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы - природных,

социальных, познавательных.

4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность

(вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность,

вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих

характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой

из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке

категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.

5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое

распространение идеи развития - "историзация", "диалектизация" науки.

6. Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого

разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их

методов, все более растущее значение "антропного принципа",

устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.

7. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их

абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-

абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с ростом

значимости философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни

одна наука.

8. Повышение роли "понимающих методик" (аппарата герменевтики),

"личностных методов" (например, биографического), ценностного и

информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых

и имитационных игр, количественных и статистически-вероятных приемов и

средств познания и др.

Роль науки в развитии техники.

Понятие "ТЕХНИКА" во всем многообразии определений всегда опиралось на

греческое понимание техники как искусства, умения, мастерства. В античности

под техникой понимались и внутренняя способность человека к созидательной

деятельности, и законы самой этой деятельности, и, наконец, механизмы,

помогавшие человеку в ее продуктивном осуществлении. В этом определении

ясно просматривается связь предметов деятельности и самих ее субъектов.

Причем, имеется ввиду связь не внешняя, когда орудиям отводится только

вспомогательная роль, а на уровне акта продуктивной деятельности.

Следующей характерной чертой техники является ее СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ.

Орудия труда в эпохи штучного производства сами были произведением

искусства. Они отражали логику создателя, его индивидуальные трудовые

навыки. В этом случае социальную значимость орудию труда придавали

использованные при его создании знания и умения, выработанные

человечеством, а также "участие" самого орудия труда в производстве

социально значимого продукта.

Со времени превращения науки в непосредственную производительную силу

человечество поставило производство орудий труда на поток, создало систему

искусственных органов деятельности общества. В этой системе опредмечиваются

уже коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и

использовании природных сил. Машинное производство орудий труда позволило

говорить о формировании системы техники, которая не отвергает, наоборот,

включает в себя человека. Включает потому, что техника может существовать и

действовать только по логике человека и благодаря его потребностям.

Систему Человек-техника" традиционно относили к производительным силам

общества. Однако с развитием производства два названных компонента дополнил

третий, не менее важный - природа. позже - вся окружающая среда. Случилось

так потому, что человек создает технику по законам природы, для

производства продуктов труда использует природный материал, и, в конечном

счете, продукты человеческой деятельности сами становятся элементами

окружающей среды. В наше время последняя формируется целенаправленно по

логике потребностей человека. Таким образом, в современном понимании

технику можно определить как элемент системы, несущей на себе отпечаток ее

многочисленных закономерностей.

Теперь обратимся к рассмотрению техники с точки зрения ее активных и

пассивных проявлений. ПАССИВНАЯ ТЕХНИКА включает в себя производственные

помещения, сооружения, средства связи (дороги, каналы, мосты и др.),

средства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и

т.д.). АКТИВНУЮ ТЕХНИКУ составляют орудия труда (как ручного, так и

умственного), обеспечивающие жизнедеятельность человека (например,

протезы), аппараты управления производственными и социально-экономическими

процессами.

В истории техники можно выделить ряд этапов. В современной философской и

социологической литературе переход от одного этапа к другому принято

связывать с передачей от человека к техническим орудиям определенных

функций, с новыми способами соединения человека и технических средств.

Развитию техники способствует также трансформация природных процессов в

технологические. В этой ситуации, как метко заметил М. Хайдеггер, раньше

Рейн кормил людей и выступал одновременно объектом эстетического чувства,

сегодня же знаменитая река видится лишь производственным объектом,

поскольку ее главными задачами стали судоходство и поставка электроэнергии.

УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАВИСЯТ ОТ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Технические новшества базируются на научно-технических знаниях. Но не

следует забывать, что и техника ставит перед наукой все новые и новые

задачи. Не случайно уровень развития современного общества определяют

достижения науки и техники.

С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-

технического прогресса характерны следующие черты:

наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства,

качественно преобразуются все элементы производительных сил -

производитель, орудие и предмет труда,

интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более

эффективных видов сырья и способов его обработки;

снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации, повышения

роли информации и др.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие

вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального

образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня

затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут

позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования

часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро

массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником

сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация

высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид

производства - индустрия досуга.

С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-

технического прогресса означает создание новой базы производства (новых

технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют

"человек-техника-окружающая среда".

Таковы некоторые основные характерные черты развития современной

техники. А в чем же состоит специфика всей производственно-социальной

системы на рубеже XX-XXI вв.?

Длительное время вклад техники в цивилизацию не дискутировался. Технику

и научно-технический прогресс люди шаблонно оценивали как несомненные

достижения человеческого разума. Столь явно прагматическая оценка этих

социальных явлений не способствовала интенсивному философскому осмыслению

данных проблем, не порождала философских вопросов. Зато художественное

восприятие техники и научно-технического прогресса не выглядело столь

благостным. Здесь, видимо, решающую роль сыграло не рациональное

осмысление, а интуиция.

Так какие же конкретные социальные вопросы подняли ученые и философы,

когда активно взялись за рассмотрение этой темы? Что взволновало и

озаботило их?

Они установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии

цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека,

связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на

экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных

достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно

всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и

зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе

традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для

человечества нуждается в серьезной корректировке.

Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают самый широкий

спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях:

техника и практическая деятельность человека и социальные проблемы техники

и научно-технического прогресса. В этот круг проблем включаются, в

частности, исследование взаимозависимости инженерного и социального

аспектов современной техники, показ ев всеобъемлющего характера,

эвристической и прикладной функций.

Современное производство превращает природу в рабочее место человека,

природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы

определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в

технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая

новую систему "человек-техника-окружающая природа", оно скорее

руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических

катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера

биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность

сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не

срабатывает.

Не только природа должна быть представлена как динамичная система, но и

человек, взаимодействующий с ней через технику, должен быть включен в

целостность более высокого порядка.

Существование человека в органическом единстве с окружающей средой можно

описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но

она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше

время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он

должен приспособиться к плодам своей деятельности, т.е. реализовать процесс

самоадаптации, который приобретает сегодня доминирующий характер.

Развиваются техника и технологии воздействия на окружающую среду, а также

технологии самоадаптации, т.е. формируется культура жизни в созданной

человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник

развития. Таким источником для человека становится еще и его

саморазвивающаяся культура.

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее

институционном выражении), техника и социальные технологии представляют

собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через

человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы

техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии

историзма и целостности.

70. Философия неопозитивизма и постпозитивизма.

ПОЗИТИВИЗМ (лат positivus — положительный) — направление философии,

объявляющее единственным источником истинного, действительного знания

конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность

философского исследования Возникновение позитивизма было своеобразной

реакцией на неспособность спекулятивной философии (например, нем

классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся

развитом наук Впадая в др крайность, позитивизм вовсе отверг теоретическую

спекуляцию, умозрение как средство получения знаний Проблемы, понятия и

положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т.п.), которые

в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены

посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла. Сам

позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической»

(«позитивной») философии, построенной по подобию эмпирических наук и

являющейся их методологией. Одним из главных принципов этой методологии

явился феноменализм: научные теории и законы были истолкованы как лишь

обобщения эмпирических фактов, в соответствии с чем задачей науки было

объявлено чистое описание фактов, а не объяснение их. Но сам позитивизм не

избежал участи прежней философии, ибо его собственные главные положения

(отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной

проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем позитивизма был

Конт, который ввел и термин «позитивизм». Исторически выделяют три этапа в

развитии позитивизма. Представители первого этапа — Конт, Э Литтре, П

Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия) Наряду с проблемами гносеологии

(закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) главное место

отводилось социологии (преобразование общества на базе науки — Конт,

органическая теория общества — Спенсер) Возникновение второго этапа

позитивизма — эмпириокритицизма — относится к 70—90-м г.г. 19 в и связано с

именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания

объективно-реальных предметов, которого еще придерживались представители

раннего позитивизма. (эмпириокритицизм – все есть так или иначе

организованный опыт. При этом физический мир – это коллективно и социально

организованный опыт, а психическое – опыт, организованный индивидуально.

Эмпириокритицизм отождествляет общественное бытие с общественным сознанием,

защищая идеализм в истории.) В махизме проблемы познания истолковывались с

позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм Возникновение и

формирование новейшего позитивизма , или неопозитивизма, связано с

деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик, Франк, и др ) и

берлинского Об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, Ф Крауз и др ),

объединявших в себе многие направления логический атомизм. логический

позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм,

прагматизм) Оси место на этом третьем этапе позитивизма занимают

философские проблемы языка, символической логики, структуры научного

исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления

позитивизма пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.