рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

- перед всеми стоит необходимость разумного выбора пути. Следует

предусмотреть назревающие противоречия, возможные конфликты, препятствия

для их преодоления. Нужна солидарность социальных сил всех стран. Насущно

необходимо появление нетрадиционных идеологий и небанальных подходов.

Стратегия человечества на XXI в. - только в наметках. Глобальная

ситуация в них предстает полем открытых возможностей. Поэтому все чаще

звучит призыв: "Действовать локально, мыслить глобально". Жизнь

континентов, регионов, отдельных государств сейчас соотносится с

планетарной шкалой.

Мы глядим в лицо новой Цивилизации и задаем себе вопрос за вопросом:

Как и какой она сложится? Расцвет или упадок? Торжество разума или

бездумная и безвольная гибель? Экспансия в Галактику или замыкание в

становящейся малонадежной биосфере Земли? Развитие в каких-то новых формах

демократических установлений или торжество неорабовдадельческой мегамашины?

Эти и многие другие вопросы решить можно только на уровне складывающегося

общепланетарного интеллекта.

Глобальные проблемы современности

Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней - все еще сохраняющаяся

УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак "судного дня", "омницида", уничтожения

всех и вся еще бродит по планете. Возможности возникновения "всесжигающего

пламени" и последующей "ядерной зимы" отнюдь не абстрактны, у них есть

зримые черты.

Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов

подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не

ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько

процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может

растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и

бывшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных

боеголовок.

К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к

производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других

государств. Нарастает опасность обладания ядерным оружием безответственных

политических авантюристов и даже криминальных элементов.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения

ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза

слепой технологической случайности - "чернобыльского варианта". Кстати,

причина катастрофы на Припяти до сих пор не установлена. Есть немало

версий, но они - еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история,

когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не

дает. Это особенно тревожит, если учесть, что на планете сейчас

насчитывается более 430 действующих атомных электростанций, их количество

увеличивается. Восстановила свою АЭС Армения. 15 новых атомных станций

намерен ввести в эксплуатацию Китай.

ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА.

Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы?

В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может

полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических

ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит "коллапс" -

резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие,

скоротечную гибель населения планеты.

Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в

атмосфере, нарастании "парникового эффекта", расползании озоновых дыр,

безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 млрд.

200 млн. землян испытывают острую нехватку питьевой воды. Интенсивное

сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут

естественно восстановиться. Биологи фиксируют ежедневную потерю 150 видов

животных и растений. По прогнозам Станислава Лема в XXI в. практически

вымрут все дикие животные. Когда же может наступить такой "коллапс"?

Предсказывают сроки от 2-3-х десятков лет до столетия. Но дело даже не

в сроках: все сведущие люди, осознавшие жесткость ситуации, согласны, что

без принятия мер глобального масштаба он неотвратим.

Среди этих мер называют, в частности, ограничение прироста

народонаселения. Сегодня он составляет до 83 млн. человек в год. Причем,

появляются на белый свет вначале не "рабочие руки", а "рты". Поэтому

неконтролируемый рост населения, особенно в "развивающихся" странах,

подрывает ресурсную базу, стремительно принижает нас к максимально

допустимым нагрузкам на природную среду. Из других мер особого внимания

заслуживает необходимость

решения проблемы загрязнения жизненной среды ксенобиотиками

(веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загрязнение

нарастает. В зону опасности попала сфера нашего общечеловеческого

достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида. Вывод один:

надо говорить с Природой на понятном ей языке.

Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической

проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не более, опасен

и трагичен, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что

ответить на него невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и

политике, в сознании лидеров и миллионов рядовых людей.

ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - ОПАСНОСТЬ. НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ТЕЛЕСНОСТЬЮ. Под домокловым мечом находится не только "внешняя" природа, та

экологическая ниша, в которой мы живем, но и "внутренняя": наш организм,

плоть, человеческая телесность. Тело - вещь не шутейная. Мы с ним приходим

в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело

доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами.

Телесное здоровье - всегда на одном из первых мест в системе человеческих

ценностей.

И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков,

медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как

вида, деформации его телесных основ. В частности, не исключена возможность

ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств

в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих

популяций. Под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и

личных стрессов повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного

аппарата человека.

Уже есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово "СПИД" все

чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество,

есть первая в истории глобальная пандемия (повальная эпидемия), сеющая

смерть не в одной стране, а по всему миру. Ряд исследователей полагает, что

это не просто болезнь, а некий этап в биологическом существовании рода

людей. Он связан с их необузданным массовым вторжением в природные основы

собственного бытия. СПИД сегодня - уже не медицинская, а подлинно

общечеловеческая проблема.

Океан химических веществ, в который погрузилась наша повседневная

жизнь, резкие изменения в политике и зигзаги в экономике - все это

действует на нервную систему, воспроизводительные способности и

соматические проявления миллионов людей. Налицо в ряде регионов признаки

физического вырождения, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание

наркомании, алкоголизма.

Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ, не менее страшная ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - КРИЗИС

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ. Практически все светские и религиозные, глобальные

и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-

нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные

запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во

многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить

прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.

Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических

концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно

охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога,

беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания. Один из

влиятельных американских философов Ричард Рорти весной 1995 г. в Институте

философии РАН поведал о том, что в американском философском сообществе все

настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни

малейшего представления, каким оно должно быть.

Нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нити

масштабного миросозидающего характера. Производство вдохновляющих символов

и призывов как-то споткнулось и захлебнулось. Иногда говорят, что из XIX

столетия к нам пришли две идеи, достойные быть названными идеями века

(понимая, что это сильное упрощение, все же условно с ним согласимся). Одна

идея - социалистическая, другая - научно-технологическая. Считалось, что,

опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту

жизни, утвердят свободу и достоинство личности.

Обе эти идеи сейчас - в руинах. И та, и другая столкнулись с границами,

поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия.

Благородна была давняя мечта людей об обществе справедливости,

реального социального равенства, высокого человеческого достоинства,

удовлетворения всех запросов - духовных и материальных. Это идея

социализма, идея коммунистического преобразования. Но увы. Не говоря уже об

ее уродливом искажении в нашей стране и ряде других стран, пошедших за

нами, она оказалась внутренне уязвима, ибо девиз коммунизма "каждому по

потребностям" не мог опереться на реалии жизни. Мечта Маркса о "потоке

богатства" для всех осталась на уровне благодушных надежд.

Есть простой расчет: если стандарт потребления 4 млрд. аутсайдеров

поднять до уровня уже упоминавшегося нами "золотого миллиарда", то за 50

лет надо в 2 раза увеличить потребление всех ресурсов и в 500 раз -

производство энергии. При этом не надо забывать, что человечество к 2030 г.

удвоится. Биосфера планеты при существующих технологиях и потребительных

ориентациях этого просто не выдержит. Да при нынешней технической

оснащенности производства это и невозможно.

То же относится и к технократическому оптимизму, к идее о величии

технического прогресса. Признано всеми, что техника несет в себе не только

благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в таком состоянии, что

опираться на них трудно. Можно (да и должно) спорить о том, имеют ли они

будущее, а если "да", то в какой модификации. В архив сдавать их не

следует, но и полагаться на них как-то опасно.

Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость,

технократическая - экономическую эффективность. Их состыковка, сопряжение,

органическое объединение сегодня не удается. А новых ярких, принципиальных,

объединяющих идей наш век не породил. И все человечество сейчас в каком-то

идейном вакууме. Такова судьба светских, научных и философско-

социологических идей.

А мировые да и местные религии, или эзотерические учения западных и

восточных оттенков, как им и положено, зовут в "мир иной". Однако несмотря

на обилие неорелигий (типа "мунизма" или "бахаизма"), многоликого

сектантства в мировых религиях, принципиально новых идей нет. Все это лишь

перелицовка традиционалистских, канонических положений, пришедших из

прошлого, подчас очень давнего. Динамика резких глобальных исторических

сдвигов приводит иногда к потере ориентации, краху святынь, духовному

опустошению.

Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их

нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный

пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и

надежды. Пусть робкие, но все же надежды, предпосылки преодоления

глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской

угрозы человечеству.

ПЕРВАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ),

БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Важно подчеркнуть, что именно она создает

объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и

экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой

телесностью.

ВТОРАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - УТВЕРЖДЕНИЕ СМЕШАННОЙ РЫНОЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО

ЗАЩИЩЕННОЙ ЭКОНОМИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНВЕРГЕНТНОГО ТИПА КАК ДОМИНИРУЮЩЕГО

ТИПА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. Эта форма экономических отношений будет

способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов,

гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью

и социальной справедливостью. Направление общего поиска оптимального

хозяйственного устройства, соотношение плана и рынка в основных чертах уже

определились. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению

глобальных проблем.

ТРЕТЬЯ ПРЕДПОСЫЛКА - СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕНАСИЛИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО

СОГЛАСИЯ во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных

отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными

спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые

события.

Оставаясь на почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь

людская проливается, ненависть слепит и "образ врага" не исчезает. Однако с

немалыми издержками, через отступления и остановки идея перехода от культа

силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений пробивает себе

дорогу. Термины "консенсус", "переговорный процесс", "компромисс"

становятся постоянными в международной и внутренней политике. И это

ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой)

возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие "разборки".

ЧЕТВЕРТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (ОЙКУМЕНИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ

ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми

издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и

социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный

менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать этот процесс нередки.

Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления

церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры

стремятся найти точки соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются.

Они еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление

фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости

(толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как

условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

ПЯТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА - ЭТО МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ при

сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне сохранения

самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются

международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о

"непроницаемости" и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа

жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние

довлеют над заскорузлой замкнутостью.

Разумеется, всплеск "этничности", националистических страстей

продолжают сотрясать человеческий род, но, думается, что это - уродливый

зигзаг истории. Есть основания предполагать, что он недолговечен.

Устремленность к единству будет довлеть. Полифония самобытного и

общечеловеческого, их оптимальная связь пробьет себе дорогу.

ШЕСТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА (последняя по счету, ,но не по значимости) -

НАМЕЧАЮЩИЕСЯ ПРОРЫВЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОИСКА. Иногда даже

говорят, что мы - в преддверии интеллектуальной революции. Речь идет о

поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей противоречий,

но обращающей внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей,

их интегрирование в многомерную целостность.

Завершая обозрение предпосылок преодоления глобальных кризисных

коллизий, скажем о необходимости конструирования глобальной этики,

универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую

солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин сухо-

рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не

помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к

всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть

отведены, а надеждам не суждено будет осуществиться. Таковы основания для

выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

75. Философская антропология, её комплексный и междисциплинарный характер.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - одна из самых важных в философии. Особенно

актуальна она в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро

встает вопрос о смысле и цели существования каждого человека. Именно такой

переход переживает сегодня отечественная история. Однако чтобы полнее

осознать современное состояние философской антропологии, необходимо

ознакомиться, хотя бы вкратце, с ее историческим развитием.

Начало западноевропейской философской традиции вообще и философской

антропологии, в частности, положила античная Греция. Первоначально человек

в древнегреческой философии существовал не сам по себе, а лишь в системе

определенных отношений, воспринимавшихся как АБСОЛЮТНЫЙ ПОРЯДОК И КОСМОС.

Он жил в едином, нераздельном мире со всей своей природной и социальной

средой, неодушевленными предметами, животными и богами. Даже боги

находились внутри космоса и являлись для людей реальными действующими

лицами. Человек мыслился как микрокосм, являвшийся отражением макрокосмоса,

который понимался как живой организм. Именно так смотрели на человека

представители милетской школы, стоявшие на позициях ГИЛОЗОИЗМА. Они

отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность

универсума.

В средневековье человек рассматривался прежде всего как часть мирового

порядка, установленного Богом. А представление о нем сводилось к тому, что

человек есть "образ и подобие Бога". Реально, значит, человек из-за своего

грехопадения внутренне был раздвоен. Поэтому он рассматривался как единство

божественной и человеческой природы, воплощенное в личности Христа.

В социальном плане средневековый человек провозглашался пассивным

участником божественного порядка и являлся существом тварным и ничтожным по

отношению к Богу. Главная его задача состояла в том, чтобы приобщиться к

Богу и спастись в день Страшного суда. Поэтому вся драма человеческой

истории выражалась в формуле: грехопадение-искупление. Отвечать за свои

поступки перед Богом каждый человек должен был сам.

Философская антропология Нового времени формировалась под влиянием

зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой

культуры, получившей название ГУМАНИЗМА. Если мыслители средневековья

решали проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи

Возрождения и Нового времени ставила его на земную основу и на этой почве

пыталась решить антропологические проблемы. Она отказалась от учения об

изначальной греховной сущности человека и утверждала его естественное

стремление к добру, счастью и гармонии. Философы этого времени не отрицали

Бога полностью, но делали своим знамением не его, а человека. Критикуя

христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали,

что человек от природы, от дня своего рождения добр и негреховен.

Однако под влиянием частного интереса представления о человеке, мотивах

его поведения и жизненных установках менялись. В сочинениях мыслителей все

отчетливее зазвучали мотивы индивидуализма, эгоизма и уталитаризма. Не

случайно ранний МАРКСИЗМ занялся анализм процесса дегуманизации,

наблюдавшегося в капиталистическом обществе. Молодой Маркс исследовал

причины отчуждения человека от общества, искал пути его преодоления,

восстановления человеческого достоинства, полной реализации его интересов.

Приоритетным становился не человек, а общество.

Эта позиция содержала в себе достаточно справедливого и относительно

истинного. Ибо ясно, что человек как таковой только тогда становится

человеком, когда он вступает в многочисленные и постепенно умножавшиеся

связи: сначала со своей семьей, затем - со сверстниками, становится членом

каких-то социумов: наций, государств и др. Однако подобная точка зрения не

бесспорна, в ней заметна односторонность и, следовательно, опасность.

Социализация человека, вплоть до его "обобществления", включенность без

остатка в общественные связи и отношения грозит утратой его личности и

индивидуальности. Получается, что человек не первичен, а производен и

вторичен по отношению к обществу. Неповторимость, уникальность и

самосознание его теряются. Человека начинают рассматривать уже не как цель,

а как средство ее достижения. Цель же все больше социализируется,

направляется на общество, государство. Отсюда прямая дорога к концепции

"винтика", когда человек предстает перед нами как одна из многочисленных

деталей сверхчеловеческого, государственного механизма. При этом

получается, что не государство существует для человека, а человек - для

государства и общества.

На объяснение ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА значительное влияние

оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней мы находим вывод о том, что

человек как биологический вид своими родословными корнями уходит к

обезьяноподобным предкам. После смерти ученого находки ископаемых

обезьянолюдей подтвердили справедливость такого объяснения.

Однако Дарвин не ответил на вопрос, что именно послужило причиной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.