рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности

(вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом,

интересующим исследователя, должно существовать известное подобие

(сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы

моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и

знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное)

моделирование.

Методология научного познания, как и сама наука, - явление конкретно-

историческое. Что касается современного, ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО этапа развития

науки, то для него характерны следующие основные МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ:

1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится

саморазвивающиеся открытые сложные "человекоразмерные системы") и усиление

роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.

2. Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

Отсюда - сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами),

восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и

вненаучных подходов и т.п. Все более характерным для современной науки

становится методологический плюрализм.

3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и

методов синергетики - теории самоорганизации, ориентированной на поиск

законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы - природных,

социальных, познавательных.

4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность

(вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность,

вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих

характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой

из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке

категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.

5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое

распространение идеи развития - "историзация", "диалектизация" науки.

6. Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого

разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их

методов, все более растущее значение "антропного принципа",

устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.

7. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их

абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-

абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с ростом

значимости философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни

одна наука.

8. Повышение роли "понимающих методик" (аппарата герменевтики),

"личностных методов" (например, биографического), ценностного и

информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых

и имитационных игр, количественных и статистически-вероятных приемов и

средств познания и др.

Роль науки в развитии техники.

Понятие "ТЕХНИКА" во всем многообразии определений всегда опиралось на

греческое понимание техники как искусства, умения, мастерства. В античности

под техникой понимались и внутренняя способность человека к созидательной

деятельности, и законы самой этой деятельности, и, наконец, механизмы,

помогавшие человеку в ее продуктивном осуществлении. В этом определении

ясно просматривается связь предметов деятельности и самих ее субъектов.

Причем, имеется ввиду связь не внешняя, когда орудиям отводится только

вспомогательная роль, а на уровне акта продуктивной деятельности.

Следующей характерной чертой техники является ее СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ.

Орудия труда в эпохи штучного производства сами были произведением

искусства. Они отражали логику создателя, его индивидуальные трудовые

навыки. В этом случае социальную значимость орудию труда придавали

использованные при его создании знания и умения, выработанные

человечеством, а также "участие" самого орудия труда в производстве

социально значимого продукта.

Со времени превращения науки в непосредственную производительную силу

человечество поставило производство орудий труда на поток, создало систему

искусственных органов деятельности общества. В этой системе опредмечиваются

уже коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и

использовании природных сил. Машинное производство орудий труда позволило

говорить о формировании системы техники, которая не отвергает, наоборот,

включает в себя человека. Включает потому, что техника может существовать и

действовать только по логике человека и благодаря его потребностям.

Систему Человек-техника" традиционно относили к производительным силам

общества. Однако с развитием производства два названных компонента дополнил

третий, не менее важный - природа. позже - вся окружающая среда. Случилось

так потому, что человек создает технику по законам природы, для

производства продуктов труда использует природный материал, и, в конечном

счете, продукты человеческой деятельности сами становятся элементами

окружающей среды. В наше время последняя формируется целенаправленно по

логике потребностей человека. Таким образом, в современном понимании

технику можно определить как элемент системы, несущей на себе отпечаток ее

многочисленных закономерностей.

Теперь обратимся к рассмотрению техники с точки зрения ее активных и

пассивных проявлений. ПАССИВНАЯ ТЕХНИКА включает в себя производственные

помещения, сооружения, средства связи (дороги, каналы, мосты и др.),

средства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и

т.д.). АКТИВНУЮ ТЕХНИКУ составляют орудия труда (как ручного, так и

умственного), обеспечивающие жизнедеятельность человека (например,

протезы), аппараты управления производственными и социально-экономическими

процессами.

В истории техники можно выделить ряд этапов. В современной философской и

социологической литературе переход от одного этапа к другому принято

связывать с передачей от человека к техническим орудиям определенных

функций, с новыми способами соединения человека и технических средств.

Развитию техники способствует также трансформация природных процессов в

технологические. В этой ситуации, как метко заметил М. Хайдеггер, раньше

Рейн кормил людей и выступал одновременно объектом эстетического чувства,

сегодня же знаменитая река видится лишь производственным объектом,

поскольку ее главными задачами стали судоходство и поставка электроэнергии.

УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАВИСЯТ ОТ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Технические новшества базируются на научно-технических знаниях. Но не

следует забывать, что и техника ставит перед наукой все новые и новые

задачи. Не случайно уровень развития современного общества определяют

достижения науки и техники.

С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-

технического прогресса характерны следующие черты:

наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства,

качественно преобразуются все элементы производительных сил -

производитель, орудие и предмет труда,

интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более

эффективных видов сырья и способов его обработки;

снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации, повышения

роли информации и др.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие

вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального

образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня

затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут

позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования

часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро

массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником

сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация

высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид

производства - индустрия досуга.

С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-

технического прогресса означает создание новой базы производства (новых

технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют

"человек-техника-окружающая среда".

Таковы некоторые основные характерные черты развития современной

техники. А в чем же состоит специфика всей производственно-социальной

системы на рубеже XX-XXI вв.?

Длительное время вклад техники в цивилизацию не дискутировался. Технику

и научно-технический прогресс люди шаблонно оценивали как несомненные

достижения человеческого разума. Столь явно прагматическая оценка этих

социальных явлений не способствовала интенсивному философскому осмыслению

данных проблем, не порождала философских вопросов. Зато художественное

восприятие техники и научно-технического прогресса не выглядело столь

благостным. Здесь, видимо, решающую роль сыграло не рациональное

осмысление, а интуиция.

Так какие же конкретные социальные вопросы подняли ученые и философы,

когда активно взялись за рассмотрение этой темы? Что взволновало и

озаботило их?

Они установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии

цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека,

связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на

экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных

достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно

всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и

зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе

традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для

человечества нуждается в серьезной корректировке.

Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают самый широкий

спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях:

техника и практическая деятельность человека и социальные проблемы техники

и научно-технического прогресса. В этот круг проблем включаются, в

частности, исследование взаимозависимости инженерного и социального

аспектов современной техники, показ ев всеобъемлющего характера,

эвристической и прикладной функций.

Современное производство превращает природу в рабочее место человека,

природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы

определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в

технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая

новую систему "человек-техника-окружающая природа", оно скорее

руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических

катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера

биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность

сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не

срабатывает.

Не только природа должна быть представлена как динамичная система, но и

человек, взаимодействующий с ней через технику, должен быть включен в

целостность более высокого порядка.

Существование человека в органическом единстве с окружающей средой можно

описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но

она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше

время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он

должен приспособиться к плодам своей деятельности, т.е. реализовать процесс

самоадаптации, который приобретает сегодня доминирующий характер.

Развиваются техника и технологии воздействия на окружающую среду, а также

технологии самоадаптации, т.е. формируется культура жизни в созданной

человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник

развития. Таким источником для человека становится еще и его

саморазвивающаяся культура.

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее

институционном выражении), техника и социальные технологии представляют

собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через

человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы

техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии

историзма и целостности.

27. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное (эзотеризм) знание.

28. Общество как единая и саморазвивающаяся система.

Понятие "общность", "общество", "социальный" чрезвычайно распространены,

хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным.

ОБЩНОСТЬ определяется как форма совместного бытия или взаимодействия

людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы

семья и народ.

ОБЩЕСТВО понимается как продукт целенаправленной и разумно

организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не

на основе общности, а на совместных интересах и договоре.

Латинский глагол "СОЦИО" означает соединить, объединить, затевать

совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия "общество" -

общность, союз, сотрудничество. Но не всякая общность людей является

обществом, однако любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся

общность.

Понятие "общество" следует отличать от понятий "народ", "нация" и

"государство". НАРОД - это форма общности людей, связанных прежде всего

языком и культурой, а также происхождением. НАЦИЯ - это форма организации

жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с

государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями

людей. ГОСУДАРСТВО - основанная на праве и законе форма организации жизни

народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации.

Разумеется, что все эти понятия взаимно пересекаются и обусловливают

понимание друг друга.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить характер

закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный

"организм". В принципе выделяются ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА к объяснению этих

связей и закономерностей:

Первый может быть обозначен как НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ. Суть его в том, что

человеческое общество рассматривается в качестве естественного продолжения

закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса.

Общество в этом случае предстает как высшее, но далеко не самое "удачное" и

устойчивое образование. Предполагается, в частности, что оно может изменить

форму своего бытия, "уйти" в Космос и там начать новый виток своей

эволюции.

Другой подход может быть назван "ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМ". Здесь сущность

связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех

или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров

существования теократических государств, где единство обеспечивается одной

верой, которая тем самым становится государственной религией.

Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной

идеологии, которая выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором

этих идей выступал обычно религиозный лидер или "вождь" нации и народа, а

те или иные исторические действия (войны, реформы и т.д.) зависели от воли

этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную

систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским

анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в

соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но

имеют самодовлеющий, определяющий характер.

Все способы объяснения общества имеют нечто общее, а именно

представление о СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ данного феномена и ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ

его саморазвития.

Общество как целостная саморазвивающаяся система.

При изучении данной проблемы выделяются два основных аспекта: структура

общества и его изменение.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, как и всякая природная структура, включает в себя не

только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма

индивидов. Оно включает в себя РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют

людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как

совокупности людей и их взаимоотношений.

Если отдельных людей и их разнообразные объединения обнаружить нетрудно,

то СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ увидеть сложнее, ибо они носят как бы

бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль этих незримых

отношений была понята не сразу. В ее оценке немало предрассудков

сохраняется и сегодня. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм

(или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

С точки зрения СОЦИАЛЬНОГО НИГИЛИЗМА существуют только отдельные люди,

индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не

существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное

слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода

является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей

и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив, общество

не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем

индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и

ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики,

"моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как

ноги и руки человека являются частями его тела. При последовательном

проведении эта точка зрения порождает тоталитаризм, подчиняющий себе

личность полностью, регулирующий все моменты ее жизни, вплоть до

мельчайших.

Оба этих предрассудка, особенно тоталитаризм, послужили идейным

источником многих страданий и бед, что лишний раз свидетельствует,

насколько опасными могут быть философские, мировоззренческие и

идеологические заблуждения.

Современная философия рассматривает человеческое общество как

совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и

элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому

общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

От других природных систем, в том числе физических и биологических,

общество отличается своей особой сложностью и имеет ряд признаков:

1) МНОЖЕСТВЕННОСТЬ составляющих общество элементов, подсистем, их

функций, связей и взаимоотношений,

2) разнородность, РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ социальных элементов, среди

которых, наряду с материальными, имеются и идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникальность ее главного

элемента - ЧЕЛОВЕКА, обладающего возможностью свободного выбора форм и

способов своей деятельности, поведения. Это придает развитию общества

большую степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости.

По мере выявления философской мыслью сложности и многообразия

общественной жизни философы все настойчивее стремились отыскать какое-то

общее основание, общий знаменатель, к которому можно было бы свести это

многообразие. После долгих дискуссий они в конце концов пришли к общему

выводу: все внешне многообразные явления общественной жизни представляют в

сущности ту или иную разновидность СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Это как

бы скрытая, тайная сущность, первооснова, субстанция всего социального.

Однако при всем исключительном значении феномена человеческой

деятельности в социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а

тем более абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на

человеческой деятельности, тем не менее не сводится к ней. Наличие у

социальной системы этой единой основы исключает представление о ее

многомерности, сложности. Поэтому социальную систему можно понять не только

как совокупность отдельных видов деятельности, но и как совокупность

отдельных социальных групп или как СТРУКТУРУ связывающих эти группы и

организации отношений.

Так, в качестве относительно самостоятельного предмета изучения может

быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (семья, род, племя, нация, класс, сословия,

касты и т.п.). Может быть также специально выделена и рассмотрена СТРУКТУРА

СВЯЗЕЙ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ОТНОШЕНИЙ между людьми по крупным сферам

жизнедеятельности общества, таким, как экономическая, политико-правовая,

духовная, нравственная, религиозная, эстетическая. Могут рассматриваться

как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношениями между самими

этими сферами.

Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в нем

многообразных ИНСТИТУТОВ (различного рода производственные предприятия,

учреждения культуры и здравоохранения, центральные и местные органы власти

и др.), обеспечивающих устойчивость социальных отношений.

Допустим и иной универсальный, СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ

СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА как состоящей из отдельных личностей; из отдельных

коллективов, малых групп; из больших социальных групп и их организаций; из

отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных

объединений и организаций. При таком подходе каждый представитель любого из

рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента более сложной

структурной организации. Причем, каждый элемент структуры находится в

системе многообразных связей друг с другом как вертикальных, так и

горизонтальных.

Анализ перечисленных многообразных элементов социальной системы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.