рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

становится методологический плюрализм.

3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и

методов синергетики - теории самоорганизации, ориентированной на поиск

законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы - природных,

социальных, познавательных.

4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность

(вид взаимодействий, лишенный конечной устойчивой формы), схоластичность,

вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., выражающих

характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой

из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке

категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.

5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое

распространение идеи развития - "историзация", "диалектизация" науки.

6. Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого

разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их

методов, все более растущее значение "антропного принципа",

устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.

7. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их

абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-

абстрактных методов познания. Этот процесс тесно переплетается с ростом

значимости философских методов, без которых сегодня не может обойтись ни

одна наука.

8. Повышение роли "понимающих методик" (аппарата герменевтики),

"личностных методов" (например, биографического), ценностного и

информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых

и имитационных игр, количественных и статистически-вероятных приемов и

средств познания и др.

Роль науки в развитии техники.

Понятие "ТЕХНИКА" во всем многообразии определений всегда опиралось на

греческое понимание техники как искусства, умения, мастерства. В античности

под техникой понимались и внутренняя способность человека к созидательной

деятельности, и законы самой этой деятельности, и, наконец, механизмы,

помогавшие человеку в ее продуктивном осуществлении. В этом определении

ясно просматривается связь предметов деятельности и самих ее субъектов.

Причем, имеется ввиду связь не внешняя, когда орудиям отводится только

вспомогательная роль, а на уровне акта продуктивной деятельности.

Следующей характерной чертой техники является ее СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ.

Орудия труда в эпохи штучного производства сами были произведением

искусства. Они отражали логику создателя, его индивидуальные трудовые

навыки. В этом случае социальную значимость орудию труда придавали

использованные при его создании знания и умения, выработанные

человечеством, а также "участие" самого орудия труда в производстве

социально значимого продукта.

Со времени превращения науки в непосредственную производительную силу

человечество поставило производство орудий труда на поток, создало систему

искусственных органов деятельности общества. В этой системе опредмечиваются

уже коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и

использовании природных сил. Машинное производство орудий труда позволило

говорить о формировании системы техники, которая не отвергает, наоборот,

включает в себя человека. Включает потому, что техника может существовать и

действовать только по логике человека и благодаря его потребностям.

Систему Человек-техника" традиционно относили к производительным силам

общества. Однако с развитием производства два названных компонента дополнил

третий, не менее важный - природа. позже - вся окружающая среда. Случилось

так потому, что человек создает технику по законам природы, для

производства продуктов труда использует природный материал, и, в конечном

счете, продукты человеческой деятельности сами становятся элементами

окружающей среды. В наше время последняя формируется целенаправленно по

логике потребностей человека. Таким образом, в современном понимании

технику можно определить как элемент системы, несущей на себе отпечаток ее

многочисленных закономерностей.

Теперь обратимся к рассмотрению техники с точки зрения ее активных и

пассивных проявлений. ПАССИВНАЯ ТЕХНИКА включает в себя производственные

помещения, сооружения, средства связи (дороги, каналы, мосты и др.),

средства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и

т.д.). АКТИВНУЮ ТЕХНИКУ составляют орудия труда (как ручного, так и

умственного), обеспечивающие жизнедеятельность человека (например,

протезы), аппараты управления производственными и социально-экономическими

процессами.

В истории техники можно выделить ряд этапов. В современной философской и

социологической литературе переход от одного этапа к другому принято

связывать с передачей от человека к техническим орудиям определенных

функций, с новыми способами соединения человека и технических средств.

Развитию техники способствует также трансформация природных процессов в

технологические. В этой ситуации, как метко заметил М. Хайдеггер, раньше

Рейн кормил людей и выступал одновременно объектом эстетического чувства,

сегодня же знаменитая река видится лишь производственным объектом,

поскольку ее главными задачами стали судоходство и поставка электроэнергии.

УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАВИСЯТ ОТ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Технические новшества базируются на научно-технических знаниях. Но не

следует забывать, что и техника ставит перед наукой все новые и новые

задачи. Не случайно уровень развития современного общества определяют

достижения науки и техники.

С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-

технического прогресса характерны следующие черты:

23. наука превращается в ведущую сферу развития общественного

производства,

24. качественно преобразуются все элементы производительных сил -

производитель, орудие и предмет труда,

25. интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более

эффективных видов сырья и способов его обработки;

26. снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации,

повышения роли информации и др.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие

вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального

образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня

затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут

позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования

часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро

массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником

сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация

высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид

производства - индустрия досуга.

С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-

технического прогресса означает создание новой базы производства (новых

технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют

"человек-техника-окружающая среда".

Таковы некоторые основные характерные черты развития современной

техники. А в чем же состоит специфика всей производственно-социальной

системы на рубеже XX-XXI вв.?

Длительное время вклад техники в цивилизацию не дискутировался. Технику

и научно-технический прогресс люди шаблонно оценивали как несомненные

достижения человеческого разума. Столь явно прагматическая оценка этих

социальных явлений не способствовала интенсивному философскому осмыслению

данных проблем, не порождала философских вопросов. Зато художественное

восприятие техники и научно-технического прогресса не выглядело столь

благостным. Здесь, видимо, решающую роль сыграло не рациональное

осмысление, а интуиция.

Так какие же конкретные социальные вопросы подняли ученые и философы,

когда активно взялись за рассмотрение этой темы? Что взволновало и

озаботило их?

Они установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии

цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека,

связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на

экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных

достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно

всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и

зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе

традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для

человечества нуждается в серьезной корректировке.

Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают самый широкий

спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях:

техника и практическая деятельность человека и социальные проблемы техники

и научно-технического прогресса. В этот круг проблем включаются, в

частности, исследование взаимозависимости инженерного и социального

аспектов современной техники, показ ев всеобъемлющего характера,

эвристической и прикладной функций.

Современное производство превращает природу в рабочее место человека,

природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы

определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в

технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая

новую систему "человек-техника-окружающая природа", оно скорее

руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических

катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера

биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность

сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не

срабатывает.

Не только природа должна быть представлена как динамичная система, но и

человек, взаимодействующий с ней через технику, должен быть включен в

целостность более высокого порядка.

Существование человека в органическом единстве с окружающей средой можно

описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но

она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше

время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он

должен приспособиться к плодам своей деятельности, т.е. реализовать процесс

самоадаптации, который приобретает сегодня доминирующий характер.

Развиваются техника и технологии воздействия на окружающую среду, а также

технологии самоадаптации, т.е. формируется культура жизни в созданной

человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник

развития. Таким источником для человека становится еще и его

саморазвивающаяся культура.

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее

институционном выражении), техника и социальные технологии представляют

собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через

человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы

техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии

историзма и целостности.

79. Характерные черты философии Древнего Китая, особенности их проявления в

философских учениях (даосизм, конфуцианство, легизм и др.).

Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с

ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом,

появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую

очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали

благоприятную почву для духовных

перемен. Примечательно, что и в Китае первыми "оппозиционерами"

выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху "Чжань го"

("борющихся царств") наступление "золотого века" китайской философии. Хотя

отдельные философские идеи модно обнаружить в еще более древних памятниках

культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае -

"Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" ("Книга перемен"), философские школы

здесь складываются одновременно - приблизительно в VI в. до н.э. Причем в

обоих регионах философия, достаточно длительное время развивавшаяся

анонимно, отныне становится авторской, связанной с именами Гаутамы-Будды,

основателя джайнизма .Махавиры, первого китайского философа - Конфуция,

даосского мудреца - Лао-цзы и др.

Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились

с ведизмом, то в Китае - с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии, как

отмечалось выше, размежевание на отдельные школы не привело к официальному

признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то

время как в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось государственного

статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени. Наряду с

конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве "ста школ" были

даосизм, моизм и легизм.

Есть у древнекитайской философии и другие отличительные черты:

Специфической чертой китайской философии был принцип рассмотрения мира

(природа, человек и его общество) как единого универсума, все элементы

которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии.

Практичность, ориентированность не на поиск и выработку идеала, в

соответствии с которым следовало бы изменить реальность, а на поддержание

реальности такой, какая она есть. Отсюда отсутствие сколько-нибудь

серьезных апелляций (от лат апелляцио - обращение) к сверхъестественному,

базирование на вполне достижимом идеале социальной, этической и

политической системы. Этот идеал, конечно, освещен благословением Неба, но

для его воплощения в жизнь не требовалось ничего невозможного. Все теории

должны просто ориентировать народ на поддержание порядка. Поэтому в

китайских письменных памятниках очень подробно рассматриваются способы

управления государством и способы самоусовершенствования человека.

Специфичность древнекитайской философской мысли обусловлена также

употреблением в письменной речи образно-символических знаков - иероглифов.

Пиктографическое (от лат. пиктус - нарисованный и греч. графо - пишу;

рисуночное) письмо вырабатывало эстетико-филологическое отношение к

тексту. Это неизбежно сказалось на содержательных особенностях

представлений о мире и человеке, на культуре мышления древнекитайских

философов вообще.

Отсутствие понятийного аппарата, абстрактных спекуляций натуралистического

и мировоззренческого порядка. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость

логики.

Внутренне китайская философия необычайно стабильна. Основой такой

стабильности было постоянное подчеркивание исключительности китайского

способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и

закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его

нетерпимости ко всем другим философским взглядам.

Прекрасной иллюстрацией к сказанному могут послужить философские

воззрения названных выше древнекитайских школ.

КОНФУЦИАНСТВО. Основатель шкалы Конфуций (кит. - Кун Цю,

латинизированная версия имени Кун Фу-цзы-учитель Кун; 551-479 гг. до н.э.).

Он считается первым китайским философом, и его жизнеописание за

многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами.

Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, потом ряд

лет. странствовал по Восточному Китаю, а конец жизни посвятил исключительно

своим ученикам. Основным достоверным источником для исследования его

воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в

книге "Беседы и суждения" (Лунь юй).

Исходной для Конфуция можно считать концепцию "неба" и "небесного

веления" (приказа, т.е. судьбы). "Небо" - это и часть природы, и высшая

духовная сила, определяющая природу и человека ("Жизнь и смерть

определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба"). Человек,

наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в

согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи

обучения. Цель совершенствования - достижение уровня "благородного мужа"

(цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к

народу, почтительного к старшим и высшим.

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь

(человечности) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и

государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих

человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам

хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип

справедливости и исправности (и). Человек должен поступать так, как велит

его положение и порядок. Исправное поведение - это поведение с соблюдением

порядка и человечность, ибо "благородный муж разбирается в том, что есть

исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно". Таков путь

(дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым

должно быть вверено управление обществом.

Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он

выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между

членами общества, образцом для которого должна служить семья ("Правитель

должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын -

сыном").

Главный метод управления народом - сила примера и убеждения.

"Благородный муж", член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным,

гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных

Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути" (дао), учил

он, то "со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной".

После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное

значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы (372-289 гг.

до н.э.) и материалистическая - Сюнь-цзы 298-238 гг. до н.э.). Согласно

учению Мэн-цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый

правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его

как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества:

сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта

человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.

Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание

(чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку. Жэнь и и являются

основой развитой Мэн-цзы концепции "гуманного управления" (жэнь чжэн)

государством, в которой главная роль отводилась народу ("Народ является

главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь

занимает последнее место"). Если же государь игнорирует принцип

человечности, а личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией (ба),

народ имеет право его свергнуть.

В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении

идеального (синь - сердце, душа, разум или чжи - воля) и материального (ци)

начал в природе человека, причем первенствующую роль он отводил воле (чжи).

Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы,

обладающей двумя формами: инь и ян. Мир существует и развивается в согласии

с естественными познаваемыми закономерностями. Небо - активный естественный

элемент мира, оно не управляет человеком, а, наоборот, может быть подчинено

им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят

счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и

смута. Человек же по природе зол (критика в адрес Мэн-цзы). Он рождается

завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы. Необходимо

воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций

отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него

появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через учение,

длящееся всю жизнь.

Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые

приказы и любовь к народу, почитание ритуала 1 и уважение к ученым,

почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а

мерилом правления - справедливость и мир.

ДАОСИЗМ. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений

китайской философии. Легендарный основатель - Лао-цзы (бит., букв. - старый

учитель; собств. имя - Ли Эр; VI в. до н.э.). Ему приписывается составление

книги "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ"). В даосизме, в отличие от других

школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао - естественный

путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их

материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни

чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо - земле, земля

- человеку. Дэ - неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао

проявляется в мире вещей и наполняет их энергией.

Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. - недеяние,

бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало

подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого

действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Цель

поведения - уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать;

победоносное бездействие, остальное - суета.

Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения

его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший правитель

тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.