рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

руководителей.

Наибольшую активность в России проявляют следующие культы: Церковь

Христа, Общество Сознания Кришны, Церковь Унификации, Церковь

Сайентологии(дианетика), сатанистские, спиритические группы и другие. Общим

для них является конспирация и мимикрия под различные общественно-полезные

и оздоровительные организации, которые обещают нормализовать вес,

обеспечить душевный покой и разом решить все ваши проблемы. На самом же

деле, вербуя последователей и создавая базу для функционирования в России,

они активно собирают экономическую, политическую и иные виды информации в

интересах заграничных центров. Не случайно, наибольшая активность данных

культов отмечается в районах функционирования оборонных предприятий, НИИ и

закрытых объектов. Вот почему проведение профилактической работы по

недопущению вовлечения сотрудников и членов их семей в деятельность этих

культов или работа с уже вовлеченными должна рассматриваться как борьба за

безопасность подразделения или объекта.

В этой деятельности неоценимую пользу может принести сотрудничество с

Русской православной церковью, так как ею накоплен большой опыт

разоблачения зловредных сект. Она постоянно изучает ситуацию в данной

области и можно всегда дать совет и оказать действенную помощью при

столкновении с деятельностью той или иной секты.

Сотрудничество с РПЦ, основанное на соглашении Генерального директора

ФАПСИ и Патриарха Московского и всея Руси, имеет много граней. Это и

социальная защита сотрудников, военнослужащих и членов их семей, развитие

благотворительности, забота о ветеранах, раненых и больных, поддержание в

надлежащем виде захоронений павших защитников Отечества, помощь со стороны

священнослужителей в реализации религиозных потребностей, укреплении

морально-психологической устойчивости в боевой обстановке и экстремальных

ситуациях, в профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений.

Традиционными стали выступления священнослужителей на торжественных

собраниях, во время принятия присяги и других мероприятиях с напутственным

словом и благословением воинов на добросовестную ратную службу. Отдельные

командиры и начальники практикуют составление планов сотрудничества с

епархиями, в которых по решению Патриарха назначается священнослужитель,

отвечающий за духовное окормление воинов и сотрудников правоохранительных

органов. Это делается для того, чтобы не от случая к случаю и не от

праздника к празднику приглашать священнослужителя, а на плановой основе

обмениваться информацией о происходящих процессах, корректировать

проводимые воспитательные мероприятия, делая их более эмоционально

насыщенными и интересными. Положительным является опыт выступления

священнослужителей перед руководителями ОГП по тематике "Церковь и армия в

России: исторический опыт и грани сотрудничества".

Выше перечисленные направления и формы сотрудничества с религиозными

объединениями, рассчитаны на штатную ситуацию. В экстремальных же условиях,

при возникновении конфликта по поводу отношения к религии или между

представителями различных конфессий, командир, начальник обязан обратиться

к священнослужителям тех групп, которые вовлечены в конфликт и, используя

их авторитет, разрешить возникшее противоречие. Руководителям любого ранга

постоянно надо помнить, что Российские Вооруженные силы по природе своей

поликонфессинальны, поэтому актуальной остается задача обеспечения

равноправия религиозных организаций, равноправия самих военнослужащих,

независимо от их отношения к религии. В то же время необходимо вникать в

суть проводимой работы священнослужителями, чтобы она не превратилась в

компанию по насаждению той или иной религиозной концепции в подчиненном

подразделении, что входит в противоречие с требованиями "Закона о статусе

военнослужащих".

49. Роль социальной и культурной среды в формировании личности.

50. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции преодоления и судьбы

человека в философии прошлого и настоящего времени.

Человек рассматривается как ИНДИВИД в качестве единичного представителя

человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо

особых комментариях. ИНДИВИД - это всегда "один из многих", и он всегда

безличен. В понятии "индивид" не фиксируются ни какие-либо единичные

свойства человека, ни биологические и социальные его качества, хотя они,

конечно, подразумеваются.

Под ЛИЧНОСТЬЮ подразумевается прежде всего индивидуальность человека,

причем не биологическая, а СОЦИАЛЬНАЯ. Мы могли бы сказать, что личность -

это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не

только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со

стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что

делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность,

т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его

социальная самобытность.

Развивается личность и выполняет различные социальные роли в обществе

благодаря своей деятельности. Только в деятельности индивид выступает и

самоутверждается как личность. Сам человек может думать о себе что угодно,

строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в

действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно,

Конфуций не только "слушал слова людей", но и "смотрел на их действия", а

Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, "кто участвует в

состязаниях".

Лишение индивида общения и возможности выбора деятельности, известной

свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и ее

самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда

считалась одним из самых суровых наказаний. Это вполне объяснимо, ибо

постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности.

Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность, приводящее к

ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью

подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического

оболванивания через агитацию и пропаганду и т.д.) собственного

мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность.

Также трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по

каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют разум, воля и,

следовательно, СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ, не могут быть ОТВЕТСТВЕННЫМИ (без свободы

нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими

обусловленные и потому по существу не их поступки. Вот почему их нельзя

судить или осуждать.

Свобода - это атрибут личности. Но свобода без ответственности - это

произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей

степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем свободным.

Быть личностью, следовательно, нелегко. Но еще труднее быть счастливой

личностью. Свобода и ответственность подлинной личности, требующие

постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний,

очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем

выше и ответственность ее перед собой и людьми.

Безусловно, социальная среда, как мы выяснили, оказывает существенное

влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени

личностные ориентации и поведение обусловлены внутренним, духовным миром

человека. Не зря говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем

ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества,

чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими

ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и

утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Она как

бы возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже

преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после

своей биологической смерти.

Во всяком случае личность, застывшая в своем формировании, в своих

устремлениях, - это уже деградирующая личность.

Философская антропология не может обойти стороной ВОПРОС О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ

ЖИЗНИ. Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле

жизни человека невозможно. Дать абсолютный ответ - значит исчерпать саму

жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается

рациональным объяснением.

Думается однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни не следует

подходить абсолютно отрицательно. Применительно к жизни отдельной личности

он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал

для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы

действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными

последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без

твердого представления себе, для чего ему жить, человек "не согласится жить

и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были

хлебы". Много глубокого смысла и мудрости содержат также слова Ницше: "тот,

кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК".

Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что

в общем плане можно сказать: СМЫСЛ ЖИЗНИ СОСТОИТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК

САМОЦЕЛИ, ЕГО ВСЕСТОРОННЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ. Как писал Кант, существование

человека "имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его

силах, он может подчинить всю природу".

Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей

ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что

- мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни,

но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все

это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким

свойством - мудростью.

"Юноше, обдумывающему жизнь" и пожелавшему узнать смысл ее с самого

начала, ничего не остается, как только обратиться к тем, кто ее уже прожил,

причем прожил, конечно, мудро; а еще лучше - к летописи человеческой

мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего

человечества. Одно из древних и в различных модификациях встречающееся у

всех народов высказываний на этот счет таково, что оно, увы, не оставляет

надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни и

отсылает их к самой жизни: "сначала жить, потом философствовать"

Близка к ней, но более человечна, в традициях русской философии, мысль

Ф. М. Достоевского: надо не просто "сначала жить", а прежде всего надо

"жизнь полюбить", причем "полюбить больше, чем смысл ее"; как говорит Алеша

Карамазов, полюбить жизнь "прежде логики, и только тогда я и смысл пойму".

Добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям,

положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку человек в своей сути

существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только

на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида

и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие

человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти

преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей

деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.

51. Социально - философские воззрения Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо:

проблемы естественного права и общественного договора.

Большой вклад в развитие материалистической философии, теории познания

внес великий английский мыслитель ТОМАС ГОББС (1588-1679). Его основные

произведения - "Философские элементы учения о гражданине" (1642) и

"Левиафан" (1651).

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его

мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя

отделить мышление от материи, которая мыслит. Все предметы (тела) и

изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных

элементов.

Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к

движениям. Поэтому люди и животные у него - сложные механизмы, действия

которых определяются внешними силами. Одушевленные автоматы отличаются от

неодушевленных тем, что у первых имеются органы, сохраняющие прежние

впечатления. Кроме того, они способны сравнивать новые впечатления с

прежними. Сравнение создает условия для различения, которые в свою очередь

есть условие сознания.

Эти исходные положения Гоббс положил в основу далеко идущих выводов:

отрицание существования душ как особых субстанций,

тела - единственные субстанции,

вера в Бога есть только продукт человеческого воображения.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей

могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергал точку

зрения Декарта, согласно которой исходным пунктом достоверного знания

является мышление, а также выступал против его учения о врожденных идеях.

Никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть

всегда налицо. В соответствии с этим Гоббс полагал, что внешние чувства -

источник не только идей, но и всего нашего познания.

Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и

праве. В нем он попытался такое сложное целое, как государство, разложить

на составные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он

пришел к мысли о необходимости различать два состояния человеческого

общества: естественное и гражданское.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны. Он уничтожил

теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества

и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных

явлений.

В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704).

Главное его произведение - "Опыт о человеческом разуме" (1690). В нем он

критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает принцип

материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из

чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником идей Локк

объявил опыт (Tabula rasa - чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое,

нетронутое).

Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия - от

лат. рефлексио - обращение назад). В основе знания лежат простые идеи,

например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - ПЕРВИЧНЫМИ, с

которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или

ВТОРИЧНЫМИ, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из

простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и

отношения). Локк различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические,

адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь

постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.

Таковы были в XVII в. некоторые основные попытки реализовать идею

автономной философии, построить цельное мировоззрение на разумных и опытных

основаниях.

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию

общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства.

Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения

было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где

приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность

человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими

действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и

повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле.

Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех",

люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он

поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его

реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.

52. Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и

общественный прогресс. Проблемы исторического сознания. Идеи Н.Н. Моисеева

и коэволюции природы и общества: поиски новой парадигмы развития общества.

РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному),.

гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого и возникновение

нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого мира,

человеческого об-ва, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р.

характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и

конец. Причем уже вначале в тенденции содержится конец Р., а завершение

данного цикла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются

некоторые особенности первого. Р.—имманентный процесс: переход от низшего к

высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции,

ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на

достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся

понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Напр., сознание есть

результат Р. материи, и лишь с этой т. зр. можно раскрыть лежащее в

фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в

теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов

диалектической логики (см. напр., историческое и логическое).

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие

противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это

антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два

основных подхода к социальному развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона

единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный

вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в

современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-

политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на

них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и

военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для

войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к.

идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное

лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и

устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии

социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп

на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и

интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в

другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции

ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий.

Преодоление конфликта - это и есть гармония.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение вперед,

возвращение) — противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных

его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие об-ва по

восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам,

застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень

развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых

им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры,

развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные

периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для

характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в

силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как

формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны,

производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером

общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить

история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские

диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие

антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и

служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи

черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва.

Однако - тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией

развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в

данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так

и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие

буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями

Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и

техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки

жизненности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение

общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.