рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

экономические потребности выступают как источники развития производства,

его постоянные основные стимулы.

Остается добавить, что сами потребности, не только общественные, но и

личные, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг.

Таковы, например, потребности людей во многих продуктах питания,

современной одежде, бытовых приборах, холодильниках, телевизорах и т.д.

Воздействуя на формирование этих потребностей, производство создает

важнейшее условие для своего устойчивого развития.

Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей,

производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни

общества.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИМЕЕТ ДВЕ СТОРОНЫ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Их роль и характер взаимодействия всесторонне

раскрываются в марксизме, хотя вопрос о роли производительных сил в

развитии общества ставился и решался некоторыми мыслителями еще до

появления марксистской теории. Так, соотечественник Маркса, которого

называют основоположником немецкой экономической мысли, Фридрих Лист (1789-

1846) указывал на решающую роль производительных сил в развитии экономики

того или иного общества, на его способность производить материальные блага

и услуги и постоянно совершенствовать эту способность. Это звучит весьма

актуально и в наше время. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА - это прежде всего

применяемые в производстве орудия труда (современная техника, а также

используемые в нем технологии, транспорт, производственные помещения),

предметы труда и т.д. Они представляют собой вещественную сторону

производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу,

перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей.

Другую сторону производительных сил олицетворяют сами люди как носители

знаний, умений, навыков, производственного опыта. Они постоянно

совершенствуют ее с целью повышения эффективности производства. При этом

люди вступают между собой в производственно-экономические отношения. В

своем единстве производительные силы и производственные отношения образуют

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, составляющий основу и главное содержание экономической

жизни общества.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ людей также имеют свою структуру. В их

составе можно выделить такие элементы, как отношения собственности, обмена

деятельностью и распределения создаваемых в производстве различных

предметов и услуг, при ведущей роли отношений собственности на средства

производства. От них зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего

то, кто и какие функции выполняет в процессе производства, а также величина

и способ получения людьми своей доли от произведенного продукта в рамках

существующих отношений его распределения.

Производительные силы общества и существующие в нем производственные

отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные

силы объективно требуют вполне определенных производственных отношений,

которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали

бы условия для их развития и эффективного использования.

Если производственные отношения не отвечают определенным требованиям,

они рано или поздно отмирают. Появляются другие производственные отношения,

которые соответствуют таким требованиям и способствуют эффективному

использованию и развитию производительных сил, т.е. орудий труда, личных

способностей работников и т.д. Это могут быть более совершенные отношения

собственности, обмена деятельностью и распределения.

В этом заключается диалектика взаимодействия производительных сил и

производственных отношений. Маркс выразил ее в форме ЗАКОНА СООТВЕТСТВИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ УРОВНЮ И ХАРАКТЕРУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ.

Существование этого закона, равно как и учение Маркса о способе

производства и его роли в жизни общества, признаются многими современными

экономистами и философами. Это учение представляет собой важное достижение

экономической и социально-философской мысли и служит для объяснения многих

явлений экономической жизни общества и современного исторического процесса.

Объективные экономические законы. Экономические отношения и

экономические интересы.

Развитие экономической жизни общества и прежде всего способа

производства подчиняется определенным объективным законам, что, конечно, не

исключает действия в сфере экономики случайностей. Об одном из них мы

только что говорили. Любой объективный закон представляется как

НЕОБХОДИМАЯ, СУЩЕСТВЕННАЯ И ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ СВЯЗЬ между явлениями природы и

общества. Такая связь существует между многими экономическими явлениями,

например, между ценой товара и количеством труда, затраченного на его

производство, между общественно необходимым рабочим и свободным временем,

производством и потреблением, спросом и предложением и т.д. Данные

закономерные связи складываются ОБЪЕКТИВНО, т.е. независимо от сознания и

воли людей. В этом и заключается их объективный характер.

Можно назвать такие ОБЪЕКТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, как закон

стоимости, закон ценообразования, закон экономии времени, законы

капиталистического накопления и общественного воспроизводства. Все эти и

другие экономические законы выражают глубинные объективные связи между

экономическими процессами и проявляются как ГОСПОДСТВУЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

развития экономики.

Соблюдение этих тенденций, т.е. глубинных связей экономических явлений,

способствует устойчивому развитию экономики. Отступление от них мешает

нормальному развитию экономики, разрушает ее. Поэтому необходимо осознавать

во всей полноте действие экономических законов и в соответствии с ними

строить свою экономическую деятельность. Важно, чтобы это осознавалось не

только отдельными предпринимателями и другими участниками общественного

производства, но и на государственно уровне.

Большую роль в экономической жизни общества, наряду с законами, играют

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ между людьми. Выше говорилось о их роли в развитии

производительных сил. Следует добавить, что от совершенства экономических

отношений зависит не только развитие способа производства, но и социальное

равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано

решение проблемы социальной справедливости, в зависимости от общественной

значимости того или иного вида деятельности, ее необходимости для общества,

в частности, для реализации экономических интересов людей.

В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ людей непосредственно отражаются их

экономические отношения. Так, экономические интересы предпринимателя и

наемного работника прямо определяются их местом в системе экономических

отношений. Интерес одного - получение максимальной прибыли, интерес другого

- дороже продать свою рабочую силу и получить возможно большую заработную

плату. Экономические интересы крестьянина, будь то фермер или член

коллективного крестьянского хозяйства, также определяются его местом в

системе существующих экономических отношений. Это же относится к служащим -

учителям, врачам, ученым, лицам, занятым в учреждениях культуры, и т.д.

Короче говоря, В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ ВЫРАЖЕНЫ! ПУТИ И СПОСОБЫ

удовлетворения их потребностей.

Так, получение прибыли, в чем заключается экономический интерес

предпринимателя, есть не что иное, как способ удовлетворения его личных

потребностей и потребностей его производственной деятельности. Получение

более высокой заработной платы - интерес наемного работника - также есть

способ удовлетворения потребностей его самого и его семьи. Как видим,

реализация экономических интересов тех или иных субъектов выступает

одновременно и как удовлетворение их потребностей оптимальным способом. И

этот способ определяется местом каждого из них в системе существующих

экономических отношений.

Можно сказать, что взаимодействие экономических интересов составляет

основное содержание экономической жизни общества. Отсюда необходимость в

выработке принципов оптимального сочетания интересов отдельных людей и

социальных групп, их гармонизации. В этом заключается едва ли не основная

задача экономической науки и практики.

Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни

общества.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА предстает как сложное взаимодействие ее

объективной и субъективной сторон. Элементов ее объективной стороны мы уже

касались. Это прежде всего объективные потребности и интересы людей,

обусловливающие содержание и направленность их деятельности. Это

производительные силы общества и существующие в нем производственные

отношения, составляющие в своем единстве способ производства. Это также

объективные экономические законы, которым подчиняется развитие способа

производства и всей экономической жизни общества.

Все эти и другие факторы, составляющие ОБЪЕКТИВНУЮ СТОРОНУ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, необходимо глубоко осознавать и учитывать в

своей деятельности. Тем более, что они часто играют определяющую роль в

функционировании и развитии многих экономических явлений. Игнорировать их

нельзя. Это ведет к тупиковым экономическим ситуациям, кризисным явлениям и

разрушительным тенденциям. Напротив, учет объективных факторов развития

экономической жизни общества способствует принятию реалистических,

объективно оправданных решений.

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - это проявления

сознания людей, их воли, целей, ценностных ориентаций и т.д. Все они

отражают восприятия человеком тех или иных экономических явлений и его

представления о них и касаются, например, полезности товара, его качества,

цены, роли денег, сущности тех или иных финансовых операций и т.д. Подобное

отражение данных и других явлений экономической жизни в сознании людей

происходит как на уровне их обыденных житейских представлений и взглядов

(ОБЫДЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ), так и на уровне различных теорий,

представляющих собой систему логически обоснованных положений

(ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ). Примерами последнего могут служить

трудовая теория стоимости Адама Смита (1723-1790), теория предельной

полезности Эйгена Бем-Баверка (1851-1914), теория прибавочной стоимости

Карла Маркса, монетаристская теория Милтона Фридмена (род. в 1912 г.),

теория государственного регулирования экономики Джона Кейнса (1883-1946) и

многие другие теории.

Экономическое сознание проявляется также через ПСИХОЛОГИЮ ЛЮДЕЙ. Она

представляет собой ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТОВ (будь то отдельные социальные

группы, личности или же большие массы людей) к экономическим явлениям и

процессам. Формами его отражения могут быть внутренние побуждения людей к

определенным действиям, их стремления и даже инстинкты, а также ценностные

ориентации, цели и др. В конечном счете, осознавая те или иные

экономические явления и процессы, человек принимает или не принимает их, а

то и приспосабливается к ним.

Психологическим факторам экономической жизни общества многие мыслители

придавали большое значение. Так, немецкий экономист Густав фон Шмоллер

(1838-1917) указывал на большую роль инстинкта конкуренции в развитии

экономики, а американский экономист Торстейн Веблен (1857-1929) подчеркивал

значение в этом инстинктов мастерства и стяжательства. Немецкий философ и

экономист Вернер Зомбарт (1863-1941) развивал учение о "хозяйственном

духе". Его соотечественник уже знакомый нам Макс Вебер показал влияние

религиозного сознания, в том числе религиозной психологии сторонников

протестантизма, на развитие капиталистической экономики. О психологических

основах экономических отношений писал французский философ и психолог

Габриель Тард (1843-1904). На психологические факторы экономической жизни

обращали внимание многие русские мыслители, в т.ч. Евгений Валентинович

Роберти (1843-1915), Николай Иванович Кареев (1850-1931), Николай

Михайлович Коркунов (1853-1904), Петр Бернгардович Струве (1870-1944),

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), уроженец Ливен Сергей

Николаевич Булгаков (1871-1944) и др.

Многие современные авторы в своих работах указывают на такие

характеристики экономической жизни общества, как психологические мотивы

деятельности людей, их психологическая готовность к экономическому риску.

Разрабатываются проблемы психологии принятия решений, предпринимательской

деятельности, экономического накопления и потребления и т.д. Издаются книги

"Психология и экономическая жизнь", "Психология в бизнесе" и т.п. Все это

свидетельствует о том, что экономическая психология людей выступает как

важное проявление их экономического сознания.

Такова структура экономического сознания людей, которая воспроизводит

содержание и структуру их экономической деятельности и экономических

отношений. Все указанные выше элементы экономического сознания

взаимодействуют между собой, образуя некое целостное явление. Значение его

постоянно возрастает, ибо существует необходимость сознательного

воздействия людей на различные экономические явления и процессы.

Сознательное воздействие на экономические процессы есть проявление

РАЦИОНАЛЬНОСТИ, интеллектуального начала в экономической жизни общества. В

наше время растет роль НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, то есть разумного

воздействия на экономические процессы. Разумеется, это не означает

игнорирования психологических факторов.

В рациональном воздействии на экономические процессы большую роль может

играть государство, возможности которого определяются наличием

соответствующих рычагов власти. Речь идет не о детальной регламентации

экономической жизни общества с его стороны, а прежде всего о создании

необходимых условий для успешного развития общественного производства. К

этим условиям следует отнести: внедрение в производство результатов

современного научно-технического прогресса; создание необходимых пропорций

между отраслями экономики, в т.ч. путем ее структурной перестройки;

выделение приоритетных направлений экономического развития; осуществление

эффективной налоговой политики; совершенствование финансовых механизмов

функционирования экономики и т.д.

Созданию этих условий может способствовать, в частности, государственная

научно-техническая, инвестиционная и финансовая политика. Такой опыт есть.

В целом ряде капиталистических стран, в т.ч. в США, с успехом применялось

учение Джона Кейнса о государственном регулировании экономики. Его

сторонников немало в других государствах. На этом поприще может проявить

себя и Россия.

Эволюция экономической жизни общества не исключает возможности

структурной перестройки экономики, коренных изменений в области отношений

собственности на средства производства, денежной и финансовой системы и др.

реформ в той или иной стране. При этом реформаторам важно осознавать то,

что в развитии экономики работает на перспективу, понимать текущие и

долговременные интересы различных социальных групп общества, а также

ближайшие и отдаленные последствия предпринимаемых действий. В этом деле

одинаково вредны как консерватизм, т.е. стремление сохранить устаревшие

формы экономических отношений, так и бездумный радикализм - стремление

уничтожить все старое ради построения нового.

Необходим учет всех объективных и субъективных условий развития

общества, их глубокий анализ с тем, чтобы в ходе реформирования устранить

действительно устаревшее и по-новому организовать производство, всю

экономическую жизнь в интересах большинства людей и общества в целом.

77. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.

Особенности и периодизация русской философии.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс,

закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением

все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История

философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда

- необходимость определения специфических черт той или иной национальной

философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому

что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной

непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень

часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами

экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно,

отражалось и на развитии философии.

Однако с чего начать определение этих особенностей? Начать, очевидно,

следует с ответа на вопрос о том, как русская философия соотносится с

западной и восточной традициями внутри мировой философии. Общий ответ в

данном случае очевиден: русская философия, безусловно, вписывается в

западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным

усвоением и переработкой западной философии (что, конечно не исключает

взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная философия гораздо меньше, чем

западная, непосредственно воздействовала на русскую мысль. Ее влияние в

основном сводилось к эпизодическому заимствованию отдельных идей. Наиболее

охотно русские философы воспринимали предельный мистицизм некоторых

восточных систем, но для них совершенно неприемлемым было отрицание

значимости личного начала в человеке, его индивидуальности. Только в начале

XX в. увлечение восточной культурой сопровождалось формированием

философских концепций, всецело ориентированных на восточные мистические

системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).

Этот общий ответ нас не может удовлетворить. Чтобы понять самое главное,

мы должны сделать второй шаг: установить серьезные, глубокие различия между

традициями западного и русского философствования. Он-то и позволит нам в

общем виде сформулировать основные характерные признаки нашей национальной

философии:

1. Первой и главной особенностью русской философии является

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕЛИГИОЗНЫЙ, А ПОДЧАС РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЕЕ ХАРАКТЕР, т.е. ДЛИТЕЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО В НЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ

ФОРМ СОЗНАНИЯ, ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ ДЛЯ

ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ. Этому способствовал ряд причин:

Во-первых, ориентация на западную культуру решительно определилась

только с принятием Русью христианства. Поэтому русская философия, в отличие

от западноевропейской, не имела дохристианского периода и, следовательно,

не могла опереться на культурное наследие античности. Не успев сложиться в

языческих формах, она сразу же оказалась в плену богословия.

Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном

варианте, в форме православия. В этом акте проявилось стремление сохранить

определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиций,

характерных для западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течение

нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала

религиозная нетерпимость между западной и восточной церквами. Углублению

разносторонних связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро-

монгольское иго, его негативные последствия.

В результате русская мысль вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если

не считать архаического влияния афонских ( от Афона - "Святой горы" на с.-

в. Греции, центра православного монашества) монахов. Даже богословская

схоластика в российские духовные учебные заведения проникла только в XVII

в., когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами. В

России, в отличие от передовых европейских стран, возникновение светской

культуры, естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на

200-300 лет. Однако религиозные формы сознания давали о себе знать и в

последующее за XI-XVII вв. время, во всяком случае на протяжении всего

XVIII в.

В-третьих, достаточно позднее внедрение православия на Руси и необычный

способ его принятия ("сверху") препятствовали однозначному господству

христианских идей. В процессе усвоения они причудливо соединились с глубоко

укоренившимися и самобытными языческими верованиями древних славян, те есть

существенно модифицировались (это особенно характерно было для

неподконтрольных церкви сфер культуры, православие исключало существование

других воззрений).

2. Вторая характерная черта русской философии: ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ,

АНТИНОМИЗМ (антиномия - противоречие между двумя взаимоисключающими

положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем) В

ПОНИМАНИИ МИРА, ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИИ как следствие непреодоленного до конца

противостояния языческих и христианских истоков русской культуры. Древнее

языческое восхищение природой, привязанность к текучему материальному бытию

соединились с христианским ощущением реальности иного, высшего мира, с

желанием немедленного и непосредственного единения с ним. Видимо, этим

объясняются противоположные устремления в русском духовном характере:

любование природным миром, предельно чуткое отношение к нему и одновременно

"прозрение" высшей, божественной реальности, определяющей подлинное в

человеке и его жизни.

Нечто подобное наблюдалось и в понимании человека. Русский человек, с

одной стороны, непосредственно принадлежит временному, материальному бытию,

с другой, столь же непосредственно, интимно связан с Богом, т.е. укоренен в

вечном, духовном бытии.

Эта же черта характеризует и восприятие истории в русской философии.

История в ней осознается не только в ее эмпирическом, зримом воплощении как

процесс всестороннего общественного развития, но и в ее мистическом,

божественном измерении как реализация некоего божественного замысла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.