рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

формализации гносеологических проблем

НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений философии 20 в. Современная форма

позитивизма - неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что

знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном

мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в

котором выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая

философия). Философский анализ с точки зрения неопизитивизм не

распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь

«данным», т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы

неопозитивизма, например, ранний неопозитивизм Венского кружка, ограничивая

«данность» индивидуальными переживаниями, непосредственно приходят к

солипсизму. Наиболее влиятельной разновидностью Н. явился логический

позитивизм. К общей платформе неопозитивизма примыкали и английские

философы-аналитики, последователи Мура (Стеббинг, Уисдом и др.).

Неопозитивистскими были и философские взгляды ряда представителей

логической львовско-варшавской школы (К. Айдукевич и др.). В 30-х гг.

происходит идейное и научно-организационное слияние различных групп и

отдельных философов, придерживавшихся неопозитивистских взглядов: австро-

нем, логических позитивистов Венского кружка (Карнап, Шлик, О. Нейрат и

др.) и берлинского «Общества эмпирической философии» (Рейхенбах, Гемпель и

др.), английских аналитиков, ряда амер. представителей «философии науки»

позитивистко-прагматистского направления (Нагель, Маргенау, Моррис,

Бриджмен и др.), упсальской школы в Швеции, мюнстер-ской логической группы

(Германия) во главе с Шольцем и др. С того времени регулярно созывается ряд

международных конгрессов и осуществляется широкая пропаганда идей

неопозитивизма в печати, Рекламируя себя в качестве «научного эмпиризма»,

неопозитивизм оказывает заметное воздействие на различные круги ученых, под

его влиянием складывается ряд идеалистических концепций в истолковании

открытий современной науки. В то же время следует отметить положительное

значение конкретных результатов исследований по формальной логике и

некоторым вопросам методологии науки, достигнутых как самими

неопозитивистами, так и учеными, которые не являлись неопозитивистами, но

участвовали в организуемых ими конгрессах, дискуссиях и т. д. С конца 30-х

г.г. основным центром неопозитивизма становятся США, где в настоящее время

эта философия представлена прежде всего логическим эмпиризмом.

Специфической разновидностью англ. Н. является лингвистическая философия. В

Англии представителями неопозитивизма также являются Айер и Поппер.

Современный неопозитивизм переживает глубокий идейный кризис, который

выражается в неспособности решить коренные философские проблемы, в уходе от

них, в перемещении центра тяжести на конкретные логико-методологические

исследования.

Рассмотрим основные идеи неопозитивизма ( или его еще называют

логическим позитивизмом).

1. Отрицание метафизики как учения о первых принципах философии.

Представители Венского кружка отрицали значимость метафизики. Так, Карнап

считал, что она преодолевается науками в результате логического анализа

языка. С одной стороны, логические позитивисты опираются на выдвинутое

Витгенштейном понимание философских предложений как бессмысленных, с другой

— они продолжают традицию позитивизма XIX в., прежде всего француза О.

Конта и австрийца Э. Маха. Позитивизм претендует на звание положительного

учения, т.е. науки. Каждая область действительности изучается определенной

наукой; для метафизики не остается поля приложения.

2. Аналитические и синтетические предложения. Разделения на

аналитические и синтетические предложения имело важное значение в

неопозитивистском понимании науки. Аналитическое предложение — это такое

предложение, истинность которого определяется его собственным содержанием,

чего нет в случае синтетического предложения. Примеры аналитических

предложений:

Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо

аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения априорны и

логически необходимы, а синтетические — эмпиричны и логически не

необходимы. В соответствии с этим все науки можно разделить на

экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и

неэкспериментальные (логика и математика). Предложения философии не

аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Допустим, я рассматриваю

философское предложение: "Материя первична, сознание вторично". Из понятия

материи нельзя вывести сознание, поэтому наше предложение не является

аналитическим. В то же время экспериментально я не могу иметь дело с

материей как тако-1 вой, а следовательно, наше предложение нельзя проверить

эмпирическим образом, т.е. оно является синтетическим. Итак,

рассматриваемое философское предложение бессмысленно.

3. Верифицируемость (проверяемость). Согласно принципу верификации,

научная достоверность синтетических предложений подтверждается в

эксперименте. Вслед за Витгенштейном неопозитивисты использовали

представление об элементарном предложении (его называли предложением

наблюдения, протокольным предложением), которое проверяется фактами

непосредственно. Сложное синтетическое предложение (часто это текст) должно

быть сведено к элементарным предложениям, а последние сопоставляются с

фактами. Допустим, мне надо удостовериться в истинности утверждения: "Все

студенты этой группы ростом выше 160 сантиметров". Предложение будет

сведено к элементарным предложениям типа "Рост студента выше 160

сантиметров".

На первый взгляд следование принципу верификации гарантирует в случае

оперирования с синтетическими предложениями достижение достоверного знания.

Но, как обнаружили сами неопозитивисты, процедура верифицируемости не

всегда достигает цели. Начнем с того, что сам принцип верифицируемости не

может быть проверен. Невозможно доказать, что любое признающееся

истинностным синтетическое предложение должно быть проверено. Принцип

верификации нельзя свести и к аналитическим предложениям, ибо в отличие от

них он соотносится с экспериментом. Выходит, что требование верификации,

представляющееся столь очевидным, является сугубо умозрительным. А ведь

именно от такого рода предложений неопозитивисты желали освободить науку. С

принципом верифицируемости неопозитивисты попали в сложную ситуацию. Наука

представляла бы собой весьма строгое мероприятие, если бы можно было все

проверить очевидным и однозначным образом. Но все положения максимально

общего характера, а таковы теоретические законы, не поддаются верификации.

Вроде бы все люди смертны, но как это проверить? Не поддаются прямой

верификации и гипотезы, т.е. предположительное знание. Выходит, что

неопозитивисты придали принципу верификации слишком большое значение.

Анализ принципа верификации показывает, что по сути он является

философским и отнюдь не бессмысленным. А это означает, что неопозитивисты в

своем критическом отношении к философии были слишком суровы.

4. Физикализм. Желание неопозитивистов последовательно использовать

принцип верификации привел их к физикализму. Физикализм — это убеждение в

том, что в эмпирических науках все предложения должны в конечном счете

сводиться к предложениям физики. Почему выдвигается это требование? В силу

мнения, что все экспериментальные науки имеют один и тот же общий базис —

физику; в этом смысле экспериментальные науки едины. Это во-первых. Во-

втрорых, данные физики всем доступны, т.е. они интерсубъективны. Следует

отметить, что еще никому (присмотритесь, например, к работе психологов,

химиков, экономистов) не удалось последовательно осуществить программу

физикализма.

5. Эмотивизм в этике. Неопозитивисты считали моральные предложения не

поддающимися верификации, и следовательно, ни истинными, ни ложными.

Значение их состоит в выражении моральных эмоций (отсюда термин

"эмотивизм"). Как утверждал британский неопозитивист А.Айер мораль — это

чувство, а не познание; она не может быть обоснована научным образом. В то

же время неопозитивисты не отрицают, что можно изучать моральные,

политические, эстетические установки, желания, чувства конкретных людей,

социальных групп. Этим, среди других, занимаются социологи, психологи,

историки. Тем не менее, считали неопозитивисты, идеалы подлинно научного

знания i гуманитарным наукам чужды. Спустя годы позиция эмотивистов будет

существенно скорректирована, моральные суждения привлекут не меньший

интерес, чем предложения естественных наук. Англичанин Р.Хэар покажет, что

этика начинается с предписаний ("делай так", "не делай это", "это хорошо, а

это плохо"). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики:

руководствуясь правилами, можно из одних предложений выводить другие.

Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, существенно прояснил

содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том

числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было

существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов.

71. Философия Платона: мир идей и мир теней; учение о душе и теле,

диалектика Платона.

Платон исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его

концепции чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира,

а умопостигаемый мир – это мир идей. Между этими двумя мирами Платон

стремился построить переходную теорию эроса и теорию идеального

государства, и на синтезе двух теорий стремился возвысить человека до

умопостигаемого мира между миром идей и миром вещей. Идея не есть понятие

человеческого бытия. Идея относительна, бестелесна, неизменна. Идеи

находится в царстве идеальных сущностей, на вершине пирамиды находится идея

всеобщего блага. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не

миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который

неопределенен, изменчив. Искусство по Платону есть подражание идеям.

Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание

основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию

мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной

душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире.

Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и

государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы

господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны,

стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство.

Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить

местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной. Наиболее

правильную характеристику Платона дал Ленин: «Философский идеализм есть

чепуха с точки зрения материализма».

Материализм в дровней Греции, как отмечалось выше, не был единственным и

господствующим направлением в философии. Параллельно синим существовало

прямо противоположное философское направление-идеализм , "линия Платона".

Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик основоположника объективного

идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя - Аристокл, Платон -

псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он

получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу ("платос"

по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36

философских сочинений (диалогов).

Главным в наследии Платона является учение об идеях. Платоновские идеи

не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления (это позже

термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не

мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от

чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи -

сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон

употребляет термин "парадигма" (от греч. парадигма - пример, образец),

указывая, что идеи

образуют перманентную (от лат. перманео - остаюсь, продолжаюсь; здесь -

постоянную) модель каждой вещи (чем она должна быть). Мир идей,

следовательно, образует в своей совокупности "истинное бытие", а

чувственный, материальный мир Платон считал вторичным по отношению к нему.

Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи - вот

главное в идеализме Платона. Материю он признает небытием, реально

существует только идея. Однако полностью мир вещей Платон не отвергал.

Движение, развитие, изменение чувственных вещей объяснялось взаимодействием

бытия (идей) и небытия (материи).

Реально существующий мир Платон, таким образом, подменял миром идей, на

вершине которого находится идея бога как высшего добра. В этом отношении

показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический,

теологический характер. Признавая творение мира богом, Платон обосновывает

взгляд, согласно которому существует лишь один мир, который управляется

демиургом (от греч. демиургос - мастер, ремесленник, творец) - творцом.

Теория познания Платона в своей сути прямо противоположна взглядам

древнегреческих материалистов. В ее основе лежит учение о бессмертии души.

Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться

к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и,

погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что

видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.

Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать

на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о

котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В

то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы

объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе

говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное)

в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно

отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский

идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого,

метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма

философский идеализм есть ОДНОСТОРОННЕЕ, преувеличенное развитие

(раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в

абсолют, ОТОРВАННЫЙ от материи, от природы, обожествленный".

В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды

господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-

Государство должен состоять из 3-х классов:

1) крестьян, ремесленников и купцов;

2) стражей;

3) правителей.

В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором -

мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных

достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-

Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не

нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика.

Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных

нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике

и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает

выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали

одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей

предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние

должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.

Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить

город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья,

сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и

навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная

собственность должна была уступить место общественной.

Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические

занятия с освоением философии. Период пестования "истинного политика-

истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50

лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50,

внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно

контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание

Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и

прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-

Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а

государственная власть должна принадлежать аристократии.

72. Философия политики и её категории: политика, власть, государство.

Гражданское общество и государство.

О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят

многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое

состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества

было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но сейчас,

гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно

стать неким фетишем. Утверждение типа: демократия невозможна без развитого

гражданского общества, не следует принимать дословно.

Размышления о социальных институтах всегда включают прогнозы об их

будущем. И эти прогнозы – не важно сбываются они или нет – как импульсы из

будущего организуют настоящее. В одних прогнозах государство и право

должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического

общества). В других – они вечны, так как преподнесены человечеству Богом. В

третьих – одному из конкретных государств, предназначалось быть

«тысячелетним Рейхом». В концепциях, ведущих свое происхождение от

утверждений Платона, государство возникло в первоначально как «совершенное»

и, представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается

(точно так же, как это происходит с живым организмом).

В концепции известного современного социолога Фукуямы, либерально-

демакратическое государство – это венец политико-правового творения

человечества.

Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и так далее)

вытекают органично из различного понимания государства и права.

Характеристика и понятие гражданского общества.

На прошлом этапе отечественная теория государства и права также

обращалась истокам, но главным образом классового наполнения к

принудительным характеристикам государства и права. И оставляла в стороне

богатейшее теорико-правовое наследие Гегеля. Из него черпали лишь

философские идеи, и то те, которые были созвучны существующему социальному

строю, прежде всего диалектическую логику.

Глубокое осмысление понятия гражданского общества получило в трудах

Гегеля, а именно в его «Философии права». Одним из принципов гражданского

общества по Гегелю, является конкретное лицо, имеющее свои конкретные цели,

то есть индивид. Другим принципом – «всеобщность», то есть соотношение лиц

между собой, то есть, все тот же вопрос о взаимодействии индивида и

общества и об ограничении свободы одного индивида, свободой другого в

обществе, об ограничении свободы индивида интересами общества.

Сюда относится замечание Гегеля о новой проблеме появившейся в

связи с функционированием буржуазного общества – о проблеме налогов.

Гегель утверждает, что индивид обязан платить налоги – без этого

государство так оскудеет, что индивиды, члены гражданского общества,

вообще не смогут удовлетворять свои потребности.

Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых,

определение потребностей индивида и их удовлетворение посредством труда

этого индивида, а так же удовлетворение потребностей других членов общества

в той же трудовой деятельности. Это – во-вторых, сохранение свободы во

«всеобщем», то есть в обществе, защита собственности посредством

правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе

«случайностей», внимание к личности, ее интересам как интересам общества.

Иными словами, гражданское общество включает в себя целенаправленную

трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие

свободы, собственность, правильное взаимодействие личности и общества,

четко работающую судебную систему осуществляющую защиту на основе права.

Таким образом, гражданское общество Гегеля – это хорошо известное нам

первоначальное общества расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и

практикой.

Вот почему и для российского общества, только теперь, в конце ХХ

века, вступившего на путь формирования гражданского общества, так важно

знать исходные теоретико-правовые положения, характеризующие это общество.

Идея гражданского общества на предыдущем этапе исторического развития

России была заменена концепцией социалистического общества. Политическая

система состояла из органов власти – Советов народных депутатов и

осуществления их властных полномочий. Экономическая система – из

социалистической собственности, социалистических форм трудовой

деятельности. Социальная система – из рабочих, крестьян, трудовой

(народной) интелигенции.

Создание гражданского общества становится одним из необходимых

условий продвижения России по пути крупных социально-политических,

экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского

общества.

Гражданское общество – это не некое абстрактное и идеализированное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.