рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

пороки души.

Явление всегда текуче, изменчиво. Сущность же составляет нечто

устойчивое, сохраняющее себя во всех изменениях. Однако будучи устойчивой

по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной.

Преходящи, подвижны, текучи не только явления, но и сущности вещей.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА. СОДЕРЖАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ КАТЕГОРИЯ, охватывающая

совокупность всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодействий и

изменений. Оно включает и внутренние, и внешние взаимодействия. ФОРМА - это

организация устойчивых связей между компонентами содержания.

Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет

бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во

взаимосвязи, форма и содержание выражают противоположные стремления

предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма - к постоянству,

устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно влияет на

содержание.

Форма может ускорять развитие содержания, но может и замедлять его в

зависимости от того, соответствует ли она содержанию или уже устарела.

Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой

соразмерности формы и содержания - тайна изящного.

ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ. СИСТЕМА, СТРУКТУРА. ЭЛЕМЕНТ. Часть и целое - философские

категории, отражающие отношение между сторонами отдельного предмета.

Любой предмет состоит из частей. Однако попытки понять особенность того

или иного предмета, явления на основе анализа частей и последующего

суммирования их свойств ведут к неудачам. Целое не сводится к сумме его

частей. Оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи,

взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен

через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют

только в единой системе, т.е. на основе определенного типа соединений.

Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем МИРОВОЕ ЦЕЛОЕ -

это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части.

Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем сознании,

таким он остается в нем до сих пор.

ЦЕЛОЕ - исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно

представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется

проникновение в сущность вещи.

Категории "целое" и "часть" сходны и взаимосвязаны с понятиями

"система", "структура" и "элемент".

СИСТЕМА (от греч. система - составленное из частей, целое, соединение)

- совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,

которая образует определенную целостность, единство.

СТРУКТУРА (от лат. структура - строение, расположение, порядок) -

совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и

тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных

внешних и внутренних изменениях.

ЭЛЕМЕНТ (от лат. элементум - стихия, первоначальное вещество) -

понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из

комбинаций которых она складывается, образуется.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ. ПРИЧИНА - это действие, обусловливающее

определенное изменение. СЛЕДСТВИЕ - результат взаимодействия явлений, в

котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Диалектический

материализм рассматривает причину развития любого объекта, явления,

процесса в их внутренних противоречиях.

Причина и следствие не являются застывшими сторонами действительности.

Они переходят друг в друга, меняются местами. То, что в одних условиях

является причиной, в других - следствием и, наоборот (например,

индукционный ток в генераторе и двигателе). Поэтому чтобы изучить предмет

всесторонне, нужно его рассмотреть и как причину, и как следствие

взаимодействия определенных явлений.

Одно и то же следствие может возникнуть в результате действия разных

причин (развитие и гибель организма, повышение производительности труда,

обучение в вузе и т.д.). Данное обстоятельство следует учитывать на

практике при определении путей воздействия на ту или иную область

действительности. Если одно и то же явление может вызываться к жизни

разными причинами, то, естественно, существует не один, а множество путей

достижения одного и того же результата. Нужно выбрать наиболее

целесообразный, эффективный, соответствующий конкретным условиям путь.

Не все причины, обусловившие появление того или иного следствия, играют

одинаковую роль. Причины могут быть основными и второстепенными (причины

развала СССР, образования СНГ).

Различают причины внутренние и внешние. Первые порождаются

взаимодействием между элементами целостности, вторые вытекают из

взаимодействия между предметами, явлениями, процессами.

Определяющую роль в развитии материального объекта играют внутренние

причины. В истории познания причинные связи понимались по-разному.

Сложилось два основных подхода - детерминизм и индетерминизм. ДЕТЕРМИНИЗМ -

учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности явлений.

Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности

(нет явлений без причины).

ДЛЯ ИНДЕТЕРМИНИЗМА ХАРАКТЕРНО ОТРИЦАНИЕ ВСЕОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

ПРИЧИННОСТИ. В крайней форме индетерминизм отрицает ее вообще.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. Необходимость первоначально была замечена

в процессе познания причинно-следственных отношений. Осмысливая связь

следствия с причиной, мы обнаруживаем, что за известной причиной следует не

любое, а строго определенное следствие.

НЕОБХОДИМОСТЬ есть то, что обязательно должно произойти в конкретных

условиях. Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности.

СЛУЧАЙНОСТЬ - это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а

может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а

в воздействии на данное явление других явлений.

Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каждое явление в

одно и то же время и необходимо, и случайно. Случайность выступает как

форма проявления необходимости. Находясь в органической взаимосвязи и

взаимозависимости, случайность и необходимость в ходе движения и развития

объекта переходят друг в друга, меняются местами: случайное становится

необходимым, необходимое - случайным.

Так как необходимое при определенных условиях может становиться

случайным, а случайное - необходимым, то, познав эти условия, можно создать

их искусственно и превратить случайные свойства, соответствующие

практическим интересам, в необходимые, а необходимые, противоречащие

интересам людей, - в случайные (например, новые источники энергии и аварии

на АЭС).

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Одна из сторон взаимосвязи между

объективно существующими и возникающими на их основе новыми явлениями

представлена в диалектическом материализме категориями действительности и

возможности. ВОЗМОЖНОСТЬ - это то, чего еще нет, но оно может быть.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ есть ставшая, реализовавшаяся возможность.

Возможность и действительность выступают как тесно связанные

противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться

местами. Чтобы быть результативной, практическая деятельность должна

опираться на действительность.

Возможности могут быть прогрессивными и реакционными. Первые ускоряют

развитие, вторые тормозят его. Возможности, порожденные закономерным

развитием системы и необходимыми связями и отношениями, называются

реальными. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение

необходимости (например, каждый человек может стать миллионером).

Различают абстрактные (их общим признаком является отсутствие в

действительности достаточных для их реализации условий и факторов);

конкретные (для их осуществления имеются необходимые условия) возможности.

Всякая возможность начинает проявляться в виде абстрактной, а реализоваться

способна лишь конкретной.

Наш выбор всегда связан с возможностями. возможность выбора - это

великое благо. Главное - не упустить время. Время сокращает эту

возможность. Но выбрать всегда труднее, чем просто найти.

Объективное содержание категорий материалистической диалектики

определяет их роль и место в философии. Они имеют мировоззренческое

значение, так как отражают объективный мир, раскрывают его сущность.

10. Духовная сфера общества. Понятие духовного производства.

Под ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ОБЩЕСТВА обычно понимают ту область бытия, в которой

объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей

нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней

сущности самого человека. Как видим, уже в попытке определения духовной

жизни сразу появляется противоречие: вроде бы дух, идеальное начало не

существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они -

надындивидуальны, всеобщи, объективны, т.е. от человека вроде бы и

независимы. Этот непонятный статус таких идеальных начал, как Истина,

Добро, Красота и др., и составляет суть "проблемы духа", всегда

находившейся под пристальным вниманием философов.

Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую

древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и

разрешить проблему духа предпринял, как вам известно, древнегреческий

философ ПЛАТОН. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало

превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную

структуру, которая буквально "держит" мир, составляет его основу. Именно

идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир - лишь его

несовершенным подобием. Так мир идей у древнегреческого мыслителя приобрел

самостоятельное существование.

В средневековье "линия Платона" получила неожиданное продолжение и

своеобразное развитие в христианстве. Христианская религия весьма

существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое

пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным

принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог объявлялся в

конечном счете духовным началом. Средневековые философы (апологеты и

схоласты), немало потрудившись над логической стороной духа, проблему

идеального так и не решили: им с самого начала было ясно, что божественную

суть духа надо принимать как данность, а не докапываться до причин ее

проявления.

Конец средневековья и начало новой исторической эпохи, естественно,

ознаменовались и сменой философских предпочтений. Место безусловного

авторитета божественного разума занял не менее категоричный авторитет

разума человеческого. "Разум правит миром", - провозгласили революционеры

духа XVIII в., имея ввиду возможность разумного устройства прежде всего

общественных порядков. Реальные успехи человеческого разума оказались

настолько велики и очевидны (промышленность, наука, политика, право), что

каких-либо преград на его пути просто не замечали. А уж вопрос о том, каким

образом человеческий разум вдруг стал таким "всесильным", даже и не

возникал.

Это произошло позднее, после того, как немецкая классическая философия

педантично проанализировала реальные возможности человеческого разума

(Кант), показала его диалектическую противоречивость, попыталась выстроить

историю эволюции духа (Гегель) и, наконец, в лице Маркса четко поставила и

решила основные вопросы интересующей нас проблемы.

Марксистская концепция материалистического понимания истории, смысловым

стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от

общественного бытия, просто и логично объясняла как само появление

человеческого разума, так и многие его последующие приключения. И как бы ни

оценивалась ныне марксистская доктрина в целом с ее явно неудачными

историческими прогнозами, более ясного рационалистического решения проблемы

происхождения и развития человеческого разума пока еще никто не предложил.

Однако свет разума, так победоносно воссиявший для философов XVIII в., в

последующих двух столетиях не смог уберечь человечество от массы неудачных

социальных экспериментов, колоссального количества малопонятных жертв и

страданий, практически неуправляемого развития истории. Неудивительно

поэтому, что рационалистическая философия, в т.ч. марксистская, сдала

господствующие позиции.

В конце XIX в. возникла новая линия философствования - НЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ. Она насмехалась над наивной верой человечества в рациональное

устройство мира и возможность его адекватного познания, сознательно

культивировала иррационализм. На этом пути было открыто немало любопытных

истин, но интересующая нас проблема и в данном случае нетривиальных решений

не нашла.

Истоки проблемы ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА коренятся в ДВОЙСТВЕННОСТИ

материально-духовной природы самого человека.

Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической

деятельности как особая форма отражения объективного мира, как

дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с

ним. Генетическая (по происхождению) связь духа с практической

деятельностью человека никогда не прерывается: так было во времена

становления человечества, так происходит и сейчас, в период формирования

(социализации) каждого отдельного человека. Ведь абстрактное мышление не

является нашей природной способностью. Оно не наследуется биологически, а

формируется в процессе приобщения индивида к специфически социальному

образу жизни и деятельности.

Человеческое мышление по сути своей есть та же самая предметная

деятельность, только связана она не с реально осязаемыми предметами, а с их

идеальными заменителями - знаками, символами, образами и т.д. Иначе говоря,

все мыслительные операции формируются в результате своеобразного переноса

внешнепредметных действий во внутренний идеальный план. Именно это

обстоятельство и создает объективную основу вроде бы чисто субъективной

человеческой духовности.

Коль скоро практическая деятельность человека строится по законам

объективного мира, то и наша духовная жизнь должна следовать этим законам.

Речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть

заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, "узловых"

моментов. При этом создаваемый человеком идеальный мир понятий, образов и

доги обладает существенной самостоятельностью, автономностью. Он может

очень далеко отрываться от материальной действительности, может даже

возомнить себя абсолютно самостоятельным, самосущим. Однако окончательно

избавиться от своей материальной основы дух не может. Мешают по меньшей

мере два обстоятельства: его "материальное" происхождение и его

предназначение - ориентация человека в мире. Потеря такой ориентации

означает гибель самого духа.

Кроме того, у духа есть еще одно основание объективности. Различные

продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы и др., - раз возникнув

и доказав свою практическую значимость, неограниченно долго сохраняются в

социальной памяти человечества в форме знаков, символов, звуков,

изображений и т.д. Это "опредмечивание" идеального одновременно выступает

и как его объективация. Приобщение к этой новой "сверхприродной" реальности

и составляет суть процесса социализации человека, т.е. усвоение им основных

норм культуры.

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-

таки от сферы материальной, постольку и структура ее во многом аналогична:

духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные ею

духовные блага (ценности) и т.д. кроме того, наличие духовной деятельности

и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений

(эстетических, религиозных, нравственных и т.д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон

жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных

различий. К примеру, наши духовные потребности, в отличие от материальных,

не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от

рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только данная объективность

другого рода - чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-

символического мира культуры носит для него характер ОБЪЕКТИВНОЙ

необходимости - иначе человеком-то не станешь. Только вот "сама собой",

естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть

сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе

его воспитания и образования.

Стоит заметить при этом, что вначале общество прямо формирует у человека

лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его

социализацию. Духовные же потребности более высокого порядка, связанные с

освоением как можно большей части богатств мировой культуры и особенно с

участием в их приумножении, общество может формировать лишь косвенно, через

систему духовных ценностей, на которые индивид ориентируется в своем

духовном саморазвитии.

Еще одна любопытная особенность духовных потребностей - их принципиально

НЕОГРАНИЧЕННЫЙ характер. "Пределов роста" потребностей духа просто нет.

Естественными же ограничителями такого роста выступают лишь объемы уже

накопленных человечеством духовных ценностей да сила желания каждого

человека участвовать в создании этих ценностей.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются

отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно обозначают

социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм,

образов, догм и т.д.). Причем, в ценностных представлениях людей непременно

присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются

общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это

своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций

развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла,

справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к

наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние

общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы

"приподнят" над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду,

в общем нечто должное, а не сущее.

Это-то и придает должному вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни

от чего независимой. На поверхности лишь его оценивающий и предписывающий

характер. Земные же истоки, корни этих идеализаций, как правило, скрыты,

потеряны, искажены. В том бы не было большой беды, если бы естественно-

исторический процесс развития общества и его идеальное отражение совпадали.

Но так бывает далеко не всегда. Нередко идеальные нормы, рожденные одной

исторической эпохой, противостоят действительности другой эпохи, в которой

их смысл безвозвратно утрачен. Это указывает на наступление состояния

острого духовного противоборства, идеологических битв и душевных

потрясений.

Человечество давно уяснило, что в любых сражениях самая надежная армия -

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ. В битвах идейных - ситуация та же. Основные формы

существования духа (идеи, теории, образы, нормы и т.д.) со времен

возникновения первых классовых обществ вырабатываются профессионалами.

Термин "духовное производство" - не метафора, а вполне реальное явление.

Под ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ обычно понимают выработку сознания в особой

общественной форме, осуществляемую профессионалами умственного труда.

Результатом этого производства являются по меньшей мере три "продукта":

идеи, теории, образы, духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов;

сам человек, поскольку он, кроме прочего, является существом духовным.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида

освоения действительности: НАУЧНОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ. Такая

классификация его видов не совпадает с принятой в нашей Философской

традиции схемой из шести форм общественного сознания (политика, право,

мораль, искусство, наука, религия).

Политика, право и мораль не являются "отраслями" духовного производства.

Мораль потому, что ее не создают специалисты, идеологи. Мы не найдем в

истории ни одной моральной нормы, изобретенной и внедренной в жизнь

профессионалом. Даже заповеди Христа "не убий", "не укради" - это фиксация

принципов, стихийно выработанных моральной практикой человечества, а не

какого-то специалиста.

Политика и право не вписываются в духовное производство потому, что

создаваемые в результате политической и правовой деятельности общественные

связи индивидов не являются по преимуществу духовными. Они складываются в

первую очередь по поводу реальной государственной власти, а не понятий о

ней. Государство же с его аппаратом, чиновниками, армиями, судами и

тюрьмами -явление самое что ни на есть материальное. Поэтому политические,

равно как и правовые отношения, в основе своей материальны, а не духовны.

В чем заключается СПЕЦИФИКА ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА? 1. Прежде всего в

том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие

целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них - ВСЕОБЩИЙ

ХАРАКТЕР ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в

идеале достоянием всех! Шестью хлебами, о которых говорится в Евангелии,

все-таки нельзя накормить тысячу человек, а шестью идеями или шедеврами

искусства - можно!

Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем

меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все обстоит иначе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.