рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

политическими аксиомами. Схоластика является наследницей христицизма,

апологетики и трудов гностицизма. В схоластике отражена цель бытия.

Вершиной схоластики является авторитаризм. Спор между мистикой и

схоластикой осуществляется не только на уровне теологии, но и на уровне

философии. Первым из философов, который попытался допустить свободомыслия в

применении схоластики и мистики, был Пьер Абеляр. В след за ним эту

методологию использовали Жуль Бер Пуританский и Сильгер Прованский. Они

признавали существование сверхъестественного порядка и подчинение

сверхприродному Богу. Вместе с тем они отстаивали права человеческого

разума и доказывали максимальную рациональность и нецелесообразность

догматизма.

Противоречия в христианстве были обнаружены в форме двух истин или

двойственной истины, где заложено соотношение веры и разума, религии,

теологии и философии. Главный их смысл закл. в утверждении независимости

науки философии от вероисповедческих догм теологии. Существовали различные

варианты теории двух истин. Один из них разработан Шарторской школой. Эти

ученые сводили мир к различию существующего и сущего, предмета и методов

теологии, науки и философии. Теологии они отдали области сверхъестественной

науки, а философии – область знания. Т.о. истина для вне естественного –

вера, истина для науки и философии – разум и опыт. Сильгер Прованский

выступил за полную онтологию философского знания. Перед священнослужителями

была поставлена задача отработать все условия, не уронив авторитет ни

теологии, ни философии. За эту задачу взялся Ф. Аквинский. Учение Ф.

Аквинского выставляет в качестве официального учения – католицизм. Он

обосновал что разум и вера направлены к познанию одной истины – Бога, но

делают это разными путями: разум опирается на философию, вера – на

теологию, т.о. открывается гармония, т.к. бог изучается двумя путями –

естественным и сверхъестественным – через открытия. Наука и философия

приходят к мысли через Бога. Теология помогает принять человеку

кардинальные решения. Знание – это совокупность очевидных истин, а вера –

недоказуемых. Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить,

поэтому мы имеем достаточное знание, которое объясняется с помощью логики и

рассуждения, но эта истина относительна, а с точки зрения христианства –

ложна. Средневековая философия, сохраняя приверженность христианства,

прошла долгий путь развития и сохранилась до сих пор, как в католицизме,

так и в христианстве.

34. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Её основные школы

и направления: ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса и

др.) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм).

В 4 веке до н. э. в 3 частях мира Китае, Индии, Греции одновременно

возникла философия, что свидетельствовало о переходе от мифологического

мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знания приобретенные в

интеллектуальном поиске. Несмотря на разные подходы к миропониманию,

имеются общие предпосылки возникновения и развития философии.

В Индии по сравнению с другими странами философская мысль развивалась

более самостоятельно.

Китайские философские учения развивались тоже самостоятельно, но на них

оказал существенное влияние буддизм, который в Китае имел свои местные

традиции (конфуфианство).

Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все

философские системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент

религиозных учений, и во-вторых, как учение критикующее религию.

Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии являлась

ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий.

Веды традиционно делились на определенные группы текстов:

1. древнейшая часть - 4 группы

1.Ригведа (гимны)

2.Яджур-веда (жертвенные формы)

3.Само-веда (напевы)

4.Атхарвоведа (заклинания)

2.Брахманы – ???руководство ведичного ритуала (толкование их

сокровенного смысла)

3.Аранъяки – тексты спекулятивного характера, преимущественно для

отшельников

4.Упанидшаны (сидение около) трактаты религиозно-философского характера

Отношение к ведам определило их классификацию, выделяют:

ортодоксальные – брахманские, которые сформулированы на тексте вед

Ниманса и Веданта и образованы на независимом опыте и размышлениях и

шраманские – Санкъя, Йога и Вайшешика.

неортодоксальные – отвергали авторитет Вед (Чарвака, Джайнизм,

Буддизм). Существовали параллельно. Приоритет отдавался то одному, то

другому.

Согласно воззрениям вед мир представлял собой огромную вселенную,

которой много млн. лет. Согласно философскому воззрению главным в ведах

считался закон воздаяния (карма) - сумма совершенных всяким живым существом

поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и

последующего существования человека. Закон воздаяния предполагает

постоянное включение всего живого в кругооборот перерождений, где каждое

предыдущее детерминирует последующее, в зависимости от того, как человек

желает определить будущее. Бога, как личности не существуют, не существует

человека ограниченного пространством и временем. Т.О. ведичная литература

пытается божественно предопределить идеи естественного, космического и

нравственного миропорядка. Веданта убеждена в высшем авторитете только Вед,

содержание которых рассматривается как откровение или источник истинных

знаний. Веды существовали до начала мира, возникли из дыхания брахмана. Бог

признается как творец, который развивает учение о Брахмане. Брахман –

безликое, абсолютное начало мира, высшая объективная реальность, вне

которой нет ничего. Брахманом созданы все миры, сам он не имеет ни времени,

ни пространства, ни причинно-следственных отношений.

Учения

Ниманса – первоначальная система правил, помогающая понимать Веды,

первый текст – трактат Джаймини. Согласно учению высший авторитет –

сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и

является абсолютной. В отличие от веданты, в учении нимансы верили в

истинность всех форм познания и выступали против тезиса об иллюзорном

восприятии единичных предметов и их свойств.

Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое

перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до

всего многообразия мира объектов. Капилла (7 век д.н.э.) - признанный

авторитет вед, но считал бытие Бога недоказуемым и строит знания на основе

независимого опыта и размышления.

Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах.

Основатель Патан Джайли (2 век д.н.э.), разделяют аналогич. санкхъя, но

требует поклонения Брахману-Богу, понимаемому как абсолютный дух, вечный,

всепроницающий, всезнающий, не подверженный ни страданиям и несчастьям,

правящий миром. Главное содержание – разработка космического пути через

тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа

от деятельности чувств, духа, ума, тела.

Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам

религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами

чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай.

Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Более

позднее развитие, отвергающее существование Бога, абсолюта и души и закона

кармы. Истина – то, что воспринимается непосредственно. Признает

существование только мира и единственной реальностью считает материю,

которая состоит из 4 элементов: земли, воды, огня, воздуха. ЖИЗНЬ И

СОЗНАНИЕ - ФУНКЦИИ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Одновременно чарвака подчеркивает

выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной природы каждой

вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на разработке

этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию,

созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны только

страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-

либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами, чарвака

утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия - получение

наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со страданием, не

должно останавливать стремление к его достижению. Последовательный гедонизм

делает эту школу уникальным явлением в истории индийской мысли.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,

основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание

основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная

редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). По учению

вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - СУБСТАНЦИЮ,

КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ, ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ПРИСУЩЕЕ. Субстанция выражает

сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет,

воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами

(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют

весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой

первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -

санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.

Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.

Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают

в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный

мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно

воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и

управляется всеобщим моральным законом (дхарма).

Ньяя – правило, рассуждение. Основатель Готано (Гаутамо). В центре

методы правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие,

вывод, сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках

достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку,

гипотетический документ. Впервые учение о Боге как создающем, сохраняющем и

разрушающем.

Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка:

материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя,

дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что

духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек

верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни.

Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может

быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа,

освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы,

среди покоя и блаженства. Т.о. философия Древней Индии характеризуется

умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически

понимаемой проблеме значения.

35. Основы трансцендентальной философии И. Канта: от теоретического к

практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания,

Родоначальником немецкого идеализма являлся Кант, который считал, что

предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе

вещей, природы, мира, человека, а исследование с одной стороны,

познавательной деятельности личности, с другой - установление законов

познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал трансцендентальной

в отличие от рационализма 17 века. Кроме того, он употребил в своей

философии термины "критика", "критика чистого разума", "критика

практического разума", которые представили критический период его

творческой деятельности, и сущность его "критической философии".

В докритический период Кант обосновал свою космогоническую гипотезу

происхождения и структуры солнечной системы. Предпосылкой критической

философии стало его учение о вещах в себе и явлениях, существующих

независимо от нашего сознания.

Цель этой философии - критически осмыслить предшествующую философию и

противопоставить ей критический подход при оценке возможностей и

способностей человека.

Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который

определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает

субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о

всеобщности субъекта. Кроме того, он выделяет в субъекте 2 уровня:

- эмпирический (опытный),

- трансцендентальный (по ту сторону опыта).

К эмпирии он относит индивидуально психологические особенности

человека.

К трансцендентальному - надиндивидуальное в человеке, как

представителе рода человека

Т.о. Кант достоверность научного познания конкретизирует в 3-х частных

проблемах:

* как возможна математика,

* физика (естествознание),

* метафизика

В первых двух частях (математика, физика) он не сомневается, а

метафизику он отрицает в качестве научного познания.

Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со

всеобщностью, но объективность знания обуславливается структурой

трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и

свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи врожденные формы

подхода к действительности, которые из нее выводятся. Пространство и время

субъективные формы чувственности человека.

Чистый разум - не опирается на опыт, практический рассудок – опыт, в

основу берет доопытные формы чувственности. Реализация деятельности

осуществляется с помощью рассудка, под которым он понимал мышление,

оперирующее понятиями и категориями.

Т.о. по Канту не предмет источник знаний о нем, а формы рассудка

конструируют предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем

познать то, что сами создали. Понятия и категории, которыми оперируют люди,

носят независимый от индивидуального сознания всеобщий характер, поэтому

знания основанные на них объективны.

Объединяет все категории и понятия в целостность акт самознания

субъекта: "Я мыслю". Это и есть по Канту трансцендентальное единство

(объединение восприятий за пределами опыта).

Концепция Канта: вещи существуют сами по себе, действуют на органы

чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами

чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность.

Восприятия, полученные на основе форм мышления носят всеобщий и необходимый

характер.

Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются

субъекту. Явление их можно знать, а вот сущность, взаимоотношение их вне

сознания - знать нельзя. Поэтому для человека вещи сами по себе не познаны

и не раскрыты: "Вещи в себе". Кант делает вывод на этом основании: формам

чувственности и рассудка человека доступен только мир опыта, все остальное

доступно только разуму, который руководит рассудком, ставит ему цель.

Рассудок оперирует идеями - о это представление о цели, к которой

стремиться познание и задачи, которые оно ставит.

Разбуженный разум, рассудок выходит за пределы опыта. Идеям разума не

может соответствовать реальный предмет, ибо есть антиномии разума

(противоречивое, взаимоисключающее положение). Антиномии имеют место там,

где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение

не о мире опыта, а о мире вещей самих по себе. Поэтому мир вещей для

чувственности, и он закрыт для теоретического разума.

Человек по Канту - житель двух миров чувственного воспринимаемого и

умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому он относит мир природы, к

умопостигаемому - свободу, независимость, все то, что определяет причины

чувственно воспринимаемого.

В сфере свободы действует не теоретический и практический разум,

который определяет поступки человека. Движущая сила не мышление (разум), а

воля. Воля автономна, определяется не природной необходимостью или

божественной волей, а индивидуальным законом личности. Поэтому Кант законы

практического разума относит к нравственным законам, которые по существу

представляют собой знания умопостигаемого мира. Это определенные требования

к человеку, как ему вести себя в этом мире. Из этого он вывел

категорический императив: относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы

они поступали с тобой. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. С ее помощью

он разделил бытие на мир природы и мир человека, которые развиваются по

своим законам и которые противоречат друг другу.

Субъект может познать мир, но он не может установить связи между

явлениями на сущностном уровне, т.к. вещи существуют сами по себе.

В теории познания Кант большое место отводит диалектике. Он

утверждает, что противоречие - необходимый момент познания. Но диалектика

для него лишь гносеологический принцип. В тоже время она субъективна, т.к.

не отражает противоречий самих вещей, а только противоречие мыслительной

деятельности. Диалектика имеет субъективный момент, все зависит от

человека.

В целом философия Канта свободна от компромисса. Он стремиться с

помощью мыслительной деятельности человека примерить науку и религию. Таким

способом он пытался ограничить область знания и оставить место для

трансцендентального субъекта. Сделав это он разделил в своей философии

понятие трансцендентального субъекта и понятия в целом.

36. Особая роль научного познания в развитии современной цивилизации.

См вопрос 25, 26

37. Особенности и периодизация русской философии.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс,

закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением

все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История

философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда

- необходимость определения специфических черт той или иной национальной

философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому

что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной

непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень

часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами

экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно,

отражалось и на развитии философии.

Как же русская философия соотносится с западной и восточной традициями

внутри мировой философии? Общий ответ в данном случае очевиден: русская

философия, безусловно, вписывается в западную философскую традицию, и все

ее развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии

(что, конечно, не исключает взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная

философия гораздо меньше, чем западная, непосредственно воздействовала на

русскую мысль. Ее влияние в основном сводилось к эпизодическому

заимствованию отдельных идей. Наиболее охотно русские философы воспринимали

предельный мистицизм некоторых восточных систем, но для них совершенно

неприемлемым было отрицание значимости личного начала в человеке, его

индивидуальности. Только в начале XX в. увлечение восточной культурой

сопровождалось формированием философских концепций, всецело ориентированных

на восточные мистические системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).

Но, чтобы понять самое главное, нужно установить серьезные, глубокие

различия между традициями западного и русского философствования. Это

позволяет в общем виде сформулировать основные характерные признаки нашей

национальной философии:

1. Первой и главной особенностью русской философии является

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕЛИГИОЗНЫЙ, А ПОДЧАС РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-

СИМВОЛИ-ЧЕСКИЙ ЕЕ ХАРАКТЕР, т.е. ДЛИТЕЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО В НЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ

ФОРМ СОЗНАНИЯ, ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ ДЛЯ

ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ. Этому способствовал ряд причин:

Во-первых, ориентация на западную культуру решительно определилась

только с принятием Русью христианства. Поэтому русская философия, в отличие

от западноевропейской, не имела дохристианского периода и, следовательно,

не могла опереться на культурное наследие античности. Не успев сложиться в

языческих формах, она сразу же оказалась в плену богословия.

Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном

варианте, в форме православия. В этом акте проявилось стремление сохранить

определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиций,

характерных для западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течение

нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала

религиозная нетерпимость между западной и восточной церквами. Углублению

разносторонних связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро-

монгольское иго, его негативные последствия. В результате русская мысль

вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического

влияния афонских монахов (от Афона - "Святой горы" на с.-в. Греции, центра

православного монашества). Даже богословская схоластика в российские

духовные учебные заведения проникла только в XVII в., когда Запад уже

располагал полнокровными философскими системами. В России, в отличие от

передовых европейских стран, возникновение светской культуры,

естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на 200-300 лет.

Однако религиозные формы сознания давали о себе знать и в последующее за XI-

XVII вв. время, во всяком случае, на протяжении всего XVIII в.

В-третьих, достаточно позднее внедрение православия на Руси и необычный

способ его принятия ("сверху") препятствовали однозначному господству

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.