рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности

общественного развития. В философии и социологии понятия “П.” и “Р.”

находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития

капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его

рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со

второй половины 19 в., характерны в осн. два подхода к истории:

позитивистский, основы к-рого заложены Контом, и историко-культурный

(основоположник—рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский: сторонники — Дж.

Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история

должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без

проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления П. и

р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П.

и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую

историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или

цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в совр. эпоху, согласно

Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей

(интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур.

Поэтому ГГ. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в

направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с т.

зр. Тойнби, должна осуществиться на основе капиталистической культуры

Запада. Некоторые буржуазные психологические теории пытаются объяснять

явления истории субъективными факторами, напр. особенностями тех или иных

“исторических” личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-

ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только

в неантагоннстическом, коммунистическом об-ве.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (фр. — подвижный) — социологическое понятие,

означающее подвижность социальных групп в общественной структуре. В

буржуазной социологии (Стратификация социальная) М. с. — это перемещение

людей из одного слоя об-ва в др., изменение социального положения.

Различают “горизонтальную социальную мобильность” (т. е. переход людей из

одной социальной группы в др., расположенную на том же социальном уровне) и

“вертикальную социальную мобильность” (т. е. перемещение лица в др.

социальный слой или класс). Изменчивость, мобильность социальной структуры

действительно имеет место. Но буржуазные социологи извращают ее характер,

утверждая, что в капиталистическом об-ве она осуществляется в направлении

смягчения классовых противоречий, установления социальной однородности. По

утверждениям буржуазных социологов, “вертикальная социальная мобильность”

дает возможность человеку из “низов” продвинуться вверх по социальной

лестнице, попасть в ряды “высшего класса”, стать миллионером. Теория

“социальной мобильности” —один из вариантов реформистской концепции

“классового сотрудничества”. На деле в буржуазном об-ве “путь наверх”, т.

е. изменения в социальном положении отдельных лиц и семей, является

исключением и не меняет положения всего класса в системе производства. Гл.

направление М. с. в буржуазном об-ве — не “вверх”, а “вниз”, оно отражает

разорение мелкой буржуазии города и деревни, ведет не к смягчению, а к

обострению классовых противоречий капитализма. Иную природу имеет

социальная подвижность в 'условиях социализма. Она связана с постепенной

ликвидацией существенных различий между умственным и физическим трудом,

городом и деревней и представляет закономерную тенденцию развития

социальной структуры в направлении формирования будущей социальной

однородности коммунистического общества.

53. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы,

направления, основные проблемы. Постановка и решение проблемы о первооснове

мира.

54. Социально-философские воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А.

Бердяева.

Школа Соловьева была продолжена Бердяевым, в его работах “Философия

неравенства”, “Философия свободы”, “Мировоззрение Достоевского, “Смысл

творчества - опыт оправдания человека”. Бердяев развивал теорию

персонализма, приближенную к экзистенциализму. Он возглавил в русском

богоискательстве персонализм.

По мнению Зеньковского - это самая крупная фигура русского ренессанса

после Соловьева.

Бердяев никогда не был фанатом какой-либо идеи и не поклонялся какому-

либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно

больше. Именно свободу знаний и творчества он искал в религии. В центр

своей философии Бердяев ставит человека. Но он рассматривает личность не

как естественную категорию, а как спиритуалистическую, она ни часть какого-

либо целого, напротив, целое - часть личности. Т.о. он выходил на проблему,

что космос – часть человеческой личности. Выход на такие категории был

обусловлен тем, что свобода человеческого творчества была частью творчества

религиозной эпохи. Творчество как религия у Бердяева - цель, искание смысла

за пределами мировой данности. Поэтому и личность не субстанция, а

творческий акт, который не изменен в процессе изменения. Бессознательное,

что есть в личности представляет собой космическое явление. Творчество

создает особый мир, оно продолжает дело творение, уподобляя человека богу-

творцу. В связи с этим задача философии состоит в том, чтобы осознать

первичность духа, как творческой реальности. Человек - это дитя бога и дитя

меона (несотворенная свобода). Человек, по мнению Бердяева, должен обладать

абсолютной свободой, поэтому он отделил свободу от Бога и человека. И таким

путем антологизировал зло.

В истории Бердяев выделил конечную цель - эсхатологию. Это позволило

ему провозгласить примат свободы над бытием, примат личности над

историческим временем. Бердяев в своем философском осмыслении идеи нации

пришел к выводу, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во

времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.

В основе историософии России по мнению Бердяева лежит не достоверный

факт, а интуитивный тезис о саморазорванности (противоречивости) русской

души. В таком случае русский народ, утверждает Бердяев, совмещение

противоположностей, которые имеют двойственную основу. Часть из них

заимствована и перенесена, другая – порождена национальной жизнью, как

например, изначально язычество, православие, аскетическая монархия,

церковь, своеобразно понимание в связи с этим и свободы.

Бердяев выделил три свободы:

первичную - не согласуется с Богом и не создается им. Это безосновная

основа бытия.

иррациональную (произвольную). Суть ее заключается в подчинении

моральному закону и ведет она к обязательной добродетели, а стало быть это

свобода рабства (основа рабства). Мораль – категория государственная.

Ценностные установки – это нравственность. К такому выводу Бердяев пришел в

связи с тем, что он мало добра обнаружил в добродетелях, и выход из

иррациональной свободы может быть только трагическим или

сверхъестественным.

свободу, проникнутую любовью к Богу – рациональная свобода, это

связано со смыслом человеческого бытия, это свободная любовь человека к

богу.

В соответствии с тремя типами свободы Бердяев пытался решить проблему

смысла истории: это Бог, судьба и человеческая история. Судьба по мнению

Бердяева превращает личность в арену иррациональных сил истории. В

определении природы своей истории народы покоряются власти судьбы. Русская

идея у Бердяева выступает в качестве творчества религиозного сознания,

которое охватывает все направления отечественного любомудрия. Он имеет в

виду масонов и декабристов, славянофилов и западников, анархистов и даже

русских марксистов. Все они, по мнению Бердяева, выражали характер и

признание русского народа, его самобытную религиозность. Т.о. русская идея

по Бердяеву представляет собой целостное тоталитарное мировоззрение,

принципиально свободное в путях познания. В этой тоталитарной всеобщности и

проявляется новая форма религиозной философии. Откровение в таком случае

становится духовным опытом и духовным актом, а не авторитетом. Поэтому в

откровении приоритетным методом считается интуиция. Именно таким путем

Бердяев соединяет теоретический и практический разум, предполагает

целостность познания в совокупности духовных сил, где разум соединен с

волей и чувством и где нет рационалистической расчлененности. Ограничение

разума – это не агностицизм, а человеческое начало в свободе выбора воли

или желания. Учение Бердяева получило широкий резонанс в русской духовной и

в той или иной степени включило в себя все направления отечественной

мысли. Однако наиболее близкий к нему по духу был Лосский. Бердяев большое

внимание уделил критике большевизма или ортодоксального марксизма в России.

Его представителем был Плеханов. Он пришел в марксизм, разочаровавшись в

революционной метафизике народничества. Фактически он был марксистом, но

монистически понимал историю. В развитии государства и общества приоритет

отдавал географической среде. Диалектика была сведена до управления

сенсуализма, а диалектический метод до скачкообразного развития

цивилизации через революцию.

Философия большевизма была развита Лениным. После революции 1917 года

носителями неомарксизма была иммиграция, которая была не однородна. Старшее

поколение стремилось утвердить псевдомонархический дух, новое поколение

отвергало старую ложь и старые ошибки, и стремилось к творчеству в

осмыслении монархии и государственности России. Наиболее видимым идеологом

неомарксизма стал Ильин (профессор, правовед, философ МГУ). Он рассмотрел

проблему преодоления у россиян толстовства и восстановления русского

православия о мечте. О мечте он рассуждает как о силе и слове. Он был

идеологом монархии. В основе его социально-философских рассуждений лежит

правовое обоснование сильной власти, которая рассматривается как

необходимая форма духовного бытия человека. Он утверждал, что вне права нет

пути ни к добродетели, ник божеству, ни к высшим удовлетворениям духа.

Основа права и государства - это патриотическое соединение людей имеющих

духовную природу, демонстрирующую принадлежность человека к определенному

государству. Гражданином человек становится не из-за формального

подданства, а через духовную солидарность с государством и принятием его

цели (государства). Государство по мнению Ильина - это духовный союз

людей, обладающих правосознанием. Право по нему упрочивает ранг и иерархию

Вывод: нельзя власть отдавать народу ибо невозможно властвовать сообща

или в одинаковой степени. Борьбу за власть он оправдывает при условии

сохранения монархии. Он сформулировал аксиомы власти: власть должна

принадлежать по праву; она должна быть едина, осуществляться лучшими

людьми, удовлетворяющих этическому и политическому цензу; справедливость

должна быть распределяющей.

55. Социальные общности. Проблемы этносов и этнической дифференциации,,

национального самосознания и межнациональных отношений в конце XX и начале

XXI века.

Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают

конкретно-историческими и ситуативно обусловленными. К конкретно-

историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно

обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита,

маргиналы и т.д. В любой из общности есть базовый признак, который создает

условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей

являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические

чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских

устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это связано с тем,

что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются

каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией,

ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-

сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах

определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от

другой.

Социальные общности могут быть массовыми - это структурно не

расчлененные аморфные образования (масса людей на стадионе). Групповые

общности имеют общий социальный признак, выполняют общественно необходимую

функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Мертон, занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три

основные их черты:

взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);

членство (высокая степень сплочения);

единство (наличие признаков, присущих всем).

Групповые общности могут быть первичными. Этой проблемой занимался

Кулли. В малых общностях (первичных) происходит социализация личности,

освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Малые

общности обладают высоким уровнем эмоциональности (семья). Малые группы

представляют собой связующее звено между обществом и личностью, в них

осознается социальная роль, статус и принадлежность к социальной группе.

Вторичные групповые общности характеризуются незначительными

эмоциональными отношениями, создаются для достижения конкретной цели. В

них индивидуальное не имеет значение, определяющим является умение

выполнять определенные функции. Вторичные социальные общности создаются для

достижения конкретных целей организации. Иногда, социальные философы, как и

социологи, кроме малых (первичных и вторичных) групп, выделяют в социальных

общностях: формальные (все регламентировано) и неформальные группы;

неорганизованные и частично организованные (публика в театре, маргиналы)

группы. Маргиналы - это группа людей, поставленных обществом на грань двух

миров, когда доминирующая группа их не принимает, а группа по происхождению

их отторгла. Помимо названных социальных групп, выделяют еще скрытые

социальные группы. Они оказывают непосредственное или косвенное влияние на

главные сферы общественной жизни. первый слой в этой структуре - это элита

- группа лиц, обладающая особыми личными свойствами, профессиональными

качествами, желающие быть избранными в той или иной сфере деятельности. В

изучении этой социальной группы большую работу провел Паретто. В основе его

концепции - признание круговорота элит. Круговорот элит обеспечивает

динамизм и равновесие в обществе. Паретто открыл немаловажный факт, что

элита владеет инстинктом комбинации. Если этот инстинкт она утрачивает,

начинается революция, наступает взрыв. В экономике к таким группам

относятся бизнесмены, вкладчики. Чередование экономических и политических

циклов связано с изменением в духовном производстве (интеллектуальном,

художественном, религиозном). Здесь существуют группы давления, которые

действуют в интересах определенных слоев (клика, мафия). При всем

многообразии этих групп, они имеют общие черты:

– в них детерминирует материально-производственый фактор;

– приоритет субъективно-сознательного в их складывании, развитии и

функционировании;

– связь объективного и субъективного, материального и духовного в

личности;

– субъективный образ жизнедеятельности и субъективное отношение к

другим общностям.

Социальные институты регламентируют и контролируют связь внутри и

между социальными группами. Содержание социальных институтов, их набор,

система социальных регуляторов определяют общественный строй. Таким

образом, развитие общества идет через развитие социальных институтов,

возникают новые, совершенствуются старые. Идет переориентация или

институализация социальных связей. Главное для чего создаются и существуют

социальные общности - это потребность в солидарности и взаимодействии

(ситуативно обусловленная общность).

Не менее значительное место в социальной структуре занимает этнос, как

естественное социально-биологическое явление - это особый исторически

возникающий вид социальной группировки людей, представленный племенем,

народностью, нацией. Сегодня на Земле насчитывается 2500 этносов. Среди

ученых, занимающихся проблемами этноса, ведущее место принадлежит Бромлею и

Гумилеву. Гумилев разработал своеобразную концепцию и определил этнос как

биолого-географическую общность, которая возникла в результате действий

особых людей - пассионариев, происхождение которых обусловлено действием

космических лучей. Ряд ученых за основу происхождения этноса берут идею

пришельцев из космоса. Марксизм исходит из того, что в основе этноса лежит

материально-производственный фактор, который реализуется в форме

материально-технического механизма приведшего к созданию наций. Основными

чертами нации являются:

Объективные черты: территория, которая включает среду хозяйствования,

быт людей, характер и образ жизнедеятельности с появлением государства и

государственной территории.

Субъективные черты: общий язык, общность психологического склада,

самосознание нации, особенности трудовой деятельности.

Нация существует когда:

– объединяются глубинно-сущностный и эмпирическо-этнический уровни;

– когда объективно взаимосвязаны всеобщие черты и мера осознанности,

принадлежности к нации каждым ее представителем;

– когда объективная общность классового положения в общности

идеологического и психологического облика представителя данного класса.

Этнос - это определенная культурная целостность, ей присуща этнитеза

(мы и другие). В общественной жизни встречаются разные этнические

образования: метоэтносы - группы людей, имеющие общие черты культуры

(африканский народ); субэтносы - определенные части какого-либо народа

(сибиряки) - это следствие обособления территории. Этнос - это социально-

биологическая категория, важнейший признак которого выражен понятием

генофонд. Бердяев генофондом этноса считал "единство исторической судьбы",

осознание этого единства, которое и представляет суть национального

сознания.

Геллянер в работе "Нация и национальность" определяет характерную

черту этноса, как врожденное свойство человека, т.е. его убежденность. Это

свидетельствует о том, что взгляд на понятие нация в социальной философии

неоднозначен. Существует ряд концепций:

Кон, Герхард, Стенхард считают, что нация - это всего лишь единство

национальной идеи.

Пейдж, Маккайвер утверждают, что нация - это национальный характер.

Эмерсон, поддерживая Геллянера, Бердяева, считает, что с одной стороны

- это общая судьба людей, с другой - это убежденность человека в

принадлежности к конкретной социальной группе.

Кординер, Бонер и Макдауэл утверждают, что деление людей на нации

лишено объективной значимости.

Сейвелл - в физическом мире наций не существует, поэтому эта категория

вымышленная.

Национальность - это этническая категория, которая характеризует

определенную социальную общность. Наций нет без национальности, но

национальность сама по себе не означает принадлежность к одноименной нации(

метис, мулат).

Идея национального самосознания возникла в 19 веке в Европе. Введенное

понятие символизировало с одной стороны, уничтожение феодальной

раздробленности и становление наций и национальных государств, с другой

стороны фиксировало новые экономические отношения и единство экономической

жизни.

"Декларация прав народов России", принятая в ноябре 1917 года,

провозглашала:

равенство и суверенность народов;

право на свободное самоопределение;

отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий;

свободное развитие национальных меньшинств.

Фактически эта декларация была официальным документом по национальной

унификации. В связи с этим не обращалось внимание ан межнациональные

отношения, а также разработку теории взаимодействия этносов на уровне

"культуры вины" и "культуры стыда". Носителями "культуры вины" считаются

этносы европейского культурного круга, вина, как внутренняя правота.

"Культура стыда" относится к восточному культурному кругу, стыд - это

озабоченность оценкой достоинств личности и, в связи с этим, сокрытие

слабостей этноса. "Культура вины" ориентирована ан собственную общность.

Стыд существует между своими, поэтому культурные феномены достоинства,

бесчестия соотносятся с внешними формами контроля (осуждение, похвала,

наказание). "Культура стыда" наиболее устойчива, особенно это проявляется

сегодня под влиянием исламского фактора. Этническое самосознание сегодня

развивается по схеме: прошлое, как идеал будущего. Это накладывает

отпечаток на этнопроцессы, происходящие во всем мире. Сегодня за пределами

своих этнических территорий проживает 54 млн. человек. Структура

межнациональных отношений пересматривается по факту. Тем не менее, во всем

мире существует два типа политического устройства национальных сообществ:

федерация и конфедерация. Федерация имеет свою территорию, конституцию,

права и полномочия заложены в единой общесоюзной конституции. Наряду с

союзным гражданством, может быть гражданство субъектов федерации.

Конфедерация - союз независимых государств, объединяющихся для координации

в области экономических, внешнеполитических и военных отношений. В

конфедерации нет единой территории и единого гражданства. Есть права

нулификации, т.е., когда личные права не распространяются на другой

территории. Ученые сегодня считают, что самым серьезным фактором, влияющий

на национальные отношения, является ислам, который делит на "своих" и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.