рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

ценностной установкой считается информационное обогащение и приобретение

нового знания. Отсюда вытекают новые требования к личности:

высокая квалификация;

предельная компетенция в своей профессии;

социальная ответственность за принимаемые решения;

виртуозное владение техникой;

учет общечеловеческих и нравственных ценностей.

Эти факторы рассматриваются не как индивидуальные свойства, а как

факторы выживания цивилизации. Акцент делается не на понятии будущей

социокультуры, а на содержательном смысле бытия человека в ней.

Важнейшим видом духовного производства является ИСКУССТВО.

Существует НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - народные песни, танцы, музыка и т.д. и

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - творения специалистов (художников, поэтов,

музыкантов) в области эстетического освоения мира.

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно

составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы

"разлито" во всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у

человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные

ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и

всевозможные проявления их активности - трудовые, спортивные, игровые и пр.

То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической

деятельности человека, которая порождает у него специфическое чувство и

мысли.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе

отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности.

Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая

сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве

эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и

самостоятельное значение.

Искусство как "чистая" эстетическая деятельность есть нечто иное, как

обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство

"вырастает" из практики в длительном историческом процессе освоения мира

человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в

античности.

В доклассовый же период истории то, что обычно называют "первобытным

искусством", искусством в собственном смысле этого слова не являлось.

Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую

очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были

попытки практического воздействия на мир через материальные образы,

символы, репетиции совместных действий и т.д.

Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от

физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный

характер, превратиться в род профессиональных занятий.

Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой,

особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир

человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй.

Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика

мышления - все подвергается эстетической переработке и образует

параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой

бывает убедительнее самой действительности.

В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен

человечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна:

1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для

многочисленных человеческих устремлений , желаний, страстей и т.д.

Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с

художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только

художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию,

поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты

человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до

логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким

образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на

пределе" его возможностей, в экстремальных условиях.

2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических

ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к

совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до

уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма

человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-

Кихоты, Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все

это точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные

ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство,

следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения,

незаменимый способ социализации человека.

4. Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем

бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые

особенности самых разнообразных укладов жизни.

21. Материалистическая концепция истории общества К. Маркса.

Марксистская философия о состоянии биологического и социального в

человеке. Проблемы человеческого начала

Наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию человека

развивает марксистская философия. Марксистская философия исходит из

предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого

положения служит развиваемая в рамках этой философской школы концепции

антропогенеза, учение о сочетании биологической и социальной сущности

человека: теория предметно-практической деятельности как определяющей формы

взаимодействия человека с окружающей средой. Рассмотрим же основные

положения марксистской антропологии.

С точки зрения марксизма, человек — это предельно общее понятие для

обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие

«человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям

качеств и способностей. Таким образом понятие «человек» выражает

целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных

функций и проявлений. Используя понятие «человек», марксистская философия

стремится подчеркнуть, что существует такая особая и исторически

развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое

отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом

жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на

всех этапах исторического развития остается тождествен самому себе,

сохраняет определенный онтологический статус.

Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия

человека. Человек — это часть природы, живое телесное существо. С этой

точки зрения его можно охарактеризовать определенной совокупностью

родовидовых признаков. Природно-биологически обусловлено рождение,

внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать

определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков и

возможностей, пол и другие качества человека. Подобно другим биологическим

видам человечество (homo sapiens) имеет устойчивые вариации —

разновидности. Наиболее крупные из них — расы. Раса — это набор

определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям среды его

обитания, который выражается в специфических анатомических и

физиологических признаках.

Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его

жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться

характеристикой его как природ-но-биологического существа. Этот признак

указывает на общую основу жизнедеятельности человека и всего живого, но не

выясняет качественного отличия человека от животного, не раскрывает той

специфической основы, которая обусловливает его выход из животного мира и

весь процесс его существования и развития. Марксистская философия

предлагает объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции

общественно-практической, деятель-постной сущности человека.

С точки зрения этой концепции, человек выделяется из мира животных

благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду.

Марксисты любят повторять слова американского просветителя Д. Франклина

«Человек — это животное, способное трудиться».

«Труд создал человека». В этих высказываниях отражена специфическая

особенность жизнедеятельность человека. Однако необходимо уточнить, в чем

состоит особенность человеческого труда, позволившая ему конституироваться

в качестве особого существа, речь идет о решении проблемы человеческого

начала.

Решение вопроса о человеческом начале означает выяснение специфики

человека как качественно новой, по сравнению с животным, сложной открытой

системы. При определении границы перехода от животного к человеку чаще

всего в марксистской антропологии ее определяют началом изготовления орудий

труда. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что уже

у животных наблюдаются элементы инстинктивной трудовой деятельности, имеют

место начальные формы изготовления примитивных орудий труда. Однако следует

принять во внимание, что главным моментом здесь является то, что во-первых,

эти инстинктивные формы примитивной трудовой деятельности используются для

обеспечения непосредственной жизнедеятельности индивида, его детенышей, а

во-вторых, — они выступают в качестве вспомогательного средства животного

способа жизнедеятельности. В своей сущности способ жизнедеятельности

животного заключается в приспособлении и собирательстве, основанных на

системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов. Возникновение

инстинктивных форм трудовой деятельности у животных, безусловно, является

предпосылкой для осуществления перехода от животного к человеку, но их еще

нельзя рассматривать в качестве человеческого начала.

Действительным человеческим началом следует считать такой уровень

развития живого, когда производство орудий труда и инстинктивные формы

трудовой деятельности из вспомогательного средства животного способа

жизнедеятельности постепенно перерастают в специфический способ

жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается в том, что

производство орудий труда превращается в особую потребность, без

удовлетворений которой становится невозможной сама жизнь. Превращение

производства орудий труда в особую, социальную потребность взаимосвязано и

с превращением животной активности и животной деятельности в трудовую

деятельность человека, которая выступает как процесс создания самих орудий

труда, а также создания с их помощью путем воздействия на природу средств

удовлетворения жизненных потребностей человека.

Особенно важно здесь то, что производство орудий труда как средство

вспомогательного обеспечения индивидуальной жизнедеятельности животного

превращается в средство обеспечения коллективной жизнедеятельности,

жизнедеятельности первобытной общины. Иными словами, потребность в

производстве орудий труда и трудовой деятельности становится потребностью

первобытной общины как качественно новой целостной системы, в которой

жизнедеятельность индивида становится в зависимость от удовлетворения

потребностей общины. Таким образом, переход от животного к человеку

характеризуется проявлением интегратив-ных процессов, и первобытная община

явилась такой интегрированной системой, в которой жизнедеятельность

индивидов и общины выступают как две взаимосвязанные стороны единого

процесса. Поэтому нужно подчеркнуть, что переход от животного , к человеку

следует рассматривать не в цепи качественных преобразований в развитии

индивидуальных форм жизнедеятельности, а как переход к новой, более высокой

и более совершенной форме жизнедеятельности.

Человеческое начало, следовательно, необходимо усматривать в том, что

производство орудий труда становится потребностью, удовлетворение которой

обусловливает удовлетворение жизненных потребностей людей, что труд

становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфическим

способом жизнедеятельности человека является не приспособление и

собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек,

воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы. В процессе

трудовой деятельности человек создает средства для удовлетворения своих

жизненных потребностей. Причем под влиянием нового способа

жизнедеятельности происходит изменение, очеловечивание самих жизненных

потребностей, унаследованных человеком при его выделении из животного мира.

Определяющим в системе общественных отношений марксизм признает

производственные отношения. Но кроме производственных отношений в систему

общественных отношений входят отношения между историческими общностями

людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные, быта,

межличностные, между обществом и личностью.

Итак, человек — это живое, телесное существо, жизнедеятельность

которого представляет собой основанный на материальном производстве,

осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного,

целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека

для обеспечения его существования, функционирования, развития.

Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии

в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-

историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание

Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить

историю.

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу

исторического процесса. Один - формационный, или монистический, другой -

цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две

концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества.

Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой

развития способа производства. На этой основе происходит выделение

определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция

постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-

исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное,

индустриальное и постиндустриальное.

Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства

человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная

идея второго - отрицание единства истории человечества и его

прогрессирующего развития.

Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и

критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить

совершенно новое для историографии и социальной философии понятие, понятие

"формация". Общественно-экономическая формация есть общество на

определенной ступени исторического развития, характеризующееся

специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и

духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой

семьи. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию

единства исторического процесса, что выражено прежде всего в

последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом,

когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство

проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой

данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты

соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-истори-

ческие условия существования общественных организмов весьма различны, и это

приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов,

значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали

широкую оппозицию по отношению к нему. По степени критического настроя к

формационному учению можно условно выделить два основных направления.

Представители первого настаивают на необходимости замены марксистского

подхода как не выдержавшего проверки историческим опытом новым, в корне

отличным подходом. Представители второго отрицают необходимость такой

замены, настаивая лишь на обновлении марксистского подхода, т.е. на

ликвидации ряда его недостатков. Основным же недостатком формационного

подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще

множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в

монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Прежде

всего, как отметил М.А. Барг, при формационном подходе картина социальной

структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная

структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная

культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов

основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как

самостоятельный, генетически независимый фактор[2].

Cамостоятельное значение приобретает вопрос о "географических"

границах применения формационной теории. Эта теория, разработанная на

материале истории Западной Европы, верно охватывает некоторые особенности

развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот

подход выглядит менее убедительно. Реальные тенденции и формы развития на

Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций.

Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа

производства, но так и не решивший ее.

Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается

достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее,

поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует

единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. В настоящее

время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия

"культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация

определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-

ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-

экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень

потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как

историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

На основании цивилизационного подхода выделяется множество

концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют

плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических

образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все

эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны

они сами. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей

детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает

постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное

производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение

общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее

форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и

проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не

упустить из виду опасность другого монизма - не менее жесткой привязки к

духовно-религиозному или психологическому началу.

Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О.

Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении

уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении

преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы

ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-

экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание

сложное переплетение технического, экономического, политического,

религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности

людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-

исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.

Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники

цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни.

Цивилизационный подход представляется именно как противоположность

формационного, как отрицающий материально-произ-водственную детерминацию

общества и его истории. Но противоположности смыкаются. Выпячивание какой-

либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным

формационному.

Цивилизационный подход еще не разработан до конца как

общеметодологический подход к анализу общественно-исторического процесса. И

он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное

переплетение технического, экономического, политического, религиозного и

других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе. Его

методология должна находиться в соответствии с современными представлениями

о многофакторности и многовекторности развития. Сущность цивилизационного

подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе

общественно-исторического процесса. В этом случае насущно необходимым

станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа

места и роли отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного

(плюралистического) и формационного (монистического) подходов.

Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного

подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории

общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.