рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

человека должно быть - “Живи опасно”. Понятие жизнь у Ницше заменено

понятие бытие. Ибо в первом был вложен смысл движения и становления, во

втором статическое состояние. Ницше писал: “Нет бытия есть только

становление”. Он выступал против того, чтобы положить в основу понятия

становления первооснову, которая могла бы быть устойчивой. Жизнь у Ницше

это: с одной стороны - человеческая жизнь и основы бытия, с другой стороны

определенные отношения человека к основе бытия. Он утверждал, что каждый

человек чувствует, осознает и познает ее на основе переживания,

сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличии от Шопенгауэра Ницше

придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им

категория центр его концепции “воля к власти. Наиболее значимый критерий

любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо все

то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.

Вывод Ницше: рациональная деятельность не способствует повышению воли к

власти, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя

деятельность рассуждениями. Именно это легло в основу отрицания Ницше

христианской морали, которая проповедуя любовь к ближнему подрывает волю к

власти. Воля к власти рассматривается им как основа права сильного. Это

превыше всех моральных, религиозных и их нормативных установок. Таким

правом должен воспользоваться человек во всех сферах своей жизни.

Аналогичным образом Ницше оценивает демократию, где масса составляет

оппозицию власти. Из права сильного воля к власти выведены все основания

морали Ницше. Он считал, что понятия добра и зла, которые существуют в

иудео-христианской морали, которая препятствует полному самовыражению

человека и он предлагал произвести переоценку ценностей и упразднить

результаты “восстания рабов” в морали и возродить мораль господ.

Субъект морали господ сверх человек, “белокурая бестия”. Наряду с

генетической характеристикой человека, как сверх человека и именно арийской

расы с определенным нордическим типом, Ницше проповедовал двойную мораль.

По отношению к ближнему забота и внимание; по отношению к дальнему, чужим -

необузданность зверя, в основе должен лежать инстинкт. Познание по Ницше

работает как орудие власти, поэтому истина:

- не должна простираться далее того, что нужно для осуществления воли;

- она должна быть направлена не на познание мира, а на овладение им;

- и цель познания может быть понята, как полезное заблуждение.

Ницше отрицал различие жизни и познания, теории и практики. В основе не

различности по его мнению лежат инстинкты “чистых теоретиков” и не более

того. Познание в таком случае слепая игра инстинктов и субъективных

желаний, и осуществление не воли к истине, а воли к власти.

Истину он призывал доказывать чувством повышенной власти и выгодой.

Если все предыдущие умозаключения Ницше можно оспаривать, то сводить истину

к чувству не правомерно. Ницше был против господства массового сознания

мелкой буржуазии, его сверх человек совершенен, с высокими

интеллектуальными качествами.

Заратустра - это своеобразный мост между “навозом” и сверх человеком.

Сверх людей он отождествляет с богами, они заняли в философии Ницше

место бога.

Бергсон - французский иррационалист, основную цель в философии видел в

“преодолении точки познания разума”.Он отвергал рациональные пути познания

жизни и стремился обосновать иной, интуитивный способ ее постижения.

Пре6дпосылка его философии как и всей “философии жизни” отождествление ее с

переживаниями. Наиболее достоверным и неоспоримым фактом он считал наше

существование, которое проявляется в непрерывной смене ощущений, эмоций,

желаний, т.е. в изменении нашей психики.

Его философия жизни - это жизнь переживаний. Этот поток переживаний

образуют по нему подлинную реальность и поэтому составляет предмет

философии. В отличии от традиционного иррационализма, который превращает

сознание в самостоятельную сущность и выделяет в нем рациональное,

познавательные моменты, иррационализм Бергсона строится на той стороне

познания, которая никоем образом не связана с познавательной деятельностью.

Сознание в таком случае не соединяет человека с миром, а оставляет его в

кругу представлений субъективного содержания, имеющего лишь психологическое

значение. Это состояние индивидуального сознания Бергсон считает

сущностным содержанием бытия. Постоянно изменяющееся оно выносится за

пределы индивидуального сознания, проецируется во вне, в результате чего

приобретает вселенское значение. Изменчивость не свойство сознания, ни

черта бытия и действительности, а сама действительность как таковая.

Бергсон делает вывод: изменчивость субстанция вещей, это поток

сознания, но именно он является первоосновой действительности. Две

способности сознания соответствующие двум возможным отношения к внешнему

миру (созерцательному - пассивному, активному - действенному). Интуитивное

т.о. он связывает с созерцательной стороной, а интеллект с действенной

стороной. Две способности сознания обеспечивают две стороны изменчивости:

1). Материальную - где существует механическое передвижение твердых

тел, они образуют материю, где господствует механический детерминизм и где

невозможно быть новому.

2). Духовная - это духовная жизнь, где идет непрерывный процесс

возникновения нового в сознании.

Т.о. материальное есть предмет позиции интеллекта, понятия - тени тел,

знаки, символы, но не образцы.

Логика - это совокупность правил, которым нужно следовать при работе с

символами, изменчивость неподвластна интеллекту, жизнь постигается

интуицией, но если у Декарта интуиция была основой всего рационального, то

у Бергсона интуиция некая таинственная рациональность и одновременно

способность проникновения в иррациональную сущность жизни - это есть

врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.

Не нуждающийся в понятиях интуитивного знания и есть по Бергсону -

знание философское или метафизическое, при этом интуиция должна быть

незаинтересованной, во вторых не напряжена по отношению к воле и

противиться по интеллектуальному отношению к миру. В итоге Бергсон

определяет интуицию как сущность воли созерцающей саму себя и ставил неким

комическим усилиям движущим началом жизни, это жизненное начало. Есть

сознание или сверх сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся жизнь

и действие свободы. Через единый жизненный порыв, через возникновение в нем

2-х ветвей эволюции, приспособление организмов к окружающему миру, и

инстинкт у животных и интеллект у человека. Для интеллигенции философии

Бергсона стала откровением. Творческая интеллигенция представила в форме

потока сознания не только духовную жизнь, но и свое творчество как таковое.

И это поток сознания выражается хаотической сменой переживаний.

65. Философия и наука Нового времени: эмпиризм, рационализм, методология

знания.

Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного

общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения

утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные

общества характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что

обусловливало:

1. Рационализацию производства и повышение интереса к экспериментально-

математическому естествознанию.

2. Определению методики научного познания как опытного и эмпирического

знания, приносящего пользу производству.

Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и

эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени.

С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному

феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии.

Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую

связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и

обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со

сдвигами, происходящими в обществе.

Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц.

Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на

изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки –

настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих

недостатках. Выделил два типа наук: - которые опираются на веру

(астрология, магия) – неблагородные, и науки, которые происходят из трех

способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней

основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия).

Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными

впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими

законами природы и фактами действительности.

У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь

воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через

творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в

философии выделяются:

. учение о Божестве

. учение о природе

. учение о человеке

Кроме того учение о природе Бэкон разделил на:

. теоретическую философию (причины явлений и процессов)

. практическую философию (результат)

К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи,

ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет:

индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих

методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и

светоносный – позволяющий познать природу.

Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По

мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но

и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая

направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и

опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила

считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания.

Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай

за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что

философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь

к совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие:

1.

2. создающие базу для чего-либо иного.

Декарт: «Я мыслю – значит я существую».

Философия имеет две части:

1. Метафизика (выяснение понятий Бога, не материальности души и др.)

2. Физика (сущность природы, земли и всех остальных тел).

Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика,

ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и …

Поиск…….Декарт связывал с научностью, которая основывается на

«универсальной математике». Цель этого метода – превратить познание в

органическую деятельность, освободив ее от случайностей.

Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт

считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.

Гоббс считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех

вещей. Метод исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто

аналитический, но с одной стороны Гоббс дополняет его синтетическим и

следует выведение принципов и чувственных восприятий осуществляется

посредством аналитического, а все остальное по средствам синтетического

метода. Гоббс – материалист.

Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом,

Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в

себе представляется через себя и нуждается в представлении себя другой

вещью, из которой она должна быть образована.

Ум – субстанция, составляющая сущность всего.

Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется

через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из

многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи –

противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и ….

Характеризуя природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную,

природа вечна и бесконечна.

Основу философии Лейбница составляет учение о множественности

субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают

функцией протяженности. Сущностью монад является деятельность,

осуществляющаяся в форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад –

непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать,

созерцая жизнь собственной души. Те монады, которые обладают чувствами –

суть души, а обладающие разумом – духи. Таким образом, мир и одухотворен и

одушевлен. Монады замкнуты и самостоятельны, и любая из них содержит в себе

космос. Деятельность монад синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается

гармония жизни и мира в целом.

Теория познания в философии Нового времени.

По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным

восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к

чувственным восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким

образом, попадают в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и

заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об

истинных и ложных знаниях, Бекон выделяет четыре вида идолов, которые

определяют знания:

Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение,

что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства

и ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение

человека миром искривленное и обезображенное)

Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны

роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных

черт индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения

книг, мнения авторитетов.

Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова

ставятся в соответствие и рождается…

Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов

философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также

аксиомы наук, которые воспринимаются на веру.

Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники –

муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки,

производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы.

Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка.

Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта.

Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то,

что необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум,

воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В

познании по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой.

Врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные

понятия и аксиомы. Идеи и истина – воплощение естественного света разума.

Из форм познания приоритет интуиции (ясность ума и легкость и

отчетливость воспроизведения понимаемого, которое является следствием света

разума), дедукция (последовательность мыслей, невостребованность наличной

очевидности) и на основании этого Декарт сформулировал правила:

Никогда не принимать за истинное нечто, что не признается очевидным.

Делить любую из проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы

их разрешить.

Располагать свои мысли в порядке, начиная с простого и восходить к

познанию более сложного, допускать существование порядка даже среди вещей,

которые в естественном ходе вещей не предшествуют другим.

Делать перечни полные и обзоры всеохватывающие.

Локк выступает противником врожденности всякого знания. Знания из опыта

и на основе опыта – принцип теории познания Локка. При этом идеи имеют два

источника:

Объекты ощущений

Деятельность ума

Первичными качествами вещей считал объем, форму, строение и движение их

незаметных частиц.

Серьезно Локк отнесся к решению вопроса об образовании сложных идей.

Сложные идеи – результат соединения простых идей, это сложные отношения и

абстрагирование.

Спиноза различал знание и формы знания. Низшая ступень – воображение

(чувственное восприятие), средняя – интуиция, высшая – умственные

способности к доказательствам и умозаключениям.

В теории познания Лейбниц воздействовал на сознание в плане объединения

эмпиризма и рационализма. Знание Локк делит на: … разума и истины

фактической, т.е. рациональное и эмпирическое знание. В разуме нет ничего,

чего бы ни было в чувствах, кроме самого разума. Особую область знания

философов Нового Времени составляет Философское знание.

Бэкон разделил человека на две части. Человек рассматривается как

таковой, с другой стороны изучается отношение человека к обществу.

Философия человека складывается из наук, изучающих тело и душу. Важное

значение занимает этика, где Бэкон выделил два учения:

Учение об идеале или образе блага.

Учение об управлении и воспитании души.

Гоббс рассматривал проблемы отношения людей в обществе. Так как все

люди разные и эта разность ставит любого отдельного человека в оппозицию по

отношению к другим, Гоббс сформулировал это как состояние войны всех против

всех и войны каждого против всех. Таким образом, противоречия в обществе

покоятся на соперничестве, недоверии, жажды власти. Но в этом состоянии

Гоббс не увидел ничего противоестественного. Чтобы снять противоречия люди

должны заботиться о самосохранении и благополучии жизни. На этой основе

произошло формирование государства. Для этого необходимо часть полномочий

делегировать власти, а власть есть фактор стабильности и защиты. Таким

образом, родилась идея общего договора.

Эта идея развита Локком. Так как люди от природы свободные, равные и

независимые, то никто не в праве лишить их этого. Единственный путь, при

котором кто–то отказывается от естественной свободы – это соглашение с

другими людьми и властью о мирной и спокойной жизни.

Сходные мысли высказывал Спиноза, который в «Общественный Договор»

вводит приемлемые формы государственной власти: демократия, аристократия,

монархия. Заставить уважать свободу личности можно на основе этики

разумного эгоизма: «этично то, что практично».

Свобода не должна противостоять необходимости и человек может быть

свободен, если он существует по необходимости. Спиноза соединял свободу с

разумом и с жизнью в обществе, как таковом. Кто рождается свободным, тот

должен быть свободным. Утверждение свободного учения - забота о

существовании того строя, в котором в котором они находятся.

66. Философия и наука: единство и отличие познавательных и практических

функций.

Рассказать о науке

67. Философия истории о динамизме общественного развития ( Н. Бердяев, Н

Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондросе, Ж.-Ж.

Руссо).

68. Философия истории. Направленность и смысл истории

69. Философия как методология. Конкретно-научные, общенаучные и философские

методы познания мира. Проблемы противоречий и гармонии.

Научное познание, его специфика и строение.

Наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно

самостоятельно в эпоху становления капиталистического способа производства

(XVI-XVII вв.). Однако самостоятельность не тождественная

самоизолированности. Наука всегда была связана с практикой, получала от нее

все новые и новые импульсы для своего развития и, в свою очередь,

воздействовала на ход практической деятельности, опредмечивалась,

материализовалась в ней.

НАУКА - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания

о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является

постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Поэтому

наука в целом образует единую, взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ

ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.

Вместе с тем, в зависимости от изучения той или иной формы материи,

стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания

(чайных наук). Это главный критерий классификации. Используются и другие

критерии. В частности, ПО ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить науки о

природе - естествознание и обществе - обществознание (гуманитарные,

социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Очень

своеобразной наукой является современная математика. Отдельную группу

составляют технические науки.

В свою очередь каждая группа наук подвергается более детальному

членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия,

биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин -

физическая химия, биофизика и т.п. Наукой о наиболее общих законах

действительности является философия, которую, как мы выяснили в первой

лекции, нельзя полностью относить только к науке.

Возьмем еще один критерий: ПО СВОЕЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ПРАКТИКИ науки можно

разделить на два крупных типа: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ. где нет прямой ориентации

на практику, и ПРИКЛАДНЫЕ - непосредственное применение результатов

научного познания для решения производственных и социально-практических

проблем. Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с

помощью комплекса дисциплин, в который входят история и логика науки,

психология научного творчества, социология научного знания и науки,

науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки (об

этом - в следующей лекции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.