рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

Орудия труда в эпохи штучного производства сами были произведением

искусства. Они отражали логику создателя, его индивидуальные трудовые

навыки. В этом случае социальную значимость орудию труда придавали

использованные при его создании знания и умения, выработанные

человечеством, а также "участие" самого орудия труда в производстве

социально значимого продукта.

Со времени превращения науки в непосредственную производительную силу

человечество поставило производство орудий труда на поток, создало систему

искусственных органов деятельности общества. В этой системе опредмечиваются

уже коллективные трудовые навыки, коллективные знания и опыт в познании и

использовании природных сил. Машинное производство орудий труда позволило

говорить о формировании системы техники, которая не отвергает, наоборот,

включает в себя человека. Включает потому, что техника может существовать и

действовать только по логике человека и благодаря его потребностям.

Систему Человек-техника" традиционно относили к производительным силам

общества. Однако с развитием производства два названных компонента дополнил

третий, не менее важный - природа. позже - вся окружающая среда. Случилось

так потому, что человек создает технику по законам природы, для

производства продуктов труда использует природный материал, и, в конечном

счете, продукты человеческой деятельности сами становятся элементами

окружающей среды. В наше время последняя формируется целенаправленно по

логике потребностей человека. Таким образом, в современном понимании

технику можно определить как элемент системы, несущей на себе отпечаток ее

многочисленных закономерностей.

Теперь обратимся к рассмотрению техники с точки зрения ее активных и

пассивных проявлений. ПАССИВНАЯ ТЕХНИКА включает в себя производственные

помещения, сооружения, средства связи (дороги, каналы, мосты и др.),

средства распространения информации (телерадиосвязь, компьютерная связь и

т.д.). АКТИВНУЮ ТЕХНИКУ составляют орудия труда (как ручного, так и

умственного), обеспечивающие жизнедеятельность человека (например,

протезы), аппараты управления производственными и социально-экономическими

процессами.

В истории техники можно выделить ряд этапов. В современной философской и

социологической литературе переход от одного этапа к другому принято

связывать с передачей от человека к техническим орудиям определенных

функций, с новыми способами соединения человека и технических средств.

Развитию техники способствует также трансформация природных процессов в

технологические. В этой ситуации, как метко заметил М. Хайдеггер, раньше

Рейн кормил людей и выступал одновременно объектом эстетического чувства,

сегодня же знаменитая река видится лишь производственным объектом,

поскольку ее главными задачами стали судоходство и поставка электроэнергии.

УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАВИСЯТ ОТ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Технические новшества базируются на научно-технических знаниях. Но не

следует забывать, что и техника ставит перед наукой все новые и новые

задачи. Не случайно уровень развития современного общества определяют

достижения науки и техники.

С функционально-производственной точки зрения для нынешнего этапа научно-

технического прогресса характерны следующие черты:

1. наука превращается в ведущую сферу развития общественного

производства,

2. качественно преобразуются все элементы производительных сил -

производитель, орудие и предмет труда,

3. интенсифицируется производство благодаря использованию новых, более

эффективных видов сырья и способов его обработки;

4. снижается трудоемкость за счет автоматизации и компьютеризации,

повышения роли информации и др.

С социальной точки зрения современное научно-техническое развитие

вызывает потребность в людях с высоким уровнем общего и специального

образования, в координации усилий ученых на международном уровне. Сегодня

затраты на научные исследования столь велики, что очень немногие могут

позволить себе роскошь вести их в одиночку. К тому же такие исследования

часто оказываются бессмысленными, потому что их результаты очень быстро

массово тиражируются и не служат для авторов долгосрочным источником

сверхприбылей. Но как бы там ни было, автоматизация и кибернетизация

высвобождают и время работников, и саму рабочую силу. Появляется новый вид

производства - индустрия досуга.

С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-

технического прогресса означает создание новой базы производства (новых

технологий), хотя систему производительных сип по-прежнему составляют

"человек-техника-окружающая среда".

Таковы некоторые основные характерные черты развития современной

техники. А в чем же состоит специфика всей производственно-социальной

системы на рубеже XX-XXI вв.?

Длительное время вклад техники в цивилизацию не дискутировался. Технику

и научно-технический прогресс люди шаблонно оценивали как несомненные

достижения человеческого разума. Столь явно прагматическая оценка этих

социальных явлений не способствовала интенсивному философскому осмыслению

данных проблем, не порождала философских вопросов. Зато художественное

восприятие техники и научно-технического прогресса не выглядело столь

благостным. Здесь, видимо, решающую роль сыграло не рациональное

осмысление, а интуиция.

Так какие же конкретные социальные вопросы подняли ученые и философы,

когда активно взялись за рассмотрение этой темы? Что взволновало и

озаботило их?

Они установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии

цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека,

связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на

экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных

достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно

всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и

зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе

традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для

человечества нуждается в серьезной корректировке.

Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают самый широкий

спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях:

техника и практическая деятельность человека и социальные проблемы техники

и научно-технического прогресса. В этот круг проблем включаются, в

частности, исследование взаимозависимости инженерного и социального

аспектов современной техники, показ ев всеобъемлющего характера,

эвристической и прикладной функций.

Современное производство превращает природу в рабочее место человека,

природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы

определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в

технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая

новую систему "человек-техника-окружающая природа", оно скорее

руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических

катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера

биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность

сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не

срабатывает.

Не только природа должна быть представлена как динамичная система, но и

человек, взаимодействующий с ней через технику, должен быть включен в

целостность более высокого порядка.

Существование человека в органическом единстве с окружающей средой можно

описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но

она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше

время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он

должен приспособиться к плодам своей деятельности, т.е. реализовать процесс

самоадаптации, который приобретает сегодня доминирующий характер.

Развиваются техника и технологии воздействия на окружающую среду, а также

технологии самоадаптации, т.е. формируется культура жизни в созданной

человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник

развития. Таким источником для человека становится еще и его

саморазвивающаяся культура.

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее

институционном выражении), техника и социальные технологии представляют

собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через

человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы

техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии

историзма и целостности.

24. Наука как социокультурный феномен. Социальные функции науки.

НАУКА - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания

о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является

постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Поэтому

наука в целом образует единую, взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ

ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.

Из всех духовных творений человека в наши дни наибольшее внимание,

пожалуй, привлекает к себе наука. Входе развития современной

социотехнологической революции (информационно-компьютерной,

биотехнологической, экологической) к ученым все чаще обращаются взоры

миллионов людей, политических партий, хозяйственных структур и

правительств. Вся общественно-экономическая, социально-политическая и

культурная ситуация наших дней такова, что наука в мире приобрела

несоизмеримую с недавним прошлым весомость и влияние.

О науке спорят, ее восхваляют и бранят, поддерживают и проклинают, на

нее возлагают радужные надежды, ей же предъявляют счет за горести

человечества. Спектр оценок науки многокрасочен: от безудержной апологии до

призыва вешать ученых и объявить мораторий на научные открытия.

Сейчас в России резко падает .как престиж науки, так и статус ученых.

Наша наука шагает вверх по лестнице, ведущей вниз. А мировая наука не стоит

на месте. И во многих государствах она . поддерживается властными и иными

структурами. Все же не будем терять надежды. Интеллектуальный потенциал

Отечества могуч и еще далеко не исчерпан. Выскажем уверенность в том, что

наша наука не только выживет, но и, как феникс, воспрянет из пепла,

порадует всех нас новыми открытиями, прозрениями и свершениями.

Говоря о науке, поставим два вопроса (они сформулированы известным

методологом науки наших дней Полом Фейерабендом): 1) ЧТО ЕСТЬ НАУКА - как

она действует, каковы ее результаты? 2) В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ НАУКИ?

Действительно ли она лучше, чем космология индийского племени Хопи,

теоретические построения Аристотеля, древнекитайское учение о Дао? А может

быть, наука ничем не отличается от разнообразных мифов, являя собой их

разновидность?

Примем во внимание, что сегодняшнее наукоучение (философская доктрина

науки, ее единая теоретико-методологическая модель) исходят из толкования

науки как некоторого исторически конкретного вида рациональности.

Понятие рациональности в истории философской мысли формировалось как

производное от "рацио" - разума, т.е. определения того человеческого

мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных

мысли, логических операций, проверяемых, достоверных расчетов. РАЦИОНАЛИЗМ

- тот подход к миру, который усматривает в разуме высшую из способностей

человека.

В самом широком смысле рациональность может быть истолкована как

СПОСОБНОСТЬ РАЗУМА (ИМЕННО РАЗУМА) К ЦЕЛОСТНОМУ ОХВАТУ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И

СОБСТВЕННОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ.

Наука и выступает как рациональное зерно, ориентированное на добывание

достоверной истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая

предстает как логически организованная и доказуемая. НАУКА в собственном

смысле слова, как сегмент человеческой культуры, ЕСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО

ПРОИЗВОДСТВУ НОВЫХ ЗНАНИЙ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЪЕКТИВНОЙ

ЗНАЧИМОСТЬЮ.

Она направлена на изучение действительности "объектно", в отвлечении от

оценочно-субъективных моментов, разумеется, такая цель как получение

"абсолютно чистого" образа изучаемого объекта невыполнима. На любом выводе

науки лежит печать времени, принятой сообществом ученых научной парадигмы,

особенностей личности исследователя. Но направленность науки именно такова

- на объект "как он есть".

В современном обществе наука представляет сложное, со многими звеньями,

глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Своей вопрошающей,

постигающей, испытывающей, исследующей стороной она обращена ко всему

сущему. Когда-то было сказано об искусстве, что оно "не брезгливо", ему до

всего есть дело. К науке это можно отнести в еще большей степени. Нет той

стороны, грани, аспекта мироздания, которые не могли бы стать объектом

научного исследования. Его возможности и границы определены возможностями и

границами научной социальной практики (понимаемой в самом широком смысле

слова). В конечном счете наука, будучи всеобщим продуктом деятельности,

характеризует реальный уровень и возможности самой практики.

В техногенной цивилизации конца XX столетия научная рациональность

обретает особую значимость. Отношение к миру с позиции научной

рациональности утверждает уверенность человека в возможности осуществления

контролируемых изменений себя и мира, достижения оптимального согласия

человека с миром и самим собой.

"Знание-сила". Этот тезис Ф.Бэкона, ставший названием популярного

отечественного журнала, известен давно. Но сила - опора власти. И не только

власти политической, но и власти над природными процессами, над самим

собой; это обладание и самообладание. Властная устремленность научных

свершений поднимает достоинство человека, укрепляет его уверенность, дает

твердую почву под ногами.

В современном обществе наука стала непременным социальным видом высоко

специализированной, профессиональной деятельности. Подготовка ученого -

наиболее длительный и наиболее дорогой процесс во всей системе складывания

кадрового потенциала. Наука сегодня главный, а во многих случаях

единственный, источник принципиальных инноваций в технику и технологию.

Атомная или лазерная, компьютерная или биоинженерная технология

"соскользнули" с пера ученых и не могли прорасти сами по себе из

повседневного производственного опыта.

Разумеется, эти положения не следует истолковывать в духе однобокого,

узкосциентического, гипертрофированного противопоставления науки другим

составляющим человеческого духа. Как бы ни была важна наука, она не

зачеркивает значимость нравственных ценностей, эмоциональных порывов,

художественных поисков, религиозного опыта, эзотерических прозрений и т.д.

Сегодня очень остро встал вопрос о месте в панораме духа ВНЕНАУЧНОГО

ЗНАНИЯ. Иногда его трактуют как нашествие мракобесия, антинауки, подмены

подлинной рациональности шарлатанной паранаукой. Но дух человеческий не

только заблуждается, но и "блуждает", мечется в поисках истины, не возводя

себе никаких непроходимых преград. "Дух бродит, где хочет" - это библейское

высказывание достаточно выразительно.

Разум многообразен. И потому не стоит высокомерно отбрасывать те линии

поиска, которые имеют за собой многотысячелетнюю традицию. Герметическое

эзотерическое знание, восходящее к Гермесу Трисмегисту, построение Каббалы

(мистическое течение в иудаизме), тексты Библии и Корана, китайская "Книга

перемен". Веды и Упанишады - все это выполнено и сохранено в веках. Это не

наука. Но это иные формы освоения духовного мира, отворачиваться от которых

было бы по меньшей мере опрометчиво.

И в наши дни мы сталкиваемся с ситуацией, о которой говорил такой

признанный сверхрационалист, как Людвиг Витгенштейн. Он утверждал, что

склонность к мистическому следует из того, что наука оставляет наши желания

невыполненными. Мы чувствуем, что даже если на все научные вопросы будет

дан ответ, наши человеческие проблемы останутся нетронутыми.

Не все то хорошо, что есть только наука. Однажды было метко сказано, что

любовь, например, явно не наука. Ну и что? Разве от этого умалена ее

значимость в душе каждого из нас? Сейчас возрождаются и рождаются

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАУКИ (например, трансперсональная психология С. Грофа,

"уфология", восточные системы миропонимания и т.д.). Как к ним относиться?

Мир огромен, и дух человеческий бездонен. Непознанного всегда больше, чем

познанного. Места хватит всем формам освоения мира человеком. Человеку

необходимо все, и ничем пренебрегать не следует.

Паука как таковая - сравнительно поздний продукт культуры. Многие

тысячелетия люди жили, возделывая землю, строили жилища, любили и страдали,

осмысливали и оценивали так или иначе свое присутствие в мире. А науки не

было. Поколение за поколением входили в жизнь и уходили из нее, опираясь на

традиции, эмпирический опыт, глядя на мир через призму мифологии или

религии. А науки не было. Было знание, оно было всегда, без него человек не

был бы тем, что он есть, не отвечал бы одному из фундаментальных его

определений "хомо сапиенс" - человек разумный.

Однако многие тысячелетия знания человеческие облекались в иную форму,

либо донаучную, либо вненаучную. Миф, магия, оккультная практика,

герметические (замкнутые на мире субъективных переживаний), искусства,

передача накопленного опыта внетеоретическим личным (т.н. "узуальным")

образом, от мастера к подмастерью, от учителя к ученику, - все это века и

века было достаточным для обеспечения условий человеческой жизни.

В европейском античном мире или древнем Востоке науки как таковой

(безличного, теоретического знания о сущности вещей и процессов) еще не

было. Те крупицы "наукоподобного" знания можно было бы полагать как

преднауку. Нам неведомы имена тех, кто нашел способы объективировать

знания, выражать их в безличной форме и передавать следующим поколениям.

Первоистоки науки, ее праформы теряются в глубине веков. От палеолита до

античности накапливались разрозненные предпосылки науки, еще не складываясь

в целостность и не включаясь как абсолютно необходимый момент в

общественную жизнь. Тот культурный и социально-экономический контекст, в

котором наука уже сложилась и ответила на запросы эпохи, возник в Европе

лишь в позднее средневековье и начале Нового времени.

Есть много ПЕРИОДИЗАЦИЙ в освещении истории науки, построенных на разных

основаниях. Согласно одной из наиболее свежих периодизаций (А. С. Кравец,

1993), берущих за основу социокультурные параметры, можно выделить четыре

периода социальной зрелости европейской науки:

ПЕРВЫЙ - от XV до XVIII в. - РОМАНТИЧЕСКИЙ, ювенальный. Это время

становления рыночной экономики, раннего капитализма, первоначального

накопления. Наука перестает быть частным, "любительским" занятием,

становится профессией. Идет десакрализация познавательной деятельности,

возникает опытное естествознание. Отстраивается дисциплинарная структура

науки. Образование впитывает в себя ее выводы.

ВТОРОЙ - КЛАССИЧЕСКИЙ (XVIII-XIX вв.) связан с утверждением зрелых

товарно-рыночных отношений, машинного производства, распространением

ставшего на ноги капитализма. В это время создаются фундаментальные теории,

наука ветвится и предстает как совокупность специальных теорий. Как

правило, она становится на службу государству. Престиж ученых в обществе

повышается.

ТРЕТИЙ - ПОСТКПАССИЧЕСКИЙ период (примерно вторая треть XX в.) - это

тот, когда возникает т.н. "Большая наука", создают основные теории

современного истолкования мира (теория относительности, новая космология,

ядерная физика, квантовая механика, генетика). Идет фронтальное внедрение

научных идей в технические инновации, в производство и быт.

И, наконец, ЧЕТВЕРТЫЙ - ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ период связан с

развертыванием во всех ракурсах "Большой науки". Он длится поныне. В

гносеологическом отношении данный период связан с формированием идей

постнеклассической науки. В это время наука, как правило, становится

предметом всесторонней опеки государства, элементом его системы.

Характерным для такого состояния науки является реализация масштабных

проектов типа атомной или космической программы, организация международных

исследований типа "геном (совокупность генов) человека" или экологический

мониторинг.

Разумеется, предлагаемая периодизация - это схема. И как всякая схема

она не учитывает многих деталей, порой весьма важных. И все же она дает

общее представление о социально-культурных ступенях восхождения науки.

Внутренняя организация, СТРУКТУРА НАУКИ являет собой многообразную и

многоликую картину. Классификационных схем ее немало. Но сегодня возникла

ситуация, о которой говорил В. И. Вернадский, когда успешный

исследовательский поиск идет не через сусеки отдельных наук, а через узлы

общих проблем.

Дело в том, что наряду со все более дробной ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ наук и

научных направлений идет могучий процесс ИНТЕГРИРОВАНИЯ знаний. Возникают

мегадисциплины. Сейчас разные авторы насчитывают от полутора до десяти

тысяч самостоятельных дисциплин. Ученые перестают понимать друг друга, ибо

каждая из дисциплин -это своя терминология, собственные методики,

автономные исследовательские структуры.

Иногда говорят, что природа-де неделима, мы ее делим по рубрикам

сообразно своим интересам. Это и так и не так. Мир целостен, но не

монотонен. Он не являет собой безликую, сплошную, однородную пустыню. Мир

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.