рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

вишен и груш захотел съесть плод вообще. Но это тоже абстракция. Материю \

нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизмен- | ное —

изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То,

что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из

вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все

существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных

ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи.

Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.

Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь

сознание, дух.

Материальное единство мира. Каждое сколько-нибудь последовательное

философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из

духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во

втором — с идеалистическим монизмом. Существуют философские учения, которые

стоят на позициях дуализма.

Некоторые философы усматривает единство предметов и процессов в их

реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что

объединяет все в мире. Но можно ли реальность, существование рассматривать

как основание единства мира? Это зависит от того, как трактовать саму

реальность: существование может быть материальным, объективным, и духовным,

субъективным, воображаемым. Наши чувства, мысли, стремления, цели тоже

реальны — они существуют. Но это не объективное, а субъективное

существование. Если реальность, существование есть основа единства мира, то

только в том случае, если речь идет не о субъективном существовании.

Открытия Галилея, Ньютона, законы сохранения, спектральный анализ показали

единство физических законов и химического состава земных и небесных тел. А

если даже будет где-то в далеких мирах найдено нечто «неземное», то и это

ни в какой степени не поколеблет тезиса о материальном единстве мира: в нем

ничто не может быть такого, что не вписывалось бы в понятие материи и ее

многообразных свойств и отношений. Принцип материального единства мира

означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем,

элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как

субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в

материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным

законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм

отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую

природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности,

и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет

непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему,

а к материальному миру. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное

свойство высокоорганизованной материи.

Структурность материи. Материя имеет разнообразное, зернистое,

прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины,

качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул,

радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет,

звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных

элементарных частиц, а вместе с ре-зонансами (частицами, живущими очень

короткое время) их насчитывается около 100. Предпринимаются попытки найти

глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них

нечто вроде таблицы Д.И: Менделеева. Элементарные частицы различаются по

массе покоя и в соответствии с этим разделяются на лептоны (легкие

частицы), мезоны (средние частицы) и барионы (тяжелые частицы). Наряду с

этим существуют частицы, не обладающие массой покоя, например фотоны.

Атомы построены из положительно заряженных ядер и отрицательно

заряженных электронных оболочек. Ядра состоят из протонов и нейтронов,

вместе именуемых нуклонами.

С «прерывными» формами материи неотделимо связаны «непрерывные» формы.

Это разные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они

связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым

существовать. Так, без полей тяготения ничто не связывало бы звезды в

галактики, а само вещество — в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни

самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без

электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а

электроны и ядра — в атомы.

Все частицы независимо от их природы обладают волновыми свойствами. И

наоборот, всякое непрерывное поле является вместе с тем и коллективом

частиц. Таково реальное противоречие в строении материи.

Материя не просто зерниста, дискретна — ее дискретные элементы

(макроскопические тела, молекулы, атомы, ядра атомов, элементарные частицы)

являются неделимыми в определенной области взаимодействий.

Итак, мир и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная

система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается

внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в

составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной

организации. Допустим, что материя бесструктурна. Это значит, что она

абсолютно однородна, не содержит в себе никаких качественных различий.

Существовать же могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать

могут лишь в чем-то различные объекты или стороны, свойства объектов.

Основные структурные уровни материи.

Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых

характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные

, структурные уровни материи таковы. Субмикроэлементарный уровень —

гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой

рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее

образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы

(атомный уро-' вень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из

молекул формируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела

(макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их

спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их

метагалактики. И так до бесконечности (космический уровень).

Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества во Вселенной

имеется диффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов и

молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности.

Все это вместе с излучением и составляет тот безбрежный мировой океан

разреженного вещества, в котором как бы плавают небесные тела. Космические

тела и системы не существуют от века в данном их виде. Они формируются в

результате сгущения туманностей, ранее заполнявших обширные пространства.

Следовательно, космические тела возникают из материальной среды в

результате внутренних закономерностей движения самой материи.

После того как материальные образования с атомного уровня поднялись на

более высокий, молекулярный уровень, в течение нескольких миллиардов лет

шло усложнение химических веществ.

Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к

образованию органических соединений (органический уровень). Постепенно

образовывались все более сложные органические соединения. Наконец, возникла

жизнь (биологический уровень). Жизнь явилась необходимым итогом развития

всей совокупности химических и геологических процессов на поверхности

Земли. Примерно два миллиарда лет назад началось постепенное «растекание»

живого по поверхности Земли. Эволюция живого шла от примитивных,

доклеточных форм существования белка к клеточно'й организации, к

формированию сначала одноклеточных, а потом многоклеточных организмов со

все более и более сложной структурой — беспозвоночные, позвоночные,

млекопитающие, приматы. Наконец, мы видим самих себя стоящими на самой

последней ступени величественной лестницы поступательного развития

(социальный уровень). Правомерно допущение, что за пределами земной

цивилизации существуют гигантские космические цивилизации, созданные

разумными существами (метасоциальный уровень).

Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и

к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи

обусловлена существованием единой структурной организации материи, что

вытекает из тесной взаимосвязи всех известных ныне уровней структурной

организации.

В этом смысле можно сказать, что каждый элемент материи как бы несет на

себе печать мирового целого. В частности, как показывает наука, электрон

имеет прямое отношение к Космосу, и понимание Космоса невозможно без

рассмотрения электрона.

Различные структурные образования материи — это не случайное скопление

ничем не связанных между собой частиц, это структурные образования разных

ступеней и степеней сложности. Одни из них, более простые и мелкие,

являются составными частями других, более крупных и сложных, и предшествуют

их образованию. Различные виды частиц — это не только «элементы» дискретной

организации вещества, но и «ступени», «узловые точки» его развития.

Совсем недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и

вплотную начала исследование физического вакуума — особого поля,

представляющего собой своего рода резервуар, из которого рождаются и в

который превращаются элементарные частицы. Несводимость одного структурного

уровня материи к другим.

Любой предмет и процесс в мире возникает только из других предметов и

процессов и не может исчезнуть, не породив какого-либо другого предмета или

процесса. В этом заключается фундаментальное положение всех форм

материализма. Принципиальное отличие диалектики в понимании материи состоит

в отрицании возможности сводить материю к какой-либо одной простейшей форме

или к немногим простейшим формам, что характерно для механистического

материализма. Каждая форма материи — будь то космическая система, атом,

молекула, организм или человек — качественно своеобразна. Поэтому она не

может рассматриваться как простая совокупность образующих ее элементов,

свойства которой сводятся к свойствам этих элементов. Качественное

своеобразие предмета создается особой формой связи его частей.

Физика не сводится к механике, химия — к физике, биология не сводится к

совокупности механических, физических и химических явлений, а общество — ко

всем остальным формам организации сущего. Биологическая организация имеет

особый смысл, необъяснимый в пределах физической картины мира. В царстве

живого мы имеем дело с такими специфическими явлениями, как приспособление,

обмен веществ, рост и размножение, борьба за существование, изменчивость и

наследственность. Все это отсутствует в неорганической природе. В живом

организме даже чисто химические и физические действия направляются как бы к

совершенно определенным биологическим задачам и целям. Мы не можем

физическими и химическими закономерностями объяснить, почему обезьяна может

пожертвовать своей жизнью ради спасения детеныша, а птица неделями

высиживать птенцов. Сколь угодно точное описание движения частиц воздуха не

может объяснить содержания речи человека.

Подчеркивая необходимость учета специфики каждого уровня организации

сущего, мы должны вместе с тем иметь в виду, в о -первых, некоторые общие

закономерности, свойственные всем уровням, и, во-вторых, связь,

взаимодействие различных уровней. Без учета этого мы можем вырвать ту или

иную форму организации сущего из общей связи и взаимодействия и впасть в

ошибки. Эта связь проявляется прежде всего в том, что простые формы

организации всегда сопровождают сложные. Например, механическое движение

происходит и при тепловых, и при электромагнитных, и при химических, и при

биологических, и при общественных явлениях. В свою очередь тепловое,

электромагнитное, химическое движения происходят в живых организмах.

Однако высшие формы организации не включены в низшие. Жизнь есть форма

организации, присущая белковым телам. В неорганических телах нет и не может

быть жизни. Химическая форма организации свойственна химическим элементам и

их соединениям. Но ее нет у таких объектов, как фотоны, электроны, и у

других подобных частиц.

Поскольку сложные формы организации сущего включают в качестве своих

подчиненных элементов низшие, то нужно учитывать это и применять, например,

в изучении животных и растений наряду с ведущими биологическими методами,

скажем, физико-химические как подчиненные. Жизнь невозможна без

соответствующих физических, химических процессов. Поэтому проникновение в

тайну жизни во многом зависит от изучения физики и химии живого.

Вместе с тем изучение биологических явлений обогащает химию и физику.

Знание низших уровней в составе высших способствует пониманию глубинных

основ высшего уровня организации сущего. Так, химия, исследующая структуры

молекулярного уровня, добилась значительных успехов в связи с появлением

квантовой механики, которая вскрыла некоторые особенности структуры

атомного уровня. Это и понятно: химические реакции на молекулярном уровне

связаны с внутриатомными процессами.

Неуничтожимость материи. Одним из атрибутов материи является ее

неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов

сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент

материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных

частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как

субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического

движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к

усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь

может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии

гласит какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее

количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект

существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром. Ни

один элемент материи не уничтожается в ничто, а оставляет определенное

следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину.

Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Рождение

конкретной вещи означает возникновение ее из другой. Для природы «гибель

частного, — писал А.И. Герцен, — исполнение той же необходимости, той же

игры жизни, как возникновение ее: она не жалеет о нем потому, что из ее

широких объятий ничего не может утратиться, как ни изменяйся». Мир

сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение

материи осуществляется только в связи с ее сохранением. Сохранение материи

в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое

методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие

фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда,

четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы,

которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного

познания служат и орудием критики ошибочных воззрений, например идей

креационизма.

О несостоятельности теории тепловой смерти Вселенной. Неуничтожимость

материи нельзя понимать только в количественном отношении. Законы

сохранения предполагают и качественную неуничтожимость материи.

Игнорирование этой стороны законов сохранения неизбежно ведет к ошибкам,

примером чему является теория тепловой смерти Вселенной, согласно которой

все формы движения будто бы превратятся в теплоту, а она в конечном счете

рассеется в мировом пространстве; температура между всеми телами

уравновесится и всякое движение прекратится; не будет ни света, ни тепла;

наступит смерть всему; придет конец света.

Новейшие астрономические исследования показывают, что тепловая смерть

невозможна не только в ближайшем, но и в бесконечном будущем:

непрекращающийся процесс превращения всех форм движения в теплоту

сопровождается столь же непрекращающимся процессом превращения теплоты в

другие формы движения., Во Вселенной происходит не только остывание звезд,

но и противоположный процесс — их возникновение и возгорание. Вселенная

всегда находится в неравновесном состоянии.

Итак, мыслимы любые превращения, кроме двух — возникновение из ничего и

переход в ничто.

ПРИРОДА

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не

включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и

общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество",

"человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную

основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто

используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная природа",

может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она

остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он

придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как

природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя

— это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит

психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя.

Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое

отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами,

понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию

материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека

к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи".

Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи

используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом

философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся

древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия,

эстетически прекрасное, результат целесооб- ' разной упорядочивающей

деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо

превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится

не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию

ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко

над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к

возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек

может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление

плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным

ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы,

дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого

противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и

довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и

природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в

силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто

выступали с позиций гилозоиз-ма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым.

Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг "Назад к природе".

Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала

философии. Впоследствии лозунг "Назад к природе" будет приобретать

популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение "зеленых") и

другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного

анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности

человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.

Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение

человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а

затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому

отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до

наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы,

которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося

человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов

Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского.

Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в

начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили

детальную разработку в особой науке — экологии.

Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда

находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он

определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в

условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно

вынужден проверять природу на "человечность". С этой целью он использует

все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного

содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных

исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при

изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от

камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология.

Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.