рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

самое время другой философ - Гераклит - предложил грекам иное толкование

бытия. Он заявил, что бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс,

развитие, движение. Грекам предстоял выбор: они, как нам известно,

предпочли парменидовскую трактовку бытия.

Несколько огрубляя проблему, можно сказать, что ПОСТМОДЕРН ВОСТРЕБОВАЛ

ГЕРАКЛИТОВСКУЮ ВЕРСИЮ БЫТИЯ. ЧТО СРАЗУ ЖЕ ПОВЛИЯЛО НА СЛОЖИВШИЕСЯ

ТРАДИЦИОННЫЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ НА ЕГО

СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ: философские тексты потеряли границы,

отличающие их от иных текстов, например, художественных.

Итак, ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СВОЕМ ПОНИМАНИИ БЫТИЯ НЕ НАЧИНАЕТ,

А ЗАВЕРШАЕТ СТАРУЮ ЛИНИЮ РАЗВИТИЯ ТОЙ КУЛЬТУРЫ, В КОТОРОЙ "БОГ УМЕР".

Подлинно же новое толкование бытия в философии будет возможно в том случае,

если сформируется мировоззрение, в корне отличное от современного. Но это

вопрос будущего.

БЫТИЕ KAK ПРОБЛЕМА

Все сказанное выше поворачивает бытие к нам еще одной стороной. Как

узнать, существует ли тот или иной объект, то или иное явление? Где

критерий реальности? (Можно заключить, что существует мера бытия чего-либо.

Пример ее применения в нашей обыденной жизни, увы, — «мера сознательности»

или даже «мера совести».)

Проблема бытия, реальности чего-либо — это фундаментальная

мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную

реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в

состоянии охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех

способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной

достоверности.

Существование реальности трансцендентной, например бытие •Бога, есть

чрезвычайно сложный вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» уже

рассматривалось. Философы придерживаются разных мнений относительно того,

возможно ли в принципе — с точки зрения логики — такое доказательство. Для

религиозной веры здесь нет сомнений, для нее это скорее «опытный факт» (где

опыт понимается в специфическом смысле, не тождественном с обычной

«эмпирической»). Вопрос в том, можно ли доказать бытие Бога неверующему —

разве это не важно для него? Да и сами виды реальности, их социальная и

личная значимость крайне важны: одно дело бытие намерения, скажем, украсть

и другое •— осуществленное намерение, когда его бытие в форме цели

становится бытием в виде реального факта.

Проблема реальности имеет огромное значение для науки. Во-первых, это

относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например,

экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и

информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим

представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но

ведь, как показывают многочисленные опыты и наблюдения, эти явления

существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии. Поэтому

можно сказать, что ;само представление о сверхъестественном характере этих

явлений обусловливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием

их сущности.

Точно так же мышление современного человека занято поисками внеземного

разума, хотя у некоторых это и вызывает насмешку. ' Вообще, естественным

мы считаем (или склонны считать) то, что существует и действует согласно

известным современной науке законам, т.е. то, что вписывается в исторически

сложившуюся на сегодняшний день научную картину мира. Естественное в таком

•смысле не надо переоценивать, а «сверхъестественное» — соответственно

недооценивать.

Во-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и

смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и

реальности, и истины и что все это доступно и даже необходимо в пределах

некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную

область, и истинность, и осмысленность за ее пределами.

Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из

области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный

статус» и наоборот. Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п.

существовали только как удобные теоретические схемы, причем господствовало

убеждение, что «их никто не видел и не увидит». Но достаточно быстро, под

влиянием ли поразительных экспериментов типа измерения заряда

одногоединственного электрона, или появления глубокой теоретической

концепции — двойной спирали ДНК (т.е. структуры гена) все эти понятия

«овеществились», приобрели исключительно прочный материально-бытийный

смысл. С другой стороны, весьма убедительное для современников понятие

эфира как материальной субстанции, светоносной среды, столь же быстро

«развеществилось» после создания теории относительности. Нынешний

онтологический статус эфира весьма проблематичен (подробнее см. в

параграфах, посвященных пространству и времени).

Художественное реально совершенно по-особому, несводимо к физическому и

вообще естественно-научному бытию. Естествознание не может объяснить

природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути

своей объектно-субъектная, человечески окрашенная. Очарование девственной

природы, волнующие наше сердце переливы морских волн, багряный закат

солнца, брызжущее всеми красками северное сияние, величественное молчание

гор или шумящий лес. Что может сказать нам об этом физик — именно как

физик? Он опишет физическую суть звуковых колебаний, сообщит при этом, что

багряность связана с излучением электромагнитных волн такой-то длины и

частоты. Но исчерпывается ли физической реальностью то чувство восхищения,

которое при этом испытывает человек, внемлющий всему этому? Конечно, нет. И

вообще — что это за реальность: восхищение? Тут нужен иной язык — язык

музыки и красок, язык поэзии, мастерство художественного слова.

Аналитическому уму физика здесь вообще нечего делать. Для него — в рамках

его физического мышления — не существует ни цветов, ни звуков. Спросите

физика, что такое цвет, и он тут же переведет ваши ощущения на свой физико-

математический язык, на котором звук уже не звучит, свет уже не искрится

красками, а вибрируют воздух и электромагнитные волны.

Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная

материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,

волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного

бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.

Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться к

вечному бытию.

Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из

небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням

философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический

смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения

духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).

Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и

существование в нем отдельных вещей.

Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,

универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.

Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.

Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.

Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие

автоматически предполагает наличествование небытия.

Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве

многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие

неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие

неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,

борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие

соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более

хрупко.

Бытие существует в следующих формах:

Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам

второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является

первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления

второй природы социально-экономические, связанные с пространством и

временем человеческого существования.

Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет собой

вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам

биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает

духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с

животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди

способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип

бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,

индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что

составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,

переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.

Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,

впечатлений, переживаний.

Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием

собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с

другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между

быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает

религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие

более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,

такой феномен, как любовь.

В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для

философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев

(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».

Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не

относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в

той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя

из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство

небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие

относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование

как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия

характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия

характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не

осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и

связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия

для любых индивидов.

Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но

если только человек свое бытие связывает с существованием, то он

превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.

Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие. Его

потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в экстремальных

ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).

32. Основные источники, этапы развития, реалистическое и идеально-

утопическое в социально-философской доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса.

Историческая судьба марксизма в России.

Проблемы теории познания.

Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах

19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением

Европы. Предпосылками распространения марксизма были:

* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической

борьбы пролетариата

* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не

только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей

капитализма

* предшествующий этап развития социально-политических взглядов

Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью

масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала

защищала.

Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал,

что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного

мышления и использовал гегелевскую диалектику.

Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от

Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на

вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в

объективировании человеком своих собственных сил и придания им

потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом

антропологического содержания христианской религии имело положительное

значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма,

основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В

связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий

истины.

Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и

Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и

строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был

разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных

воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному.

На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от

абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное,

переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия.

Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо

сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика

многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой

категорией является труд как таковой.

Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию

товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию

общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу

природы, идеального существенным образом отличаются от представителей

немецкой классической философии как Кант, Гегель.

В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов,

идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в

его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он

делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем

самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.

Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и

научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.

Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она

освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению

Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на

голове и ее необходимо поставить на ноги.

Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения

имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это

самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.

Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и

преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее

материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса

сделал Фейербах.

В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс

материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял

категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и

природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в

качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так

и в обществе.

Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития

природы, общества и мышления.

Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет

социальному миру. До него фактически мир представляли как

противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное

воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир -

общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою

концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это

природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта,

обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость)

стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин

для разработки теории революционной деятельности.

Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества,

что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой

концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если

результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с

его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло

отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не

производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то

(капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного

производителя. На основании этого делался вывод: для преодоления

отчужденности труда необходима социалистическая революция.

Этот вывод Ленина не все ученые восприняли однозначно. С первой

посылкой были согласны все (результаты не должны отчуждаться от

непосредственного производителя), но вторая посылка, что только

социалистическая революция преодолеет все это, вызвало неоднозначное

отношение к марксистской концепции в целом.

Карл Поппер, приняв в целом концепцию марксизма, вывод о

социалистической революции отнес к историцизму, т.е. он утверждает, что в

науке любые выводы и рекомендации необходимо делать осторожно, тем более

выводы, основанные на политэкономии. В связи с этим он делает заключение:

что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза,

которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда

он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого

права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет

распределена более справедливым способом.

Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления

можно считать и с этим согласны абсолютно все:

* талантливую критику недостатков капитализма,

* тщательную проработку теории проблем практики,

* научное обоснование природы общественного.

Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в

более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма.

Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и

умалению личностно-индивидуального.

Второе: отрицание любых философских воззрений мировой философии, если

это не имело отношение к диалектико-материалистическому мышлению.

Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса Лениным, Плехановым,

Троцким, Бухариным шло с серьезным перекосом в сторону политики.

И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась

в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы,

общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление

общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.

Начиная с периода, когда Сталин прочитал и изложил диалектико-

материалистическую философию в кратком курсе, она приобрела статус

философско-политической науки. Сталин приспособил абстрактные философские

положения к проблемам общественной жизни и к проблемам общественных наук.

Он развел философию и науку как таковую. Это с одной стороны обеспечило

отрицание возникающих новых идей и направлений в философии, во-вторых не

способствовало разрешению цивилизационных проблем, возникающих в развитии

человечества.

После 20 съезда КПСС, стали более свободно выражать свои умонастроения

и воззрения и тем самым внесли достойный вклад в развитие мировой

философской науки.

33. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика,

схоластика.

Средневековая европейская философия - чрезвычайно содержательный и

продолжительный этап в истории философии, связанный прежде всего с

христианством и умозрительным типом философствования. Хронологически этот

период охватывает I-XV вв. В сравнении с древней философией, она имела свою

специфику:

Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение

философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно

служила ей. В образованных кругах того времени ее называли служанкой

богословия. Объяснялось это тем, что церковь в средние века

монополизировала образование и науку. Большинство ученых представляли

духовенство, а монастыри превратились в очаги культуры и науки.

Философию средневековья характеризовал библейский ТРАДИЦИОНАЛИЗМ и

РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ. Библия в глазах ученых и в массовом сознании была самым

древним, самым истинным, значимым и подлинным произведением в мире. Кроме

того, это была не просто "Книга книг" (в переводе в греческого библион

означает книга), но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем

самым объект веры. Она, в отличие от языческого мировоззрения, исключала

многобожие в любом варианте и утверждала идею о единой сущности мира.

Поскольку Библия понижалась как полный свод законов бытия и повелений Бога,

особое значение приобрела ЭКЗЕГЕТИКА - искусство правильного толкования и

разъяснения положений Завета. Соответственно, и вся философия была

"экзегетична". В своих формах. Это означало, что очень много внимания

уделялось тексту произведений, способам его толкования. Критерием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.