рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно

состояние общества в определенное время в определенной стране ставшее на

путь рыночной экономики и либерально – демократического режима. Это

гражданское общество сохраняет органическую связь с государством,

обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности,

главным образом – правосудие, а так же возможность гражданину иметь и

использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по

суду и так далее.

Разумеется, что речь не идет о сведении содержания гражданского

общества к гегелевской модели. За двести лет, оно обогатилось многими

другими ценностями. Среди них к примеру, открытость, глобальность, новые

права и свободы, в том числе право на информацию.

Сюда же входят и новые обязанности, в том числе и по отношению к

интеллектуальной собственности, экологическая проблема и многое другое.

Правовое государства. Понятие и признаки. Государство правовое и

социальное.

Правовое государство – это не схема, расписанная по своим признакам,

а действительно живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного

индивида и сохранение стабилизации общества с рыночной экономикой и

либерально-демократическим политическим режимом.

Господство права и верховенство законов в своем конкретном содержании

реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который

является основным императивом государственно-организованного общества.

Господство права – это означает, что все подчиняются правовым предписаниям,

принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления

правом. Верховенство закона – означает, что все признают основополагающем

в таком обществе является закон, принятый законодательным органом и все

другие подзаконные акты должны соответствовать закону. Высшую юридическую

силу имеет Конституция -– и все это тоже признают и соблюдают. Все другие

законы должны соответствовать Конституции.

Другие признаки правового государства, так же характеризуют это

государственное образование как обеспечивающее, даже обслуживающее

гражданское общество. Только в этом смысле можно говорить о государстве,

как форме гражданского общества, которое только в этой связке и в этом

смысле является содержанием правового государства.

Например, такой признак правового государства, как наличие

разветвленной фактически действующей системы права и свобод, обязанности и

ответственности члена гражданского общества. Наличие такой системы,

защищенной в первую очередь судебной властью, обязательное условие

предпринимательства, обладание собственностью и использование собственности

в интересах индивида и общества и тому подобное.

Следующий признак правового государства – разделение властей.

Основной теоретический вопрос, который возникает при рассмотрении

разделения властей как признаке правового государства - это вопрос о том,

чем отличается разделение властей в правовом государстве, от разделения

властей в других государственно-организованных образованьях. И тут, в

первую очередь, следует указать, на независимую судебную власть, которая

сооринтированна, прежде всего, на защиту прав и свобод индивидов, на

правосудие.

У правового государства должна быть независимой, но юридически

регулируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без

открытости, полной информированности общества, гласности, правовое

государство так же не смогло бы обслуживать гражданское общество.

Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового

государства.

Вместе с тем, безусловно, не должно быть и употребления во зло

свободы слова, свободы массовой информации. Злоупотребления в этой области

деформируют саму деятельность правового государства.

Такой признак правового государства как взаимодействие гражданина и

государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и

обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частных

интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных

социальных групп).

Переплетение этих интересов создает такую пеструю ткань, окутывающую

жизнедеятельность государства и личности, что приходится вспоминать о

самоорганизационных процессах в жизни гражданского общества. Здесь, как

никогда более, торжествует жесткая самоорганизационная действительность.

Таким образом, правовое государство может существовать только в паре,

в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль

скоро, такое общество складывается, в той же степени складывается и

правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение. Будущее

правового государства в существовании и развитии гражданского общества.

Правовое государство является фактором развития гражданского общества,

точно так же как гражданское общество воздействует на формирование

правового государства.

Концепция правового государства также направлена на защиту свободы

личности. Верховенство права, верховенство закона, разделение властей,

взаимные права и обязанности государства и личности – эти и другие признаки

государства характеризуют его как правовое и создают наиболее эффективные

условия для реализации свободы личности.

Дальнейшим продвижением государственности в цивилизованные формы

становится его социальная деятельность: защита малоимущих граждан,

пенсионеров, инвалидов и других нуждающихся в гуманитарной поддержке.

Государство, в идеале, должно стать и правовым и социальным.

Но социальное государство предполагает определенное неравенство

граждан в социально–экономической сфере – установление льгот, привилегии

для малоимущих семей, инвалидов, пенсионеров, студентов, других нуждающихся

категорий граждан и введение дополнительных тягот и обременений на других

граждан, налогоплательщиков в первую очередь.

На формирование будущего правового и социального государства влияют

не только внутренние факторы (становление гражданского общества).

Определяющее влияние оказывает и общая эволюция государственности.

Направление этой эволюции – в формировании мировых надгосударственных

органов и организаций, «просветление» государственных границ, а в некоторых

регионах превращение их в «прозрачные», развитие транснациональных

экономических компаний, трансграничное информационное пространство, новые

формы общения, коммуникации, космические проблемы человечества.

С другой стороны, появление новых кризисных проблем: сепаратиские

движения во многих государствах, необходимость именно государственной

борьбы с терроризмом, наркомафиями, государственные столкновения из-за

нефтяных, газовых и иных сырьевых месторождений, а, в целом, борьба за

энергосистемы. Это и многое другое ведет к усилению значения

государственных образований в жизни народов.

Таким образом, на эволюцию государственности оказывают влияние две

тенденции. Одна ведет к преобразованиям, укреплениям государственных

образований, появлению многих межгосударственных союзов, усиление роли

международных организаций.

Вторая тенденция ведет к идеологии и практики социальной ценности

государства, укрепление национальных основ государственности.

Концепция правового государства

Важнейшей характеристикой такого правового состояния общества

является определенное взаимоотношение права и политической власти,

разработанное либерально-просветительской мыслью в концепции правового

государства. Суть этого взаимоотношения можно свести к трем основным

положениям:

20. категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

21. верховенство закона,

22. разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Один из главных инструментов права - ЗАКОНЫ, а они создаются,

принимаются и наделяются принудительной силой публичной властью,

государством. Если государство принимает законы, ограничивающие права

личности, это право или бесправие? Вот тут-то и срабатывает упомянутое выше

различение права и закона: закон может быть и НЕПРАВЫМ, если он нарушает

основополагающие принципы права (равенство, свобода, справедливость), если

он покушается на "естественные" права и свободы личности.

Поэтому первым принципом правового состояния государства и объявляется

БЕЗУСЛОВНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ, которые "выше"

любого закона, любого нормативно-принудительного акта государства. Кроме

того, само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки

правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть

ограничена законом. В этом смысл принципа ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА. Право

одинаково обязательно и для "власть предержащих", и для подвластных.

Такое самоограничение государства реально возможно только при соблюдении

принципа РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, исключающего монополизацию власти в руках

одного лица или органа. Смысл этого принципа правового государства - в

предотвращении сползания государства к тоталитаризму, в разъединении

государственного монолита на три равноправные части (или "ветви власти"),

которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное - взаимно

контролируют друг друга, не допускают превышения полномочий какой-либо из

властей.

Концепция правового государства, венчающая общий замысел либерально-

просветительской трактовки сущности права, стала значительным теоретическим

достижением философско-правовой мысли. В странах, где эта концепция дошла

до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий

правовой порядок. Однако для большей части человечества, в т.ч. и для нашей

страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно

правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то

вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.

В заключении необходимо отметить, что, безусловно, эти два социальных

института – правовое государство и гражданское общество, в обозримом

времени будут существовать и оказывать свое решающее воздействие на

существование человечества. Иллюзии, что они «отомрут», деградируют, не

оправдались. Их развитие опирается на прочные основы самых глубоких

потребностей человечества. Государственно - правовое существование

человечества – это та найденная форма, которая вот уже пять тысяч лет

помогает человечеству в его движении по пути развития.

Политическая жизнь общества

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе

политологией, политической социологией, политической психологией, а также

философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических

явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли философии,

как философия политики.

Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики

и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и

идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества,

политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и

т.д.

Особое значение имеет выяснение соотношения категорий «власть»,

«политика» с такими фундаментальными философскими категориями как

«свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное,

классовое и общечеловеческое.

Эти вопросы решались так или иначе еще в античной философии, прежде

всего в произведениях Платона и Аристотеля.

Расцвет социально-философских теорий в эпоху Возрождения и Новое время

связан с обоснованием сущности политической, прежде всего государственной

власти в трудах Н. Макиавелли, а также с теорией естественного права Т.

Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы, с исследованием проблемы разделения

властей, гражданского общества и правового государства Дж. Локком и Ш.

Монтескье. Возникают основные направления политической идеологии

—либерализм (Ш. Монтескье), консерватизм (Э. Берк) и тоталитаризм (Ж.-Ж.

Руссо)

Немецкая классическая философия преуспела в исследовании этических

основ права и государства (И. Кант), философии права (Г. Гегель).

Существенный интерес представляет марксистское учение о взаимодействии

политики и экономики, роли насилия в истории, соотношении морали и

политики, происхождении и функциях государства, условиях его отмирания.

Представляют интерес также политические идеи анархизма (М. Бакунин, П.

Кропоткин) и геополитические концепции XX в. (К. Хаусхофер, X. Маккиндер и

др.).

Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества

Одна из важнейших и наиболее древних проблем политики — проблема

власти. Соотношение таких явлений, как власть и политика, носит

диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство

осуществления политики!, с другой — является ее первоосновой. Установление

отношений господства и подчинения, т. е. отношений зависимости между

людьми, и есть власть. В конечном счете власть представляет собой

принуждение человека к деятельности вопреки его воле.

Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-

первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых,

власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах

деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов.

Социальными предпосылками или источниками власти можно считать

групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные

разделением труда, отношениями собственности и т.д.

Функционально власть проявляется через определенный порядок и

согласованность действий сторон, обусловленные их общей материальной

заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и

т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного

согласия, готовности к повиновению. Доказательством тому может служить

исламская революция в Иране: любой политический режим обречен на гибель,

если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей.

Политическая власть является важнейшим элементом политической жизни

общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества

складывается из политической деятельности различных социальных сил. При

этом каждая из них старается реализовать свои политические интересы.

Политика — это регулирование и управление различными сферами общественной

жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых

при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть.

Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая

власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т. е. законна.

Последнее возможно: а) когда власть основана на традициях, например,

монархия; б) является рационально-правовой, т. е. установлена легально,

например, в результате победы на выборах; в) носит харизматический

характер, т. е. имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества

политического вождя'2.

Важно не упустить из виду качественные особенности политики. Ее

отличают универсальность, всеохватывающий характер, способность

воздействовать на любые стороны жизни общества. Вместе с тем политика

реализуется через политические отношения, политические институты и

политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые

закрепляются, институализируются в форме тех или иных политических

организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе и в виде

политической идеологии.

Политическая жизнь общества самым тесным образом связана с экономикой.

Их связь нередко трактуется как взаимодействие политики и экономики. Вопрос

о взаимосвязи и взаимодействии политики и экономики достаточно полно

освещен в трудах К. Маркса и В.И. Ленина. С точки зрения марксизма, уровень

развития материального производства, характер разделения труда, отношения

собственности оказывают существенное влияние на материальные интересы людей

и обусловливают содержание политических теорий и программ. В свою очередь

господствующая политическая идеология, например, идеология рыночной

экономики, может стать предпосылкой появления новой экономической

реальности. Вместе с тем взаимообусловленность политики и экономики не

следует переоценивать, поскольку они не только развиваются по своим

собственным законам (например, законы рынка и законы политической борьбы),

но и по-разному подвержены воздействию таких факторов, как научно-

технический прогресс, экологическая ситуация, национальная психология,

религия и т.д. Причем на том или ином историческом этапе, в конкретном

социуме, каждый из этих факторов может играть решающую роль.

Существенное воздействие на политическую жизнь общества оказывает его

духовная культура, понимаемая как совокупность духовных ценностей, идей,

обычаев, традиций и норм поведения людей. Духовная культура оказывает

существенное влияние на выбор тех или иных форм политических институтов,

например, государственного устройства, обусловливает особенности их

функционирования. Выделяются следующие пути воздействия духовной культуры

на политическую жизнь:

• социализация и формирование отдельных индивидов;

• создание и введение систем ценностей;

• эталоны действий, поведения и поступков;

• создание моделей институтов и социальных системЗ.

Иными словами, духовная культура общества детерминирует все стороны

политической жизни, включая политическое поведение людей и, в конечном

счете, политическую культуру масс.

Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Так,

например, вопрос о роли насилия в истории и его нравственно оправданных

границах остается в центре внимания философии на протяжении всей ее

истории. Современные исследователи Э. Фромм и К. Лоренц пришли к выводу,

что склонность к агрессии по отношению к себе подобным, отличающая человека

от животных, имеет биологические корни4. Другие философы и социологи

указывают на социальные корни этого явления. К их числу можно отнести М.

Вебера, в работе «Политика как призвание и профессия» противопоставившего

«этике убеждения» «этику ответственности». Политик, исповедующий этику

убеждения, фанатично предан какой-то благородной, по его мнению, идее и не

всегда разборчив в средствах ее реализации. Напротив, политик, приверженный

этике ответственности, задумывается об адекватности выбираемых политических

средств осуществления своих идей, испытывает глубокое чувство

ответственности за прямые и косвенные последствия своих поступков. Не

претендуя на окончательное решение проблемы, М. Бебер заключает, что

«должно ли действовать как исповедующий этику убеждения или как

исповедующий этику ответственности, и когда так, а когда по-другому, —

этого никому нельзя предписать»5 поскольку не только разум, но и чувства

играют существенную роль в политической деятельности.

Вместе с тем чувствуется, что личные симпатии немецкого мыслителя на

стороне этики ответственности. Он считает, что если насилие в политике

неизбежно, то надо стремиться к тому, чтобы оно было легитимным, т. е.

основанным на законе.

Важной стороной политической жизни общества является функционирование

его политических институтов. Их совокупность образует политическую

систему общества. Ее элементами являются государство политические партии и

иные общественные организации, деятельность которых носит политический

характер.

Роль государства в политической жизни общества

Важнейший элемент политической системы общества — государство.

Справедливым остается высказанное Ф. Энгельсом в работе «Происхождение

семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что

признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории

и налогов.

Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из

сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить

счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха

и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в

силу договора множества людей с тем, чтобы это лицо обеспечивало им мир и

всеобщую защиту. Близких взглядов придерживался Б. Спиноза!'. Г. Гегель

видел начало государства в насилии2, Ф. Энгельс и В.И. Ленин видели в нем

орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другимЗ М. Вебер

называет государством отношения господства одних людей над другими,

опирающееся на легитимное (считающееся законным) насилие.

Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской

общественной науке. Так, краткий словарь по социологии предлагает

определение, согласно которому государство есть совокупность

взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих

управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых

противников

В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается

«основной институт политической системы общества, организующий,

направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей,

общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой

центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление

этой властью политики»4'.

Государство отличается от других социальных институтов:

• обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.