рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Заратустр

| |и больным телом остаются для меня его слёзы. | |

| |Много больного народу встречалось всегда среди тех,| |

| |кто предаётся грёзам и одержим Богом; яростно | |

| |ненавидят они познающего и ту самую младшую из | |

| |добродетелей, которая зовётся — правдивость. | |

| |Они смотрят всегда назад, в тёмные времена: тогда | |

| |поистине мечта и вера были другими вещами, | |

| |неистовство разума было богоподобием, а сомнение | |

| |грехом. | |

| |Слишком хорошо знаю я этих богоподобных: они хотят,| |

| |чтобы в них верили и чтобы сомнение было грехом. | |

| |Слишком хорошо знаю я также, во что сами они верят | |

| |больше всего. | |

| |Поистине, не в потусторонние миры и искупительные | |

| |капли крови, но в тело больше всего верят они, и на| |

| |своё собственное тело смотрят они как на вещь в | |

| |себе. | |

| |Но болезненной вещью является оно для них — и они | |

| |охотно вышли бы из кожи вон. Поэтому они | |

| |прислушиваются к проповедникам смерти и сами | |

| |проповедуют потусторонние миры. | |

| |Лучше слушайтесь, братья мои, голоса здорового | |

| |тела: это — более правдивый и чистый голос. | |

| |Более правдиво и чище говорит здоровое тело, | |

| |совершенное и прямоугольное; и оно говорит о смысле| |

| |земли. — | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О презирающих тело | |

| | | |

| |К презирающим тело хочу я сказать моё слово. Не | |

| |переучиваться и переучивать должны они меня, но | |

| |только проститься со своим собственным телом — и | |

| |таким образом стать немыми. | |

| |«Я тело и душа» — так говорит ребёнок. И почему не | |

| |говорить, как дети? | |

| |Но пробудившийся, знающий, говорит: я — тело, | |

| |только тело, и ничто больше; а душа есть только | |

| |слово для чего-то в теле. | |

| |Тело — это большой разум, множество с одним | |

| |сознанием, война и мир, стадо и пастырь. | |

| |Орудием твоего тела является также твой маленький | |

| |разум, брат мой; ты называешь «духом» это маленькое| |

| |орудие, эту игрушку твоего большого разума. | |

| |Я говоришь ты и гордишься этим словом. Но больше | |

| |его — во что не хочешь ты верить — тело твоё с его | |

| |большим разумом: оно не говорит Я, но делает Я. | |

| |Что чувствует чувство и что познает ум — никогда не| |

| |имеет в себе своей цели. Но чувство и ум хотели бы | |

| |убедить тебя, что они цель всех вещей: так | |

| |тщеславны они. | |

| |Орудием и игрушкой являются чувство и ум: за ними | |

| |лежит ещё Само. Само ищет также глазами чувств, оно| |

| |прислушивается также ушами духа. | |

| |Само всегда прислушивается и ищет: оно сравнивает, | |

| |подчиняет, завоёвывает, разрушает. Оно господствует| |

| |и является даже господином над Я. | |

| |За твоими мыслями и чувствами, брат мой, стоит | |

| |более могущественный повелитель, неведомый мудрец, | |

| |— он называется Само. В твоём теле он живёт; он и | |

| |есть твоё тело. | |

| |Больше разума в твоём теле, чем в твоей высшей | |

| |мудрости. И кто знает, к чему нужна твоему телу | |

| |твоя высшая мудрость? | |

| |Твоё Само смеётся над твоим Я и его гордыми | |

| |скачками. «Что мне эти скачки и полёты мысли? — | |

| |говорит оно себе. — Окольный путь к моей цели. Я | |

| |служу помочами для Я и суфлёром его понятий». | |

| |Само говорит к Я: «Здесь ощущай боль!» И вот оно | |

| |страдает и думает о том, как бы больше не страдать,| |

| |— и для этого именно должно оно думать. | |

| |Само говорит к Я: «Здесь чувствуй радость!» И вот | |

| |оно радуется и думает о том, как бы почаще | |

| |радоваться, — и для этого именно должно оно думать.| |

| | | |

| |К презирающим тело хочу я сказать слово. То, что | |

| |презирают они, не оставляют они без призора. Что же| |

| |создало призор и презрение и ценность и волю? | |

| |Созидающее Само создало себе призор и презрение, | |

| |оно создало себе радость и горе. Созидающее тело | |

| |создало себе дух как длань своей воли. | |

| |Даже в своём безумии и презрении вы, презирающие | |

| |тело, вы служите своему Само. Я говорю вам: ваше | |

| |Само хочет умереть и отворачивается от жизни. | |

| |Оно уже не в силах делать то, чего оно хочет больше| |

| |всего, — созидать дальше себя. Этого хочет оно | |

| |больше всего, в этом вся страстность его. | |

| |Но теперь это для него слишком поздно — и вот ваше | |

| |Само хочет погибнуть, вы, презирающие тело. | |

| |Ваше Само хочет погибнуть, и потому вы стали | |

| |презирающими тело! Ибо вы уже больше не в силах | |

| |созидать дальше себя. | |

| |И потому вы негодуете на жизнь и землю. | |

| |Бессознательная зависть светится в косом взгляде | |

| |вашего презрения. | |

| |Я не следую вашим путём, вы, презирающие тело! Для | |

| |меня вы не мост, ведущий к сверхчеловеку! — | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О радостях и страстях | |

| |Брат мой, если есть у тебя добродетель и она твоя | |

| |добродетель, то ты не владеешь ею сообща с другими.| |

| | | |

| |Конечно, ты хочешь называть её по имени и ласкать | |

| |её: ты хочешь подёргать её за ушко и позабавиться с| |

| |нею. | |

| |И смотри! Теперь ты обладаешь её именем сообща с | |

| |народом, и сам ты с твоей добродетелью стал народом| |

| |и стадом! | |

| |Лучше было бы тебе сказать: «нет слова, нет | |

| |названия тому, что составляет муку и сладость моей | |

| |души, а также голод утробы моей». | |

| |Пусть твоя добродетель будет слишком высока, чтобы | |

| |доверить её имени: и если ты должен говорить о ней,| |

| |то не стыдись говорить, лепеча. | |

| |Говори, лепеча: «Это моё добро, каким я люблю его, | |

| |каким оно всецело мне нравится, и лишь таким я хочу| |

| |его. | |

| |Не потому я хочу его, чтобы было оно божественным | |

| |законом, и не потому я хочу его, чтобы было оно | |

| |человеческим установлением и человеческой нуждой: | |

| |да не служит оно мне указателем на небо или в рай. | |

| | | |

| |Только земную добродетель люблю я: в ней мало | |

| |мудрости и всего меньше разума всех людей. | |

| |Но эта птица свила у меня гнездо себе, поэтому я | |

| |люблю и прижимаю её к сердцу — теперь на золотых | |

| |яйцах она сидит у меня». | |

| |Так должен ты лепетать и хвалить свою добродетель. | |

| | | |

| |Некогда были у тебя страсти, и ты называл их злыми.| |

| |А теперь у тебя только твои добродетели: они | |

| |выросли из твоих страстей. | |

| |Ты положил свою высшую цель в эти страсти: и вот | |

| |они стали твоей добродетелью и твоей радостью. | |

| |И если б ты был из рода вспыльчивых, или из рода | |

| |сластолюбцев, или изуверов, или людей мстительных: | |

| | | |

| |Всё-таки в конце концов твои страсти обратились бы | |

| |в добродетели и все твои демоны — в ангелов. | |

| |Некогда были дикие псы в погребах твоих, но в конце| |

| |концов обратились они в птиц и прелестных певуний. | |

| | | |

| |Из своих ядов сварил ты себе бальзам свой; ты доил | |

| |корову — скорбь свою, — теперь ты пьёшь сладкое | |

| |молоко её вымени. | |

| |И отныне ничего злого не вырастает из тебя, кроме | |

| |зла, которое вырастает из борьбы твоих | |

| |добродетелей. | |

| |Брат мой, если ты счастлив, то у тебя одна | |

| |добродетель, и не более: тогда легче проходишь ты | |

| |по мосту. | |

| |Почтенно иметь много добродетелей, но это тяжёлая | |

| |участь, и многие шли в пустыню и убивали себя, ибо | |

| |они уставали быть битвой и полем битвы | |

| |добродетелей. | |

| |Брат мой, зло ли война и битвы? Однако это зло | |

| |необходимо, необходимы и зависть, и недоверие, и | |

| |клевета между твоими добродетелями. | |

| |Посмотри, как каждая из твоих добродетелей жаждет | |

| |высшего: она хочет всего твоего духа, чтобы был он | |

| |её глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, | |

| |ненависти и любви. | |

| |Ревнива каждая добродетель в отношении другой, а | |

| |ревность — ужасная вещь. Даже добродетели могут | |

| |погибнуть из-за ревности. | |

| |Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец,| |

| |подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя.| |

| | | |

| |Ах, брат мой, разве ты никогда ещё не видел, как | |

| |добродетель клевещет на себя и жалит самое себя? | |

| |Человек есть нечто, что должно превзойти; и оттого | |

| |должен ты любить свои добродетели — ибо от них ты | |

| |погибнешь. | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О бледном преступнике | |

| | | |

| |Вы не хотите убивать, вы, судьи и | |

| |жертвоприносители, пока животное не наклонит | |

| |головы? Взгляните, бледный преступник склонил | |

| |голову, из его глаз говорит великое презрение. | |

| |«Моё Я есть нечто, что должно превзойти: моё Я | |

| |служит для меня великим презрением к человеку» — | |

| |так говорят глаза его. | |

| |То, что он сам осудил себя, было его высшим | |

| |мгновением; не допускайте, чтобы тот, кто | |

| |возвысился, опять опустился в свою пропасть! | |

| |Нет спасения для того, кто так страдает от себя | |

| |самого, — кроме быстрой смерти. | |

| |Ваше убийство, судьи, должно быть жалостью, а не | |

| |мщением. И, убивая, блюдите, чтобы сами вы | |

| |оправдывали жизнь! | |

| |Недостаточно примириться с тем, кого вы убиваете. | |

| |Ваша печаль да будет любовью к сверхчеловеку: так | |

| |оправдаете вы свою всё ещё жизнь! | |

| |«Враг» должны вы говорить, а не «злодей»; «больной»| |

| |должны вы говорить, а не «негодяй»; «сумасшедший» | |

| |должны вы говорить, а не «грешник». | |

| |И ты, красный судья, если бы ты громко сказал всё, | |

| |что ты совершил уже в мыслях, каждый закричал бы: | |

| |«Прочь эту скверну и этого ядовитого червя!» | |

| |Но одно — мысль, другое — дело, третье — образ | |

| |дела. Между ними не вращается колесо причинности. | |

| |Образ сделал этого бледного человека бледным. На | |

| |высоте своего дела был он, когда он совершал его; | |

| |но он не вынес его образа, когда оно совершилось. | |

| |Всегда смотрел он на себя как на свершителя одного | |

| |свершения. Безумием называю я это: исключение | |

| |обернулось ему сущностью его. | |

| |Черта околдовывает курицу; чертовщина, которой он | |

| |отдался, околдовывает его бедный разум — безумием | |

| |после дела называю я это. | |

| |Слушайте вы, судьи! Другое безумие существует ещё —| |

| |это безумие перед делом. Ах, вы вползли | |

| |недостаточно глубоко в эту душу! | |

| |Так говорит красный судья: «но ради чего убил этот | |

| |преступник? Он хотел ограбить». | |

| |Но я говорю вам: душа его хотела крови, а не | |

| |грабежа — он жаждал счастья ножа! | |

| |Но его бедный разум не понял этого безумия и убедил| |

| |его. «Что толку в крови! — говорил он. — Не хочешь | |

| |ли ты по крайней мере совершить при этом грабёж? | |

| |Отмстить?» | |

| |И он послушался своего бедного разума: как свинец, | |

| |легла на него его речь — и вот, убивая, он ограбил.| |

| |Он не хотел стыдиться своего безумия. | |

| |И теперь опять свинец его вины лежит на нём, и | |

| |опять его бедный разум стал таким затёкшим, таким | |

| |расслабленным, таким тяжёлым. | |

| |Если бы только он мог тряхнуть головою, его бремя | |

| |скатилось бы вниз; но кто тряхнёт эту голову? | |

| |Что такое этот человек? Куча болезней, через дух | |

| |проникающих в мир: там ищут они своей добычи. | |

| |Что такое этот человек? Клубок диких змей, которые | |

| |редко вместе бывают спокойны, — и вот они | |

| |расползаются и ищут добычи в мире. | |

| |Взгляните на это бедное тело! Что оно выстрадало и | |

| |чего страстно желало, вот что пыталась объяснить | |

| |себе эта бедная душа — она объясняла это как | |

| |радость убийства и алчность к счастью ножа. | |

| |Кто теперь становится больным, на того нападает | |

| |зло, которое теперь считается злом: страдание хочет| |

| |он причинять тем самым, что ему причиняет | |

| |страдание. Но были другие времена и другое зло и | |

| |добро. | |

| |Некогда были злом сомнение и воля к самому себе. | |

| |Тогда становился больной еретиком и колдуном: как | |

| |еретик и колдун, страдал он и хотел заставить | |

| |страдать других. | |

| |Но это не вмещается в ваши уши: это вредит вашим | |

| |добрым, говорите вы мне. Но что мне за дело до | |

| |ваших добрых! | |

| |Многое в ваших добрых вызывает во мне отвращение, и| |

| |поистине не их зло. Я хотел бы, чтобы безумие | |

| |охватило их, от которого они бы погибли, как этот | |

| |бледный преступник! | |

| |Поистине, я хотел бы, чтобы их безумие называлось | |

| |истиной, или верностью, или справедливостью; но у | |

| |них есть своя добродетель, чтобы долго жить в | |

| |жалком довольстве собою. | |

| |Я — перила моста на стремительном потоке: держись | |

| |за меня, кто может за меня держаться. Но вашим | |

| |костылём не служу я. | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О чтении и письме | |

| | | |

| |Из всего написанного люблю я только то, что пишется| |

| |своей кровью. Пиши кровью — и ты узнаешь, что кровь| |

| |есть дух. | |

| |Не легко понять чужую кровь: я ненавижу читающих | |

| |бездельников. | |

| |Кто знает читателя, тот ничего не делает для | |

| |читателя. Ещё одно столетие читателей — и дух сам | |

| |будет смердеть. | |

| |То, что каждый имеет право учиться читать, портит | |

| |надолго не только писание, но и мысль. | |

| |Некогда дух был Богом, потом стал человеком, а ныне| |

| |становится он даже чернью. | |

| |Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его | |

| |не читали, а заучивали наизусть. | |

| |В горах кратчайший путь — с вершины на вершину; но | |

| |для этого надо иметь длинные ноги. Притчи должны | |

| |быть вершинами: и те, к кому говорят они, — | |

| |большими и рослыми. | |

| |Воздух разрежённый и чистый, опасность близкая и | |

| |дух, полный радостной злобы, — всё это хорошо идёт | |

| |одно к другому. | |

| |Я хочу, чтобы вокруг меня были кобольды, ибо | |

| |мужествен я. Мужество гонит призраки, само создаёт | |

| |себе кобольдов — мужество хочет смеяться. | |

| |Я не чувствую больше вместе с вами: эта туча, что я| |

| |вижу под собой, эта чернота и тяжесть, над которыми| |

| |я смеюсь, — такова ваша грозовая туча. | |

| |Вы смотрите вверх, когда вы стремитесь подняться. А| |

| |я смотрю вниз, ибо я поднялся. | |

| |Кто из вас может одновременно смеяться и быть | |

| |высоко? | |

| |Кто поднимается на высочайшие горы, тот смеётся над| |

| |всякой трагедией сцены и жизни. | |

| |Беззаботными, насмешливыми, сильными — такими хочет| |

| |нас мудрость: она — женщина и любит всегда только | |

| |воина. | |

| |Вы говорите мне: «жизнь тяжело нести». Но к чему | |

| |была бы вам ваша гордость поутру и ваша покорность | |

| |вечером? | |

| |Жизнь тяжело нести; но не притворяйтесь же такими | |

| |нежными! Мы все прекрасные вьючные ослы и ослицы. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.