рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Заратустр

| |Видел ли ты своего друга спящим? Испугался ли ты, | |

| |что так выглядит твой друг? О мой друг, человек | |

| |есть нечто, что должно превзойти. | |

| |Мастером в угадывании и молчании должен быть друг: | |

| |не всего следует тебе домогаться взглядом. Твой сон| |

| |должен выдать тебе, что делает твой друг, когда | |

| |бодрствует. | |

| |Пусть будет твоё сострадание угадыванием: ты должен| |

| |сперва узнать, хочет ли твой друг сострадания. Быть| |

| |может, он любит в тебе несокрушённый взор и взгляд | |

| |вечности. | |

| |Пусть будет сострадание к другу сокрыто под твёрдой| |

| |корой, на ней должен ты изгрызть себе зубы. Тогда | |

| |оно будет иметь свою тонкость и сладость. | |

| |Являешься ли ты чистым воздухом, и одиночеством, и | |

| |хлебом, и лекарством для своего друга? Иной не | |

| |может избавиться от своих собственных цепей, но | |

| |является избавителем для друга. | |

| |Не раб ли ты? Тогда ты не можешь быть другом. Не | |

| |тиран ли ты? Тогда ты не можешь иметь друзей. | |

| |Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. | |

| |Поэтому женщина не способна ещё к дружбе: она знает| |

| |только любовь. | |

| |В любви женщины есть несправедливость и слепота ко | |

| |всему, чего она не любит. Но и в знаемой любви | |

| |женщины есть всегда ещё внезапность, и молния, и | |

| |ночь рядом со светом. | |

| |Ещё не способна женщина к дружбе: женщины всё ещё | |

| |кошки и птицы. Или, в лучшем случае, коровы. | |

| |Ещё не способна женщина к дружбе. Но скажите мне | |

| |вы, мужчины, кто же среди вас способен к дружбе? | |

| |О мужчины, ваша бедность и ваша скупость души! | |

| |Сколько даёте вы другу, столько даю я даже своему | |

| |врагу и не становлюсь от того беднее. | |

| |Существует товарищество; пусть будет и дружба! | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О тысяче и одной цели | |

| | | |

| |Много стран видел Заратустра и много народов — так | |

| |открыл он добро и зло многих народов. Большей | |

| |власти не нашёл Заратустра на земле, чем добро и | |

| |зло. | |

| |Ни один народ не мог бы жить, не сделав сперва | |

| |оценки: если хочет он сохранить себя, он не должен | |

| |оценивать так, как оценивает сосед. | |

| |Многое, что у одного народа называлось добром, у | |

| |другого называлось глумлением и позором — так нашёл| |

| |я. Многое, что нашёл я, здесь называлось злом, а | |

| |там украшалось пурпурной мантией почести. | |

| |Никогда один сосед не понимал другого: всегда | |

| |удивлялась душа его безумству и злобе соседа. | |

| |Скрижаль добра висит над каждым народом. Взгляни, | |

| |это скрижаль преодолений его; взгляни, это голос | |

| |воли его к власти. | |

| |Похвально то, что кажется ему трудным; всё | |

| |неизбежное и трудное называет он добром; а то, что | |

| |ещё освобождает от величайшей нужды, — редкое и | |

| |самое трудное — зовёт он священным. | |

| |Всё способствующее тому, что он господствует, | |

| |побеждает и блестит на страх и зависть своему | |

| |соседу, — всё это означает для него высоту, начало,| |

| |мерило и смысл всех вещей. | |

| |Поистине, брат мой, если узнал ты потребность | |

| |народа, и страну, и небо, и соседа его, ты, | |

| |несомненно, угадал и закон его преодолении, и | |

| |почему он восходит по этой лестнице к своей | |

| |надежде. | |

| |«Всегда ты должен быть первым и стоять впереди | |

| |других; никого не должна любить твоя ревнивая душа,| |

| |кроме друга» — слова эти заставляли дрожать душу | |

| |грека; и шёл он своей стезёю величия. | |

| |«Говорить правду и хорошо владеть луком и стрелою» | |

| |казалось в одно и то же время и мило и тяжело тому | |

| |народу, от которого идёт имя моё, — имя, которое | |

| |для меня в одно и то же время и мило и тяжело. | |

| |«Чтить отца и матерь и до глубины души служить воле| |

| |их» — эту скрижаль преодоления навесил на себя | |

| |другой народ и стал чрез это могучим и вечным. | |

| |«Соблюдать верность и ради верности полагать честь | |

| |и кровь даже на дурные и опасные дела» — так | |

| |поучаясь, преодолевал себя другой народ, и, так | |

| |преодолевая себя, стал он чреват великими | |

| |надеждами. | |

| |Поистине, люди дали себе всё добро и всё зло своё. | |

| |Поистине, они не заимствовали и не находили его, | |

| |оно не упало к ним, как глас с небес. | |

| |Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы | |

| |сохранить себя, — он создал сперва смысл вещам, | |

| |человеческий смысл! Поэтому называет он себя | |

| |«человеком», т. е. оценивающим. | |

| |Оценивать — значит созидать: слушайте, вы, | |

| |созидающие! Оценивать — это драгоценность и | |

| |жемчужина всех оцененных вещей. | |

| |Через оценку впервые является ценность; и без | |

| |оценки был бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, | |

| |созидающие! | |

| |Перемена ценностей — это перемена созидающих. | |

| |Постоянно уничтожает тот, кто должен быть | |

| |созидателем. | |

| |Созидающими были сперва народы и лишь позднее | |

| |отдельные личности; поистине, сама отдельная | |

| |личность есть ещё самое юное из творений. | |

| |Народы некогда наносили на себя скрижаль добра. | |

| |Любовь, желающая господствовать, и любовь, желающая| |

| |повиноваться, вместе создали себе эти скрижали. | |

| |Тяга к стаду старше происхождением, чем тяга к Я; и| |

| |покуда чистая совесть именуется стадом, лишь | |

| |нечистая совесть говорит: Я. | |

| |Поистине, лукавое Я, лишённое любви, ищущее своей | |

| |пользы в пользе многих, — это не начало стада, а | |

| |гибель его. | |

| |Любящие были всегда и созидающими, они создали | |

| |добро и зло. Огонь любви и огонь гнева горит на | |

| |именах всех добродетелей. | |

| |Много стран видел Заратустра и много народов; | |

| |большей власти не нашёл Заратустра на земле, чем | |

| |дела любящих: «добро» и «зло» — имя их. | |

| |Поистине, чудовищем является власть этих похвал и | |

| |этой хулы. Скажите, братья, кто победит его мне? | |

| |Скажите, кто набросит этому зверю цепь на тысячу | |

| |голов? | |

| |Тысяча целей существовала до сих пор, ибо | |

| |существовала тысяча народов. Недостает ещё только | |

| |цепи для тысячи голов, недостаёт единой цели. Ещё у| |

| |человечества нет цели. | |

| |Но скажите же мне, братья мои: если человечеству | |

| |недостаёт ещё цели, то, быть может, недостает ещё и| |

| |его самого? — | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О любви к ближнему | |

| | | |

| |Вы жмётесь к ближнему, и для этого есть у вас | |

| |прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к | |

| |ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе. | |

| |Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из | |

| |этого сделать себе добродетель; но я насквозь вижу | |

| |ваше «бескорыстие». | |

| |Ты старше, чем Я; Ты признано священным, но ещё не | |

| |Я: оттого жмётся человек к ближнему. | |

| |Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее я | |

| |советую вам бежать от ближнего и любить дальнего! | |

| |Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и | |

| |будущему; выше ещё, чем любовь к человеку, ставлю я| |

| |любовь к вещам и призракам. | |

| |Этот призрак, витающий перед тобою, брат мой, | |

| |прекраснее тебя; почему же не отдаёшь ты ему свою | |

| |плоть и свои кости? Но ты страшишься и бежишь к | |

| |своему ближнему. | |

| |Вы не выносите самих себя и недостаточно себя | |

| |любите; и вот вы хотели бы соблазнить ближнего на | |

| |любовь и позолотить себя его заблуждением. | |

| |Я хотел бы, чтобы все ближние и соседи их стали для| |

| |вас невыносимы; тогда вы должны бы были из самих | |

| |себя создать своего друга с переполненным сердцем | |

| |его. | |

| |Вы приглашаете свидетеля, когда хотите хвалить | |

| |себя; и когда вы склонили его хорошо думать о вас, | |

| |сами вы хорошо думаете о себе. | |

| |Лжёт не только тот, кто говорит вопреки своему | |

| |знанию, но ещё больше тот, кто говорит вопреки | |

| |своему незнанию. Именно так говорите вы о себе при | |

| |общении с другими и обманываете соседа насчёт себя.| |

| | | |

| |Так говорит глупец: «Общение с людьми портит | |

| |характер, особенно когда нет его». | |

| |Один идёт к ближнему, потому что он ищет себя, а | |

| |другой — потому что он хотел бы потерять себя. Ваша| |

| |дурная любовь к самим себе делает для вас из | |

| |одиночества тюрьму. | |

| |Дальние оплачивают вашу любовь к ближнему; и если | |

| |вы соберётесь впятером, шестой должен всегда | |

| |умереть. | |

| |Я не люблю ваших празднеств; слишком много лицедеев| |

| |находил я там, и даже зрители вели себя часто как | |

| |лицедеи. | |

| |Не о ближнем учу я вас, но о друге. Пусть друг | |

| |будет для вас праздником земли и предчувствием | |

| |сверхчеловека. | |

| |Я учу вас о друге и переполненном сердце его. Но | |

| |надо уметь быть губкою, если хочешь быть любимым | |

| |переполненными сердцами. | |

| |Я учу вас о друге, в котором мир предстоит | |

| |завершённым, как чаша добра, — о созидающем друге, | |

| |всегда готовом подарить завершённый мир. | |

| |И как мир развернулся для него, так опять он | |

| |свёртывается вместе с ним, подобно становлению | |

| |добра и зла, подобно становлению цели из случая. | |

| |Будущее и самое дальнее пусть будет причиною твоего| |

| |сегодня: в своём друге ты должен любить | |

| |сверхчеловека как свою причину. | |

| |Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам — я | |

| |советую вам любовь к дальнему. | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О пути созидающего | |

| | | |

| |Ты хочешь, брат мой, идти в уединение? Ты хочешь | |

| |искать дороги к самому себе? Помедли ещё немного и | |

| |выслушай меня. | |

| |«Кто ищет, легко сам теряется. Всякое уединение | |

| |есть грех» — так говорит стадо. И ты долго | |

| |принадлежал к стаду. | |

| |Голос стада будет звучать ещё и в тебе! И когда ты | |

| |скажешь: «у меня уже не одна совесть с вами», — это| |

| |будет жалобой и страданием. | |

| |Смотри, само это страдание породила ещё единая | |

| |совесть: и последнее мерцание этой совести горит | |

| |ещё на твоей печали. | |

| |Но ты хочешь следовать голосу своей печали, который| |

| |есть путь к самому себе? Покажи же мне на это своё | |

| |право и свою силу! | |

| |Являешь ли ты собой новую силу и новое право? | |

| |Начальное движение? Самокатящееся колесо? Можешь ли| |

| |ты заставить звёзды вращаться вокруг себя? | |

| |Ах, так много вожделеющих о высоте! Так много | |

| |видишь судорог честолюбия! Докажи мне, что ты не из| |

| |вожделеющих и не из честолюбцев! | |

| |Ах, как много есть великих мыслей, от которых проку| |

| |не более, чем от воздуходувки: они надувают и | |

| |делают ещё более пустым. | |

| |Свободным называешь ты себя? Твою господствующую | |

| |мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо | |

| |с себя. | |

| |Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя?| |

| |Таких не мало, которые потеряли свою последнюю | |

| |ценность, когда освободились от рабства. | |

| |Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! | |

| |Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный | |

| |для чего? | |

| |Можешь ли ты дать себе своё добро и своё зло и | |

| |навесить на себя свою волю, как закон? Можешь ли ты| |

| |быть сам своим судьёю и мстителем своего закона? | |

| |Ужасно быть лицом к лицу с судьёю и мстителем | |

| |собственного закона. Так бывает брошена звезда в | |

| |пустое пространство и в ледяное дыхание | |

| |одиночества. | |

| |Сегодня ещё страдаешь ты от множества, ты, | |

| |одинокий: сегодня ещё есть у тебя всё твоё мужество| |

| |и твои надежды. | |

| |Но когда-нибудь ты устанешь от одиночества, | |

| |когда-нибудь гордость твоя согнётся и твоё мужество| |

| |поколеблется. Когда-нибудь ты воскликнешь: «я | |

| |одинок!» | |

| |Когда-нибудь ты не увидишь более своей высоты, а | |

| |твоё низменное будет слишком близко к тебе; твоё | |

| |возвышенное будет даже пугать тебя, как призрак. | |

| |Когда-нибудь ты воскликнешь: «Всё — ложь!» | |

| |Есть чувства, которые грозят убить одинокого; если | |

| |это им не удаётся, они должны сами умереть! Но | |

| |способен ли ты быть убийцею? | |

| |Знаешь ли ты, брат мой, уже слово «презрение»? И | |

| |муку твоей справедливости — быть справедливым к | |

| |тем, кто тебя презирает? | |

| |Ты принуждаешь многих переменить о тебе мнение — | |

| |это ставят они тебе в большую вину. Ты близко | |

| |подходил к ним и всё-таки прошёл мимо — этого они | |

| |никогда не простят тебе. | |

| |Ты стал выше их; но чем выше ты подымаешься, тем | |

| |меньшим кажешься ты в глазах зависти. Но больше | |

| |всех ненавидят того, кто летает. | |

| |«Каким образом хотели вы быть ко мне справедливыми!| |

| |— должен ты говорить. — Я избираю для себя вашу | |

| |несправедливость как предназначенный мне удел». | |

| |Несправедливость и грязь бросают они вослед | |

| |одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть | |

| |звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что! | |

| | | |

| |И остерегайся добрых и праведных! Они любят | |

| |распинать тех, кто изобретает для себя свою | |

| |собственную добродетель, — они ненавидят одинокого.| |

| | | |

| |Остерегайся также святой простоты! Всё для неё | |

| |нечестиво, что не просто; она любит играть с огнём | |

| |— костров. | |

| |И остерегайся также приступов своей любви! Слишком | |

| |скоро протягивает одинокий руку тому, кто с ним | |

| |повстречается. | |

| |Иному ты должен подать не руку, а только лапу — и я| |

| |хочу, чтобы у твоей лапы были когти. | |

| |Но самым опасным врагом, которого ты можешь | |

| |встретить, будешь всегда ты сам; ты сам | |

| |подстерегаешь себя в пещерах и лесах. | |

| |Одинокий, ты идёшь дорогою к самому себе! И твоя | |

| |дорога идёт впереди тебя самого и твоих семи | |

| |дьяволов! | |

| |Ты будешь сам для себя и еретиком, и колдуном, и | |

| |прорицателем, и глупцом, и скептиком, и | |

| |нечестивцем, и злодеем. | |

| |Надо, чтобы ты сжёг себя в своём собственном | |

| |пламени: как же мог бы ты обновиться, не сделавшись| |

| |сперва пеплом! | |

| |Одинокий, ты идёшь путём созидающего: Бога хочешь | |

| |ты себе создать из своих семи дьяволов! | |

| |Одинокий, ты идёшь путём любящего: самого себя | |

| |любишь ты и потому презираешь ты себя, как | |

| |презирают только любящие. | |

| |Созидать хочет любящий, ибо он презирает! Что знает| |

| |о любви тот, кто не должен был презирать именно то,| |

| |что любил он! | |

| |Со своей любовью и своим созиданием иди в своё | |

| |уединение, брат мой, и только позднее, прихрамывая,| |

| |последует за тобой справедливость. | |

| |С моими слезами иди в своё уединение, брат мой. Я | |

| |люблю того, кто хочет созидать дальше самого себя и| |

| |так погибает. — | |

| |Так говорил Заратустра. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.